Рабочая программа по родному русскому языку 6 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Титовская средняя общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ»
директор МБОУ Титовская СОШ:
_____________ Артамонов А.С.
Приказ от _______2022г. № _______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному языку (русскому)
Уровень общего образования: основное общее, 6 класс
2022-2023 учебный год
Количество часов – 15
Учитель Волкова Виктория Николаевна
Программа разработана на основе Примерной программы по
учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных
организаций, реализующих программы
основного общего образования.

сл. Титовка
2022 год

Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому родному языку составлена на основе:
-- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ
Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. №1897, зарегистрирован в Минюсте России 1 февраля2011г.,
регистрационный №19644) с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014г, 31 декабря 2015г., 11
декабря 2020г.

Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.
- Приказом Минпросвещения России от 11.12.2020г. № 712 «О внесении изменений в некоторые
федеральные государственные образовательные сандарты общего образования по вопросам воспитания
обучающихся».

-Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
-Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской
Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №
1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577)
- Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных
организаций, реализующих программы основного общего образования;
-учебного плана школы на 2022-2023 учебный год;
-годового календарного учебного графика на 2022-2023 учебный год;
-Положения о рабочей программе учителя МБОУ Титовской СОШ, утвержденного приказом
№99 от 3.08.2016г.( с изменениями от 7.08.2019г. приказ № 114)
-учебного пособия Русский родной язык 8кл. Т.М.Воителева, О.Н.Марченко, Л.Ф.Смирнова,
И.В.Шамшин, М. «Русское слово», 2020г.
Цели изучения учебного предмета «Русский родной язык»
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в
субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с
обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся.
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского
языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на
достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего
образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным
образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной
области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную
дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования
русского языка в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:
 воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия
русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к
русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к
сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении
популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам
народов России; овладение культурой межнационального общения;

 совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности к речевому самосовершенствованию;
 углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях
современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное,
уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических
ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной
специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с
национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
 совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию;
 развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического
опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в
приобретении знаний.
По учебному плану на 2022-2023 учебный год на изучение предмета «Родной язык (русский)»
отводится 17 часов из расчета 0,5 часа в неделю, 0,5 часа в неделю из федерального компонента.
В соответствии с календарным учебным графиком , праздничными днями рабочая программа по
русскому родному языку в 6 классе на 2022-2023 учебный год будет выполнена за 15 часов.

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные:
понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа;
определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств
личности;
осознание эстетической ценности родного языка; уважительное отношение к родному языку,
гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе
речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами
чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию
из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность
определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать
достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной
степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность
правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике
речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм
современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в
процессе письменного общения);
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при
менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.
представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке;
освоение базовых понятий лингвистики.
Предметные:
совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма),
обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения;

понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей
личности в процессе образования и самообразования;
использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознанной взаимосвязи его
уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических
категорий родного языка;
формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного,
словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания
и предложения, а так же многоаспектного анализа текста;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширения объема используемых в
речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке
адекватно ситуации и стилю общения;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка,
основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета, приобретение опыта их
использования в речевой практике при создании устных, письменных высказываний; стремление к
речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческая ценность.

Критерии оценивания.
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому
языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное
сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных
случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1)
полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое
оформление ответа.
Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное
определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои
суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику,
но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки
зрения норм литературного языка.
Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и
для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в
последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений
данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или
формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и
привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом
оформлении излагаемого.
Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего
раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил,
искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие
недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному
овладению последующим материалом.
Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку
подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за
сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии,
если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка
его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой
орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных
ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок

при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических
ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные
ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при
отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант
при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также
при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются
однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7
пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5
орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных
ошибок.
Оценка заданий
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Оценка сочинений и изложений.
Оценка «5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических
конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая
ошибка.
Оценка «4»
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от
темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых
недочетов.
Грамотность:
допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1
орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии
орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3
орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при
отсутствии
орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4
грамматические ошибки.
Оценка «2»
1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между
ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо
выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6
орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8
орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Оценка «1»
В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.
Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Содержание учебного предмета « Родной язык (русский)» в 6 классе
Раздел 1. Язык и культура (4 часов)
Периоды развития литературного языка , старославянизмы. Диалекты как часть народной культуры,
диалектизмы , диалекты в произведениях художественной литературы. Исконные и заимствованные
слова. Особенности адаптации иноязычной лексики. Национально- культурная специфика русской
фразеологии. Неологизмы. Появление новых слов в русском языке. Употребление неологизмов.
Раздел 2. Культура речи ( 4 часа)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Произносительные
различия в русском языке. Стилистические особенности произношения. Нормы произношения
отдельных грамматических форм. Основные лексические нормы современного русского языка.
Смысловые и стилистические особенности употребления синонимов, антонимов, омонимов.
Основные грамматические нормы современного русского языка. Нормы склонения имен
существительных, местоимений , имен числительных. Нормы употребления имен прилагательных.
Речевой этикет.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст ( 7 часа)
Язык и речь. Виды речевой деятельности . Виды чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы
работы. Текст как единица языка и речи Тематическое единство текста. Текст- описание. Виды описания.
Разговорная речь. Рассказ о событии. Бывальщина. Научно- учебный подстиль. Научное сообщение(устный
ответ). Словарная статья. Компьютерная презентация. Составление компьютерной презентации.
Публицистический стиль. Устное публичное выступление. Язык художественной литературы. Описание
внешности человека. Создание текста описание внешности человека.

Учебно-тематическое планирование
№
п/п

1.

2.
3.

Наименование
разделов и тем
Язык и культура
Культура речи
Речь. Речевая
деятельность. Текст
Итого:

Всег
о
часо
в
4
2
9

В том числе на:
уро р/р Контр.р
ки
аб.
4
2
1

7

1

16

14

1

1

Формы самостоятельной
работы учащихся

Работа со словарями, анализ
текста, составление таблицы,
озвучивание опорных схем,
работа по тестам, устные и
письменные сообщения на
лингвистическую тему,
творческая работа,
составление вопросов для
взаимопроверки, создание
презентаций по изученным
темам. Индивидуальная
работа, работа в группах.

Календарно- тематическое планирование
№
п/п

Тема урока

Язык и культура. 4 часа
1.
История русского литературного языка.
2.
Диалекты как часть народной культуры.
Диалекты в произведениях
художественной литературы.
3.
Исконные и заимствованные слова.
Освоение иноязычной лексики. Появление
новых слов в руссом языке.
4.
Национально- культурная специфика
русской фразеологии.
Культура речи. 2 часа
5.
Основные орфоэпические и лексические
нормы русского языка.
6.
Основные грамматические нормы русского
языка. Речевой этикет.
Речь. Речевая деятельность. Текст. 9 часов
7.
Эффективные приемы чтения. Этапы
работы с текстом.
8.
Текст. Тематическое единство текста.
рр Текст описательного типа.
9.
Разговорная речь. Рассказ о событии.
рр Бывальщина.
10. Научно- учебный подстиль. Научное
рр сообщение(устный ответ)
11. Словарная статья.
12. Компьютерная презентация.
13. Публицистический стиль. Устное
рр выступление.
14. Язык художественной литературы.
рр Описание внешности человека.
Подготовка к сочинению.
15. Контрольное сочинение по картине.
рр

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ Титовской СОШ
от ______ 2022 года № ____
___________Тютюнникова А. М.

Колво
часов

Дата
по
плану

Дата
факт

Домашнее задание

1
1

7.09
14.09

Упр.9, стр.15, п. 1
П.2-3, упр. 25

1

21.09

П. 4,5,7, упр. 47

1

28.09

П.6, упр. 48

1

5.10

П.8-9, упр. 70, 83

1

12.10

П. 10,11, упр.
104,120

1

19.10

П. 12, упр. 140

1

26.10

П. 13,14. Упр. 148.

1

9.11

П. 15, упр. 153

1

16.11

П. 16, упр.160, 161

1
1
1

23.11
30.11
7.12

1

14.12

П. 17. Упр. 173
П18, упр. 176
П. 19, упр. 182 или
183
П. 20. Упр. 189

1

21.12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».