Положение об оценивании уровня подготовки обучающихся по курсу ОРКСЭ.pdf

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Титовская средняя общеобразовательная школа

РАССМОТРЕНО
педагогическим советом
МБОУ Титовской СОШ
протокол № 4 от 11.01.2016 г.
Председатель ПС:
_____________ Артамонов С.П.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Титовской СОШ:
__________Артамонов С.П.
приказ № 4 от 11.01.2016 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
об оценивании уровня подготовки обучающихся
по курсу «Основы религиозных культур
и светской этики»

Сл. Титовка
2016 г.
1

1. Общие положения.
1.1. Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у четвероклассников мотиваций к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении
культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к
диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
1.2. Особенности преподавания курса ОРКСЭ:
- курс носит культурологический, воспитательный характер;
- является обязательным для изучения в 4-х классах всех общеобразовательных
учреждениях России с 1 сентября 2012 года;
- является комплексным и состоит из 6 модулей: «Основы православной культуры»
(ОПК), «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики»,
«Основы исламской культур», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской
культуры». Вместе с тем учебный курс является единой учебно-воспитательной
системой. Содержание всех модулей группируется вокруг трѐх базовых
национальных ценностей: Отечество, Семья, Культурная традиция. Все модули
согласуются между собой по педагогическим целям, задачам и требованиям;
- модульное построение учебного курса реализует право на свободный выбор
обучающимися и их родителями (законными представителями) одного из модулей
курса.
2. Место системы оценки в педагогических технологиях достижения стандарта.
2.1. Система оценивания занимает особое место в педагогических
технологиях достижения Требований стандартов и конкретизирующих их
планируемых результатах освоения программ начального образования.
Она выполняет функции одного из основных компонентов программы и ее
регулятора. Фактически, именно система оценивания обеспечивает единство
подходов, существующих в вариативной системе общего образования.
Оценивание как самого процесса познания, так и его результатов
рассматривается как одна из самостоятельных важных целей обучения, призванных
помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения,
которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в
познании.
2.2. Основные требования к системе оценивания, ее цели и задачи можно
сформулировать следующим образом:
- установить, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;
2

- дать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и
процессе учения,
- отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении Требований
стандарта и в частности, в достижении планируемых результатах освоения программ
начального образования,
- обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей,
- отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.
2.3. Система оценивания направлена на получение информации, позволяющей
-учащимся – обрести уверенность в возможности успешного включения в систему
непрерывного образования,
-родителям – отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка,
-учителям – выносить суждения об эффективности программы обучения, об
индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся, и, в частности, о том
- происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стремятся ли они к
более глубоким и основательным знаниям,
- начинают ли учащиеся осознавать, что реальные проблемы требуют интеграции
знаний из разных предметных областей,
- совершенствуют ли учащиеся полученные учебные умения и навыки, наращивают
ли свои знания с тем, чтобы более успешно продвигаться в обучении, находить
решения учебных задач,
- обнаруживают ли дети как умение работать индивидуально, так и способность к
совместной учебной деятельности.
В оценивание призвано стимулировать учение посредством:
- оценки исходного знания ребенка, того опыта, который им привнесен в
выполнение задания или в изучение темы;
- учета индивидуальных или групповых потребностей в учебном процессе;
- учета особенностей способов проявления понимания изученного на данном этапе
учебного процесса и данным ребенком;
- побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке их собственных работ
и процесса их выполнения.
3. Достижение результатов.
3.1. Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской
этики»
должно быть направлено на достижение следующих результатов: личностных,
метапредметных и предметных.
Требования к личностным результатам:
3

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических
ценностных ориентаций;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие
доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм
регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности; поиска средств ее осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить
соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера
ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и
познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
- готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и
сотрудничества;

4

- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о
распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении
российской государственности; формирование первоначального представления об
отечественной
религиозно-культурной
традиции
как
духовной
основе
многонационального многоконфессионального народа России;
- осознание ценности человеческой жизни.
4. Оценивание результатов усвоения курса.
4.1. При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки.
Подходы к оцениванию могут быть представлены системой вербального поощрения,
похвалой, одобрением.
4.2. Оценка усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ включает предметные,
метапредметные результаты и результаты развития личностных качеств.
Критерии результатов усвоения курса
Предметные результаты:
- знание и принятие ценностей;
- понимание светской и религиозной
морали для выстраивания
конструктивных отношений;
- осознание и принятие нравственной
нравственности и духовности в жизни.
Метапредметные результаты

Личностные качества

Инструментарий
- тесты,
- составление словарей терминов и
понятий,
- контрольно - измерительные
материалы,
- защита проектов.
- творческие работы,
- участие в конференциях,
- диспуты,
- ролевые игры,
- тесты,
- тренинги.
- диагностика качеств личности,
- портфолио.

5

4.3. Система оценивания строится на основе следующих общих для всех
программ начального образования принципов:
1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом
интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения
используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое,
промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями
оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
3. Оценивать можно только то, чему учат.
4. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и
педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
5. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в
контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
5. Методы организации контроля
5.1. Для оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и
навыков, а также успешности воспитательной деятельности в классе и наличия
зачатков ценностного мышления учитель может использовать:
- педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение дает возможность
проследить динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений
личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые стороны
и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям учебной
деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении
воспитательных задач в рамках курса ОРКСЭ;
- самооценка учащихся по результатам урока (или внеурочного мероприятия). В
данном случае, используются листы самооценки учащихся (приложение 1), которые
раздаются в начале изучения новой темы или групповой работы. Кроме того, листы
самооценки могут использоваться для закрепления знаний, полученных на уроке, и
стимулирования мотивации к дальнейшему поиску информации.
5.2. Система оценивания курса содержит диагностику теоретических знаний и
диагностику личностных изменений учащихся (приложение 2).
Для диагностики теоретических знаний разрабатываются тестовые задания всех
видов, анкеты, викторины, кроссворды.
Для диагностики личностных изменений учащихся реализуется мониторинг
духовно-нравственного развития учащихся 4-ых классов, ведѐтся Портфолио
ученика.
5.3. Портфолио ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в
которые могут входить творческие работы, лучшие работы, отражающие динамику
6

ученика, самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из
дополнительных источников, доклады, сообщения, проектные работы и пр.
6. Ведение документации
6.1. По
курсу составляется рабочая программа с календарно-тематическим
планированием на год, которое является основой планирования педагогической
деятельности учителя.
6.2. Классный журнал является главным документом учителя и заполняется
соответственно программе. Отметки не выставляются.
6.3. На предметной странице в классном журнале заполняются:
- список обучающихся,
- название предмета без сокращений в соответствии с учебным планом – «Основы
религиозных культур и светской этики», далее указывается название модуля
учебной группы – например «Основы православной культуры».
- ФИО учителя,
- даты проведения и темы уроков.
7. Права и обязанности субъектов контрольно-оценочной деятельности.
7.1. Между учителем, учащимися, родителями учащихся и администрацией школы в
рамках безотметочного обучения по курсу ОРКСЭ необходимо строить
равноправное сотрудничество.
7.2. Учащийся имеет право на ошибку и время на ее ликвидацию.
7.3. Учитель имеет право:
- определять содержание оценочной деятельности в соответствии с тематическим
планированием;
- оценивать учащихся только относительно их собственных возможностей и
достижений.
7.4. Учитель обязан:
- доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся.
7.5. Родитель имеет право:
- знать о принципах и способах оценивания курса ОРКСЭ в школе;
- на получение достоверной информации об успехах и достижениях своего ребенка;
7

- на индивидуальные консультации с учителем по поводу проблем, трудностей и
путей преодоления их у своего ребенка.
7.6. Родитель обязан:
- соблюдать правила данного Положения;
- информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с
которыми родитель сталкивается в домашних условиях;
- посещать родительские собрания, на которых идет просветительская работа по
оказанию помощи в образовании детей.

Приложение 1
8

Лист самооценки 1.
Я хорошо выполнил свою работу на уроке;
Я мог выполнить работу значительно лучше;
Я плохо работал на уроке.

Лист самооценки 2.
(для определения уровня вовлеченности и участия в групповой работе)
В ходе проекта я...
Всегда Иногда Никогда
Предлагал новые идеи и направления
Определял цели, ставил задачи
Ждал помощи от участников группы
Принимал участие в совместной работе
Задавал вопросы, искал факты, спрашивал
разъяснения
Помогал группе в выборе правильных
решений
Анализировал, обобщал точки зрения, делал
выводы
Находил и исправлял ошибки
Оказывал помощь, откликался на работу
других
Преодолевал трудности, добивался
достижения результата
Осознавал ответственность за общее дело
Стимулировал дискуссию, предлагая
различные точки зрения
Лист самооценки 3.
Тема урока или внеклассного
мероприятия____________________________________________________________
1. На уроке мне больше всего
понравилось…___________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2. На уроке мне не понравилось… ___________________________________________
9

_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________

3. Из урока мне запомнилось…_____________________________________________
_________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
4. Мне захотелось узнать больше о…._______________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________

Приложение 2
Диагностирование качеств образовательных результатов в течение года.
Форма
результат
а
Знание,
понимани
е

Критерии
(признак, основание
оценки)
Знание культурных и
религиозных традиций
многонационального
народа России

Показатели (что наблюдать,
отслеживать, измерять)

Осведомленность в
основах православной,
мусульманской,
буддийской, иудейской
культур, основами
мировых религиозных
культур и светской
этики
Обобщенные знания
понятий духовной
культуры
и морали

Знает термины,
определения, понятия,
святые места, основные
постулаты священных книг

Составление
словаря
Отзывы о
посещении
святых мест
Презентации
Эссе

1. Умеет рассказать,
назвать, что относится к
духовной культуре,
рассуждать на эту тему
2. Знает, понимает
основные светские и
религиозные моральные

Презентации
Эссе
Обсуждение
конкретных
ситуаций

Знает символы, традиции,
обряды, праздники,
атрибуты разных народов
России (светских и
религиозных)

Инструментарий
измерения (чем
измерять)
Тесты
Анкеты
Беседы

10

нормы
Понимание значения
нравственных норм и
ценностей для
достойной
жизни личности, семьи,
общества

Отношение,
переживание,
чувства

Уважение культурных и
религиозных традиций
многонационального
народа России

Ценностно-смысловые
мировоззренческие
основы

Поведени
е

Нравственно
ориентированное
поведение

1. Знает и применяет
«золотое правило
нравственности»
2. Может ответить на
вопросы:
стыдно, совестно ли ему и
почему.
3. Умеет оценивать
поступки как «хорошие»
или «плохие» и применять в
поведении нравственные
нормы взаимоотношений в
семье, школе, с друзьями

Результаты
деятельности

1. Высказывается позитивно
о других культурах,
религиях, языках
2. Использует элементы
религиозных и культурных
традиций в общественной
жизни
3. Бережно относится (не
ломает, не портит) атрибуты
других народов
1. Может объяснить, что
для него значить семья,
Родина, друзья, взрослые,
учителя
2.Адекватность знаний и
поведения
1. Уровень и глубина
выполнения с родителями
домашних заданий
2. Умение сотрудничать,
работать в группе
3. Умеет сопереживать,
помогать другим.
4. Умение вести себя дома и
в общественных местах,
соблюдая правила

Наблюдения
Опрос
Презентации
Эссе

Опрос
родителей
Беседы
Тестирование
Составление
генеалогическог
о
дерева
Смоделированн
ые
ситуации

Беседа
Ролевая игра
Наблюдение

Домашние
задания
Тренинг
Результаты
деятельности
Участие в
акциях
Опрос
родителей
Наблюдение
11

Поведени
е

Способность общению в
полиэтнической и
многоконфессиональной
среде

1. Умеет строить
позитивные отношения,
дружить с людьми других
национальностей
2. Организует и участвует в
праздниках и мероприятиях
различных конфессий

Наблюдение
Беседа
Анкета

Умение вести диалог с
представителями других
культур и
мировоззрений

1. Доброжелательность,
Наблюдение
терпимость в отношении к
Тренинг
окружающим, нетерпимость Ролевая игра
к любым видам насилия и
готовность противостоять
им.
2. Умеет задавать вопросы и
слушать, не перебивая
3. Умеет аргументировать
свою позицию, приводить в
подтверждение факты и
убеждать другого человека

12

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».