Рабочая программа родной язык русский 3 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Титовская средняя
общеобразовательная школа

Обсуждена и согласована

Утверждаю

на заседании методического совета

Директор МБОУ Титовской СОШ:

МБОУ Титовской СОШ

_________________Артамонов А.С.

Протокол № 1 от 30.08.2022

приказ №140 от 30.08.2022

Принята
педагогическим советом
МБОУ Титовской СОШ
Протокол № 1 от 30.08.2022

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID4110903)
учебного предмета
«Родной язык русский »

Составитель: Гейдарова Елена Юрьевна,
учитель начальных классов

сл.Титовка
2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по родному языку (русскому) разработана на основе:
 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021г. №286, зарегистрирован в
Минюсте России 5 июля 2021 года, регистрационный №64100;
 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 ФЗ 29. 12. 2012г.
 Приказом Минпросвещения России лт 11.12.2020 №712 «О внесении изменений в
некоторые государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам
воспитания обущающихся»
 Оновной образовательной программы начального общего образования МБОУ Титовской
СОШ;
 Учебного плана ШКОЛЫ на 2022 – 2023 учебный год;
 Годового календарного учебного графика на 2022 – 2023 учебный год;
 Положения о рабочей программе учителя МБОУ Титовской СОШ, утвержденного приказом
№99 от 3.08.16 года (с изменениями от 7.08.2019 приказ №114)
 Примерной программы для образовательных учреждений, реализующих программы НОО
составитель: Е.А. Жиляева, к учебнику Л.В. Кибиревой, Г.И. Мелиховой, В.Л. Скляровой
«Русский родной язык». 3 класс», издательство Москва «Русское слово», 2020.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством
межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и
владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и
литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества.
Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его
духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и
постоянное обновление национальной культуры.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли,
обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и
передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень владения родным
языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами
интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно
понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных
текстов. Как средство познания
действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и
воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и
самореализации личности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и
коммуникативную культуру ученика.
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для организаций,
реализующих программы начального общего образования.
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных
федеральным государственным образовательным стандартом начального общего

образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в
предметную область «Русский язык и литературное чтение».
Цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и
литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную
дополнительным по своему содержанию
характером курса, а также особенностями
функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение
следующих целей:
 расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование
познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через
него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам
народов России; овладение культурой межнационального общения;
 формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых
единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с
национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного
языка и русском речевом этикете;
 совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц,
анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей
картины мира, отраженной в языке;
 совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
 совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к
речевому самосовершенствованию;
 приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку,
воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Важнейшими задачами курса являются:
 приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей
русского народа,
 формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и
различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков,
национальных традиций и культур народов России и мира;
 расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как
базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих
стереотипов и т. п.,
 воспитание патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания
и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
По учебному плану на 2022 – 2023 учебный год на изучение предмета родной язык (русский)
отводится 17 часов из расчета 0,5 часа в неделю
В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями
рабочая программа по родному языку (русскому) в 3 классе на 2022 – 2023 учебный год будет
выполнена за 15 часов (1.05.2023, 8.05.2023)
3 четверть – 9 часов
4 четверть – 7 часов

Содержание курса
Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности
обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и
самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех
обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время,
отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для
углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений,
имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации
языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям
русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного
предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те
языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую
обусловленность.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом,
развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как
одной из основных характеристик литературного языка.
Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в обучении
русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём
комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается
на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и
литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии
настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса
русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практикоориентированный характер.
Целевыми установками данного курса являются:
 совершенствование у младших школьников как носителей языка способности
ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;
 изучение исторических фактов развития языка;
 расширение представлений о различных методах познания языка (учебное
лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);
 включение учащихся в практическую речевую деятельность.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание,
обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об
изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о
взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной
специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других
народов России и мира.
Второй блок – «Сказано русским языком» – включает содержание, обеспечивающее
наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков
использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование
первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие
потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка
и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на
практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского

литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения
к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов
речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших
школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении);
расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих
содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать,
анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функциональносмысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты:
 сформированность основ российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, знание истории, языка, культуры своего народа; осознание
чувства ответственности и долга перед Родиной;
 сформированность ответственного и уважительного отношения к учёбе и труду;
 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми;
 сформированность основных нравственных норм, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
 понимание важности роли народных культурных традиций и народного творчества
как средства коммуникации и проявление уважения к традициям и творчеству своего и
других народов;
 понимание ценности и эмоционального воздействия народного искусства;
 овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
 овладение основными навыками исследовательской деятельности и осмысление
опыта, наблюдений и поступков;
 осознание ценности жизни, установка на здоровый образ жизни, соблюдение правил
безопасности;
 способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям;
 участие в решении практических задач социальной направленности на уровне семьи,
школы, города, края;
 интерес к практическому изучению профессий (на основе применения изучаемого
предметного знания);
 сформированность основ экологической культуры;
 сформированность эстетического сознания через освоение художественного наследия,
а также в процессе творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
 принимать, сохранять и выполнять учебные задачи;
 запоминать правила;
 планировать действия, контролировать процесс выполнения;
 понимать возникшую проблему и эффективно её решать;
 оценивать свои действия, корректировать работу по ходу её выполнения;
 выбирать средства и способы для успешного выполнения задания;






осознанно читать тексты разных типов и извлекать из них информацию;
создавать устное и письменное высказывание с учётом поставленной задачи;
слушать одноклассников и учителя и вступать с ними в диалог;
принимать участие в обсуждении поставленной задачи, способов её решения, в
решении возникших проблем;
 высказывать и аргументировать своё мнение; уважать мнение собеседника.
Предметные результаты:
 сформированность представлений о русском языке как родном языке русского народа,
являющемся основой его культурного и нравственного самоопределения;
 сформированность ответственного отношения к русскому родному языку и желания
сохранять и преумножать его богатство;
 понимание слов, связанных с особенностями мировосприятия и обозначающих
отношения между людьми;
 понимание слов, обозначающих явления природы, растения, занятия людей,
музыкальные инструменты;
 знание о происхождении названий старинных русских городов;
 понимание русских пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений, связанных с
названными группами слов; умение использовать их в повседневной речи;
 понимание значений русских традиционных сказочных образов, эпитетов и сравнений;
умение на- ходить их в произведениях фольклора и художественной литературы;
 приобретение опыта поиска информации о происхождении слов на примере имён и
фамилий;
 умение сравнивать пословицы и поговорки разных народов с целью выявления общего
и различного в их мировосприятии;
 представление об орфоэпических нормах;
 представление об особенностях русского речевого этикета;
 знание об особенностях суффиксов в русском языке: выражение при их помощи
различных оттенков значения и оценки;
 представление об особенностях грамматических категорий русского языка,
практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм
имён существительных (Р. п. мн. ч.);
 знание о именах существительных, изменяющихся и не изменяющихся по числам;
 практическое овладение нормами употребления имён существительных с предлогами;
 умение создавать тексты в результате проектной работы (мини-исследования);
 умение грамотно готовить устное выступление и выступать перед аудиторией (на
практическом уровне);
 умение создавать тексты-повествования (о путешествии, о народных ремёслах);
 умение создавать тексты-рассуждения с разными типами аргументации;
 умение редактировать тексты с целью исправления ошибок;
 нахождение языковых особенностей в фольклорных текстах и текстах художественной
литературы;
 потребность в использовании словарей: толковых, орфографических и орфоэпических.

Содержание тем программы
ΙΙΙ класс (15 часов)
Русский язык. Прошлое и настоящее (8 часов)
Русский язык как отражение русской культуры
Правда светлее солнца и дороже золота
Доброе братство милее богатства
Всякое дело человеком ставится, человеком и славится
Не красна сказка письмом, красна вымыслом
Коротко да ясно, оттого и прекрасно
Формирование представлений о русском языке как родном языке русского народа, являющемся
основой его культурного и нравственного самоопределения, о национальном своеобразии
русского языка и его месте среди других языков, уважения к русскому языку и русской культуре, а
также культуре любого другого народа; воспитание ответственного отношения к русскому
родному языку и желания сохранять и преумножать его богатство; освоение
Понимание слов, обозначающих предметы русского быта; знание основных орфоэпических норм
русского литературного языка; Понимание русских пословиц и поговорок, умение использовать их
в повседневной речи;
Умение работать с текстом, строить логическое рассуждение, делать вывод; Умение слушать
собеседника и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять
средства её осуществления;

Сказано русским языком (3 часа)
Хорошему говорку всегда рады
Из малого выходит великое
Одному страшно, двоим нет.
Ни убавить, ни прибавить
научится необходимым лингвистическим навыкам и бережному использованию русского языка во
всех сферах жизни.
соблюдение основных грамматических орфографических норм современного русского
литературного языка;
Сформированность уважительного отношения к истории и культуре своего и других народов;
знание знаменательных для Отечества исторических событий;
Обогащение словарного запаса; формирование основ экологической культуры; Принятие и
освоение социальной роли обучающегося, мотивированность учебной деятельности;
Понимание правил ведения диалога и применение этих правил в речевой практике; чтение,
обсуждение прочитанного; составление рассказа по картине; Умение создавать устные и
письменные высказывания в разговорном стиле; овладение первоначальными представлениями о
правилах русского речевого этикета;
Воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи;
использование приёмов отбора и схематизации материала по заданной теме; Овладение навыками
смыслового чтения в соответствии с целями и задачами; умение создавать монологическое устное
высказывание с учётом поставленной задачи; Обобщение знаний по разделу «Сказано русским
язык

Секреты речи и текста (4 часов)

Красную речь красно и слушать
Не дом хозяина красит, а хозяин дом
Русский в словах горд, в делах твёрд
Языком можно кружево плести
Повторенье – мать ученья
Развитие имеющихся навыков и умений использования языка в повседневности, а также сделать
свою
устную
и
письменную
речь
содержательной
и
насыщенной.
Сформированность уважительного отношения к истории и культуре других народов,
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки во всех видах деятельности;
Развитие эстетического сознания, воспитание любви к родному языку, культурному наследию
русского народа посредством исследовательской деятельности; Способность принимать и
сохранять цели и задачи учебной деятельности; Овладение логическими действиями сравнения,
анализа, синтеза; познавательная рефлексия;
Умение применять правила речевого этикета в устном высказывании, формировать навыки
сотрудничества со взрослыми и ровесниками, умение бесконфликтно решать спорные ситуации;
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять
средства её осуществления;
умение создавать монологическое устное высказывание с учётом поставленной задачи;
Обобщение знаний по разделу «Секреты текста и речи»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п Название раздела

Количество часов
всего Контр Практ.
.

1

Русский язык: прошлое
и настоящее

8

0

0

2

Сказано русским языком

3

0

0

3

Секреты речи и текста

4

1

0

Итого

15

1

0

Дата
изучения

Виды деятельности

9.01
16.01
23.01
30.01
6.02
13.02
20.02
27.02
6.03
13.03
3.04

Упражнение:
Устный опрос;
определить
Письменный контроль;
существенный признак
для классификации
звуков;

10.04
17.04
24.04
15.05

Практическая работа: Устный опрос;
воспроизведение
Письменный контроль;
текста в соответствии с
заданием: подробно,
выборочно;

Комментированное
выполнение задания,
связанного с объ
яснением

Виды, формы контроля

Устный опрос;
Письменный контроль;

Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
h t tp s:// r e s
h.e du.ru
h t tp s://u c h
i.ru / h t tp s:// e
du c a t i o n.y a
n d e x.ru
h t tp s:// r e s
h.e du.ru
h t tp s://u c h
i.ru / h t tp s:// e
du c a t i o n.y a
n d e x.ru
h t tp s:// r e s
h.e du.ru
h t tp s://u c h
i.ru / h t tp s:// e
du c a t i o n.y a
n d e x.ru

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п
1

2

3

4

5

6

7

8

Тема
Правда светлее солнца и дороже золота
Стр. 12
упр.9 – 13
Друга ищи, а найдёшь – береги
Стр. 14
упр.14 – 20
Стр. 16 упр. 18
Доброе братство милее богатства
Стр. 18
упр. 21 – 26
Стр. 21 упр. 27
Всякое дело человеком ставится, человеком и
славится
Стр. 22
упр. 28 – 35
Стр. 29 упр. 36
Извечно песня русская звучала на все раскаты и
на все лады
Стр. 29
упр. 37 – 44
Стр. 37 упр. 45
У природы
нет плохой
погоды. Растенье – земли украшенье
Стр. 38
упр. 46 – 54
Стр. 45 упр. 55
Не красна сказка письмом, красна вымыслом
Стр. 51
упр. 62 – 70
Стр. 56 упр. 71
Коротко да ясно, оттого и прекрасно. Что ни
город, то норов, что ни изба, то обычай.0
Стр. 57
упр. 72 – 79

Количество часов
всего
Контр.
1
0

Практ.
0

Дата
изучения
9.01

1

0

0

16.01

1

0

0

23.01

Устный опрос;
Письменный
контроль;

1

0

0

30.01

Устный опрос;
Письменный
контроль;

1

0

0

6.02

Устный опрос;
Письменный
контроль;

1

0

0

13.02

Устный опрос;
Письменный
контроль;

1

0

0

20.02

Устный опрос;
Письменный
контроль;

1

0

0

27.02

Устный опрос;
Письменный
контроль;

Виды, формы
контроля
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;

9

10

11

12

13

14

15

ИТОГО

Стр. 64 упр. 80
Хорошему говорку всегда
рады
Стр. 70
упр. 85 – 91
Стр. 73 упр. 92
Из малого рождается великое
Стр. 74
упр. 94 – 96
Стр. 76 упр. 97
Одному страшно,
а двоим нет. Ни убавить, ни прибавить
Стр. 76
упр. 98 – 101
Стр. 80 упр. 102
Красную речь красно и слушать
Стр. 92
упр. 121 – 123
Стр. 93 упр. 124
Ехал в Казань, а заехал в Рязань Сочинениеповествование об экскурсии в другой город
Стр. 94
упр. 125 – 131
Стр. 103 упр. 132
Не дом хозяина красит, а хозяин дом Сочинениерассуждение на тему «В каком доме мне
хотелось бы жить»
Стр. 105
упр. 133 – 141
Стр. 112 упр. 142
Русский в словах горд, в делах твёрд. Повторение
— мать учения. Итоговый тест
Стр. 112
упр. 143 – 148
Стр. 118 упр. 149

1

0

0

6.03

Устный опрос;
Письменный
контроль;

1

0

0

13.03

1

0

0

3.04

Устный опрос;
Письменный к
Устный опрос;
Письменный
контроль;онтроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;

1

0

0

10.04

Устный опрос;
Письменный
контроль;

1

0

0

17.04

Устный опрос;
Письменный
контроль;

1

0

0

24.04

Устный опрос;
Письменный
контроль;

1

1

0

15.05

Устный опрос;
Письменный
контроль;

15

1

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Л.В. Кибирева, Г.И. Мелихова, В.Л. Склярова «Русский родной язык». 3 класс, учеб. для
общеобразоват. учреждений: издательство Москва «Русское слово», 2020.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
h t tp s:// r e s h.e du.ru h t tp
s://u c h i.ru / h t tp s:// e du
c a t i o n.y a n d e x.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер
Музыкальные колонки.
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в
стандарте начального образования по русскому языку.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».