Рабочая программа по родному русскому языку 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Титовская средняя общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ»
директор МБОУ Титовская СОШ:
_____________ Артамонов А.С.
Приказ от __08.2022 г. №____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному языку (русскому)
Уровень общего образования: основное общее, 9 класс
2022-2023 учебный год
Количество часов – 16
Учитель Волкова Виктория Николаевна
Программа разработана на основе -Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык.
5-9 кл.,10-11 кл./сост. Е.И.Харитонова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011.

сл. Титовка
2022 год

Пояснительная записка.
-Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв.приказом Министерства образования и
науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897). С изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014г., 31 декабря 2015г., 11 дкабря 2020г.;
-Приказа Минпросвещения России от 11.12.2020 года, №712 «О внеснии изменений в нкоторые федеральные государственные образовательны
стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Титовская СОШ;
-Учебного плана школы на 2022-2023 учебный год;
-Годового календарного учебного графика на 2022-2023 учебный год;
-Положения о рабочей программе учителя МБОУ Титовской СОШ, утвержденного приказом №99 от 3.08.2016г.
-Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона №
185-ФЗ);
- Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного
общего образования;
бочая программа по русскому родному языку составлена на основе:
-учебного пособия Русский родной язык 9кл. Т.М.Воителева, О.Н.Марченко, Л.Ф.Смирнова, И.В.Шамшин, М. «Русское слово», 2019г.
Цели изучения учебного предмета «Русский родной язык»
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации
образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка
обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения
во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего
образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса
русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по
сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:


воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности

народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к
русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование

волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
овладение культурой межнационального общения;


совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком

в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и
способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;


углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка,

которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах
русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего
о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;


совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения

нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию;


развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому

языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
По учебному плану на 2022-2023 учебный год на изучение предмета «Русский родной язык» отводится 16 часа из расчета 1 час в неделю, 0,5
часа в неделю из федерального компонента.
В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями рабочая программа по русскому родному языку в 9
классе на 2022-2023 учебный год будет выполнена за 16 часов.

Планируемые результаты изучения учебного предмета
В конце 9 класса выпускник при реализации содержательной линии
«Язык и культура»
научится:
 объяснять изменения в русском языке как объективный процесс;
 понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;
 приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;
 приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
 понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;

выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в исторических текстах;
приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное
своеобразие общеязыковых и художественных метафор;
 понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; анализировать и комментировать
историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
 распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);
 правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в современных ситуациях речевого общения (в рамках
изученного);
 понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;
 характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения;
 понимать процессы заимствования лексики как результат взаимодействия национальных культур;
 характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и
более поздние) (в рамках изученного);
 комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка;
 понимать особенности освоения иноязычной лексики;
 определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать неологизмы по сфере употребления и
стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;
 распознавать и корректно употреблять названия русских городов; объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);
 регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях
строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок,
крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.
«Культура речи» научится:
 осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
 осознавать свою ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
 соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имен прилагательных; глаголов (в рамках
изученного);
 различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом произносительных вариантов современной
орфоэпической нормы;
 употреблять слова с учетом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
 понимать активные процессы в области произношения и ударения современного русского языка;
 правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;
 соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;
 употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;
 корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);
 опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;
 различать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учетом
стилистических норм современного русского языка;



анализировать и различать типичные речевые ошибки;
редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
объяснять управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогово‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания‚ употребление
предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением; построение простых предложений с
причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов;
 распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений; редактировать предложения с целью исправления синтаксических и
грамматических ошибок;
 анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь
с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка;
 редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей;
соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
 использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе
национального русского речевого этикета;
 соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
 использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии;
 понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;
 использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его
употребления;
 использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов
произношения и правописания;
 использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚
омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;
 использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания
и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
 использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков
препинания в письменной речи;
«Речь. Речевая деятельность. Текст» научится:
 использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное, критическое интерактивное) монологической речи,
учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
 пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных,
художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
 владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;
 уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала,
самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;
 уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от
инициативы, завершение диалога и др.;





владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения,
переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;
 анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях
неформального общения;
 анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать деловые письма;
 создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в
устной форме;
 строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад;
принимать участие в учебно-научной дискуссии;
 анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк).
Ученик получит возможность научиться
1) систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики,
основных единиц и грамматических категорий родного языка;
2) использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и
чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
3)ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
4)аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые
высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое
чтение;
5) понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного
художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.


Критерии оценивания.
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень
осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2)
обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только
по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки,
которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и

допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения
и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает
ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие
недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время),
но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии,
если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой
пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х
пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х
орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5
пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3»
за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6
пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8
пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
Оценка заданий
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Оценка сочинений и изложений.
Оценка «5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4»
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4
пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7
пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4
грамматические ошибки.
Оценка «2»
1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи
неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5
орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Оценка «1»
В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.
Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Содержание учебного предмета «Русский роднолй язык» в 9 классе
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их
национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы,
кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных
процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка,
«неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка,
создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения.
Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и
несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление:
управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным
значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу,
обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать
с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как
будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернетдискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

Язык и речь. Виды речевой деятельности
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.

Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.

Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.

Учебно-тематическое планирование

№
п/п
1.

2.
3.

Наименование разделов и тем
Язык и культура
Культура речи
Речь. Речевая деятельность.
Текст
Итого:

Всего
В том числе на:
часов уроки р/р
Контр.
раб.
6
5
1
4
4
6
4
1
1
16

13

2

1

Формы самостоятельной
работы учащихся
Работа со словарями, анализ текста,
составление таблицы, озвучивание опорных
схем, работа по тестам, устные и письменные
сообщения на лингвистическую тему,
творческая работа, составление вопросов для
взаимопроверки, создание презентаций по
изученным темам. Индивидуальная работа,
работа в группах.

Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1.
1.

2.

3.
4.

Раздел, тема
Язык и культура. 6часов (5+1р/р)
Русский язык как зеркало
национальной культуры и истории
народа.
Ключевые слова русской культуры,
их национально-историческая
значимость.
Фразеологизмы, крылатые слова и
выражения
Развитие русского языка как
объективный процесс.

Кол-во
часов

Дата
план

1

2.09

1

9.09

1

16.09

1

23.09

5.

Изменение значений и
стилистическая переоценка слов
современного русского языка.

1

30.09

6.
р/р
2.
7.

Сочинение на морально-этическую
тему
Культура речи.4 часа
Основные орфоэпические нормы
современного русского языка.

1

7.10

1

14.10

8.

Основные лексические нормы
современного русского языка.

1

21.10

9.

Основные грамматические нормы

1

28.10

Дата
факт.

Требования к уровню подготовки

Элементы содержания

Знать, как в языке отражается
национальная культура и история
народа.
Знать ключевые слова русской
культуры, уметь определять их
историческую значимость.
Знать крылатые слова и выражения
(прецедентные тексты) из
произведений художественной
литературы, кинофильмов, песен,
рекламных текстов и т.п.

Национальная культура,
история и культура народа,
национальный язык
Концепты, ключевые слова,
связь с историей народа.

Знать, как происходит рождение
новых слов, изменение значений и
переосмысление имеющихся в языке
слов, их стилистическая переоценка.
Подбор и систематизация материалов
к сочинению
Знать основные орфоэпические
нормы современного русского
литературного языка, уметь
правильно ставить ударение и
произносить слова.
Лексическая сочетаемость слова и
точность. Свободная и несвободная
лексическая сочетаемость. Уметь
находить типичные ошибки‚
связанные с нарушением
лексической сочетаемости.
Уметь находить и устранять

Крылатые слова и выражения.
Рождение новых слов,
«неологический» бум,
неологизмы в современном
русском языке.
Термины, их многозначность,
иностранные слова.

Орфоэпические нормы,
произношение звуков гласных и
согласных, ударение.
Лексическая сочетаемость слов,
предупреждение лексических
ошибок.

современного русского языка.
10.

типичные ошибки‚ связанные с
речевой избыточностью.
Знать основные нормы этикета при
общении в интернете, при деловом
общении

Тавтология. Плеоназм.
Этика, этикет, правила общения
в Интернете, этикетное речевое
поведение.

11.11

3.
11.

1
Этикетное речевое поведение в
ситуациях делового общения и в
электронной среде.
Речь. Речевая деятельность. Текст. 6 часов
1
Русский язык в Интернете.

18.11

Знать правила информационной
безопасности при общении в
социальных сетях. Контактное и
дистантное общение.

Правила информационной
безопасности в социальных
сетях.

12.

Разговорная речь. Анекдот, шутка

1

25.11

Разговорная речь, анекдот,
шутка.

13.

Официально-деловой стиль. Деловое
письмо.

1

2.12

14.

Научно-учебный подстиль. Доклад,
сообщение, защита проекта.

1

9.12

15.

Публицистический стиль.
Проблемный очерк.

1

16.12

Уметь различать разговорную речь,
анекдот, шутку.
Уметь составлять деловое письмо,
используя его структурные элементы
и языковые особенности.
Уметь составлять доклад,
сообщение, слушать речь оппонента
на защите проекта.
Уметь писать проблемный очерк.

16.

Язык художественной литературы.
Диалогичность в художественном
произведении.

1

23.12

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического совета
МБОУ Титовской СОШ
от ______ августа 2022 года №
___________ Тютюнникова А.М.

Уметь выделять особенности
художественного стиля,
анализировать тексты
художественного стиля.

Официально-деловой стиль,
тексты официально-делового
стиля.
Научный стиль, его
разновидности, жанры.
Публицистический стиль,
проблемный очерк, его
особенности
Художественный стиль, диалог,
особенности языка
художественного стиля.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».