Положение об адаптированной рабочей программе по предмету для обучающихся с задержкой психического развития.pdf

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Титовская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО
методическим советом
МБОУ Титовской СОШ
протокол № 1 от 30 .08.2018 г.
Председатель МС
___________ Артамонова В.А.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Титовской СОШ
____________Артамонов С.П.
приказ № 114/3 от 30.08.2018 г.

Положение
об адаптированной рабочей программе по предмету
для обучающихся с задержкой психического развития
в МБОУ Титовской СОШ.

сл. Титовка
2018 г.
1

I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
1.Законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от
29.12.2012 г);
2.Приказом Министерства образования Российской Федерации № 1015 от 30
августа 2013 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам, образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»
3.Уставом школы.
1.2. Адаптированная рабочая программа по учебному предмету – это нормативноправовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме,
предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню
подготовки обучающихся по определенной учебной дисциплине учебного плана
школы, условиям и результату образования обучающихся с ЗПР.
Адаптированная рабочая программа определяет цели, содержание и логическую
последовательность усвоения элементов содержания материала по предмету.
1.3. Цель адаптированной рабочей программы — создание условий для
планирования, организации и управления образовательным процессом по
определенной учебной дисциплине (образовательной области) для детей с ЗПР.
Задача адаптированной программы: конкретно определить содержание, объем,
порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и
особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и
контингента обучающихся.
1.4. Адаптированные рабочие программы в совокупности относятся к содержанию
Адаптированной образовательной программы основного общего образования для
обучающихся с задержкой психического развития в рамках ее реализации.
В соответствии сп. 28 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ адаптированная
образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для
обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей
их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию указанных лиц.
2. Разработка и утверждение адаптированной рабочей
программы
2.1.
Разработка и утверждение адаптированных рабочих программ относится
к компетенции школы и реализуется ей самостоятельно.
2

2.2. Рабочая программа
разрабатывается учителем (группой учителей,
специалистов по данному предмету).
2.3.
Рабочие программы могут быть составлены на 1 год обучения или на
весь уровень общего образования детей с ЗПР
3. Порядок разработки адаптированных рабочих программ.
3.1. Адаптированные рабочие программы составляются при наличии в школе
ученика, группы учеников с ЗПР (различные психические и физические
отклонения).
3.2. Объем и содержание изучаемого материала, включенного в адаптированные
рабочие программы для детей с ЗПР, рассматриваются на заседании школьной
ПМПК.
3.3. По решению школьной ПМПК для учеников с ЗПР, занимающихся
инклюзивно, возможно изучение материала по общеобразовательной программе
по отдельным предметам, например, таким как:
изобразительное искусство, ОБЖ, ОДНКНР, музыка, технология, физическая
культура и черчение.
3.4.Адаптированная рабочая
программа по химии и физике предполагает
содержание, направленное на практическую область применения данных
предметов в жизни.
4.Отбор содержания для адаптированной рабочей программы.
4.1 Содержание адаптированной программы должно содействовать:
- умению учеников самостоятельно планировать учебную работу, осуществлять

целеполагание в знакомых видах деятельности совместно с педагогом - умению
учеников осуществлять контроль и оценку собственного участия в разных видах
деятельности;
-умению учеников выстроить адекватное представление о собственном месте в
мире;
-осознать собственные предпочтения и возможности;
- умению учеников адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли,

ощущения, переживания, чувства;
-

умению учеников эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми

и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними;
3

-подготовке учащихся к выбору профессии,
умению учеников организовать
систему социальной жизнедеятельности.
4.2. Для правильного отбора материала учителю необходимы
знания об
индивидуальных особенностях ученика. Такие знания позволят не только увидеть
стартовые возможности школьника, но и грамотно выстроить образовательный
маршрут.
4.3. В основу адаптированных рабочих программ по вновь введенным предметам и
для учеников, занимающихся в полной инклюзии
должна быть положена
программа для общеобразовательных учреждений. Корректировка содержания
программы должна быть проведена в соответствии с целями обучения для детей с
ЗПР.
4.4. Отсутствие у учащихся ЗПР минимального фонда знаний по математике,
русскому языку, иностранному языку, химии, физике, информатике,
несформированность приемов учебной деятельности, основных операций
мышления не позволяют им активно включаться в учебный процесс, а также
формируют у них негативное отношение к учебе.
Поэтому традиционные программы по вышеперечисленным предметам для
общеобразовательных учреждений должны быть пересмотрены таким образом,
чтобы обучение осуществлялось на доступном уровне для такой категории
школьников.
4.5. Отбор материала должен быть выполнен на основе принципа минимального
числа вводимых понятий и с учетом интересов обучающихся, их потребностей и
возможностей, на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций.
4.5. 1.Учебный материал должен быть отобран для повышения социальной
адаптации детей с ОВЗ средствами предмета и систематизирован таким образом,
чтобы можно было объяснить на доступном для учащихся уровне современные
представления о
любой стороне явлений окружающего мира: применять
полученные знания и умения для объяснения разнообразных явлений и свойств
веществ (безопасной работы с веществами в быту и на производстве (химия)),
предупреждать явления, наносящие вред здоровью человека и окружающей среде.
4.6. При отборе материала для адаптированной программы следует учитывать
следующие психические особенности детей: замедленный темп, узость,
недифференцированность, восприятий, неустойчивое внимание, малый объем
памяти, неточность и затруднения при воспроизведении материала,
несформированность
мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, нарушения речи, слабость обобщающей функции мышления и речи.
Поэтому
все понятия должны даваться в плане их практического значения,
применения
в повседневной жизни, трудовой деятельности, повышения
социальной адаптации детей с ЗПР средствами предмета.
4

4.7. Содержание предмета для детей
с ЗПР отражается в календарно –
тематическом планировании:
указываются темы, которые изучаются в
ознакомительной форме, и темы, которые не изучаются.
В поурочном планировании указывается коррекционно-развивающая цель.
5.Линия учебников для реализации адаптированных программ.
Учебники используются общеобразовательные.
6. Содержание адаптированной рабочей программы
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
Титульный лист
Пояснительная записка
Содержание учебного предмета
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной
программе
5. Учебно-тематический план
6. Календарно-тематическое планирование
1.
2.
3.
4.

Титульный лист
полное название образовательного учреждения; гриф согласования и
утверждения программы;
название учебного предмета, курса, для изучения которого составлена рабочая
программа; указание класса или уровня, на котором изучается программа;
фамилию, имя и отчество разработчика (разработчиков) программы; год
составления программы.
Раздел «Пояснительная записка» конкретизирует нормативные акты и учебнометодические документы, на основании которых разработана рабочая программа;
формирует цели и задачи образования с учетом специфики учебного предмета, курса,
дисциплины (модуля), формирует цели и задачи образования для детей ЗПР,
указывается перечень учебных предметов, общее количество часов в год, количество
часов в неделю.
Раздел «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)» включает
наименование разделов, характеристику основных содержательных линий, тем,
перечень лабораторных и практических работ, экскурсий, направления проектной
деятельности обучающихся, использование резерва учебного времени и другое.
Раздел «Тематическое планирование» складывается из разделов программы;
основного содержания по темам; характеристики основных видов деятельности
5

ученика (на уровне учебных действий), универсальных
осваиваемых в рамках изучения темы и другое.

учебных действий,

Раздел «Календарно-тематическое планирование» может быть составной частью
рабочей программы или приложением к ней, Календарно-тематическое планирование
включает дату проведения урока (по плану и фактически), тему урока, темы
контрольных, практических, лабораторных работ (или ссылку на перечень),
количество часов, коррекционная работа. Содержание колонок Календарнотематического планирования может быть дополнено на усмотрение учителя и по
рекомендации предметных методических объединений Миллеровского района.
7. Рассмотрение и утверждение рабочей программы
1.Содержание рабочей программы, соответствие содержания
настоящему
положению рассматривается и обсуждается на заседании ПМПк.
Затем рабочая программа анализируется заместителем директора по учебновоспитательной работе ОУ на предмет соответствия программы учебному плану
общеобразовательного учреждения, проверяется УМК, предполагаемый для
использования, его наличие в федеральном перечне.
После согласования рабочую программу утверждает директор ОУ. Ставит гриф
утверждения на титульном листе.
Рабочая программа корректируется раз в полугодие.
8.Реализация адаптированной рабочей программы.
На основе тематического планирования учителем составляется поурочный
план, который реализуется через урок или индивидуальное занятие (в
зависимости от вида обучения).
В плане урока должны найти отражение тема, цель изучения темы урока,
вид,
формы организации деятельности учеников для достижения поставленной цели.
Должна быть выдержана
целостность изучения темы, продумана
последовательность построения этапов, выполнено соответствие требованиям
СанПиН к построению урока.
Планирование урока учитель осуществляет в соответствии с расписанием на
каждый урок.
Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию
программы.
Подбор образовательных технологий основан на учете психофизиологических
особенностей учащихся с ЗПР. В своей образовательной деятельности,
направленной на гармоничное развитие личности ребенка с ограниченными
6

возможностями здоровья, учителя используют следующие педагогические
технологии:
обязательные этапы на уроке:
- проверка усвоения пройденного;
Традиционные технологии:
- объяснение нового материала;
- закрепление полученных знаний;
- домашние задания
Технологии активных форм и виды уроков:
методов:
- уроки - путешествия;
- уроки-сказки;
- игра по станциям;
- путешествие
Технологии активных форм и - игровые технологии;
методов:
- проектная технология;
Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок
специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования
высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр.

7

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».