Рабочая программа по родному языку ( русскому) 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Титовская средняя общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ»
директор МБОУ Титовская СОШ:
_____________ Артамонов А.С.
Приказ от _______2022г. № _______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному языку (русскому)
Уровень общего образования: основное общее, 8 класс
2022-2023 учебный год
Количество часов – 15
Учитель Волкова Виктория Николаевна
Программа разработана на основе Примерной программы по
учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных
организаций, реализующих программы
основного общего образования.

сл. Титовка
2022 год

Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому родному языку составлена на основе:
-- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ
Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. №1897, зарегистрирован в Минюсте России 1 февраля2011г.,
регистрационный №19644) с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014г, 31 декабря 2015г., 11
декабря 2020г.

Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.
- Приказом Минпросвещения России от 11.12.2020г. № 712 «О внесении изменений в некоторые
федеральные государственные образовательные сандарты общего образования по вопросам воспитания
обучающихся».

-Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
-Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской
Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №
1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577)
- Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных
организаций, реализующих программы основного общего образования;
-учебного плана школы на 2021-2022 учебный год;
-годового календарного учебного графика на 2022-2023 учебный год;
-Положения о рабочей программе учителя МБОУ Титовской СОШ, утвержденного приказом
№99 от 3.08.2016г.( с изменениями от 7.08.2019г. приказ № 114)
-учебного пособия Русский родной язык 8кл. Т.М.Воителева, О.Н.Марченко, Л.Ф.Смирнова,
И.В.Шамшин, М. «Русское слово», 2020г.

Цели изучения учебного предмета «Русский родной язык»
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в
субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с
обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся.
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского
языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на
достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего
образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным
образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной
области

«Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную

дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования
русского языка в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:



воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как

духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия
русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к
русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к
сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении
популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам
народов России; овладение культурой межнационального общения;


совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих

свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие
готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к
речевому самосовершенствованию;


углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях

современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное,
этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах
русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике
русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национальнокультурной семантикой; о русском речевом этикете;


совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые

факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;

опыта

развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического
исследовательской

работы по

русскому языку,

воспитание

самостоятельности

в

приобретении знаний.
По учебному плану на 2022-2023 учебный год на изучение предмета «Родной язык (русский)»
отводится 17 часов из расчета 0,5 часа в неделю, 0,5 часа в неделю из федерального компонента.
В соответствии с календарным учебным графиком , праздничными днями 9 мая рабочая
программа по русскому родному языку в 8 классе на 2022-2023 учебный год будет выполнена за 15
часов.

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные:
понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа;
определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств
личности;
осознание эстетической ценности родного языка; уважительное отношение к родному языку,
гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе
речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными
видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать
информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий,
оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст
с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов;
способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение
в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических,
стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил
орфографии и пунктуации в процессе письменного общения);
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при
менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого
общения.
представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке;
освоение базовых понятий лингвистики.
Предметные:
совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма),
обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального
и неформального межличностного и межкультурного общения;
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей
личности в процессе образования и самообразования;
использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознанной взаимосвязи его
уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических
категорий родного языка;
формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного,
словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, а так же многоаспектного анализа текста;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширения объема используемых в
речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке
адекватно ситуации и стилю общения;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка,
основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета, приобретение опыта их
использования в речевой практике при создании устных, письменных высказываний; стремление к
речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческая ценность.

Критерии оценивания.
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому
языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное

сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое
оформление ответа.
Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное
определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои
суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику,
но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки
зрения норм литературного языка.
Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и
для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в
последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений
данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или
формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и
привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом
оформлении излагаемого.
Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части
соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений
и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2"
отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к
успешному овладению последующим материалом.
Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку
подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за
сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии,
если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка
его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой
орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных
ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок
при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х
орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные
ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при
отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант
при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также
при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются
однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7
пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5
орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных
ошибок.
Оценка заданий
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Оценка сочинений и изложений.
Оценка «5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических
конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая
ошибка.
Оценка «4»
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от
темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых
недочетов.
Грамотность:
допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1
орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии
орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3
орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при
отсутствии
орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4
грамматические ошибки.
Оценка «2»
1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь
между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо
выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6
орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8
орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Оценка «1»
В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.
Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Содержание учебного предмета « Родной язык (русский)» в 8 классе
Раздел 1. Язык и культура (4 часов)
Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского
(общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские
слова. Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского
литературного языка. Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их
приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы. Иноязычная
лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике. Речевой этикет.
Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ» в
русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние
другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому Специфика приветствий, традиционная
тематика бесед у русских и других народов.
Раздел 2. Культура речи ( 4 часа)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные
орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о] после мягких согласных
и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по
твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение
безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на ична, -инична; произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф'] и [в']; произношение мягкого [н]
перед ч и щ. Типичные акцентологические ошибки в современной речи. Основные лексические
нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы
употребления терминов в научном стиле речи. Особенности употребления терминов в
публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Типичные ошибки‚ связанные с
употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные
грамматические ошибки. Согласование: согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем
составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным
существительным со значением лица женского рода (врач пришел – врач пришла); согласование
сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного несколько и существительным;
согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре
(два новых стола, две молодых женщины и две молодые женщины). Нормы построения
словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестер – обоих братьев). Варианты
грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов
много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство. Отражение вариантов
грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Речевой этикет
Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в
СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имен; их оценка. Речевая агрессия.
Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой
агрессии. Синонимия речевых формул.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст ( 7 часа)
Язык и речь. Виды речевой деятельности Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и
послетекстовый этапы работы. Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.
Текст как единица языка и речи Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила
эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств.
Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.
Функциональные разновидности языка Разговорная речь. Научный стиль речи. Специфика оформления
текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата.
Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила
корректной дискуссии

Учебно-тематическое планирование

№
п/п
1.

2.
3.

Наименование разделов и
тем
Язык и культура
Культура речи
Речь. Речевая
деятельность. Текст
Итого:

Всего
В том числе на:
часов уроки р/р
Контр.раб
.
4
4
5
4
1
7
6
1
16

14

1

1

Формы самостоятельной
работы учащихся
Работа со словарями, анализ текста,
составление таблицы, озвучивание
опорных схем, работа по тестам,
устные и письменные сообщения на
лингвистическую тему, творческая
работа, составление вопросов для
взаимопроверки, создание
презентаций по изученным темам.
Индивидуальная работа, работа в
группах.

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Раздел, тема

1.
1.

Язык и культура. 4 часа
Исконно русская лексика и её
особенности.

2.

Кол- Дата
во
план
часов

Дата
факт.

Цели урока

Виды
деятельности
Уметь разграничивать исконно
русскую лексику от заимствованных
слов.
Уметь разграничивать слова,
имеющие признаки старославянизмов
и подбирать соответствующие им
исконно русские слова.
Уметь разграничивать иноязычные
слова, знать их значение, уметь
заменять заимствованные слова
исконно русскими.

1

6.09

Знакомство с пластами исконно
русской лексики

Старославянизмы и их роль в
развитии русского литературного
языка.

1

13.09

Определение роли старославянизмов
в развитии русского литературного
языка.

3.

Иноязычные слова в разговорной
речи, дисплейных текстах,
современной публицистике.

1

20.09

Определение роли иноязычной
лексики в современном русском
языке

4.

Речевой этикет в русской культуре и
его основные особенности.
Культура речи. 5 часов (4+1к/р)

1

27.09

Научить правилам речевого этикета

Знать правила речевого общения и
речевого поведения.

5.

Основные орфоэпические нормы
современного русского языка

1

4.10

Научить орфоэпическим нормам
современного русского языка

6.

Основные лексические нормы
современного русского языка

1

11.10

Научить лексическим нормам
современного русского языка

7.

Основные грамматические нормы
современного русского языка

1

18.10

Научить грамматическим нормам
современного русского языка

8.

Речевой этикет

1

25.10

Соблюдение правил речевого этикета

Безошибочно определять
произношение, уметь пользоваться
орфоэпическим словарём.
Уметь определять род несклоняемых
имён существительных,
согласовывать определение с
определяемым словом.
Уметь определять род несклоняемых
имён существительных,
согласовывать определение с
определяемым словом.
Соблюдать традиции русского
речевого этикета.

2.

9.к/р

Контрольная работа по теме

3.
10.

«Культура речи»
Речь. Речевая деятельность. Текст. 7 часов (6+1р/р)
1
15.11
Слушание как вид речевой

11.

деятельности.
Основные методы, способы и
средства получения и переработки
информации.

1

8.11

Проверить знания учащихся по
культуре речи

Выполнение тестовой работы

Определить особенности слушания
как вид речевой деятельности

Определять вид слушания, уметь
воспринимать аудиальную
информацию.
Иметь представление о новых
форматах представления информации
художественного произведения.

1

22.11

Познакомить с основными методами,
способами и средствами получения и
переработки информации.

12.

Структура аргументации.
Доказательство и опровержение

1

29.11

Научить строить аргумент,
доказательство и опровержение.

13.

Научный стиль. Реферат как
результат проектной деятельности

1

6.12

14.

Язык художественной литературы.

1

13.12

Познакомить с особенностями
научного стиля, научить создавать
реферат.
Познакомить с особенностями языка
художественной литературы

15.р/р Сочинение в жанре письма к другу.

1

20.12

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ Титовской СОШ
от ______ 2022 года № ____
___________Тютюнникова А. М.

Развивать речь учащихся

Знать виды аргументации, уметь
подбирать примеры к разным видам
аргументов. Знать, как строится
доказательство. Представлять
информацию текста в виде схемы.
Уметь использовать научную речь за
счёт отбора языковых средств.
Знать речевые формулы, которые
могут быть использованы в разных
частях письма.
Написание сочинения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».