Рабочая программа по русскому родному языку 10 кл.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Титовская средняя общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ»
директор МБОУ Титовская СОШ:
_____________ Артамонов А.С.
Приказ от 30.08.2022 г. №140

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному языку (русскому)
Уровень общего образования: общее среднее, 10 класс
2022-2023 учебный год
Количество часов – 34
Учитель Осипчук Татьяна Николаевна
Программа разработана на основе Примерной программы по
учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных
организаций, реализующих программы
основного общего образования.

сл. Титовка
2022 год

Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому родному языку составлена на основе:
-Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.201
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(утв.приказом Министерства образования и науки РФ от 17мая 2012г. №413);
-Приказом Минпросвещния России от 11.12.2020 года, №712 «О внеснии изменений в нкоторые
федеральные государственные образовательны стандарты общего образования по вопросам
воспитания обучающихся»;
-Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ Титовская СОШ;
-Учебного плана школы на 2022-2023 учебный год;
Ггодового календарного учебного графика на 2022-2023 учебный год;
-Положения о рабочей программе учителя МБОУ Титовской СОШ, утвержденного приказом
№99 от 3.08.2016г.(с изменениями от 7.08.2019г. приказ №114);
-Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской
Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
-учебного пособия Русский родной язык 9кл. Т.М.Воителева, О.Н.Марченко, Л.Ф.Смирнова,
И.В.Шамшин, М. «Русское слово», 2019г.

Цели изучения учебного предмета «Русский родной язык»
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в
субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с
обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся.
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского
языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на
достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего
образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным
образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной
области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную
дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования
русского языка в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:
•

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как

духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия
русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к
русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к
сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении
популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам
народов России; овладение культурой межнационального общения;
•

совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих

свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие

готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к
речевому самосовершенствованию;
•

углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях

современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное,
этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах
русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике
русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национальнокультурной семантикой; о русском речевом этикете;
•

совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые

факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;
•
опыта

развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического
исследовательской

работы по

русскому

языку,

воспитание

самостоятельности

в

приобретении знаний.
По учебному плану на 2022-2023 учебный год на изучение предмета «Русский родной язык»
отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю, 1 час в неделю из федерального компонента.
В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями 24
февраля рабочая программа по русскому родному языку в 10 классе на 2022-2023 учебный год
будет выполнена за 34 часа.

Планируемые результаты изучения учебного предмета
В конце 10 класса выпускник при реализации содержательной линии
«Язык и культура»
научится:
• объяснять изменения в русском языке как объективный процесс;
• понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;
• приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей
общества;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше
узнать историю и культуру страны;
• понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом,
правильно употреблять их в речи;
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в исторических
текстах;
• приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского
родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных
метафор;
• понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным
компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических
оборотов; уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
• распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);
• правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в современных
ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
• понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;

характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения;
понимать процессы заимствования лексики как результат взаимодействия национальных
культур;
• характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских
языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках изученного);
• комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка;
• понимать особенности освоения иноязычной лексики;
• определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать
неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять
иноязычные слова;
• распознавать и корректно употреблять названия русских городов; объяснять происхождение
названий русских городов (в рамках изученного);
• регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о
назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые
словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и
поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари
синонимов, антонимов.
«Культура речи»
научится:
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•

•

осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для
культурного человека;
осознавать свою ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных,
имен прилагательных; глаголов (в рамках изученного);
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом
произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
употреблять слова с учетом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
понимать активные процессы в области произношения и ударения современного русского
языка;
правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или
явлению реальной действительности;
соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической
сочетаемости;
корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);
опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;
различать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена существительные,
имена прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка;
анализировать и различать типичные речевые ошибки;
редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
объяснять
управление
предлогов благодаря, согласно, вопреки;
употребление
предлогово‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания‚ употребление предлога по с количественными
числительными в словосочетаниях с распределительным значением; построение простых
предложений с причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚
сложных предложений разных видов;
распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений; редактировать
предложения с целью исправления синтаксических и грамматических ошибок;
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка
чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам
современного литературного языка;
редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в
частности родительного и творительного падежей; соблюдать русскую этикетную
вербальную и невербальную манеру общения;

использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚
принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;
• соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
• использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять
речевой агрессии;
• понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;
• использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического
значения слова и особенностей его употребления;
• использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для
определения нормативных вариантов произношения и правописания;
• использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения
слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе
редактирования текста;
• использовать
грамматические словари и справочники для уточнения нормы
формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения;
опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
• использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения
нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи;
«Речь. Речевая деятельность. Текст»
научится:
• использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное,
критическое интерактивное) монологической речи, учебно-научных, художественных,
публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
• пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим,
поисковым) учебно-научных,
художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
• владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;
• уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении:
убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение
извинений и др.;
• уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении:
сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.;
• владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста;
основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации
(аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления
информации;
• анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно
использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
• анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать
деловые письма;
• создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять
реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;
• строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на
проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
• анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк).
Ученик получит возможность научиться
1) систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его уровней и
единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий
родного языка;
2) использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи грамматические
средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю
общения;
3)ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
4)аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях
разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего
•

характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое
чтение;
5) понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные
традиции;
6) овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в
литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.

Критерии оценивания.
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку.
Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на
заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1)
полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление
ответа.
Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное
определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения,
применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно
составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для
отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и
языковом оформлении излагаемого.
Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной
темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке
правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего
раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их
смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке
ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки
ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов,
данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не
только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на
практике.
Оценка диктантов.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой
орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок,
или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии
орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди
них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки
или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии
орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5
орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6
орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые
ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных
ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных
ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
Оценка заданий
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Оценка сочинений и изложений.
Оценка «5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций,
точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4»
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3
пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также
2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное
словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5
пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5
орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2»
1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними,
работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной
связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8
пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6
пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Оценка «1»
В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.
Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Содержание учебного предмета «Русский родной язык» в 10 классе
Раздел 1. Язык и культура (10 ч)
Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и история народа. Русский язык в
Российской Федерации и в современном мире – в международном и межнациональном
общении. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц
разных уровней языка.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних
факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные
тенденции, отдельные примеры).
Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов,
изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая
переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных
слов.

Раздел 2. Культура речи (11 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные
процессы в области произношения и ударения. Типичные акцентологические ошибки в
современной речи.
Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая
сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные
ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой
избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных
словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной
соотнесенности глагольных форм.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и
справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки.
Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое
поведение в ситуациях делового общения.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (14 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Понятие речевого (риторического) идеала.
Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры.
Основные риторические категории и элементы речевого мастерства Понятие эффективности
речевого общения. Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к
публичной речи. Техника импровизированной речи. Особенности импровизации.
Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и
фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы. Мастерство беседы.
Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение
спорящих.
Текст как единица языка и речи
Категория монолога и диалога как формы речевого общения.
Структура публичного выступления.
Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в публичной речи. Риторика
делового общения. Спор, дискуссия, полемика.
Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций спора.
Функциональные разновидности языка

Научный стиль речи. Назначение, признаки научного стиля речи. Морфологические и
синтаксические особенности научного стиля. Терминологические энциклопедии, словари и
справочники.
Официально-деловой стиль речи. Основные признаки официально-делового стиля: точность,
неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их
предписывающий характер. Резюме, автобиография.
Разговорная речь. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические,
синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура
разговорной речи.
Публицистический стиль речи. Устное выступление. Дискуссия. Использование учащимися
средств публицистического стиля в собственной речи.
Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи.
Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические
фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

Учебно-тематическое планирование

№
п/п
1.

2.
3.

Наименование разделов и тем
Язык и культура
Культура речи
Речь. Речевая деятельность.
Текст
Итого:

Всего
В том числе на:
часов уроки р/р
Контр.
раб.
8
6
1
1
12
10
1
1
14
12
1
1
34

28

3

3

Формы самостоятельной
работы учащихся
Работа со словарями, анализ текста,
составление таблицы, озвучивание опорных
схем, работа по тестам, устные и письменные
сообщения на лингвистическую тему,
творческая работа, составление вопросов для
взаимопроверки, создание презентаций по
изученным темам. Индивидуальная работа,
работа в группах.

Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1.
1.

Раздел, тема

2.

Кол-во
часов

Требования к уровню подготовки

Элементы содержания

2.09

Знать, как в языке отражается
национальная культура и история народа.

Национальная культура, история и
культура народа, национальный язык

Система русского языка, его единицы 1
и уровни. Русский язык как
развивающееся явление

9.09

Знать единицы и уровни русского языка,
уметь определять их историческую
значимость.

Концепты, ключевые слова, связь с
историей народа.

3.

Основные тенденции активных
процессов в современном русском
языке. «Неологический бум»
русского языка в 21 веке, его
причины

1

16.09

Неологизмы, англицизмы

Рождение новых слов, «неологический»
бум, неологизмы в современном русском
языке.

4.

Изменение значений и
переосмысление имеющихся в
русском языке слов, их
стилистическая переоценка

1

23.09

Уметь определять значение слова,
пользоваться словарями русского языка

Лексическое значение слова,
стилистическая окрашенность слов,
изменение значения слова с течением
времени

5.р/р

Подготовка к творческаой работе
«Неологизмы в жизни современного
общества»

1

30.09

Систематизация материала к сочинению

6. .р/р

Творческая работа «Неологизмы в
жизни современного общества»

7.к-1

Контрольная работа в форме теста
по теме «Развитие современного
русского языка»

1

14.10

Выполнение тестовых заданий

8.

Анализ контрольной работы

1

21.10

Анализ ошибок

2.

Культура речи.15 часов (13+1р/р+1К)

Язык и культура. 8 часов (6+1р/р+1к)
Русский язык в Российской
1
Федерации и в современном мире

Дата
план

Дата
факт.

Написание сочинения

7.10

9.

Основные орфоэпические нормы
современного русского языка.
Типичные акцентологические
ошибки в современной речи.

1

28.10

10.

Основные лексические нормы
современного русского
литературного языка. Речевая
избыточность и точность. Типичные
ошибки‚ связанные с речевой
избыточностью.

1

11.11

11.

Свободная и несвободная
лексическая сочетаемость. Типичные
ошибки‚ связанные с нарушением
лексической сочетаемости

1

12.

Основные грамматические нормы
современного русского
литературного языка

1

13.

Нормы употребления причастных и
деепричастных оборотов‚
предложений с косвенной речью.

1

2.12

14.

Типичные ошибки в построении
сложных предложений. Нарушение
видовременной соотнесенности
глагольных форм.

1

9.12

15.

Этика и этикет в электронной среде
общения. Понятие нетикета.
Интернет-дискуссии, Интернетполемики.

1

16.12

16.

Этикетное речевое поведение в
ситуациях делового общения.

1

23.12

Знать основные орфоэпические нормы
современного русского литературного
языка, уметь правильно ставить ударение
и произносить слова.

Орфоэпические нормы, произношение
звуков гласных и согласных, ударение.
Орфоэпическая норма.

18.11

Лексическая сочетаемость слова и
точность. Свободная и несвободная
лексическая сочетаемость. Уметь
находить типичные ошибки‚ связанные с
нарушением лексической сочетаемости.

Лексическая сочетаемость слов,
предупреждение лексических ошибок.

25.11

Уметь находить и устранять типичные

Тавтология. Плеоназм.

ошибки‚ связанные с речевой
избыточностью.
Типичные грамматические ошибки.

Морфологические ошибки,
предупреждение морфологических
ошибок. Словарные пометы,
грамматические ошибки, грамматические
нормы

Знать основные нормы этикета при
общении в интернете, при деловом
общении

Этика, этикет, правила общения в
Интернете, этикетное речевое поведение.

17.
р/р

Подготовка к сочинениюрассуждению «Что такое культура
речи?»

18.
.р/р

Сочинение-рассуждение «Что такое
культура речи?»

19.
к-2

Контрольная работа в форме теста
по теме «Современные
орфоэпические, лексические,
грамматические нормы русского
языка»

1

27.01

Выполнение тестовых заданий

20.

Анализ контрольной работы

1

3.02

Анализ ошибок

3.
21.

Речь. Речевая деятельность. Текст. 14 часов (12+1р/р+1К)
Понятие речевого (риторического)
10.02
1
идеала, эффективности речевого
общения.

22.

Оратория: мастерство публичного
выступления. Принципы подготовки
к публичной речи.

1

17.02

23.

Техника импровизированной речи.
Средства речевой выразительности:
«цветы красноречия». Риторика
остроумия

1

3.03

1

10.03

1

17.03

24.

25.

Категория монолога и диалога как
формы речевого общения

Риторика делового общения. Спор,
дискуссия, полемика

1

13.01

Систематизация материала к сочинению

Написание сочинения

20.01

Уметь соблюдать общие принципы при
подготовке публичного выступления:
принцип краткости, последовательности,
принцип усиления, принцип
результативности; слушать и
анализировать чужую устную речь,
понимать коммуникативную задачу,
определять цель публичного
выступления, выбирать тему, подбирать
информацию
Уметь адекватно воспринимать
информацию и понимать читаемый и
аудируемый тексты, определять позицию
автора, передавать содержание
прочитанного или прослушанного текста
в виде полного или сжатого пересказа,
анализировать художественные тексты,
определяя специфичные черты,
опознавать изобразительновыразительные средства языка, их роль в
тексте
Знать требования к композиции
публичного выступления, понимать цель
вступления, роль заключения, уметь
выбирать наиболее эффективный из
вариантов вступлений и заключений в

Овладение культурой публичной речи.
Особенности речевого этикета в
публицистических сферах общения

Основные признаки художественной
речи: образность, широкое использование
изобразительно-выразительных средств,
языковых средств других
функциональных разновидностей языка

Овладение культурой публичной речи.
Особенности речевого этикета в
публицистических сферах общения

зависимости от типа речи и избранного
жанра, владеть способами изложения
материала, раскрывая тему в зависимости
от характера аудитории
Подбор и систематизация материала к
публичному выступлению

26.
р/р

Подготовка к публичному
выступлению

1

31.03

27.
р/р

Публичное выступление
(практическое занятие)

1

7.04

Выполнение практических заданий

28.

Функциональные разновидности
языка. Публицистический, научный,
официально-деловой стили речи

1

14.04

Уметь определять стилевую
принадлежность текстов

29

Функциональные разновидности
языка. Публицистический, научный,
официально-деловой стили речи

1

21.04

1

28.04

30.
Язык художественной литературы.
Разговорная речь

Понимать особенности языка
художественной литературы по цели
высказывания (эмоциональноэстетическое воздействие на слушателей,
читателей), уметь анализировать
художественные тексты, находить
специфичные языковые средства. Знать
лексические особенности разговорной
речи, уметь находить в текстах
разговорные слова

31.

Язык художественной литературы.
Разговорная речь

1

5.05

32.
к-3

Контрольная работа по теме
«Функциональные разновидности
языка»

1

12.05

Выполнение тестовой работы

33.

Анализ контрольной работы. Работа
над ошибками.

1

19.05

Коррекция ошибок

34

Повторение изученного в 10 классе

1

26.05

Повторение изученного

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического совета МБОУ Титовской СОШ от 26 августа 2022 года № 1

Публичное выступление: выбор темы,
определение цели, поиск материала.
Композиция публичного выступления.
Выбор языковых средств в оформлении
публичного выступления с учетом его
цели, особенностей адресата, ситуации и
сферы общения
Публицистический, научный,
официально-деловой стили речи

Язык художественной литературы и его
отличия от других разновидностей
современного русского языка.
Разговорная речь, ее особенности

___________ Тютюнникова А.М.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».