Программа-работы-с-обучающимися-с-низкой-мотивацией.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Титовская средняя общеобразовательная школа

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ Титовская СОШ
Протокол от 30.08.2022 № 1
Председатель ПС
_____________ Артамонов А.С.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ Титовской СОШ
___________ Артамонов А.С.
приказ № 139 от 30.08.2022 г.

Программа работы с обучающимися,
имеющими низкую учебную мотивацию

2022 г.
сл. Титовка

1. Паспорт программы
Наименование
программы

Программа работы с обучающимися, имеющими низкую
учебную мотивацию

Основания
для разработки
программы

1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2.
Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования, утвержденный
приказом Минобрнауки и от 31.05.2021 № 287
3.
Основные образовательные программы основного
общего образования.

Цель программы Организовать деятельность участников образовательных
отношений по обеспечению успешного усвоения основной
образовательной программы основного общего образования
учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию
Задачи
программы

1.
Выявить учащихся, имеющих низкую учебную
мотивацию.
2.
Создать условия для эффективного обучения и развития
учащихся с низкими учебными возможностями.
3.
Обеспечить взаимодействие всех участников
образовательных отношений, чтобы повысить
учебную мотивацию школьников.
4.
Организовать контроль образовательных
результатов учащихся с низкой учебной мотивацией

Основные
разработчики
программы

Директор МБОУ Титовской СОШ Артамонов А.С.
Заместитель директора Артамонова В.А.
Педагог-психолог Гейдарова Е.Ю.

Сроки
реализации

2022-2023 учебный год

Ожидаемые
результаты

1. Качественные показатели:
– повышение качества образовательных результатов;
– организация коммуникативной педагогической среды,
способствующей проявлению индивидуальности каждого
ученика, самореализации и саморазвитию
2. Количественные показатели:
–
повышение уровня предметных и метапредметных
образовательных результатов;
–
увеличение показателей среднего балла государственной
итоговой аттестации;
–
увеличение числа участников, призеров, победителей
олимпиад и конкурсов;
–
увеличение числа обучающихся, занимающихся в
кружках и секциях дополнительного образования

2. Аналитико-прогностическое обоснование программы
2.1. Анализ внешних факторов, влияющих на учебную мотивацию школьников.
Администрация и педагогический коллектив школы провели анализ, который
помогает выявить политические, экономические, социальные и технологические
факторы внешней среды. Положительные и отрицательные факторы внешней
среды, влияющие на учебную мотивацию школьников, – в таблице 1.
Таблица 1. Факторы внешней среды, которые влияют на учебную мотивацию
школьников
Факторы

Положительные

Политические Личностный результат
образовательной деятельности
определяют ФГОС

Отрицательные
Повышение спектра
индивидуальных
образовательных возможностей
обучающегося ограничено
материальными
возможностями школы и
родителей

Низкий
уровень
жизни
Экономические Наличие
высококвалифицированных
общества,
отсутствие
педагогов, эффективная система профессиональных ориентиров
финансирования школы

Социальные

Развитие олимпиадного и
Отсутствие
конкурсного движения, системы целеполагания,
дополнительного образования
жизненных ориентиров в
семье и социальном
окружении школьника

Технологичес
кие

Закрепление в
законодательстве
необходимых трудовых умений
учителя: применять
современные психологопедагогические технологии,
основанные на знании законов
развития личности и поведения
в реальной и виртуальной
среде

Ориентация обучающихся
и педагогов на успешную
сдачу государственной
итоговой аттестации (ГИА)
может привести к
недостаточному освоению и
использованию
других технологий и методик,
что приведет к
снижению учебной мотивации

Вывод: анализ определяет основные аспекты повышения учебной мотивации.
Необходимо создать условия для оптимального сочетания индивидуальных
возможностей обучающихся с возможностями школы для вовлечения учащихся в
активную образовательную деятельность.
2.2. Анализ перспектив повышения учебной мотивации школьников
Администрация и педагогический коллектив провели анализ, чтобы выявить
сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы повышения мотивации
школьников, – таблица 2.
Таблица 2. Перспективы повышения учебной мотивации школьников
Сильные
Слабые стороны
Благоприятные
Риски
стороны
возможности
Созданы условия
для выполнения
требований к
реализации
основной
образовательной
программы

Недостаточное
материальнотехническое
оснащение
образовательной
деятельности
современным
оборудованием

Улучшение
материальнотехнического
обеспечения
образовательной
деятельности

Изменение
социальноэкономической
ситуации

Созданы условия
для организации
образовательной
деятельности

Недостаточное
количество учебных
кабинетов для
реализации различных
направлений
внеурочной
деятельности

Ведение
культурнообразовательной
деятельности с
привлечением
социальных
партнеров

Применение
инновационных
технологий в
образовательной
деятельности

Недостаточное
владение активными
методами обучения
для повышения
учебной мотивации

Наличие
программы
внутренней
системы
оценки
качества
образования

Невысокие результаты
успеваемости
учащихся и
результаты ГИА

Развитие
современной
образовательной
среды, внедрение
инновационных
технологий
Повышение
качества
образования,
мотивации к
учебной
деятельности

Удовлетвореннос
ть участников
образовательной
деятельности
качеством
образования

Недостаточно
развитые
методы оценки
учебной мотивации

Изменение
системы
оценивания, учет
качественных
изменений,
происходящих у
участников
образовательной
деятельности

Отсутствие
необходимых
помещений для
образовательно
й деятельности
по запросам
участников
образовательны
х отношений
Перегруженнос
ть педагогов

Недостаточн
ая
подготовлен
ность
кадров,
низкая
мотивация
обучающихс
я
Увеличение
количества
учащихся с
низким
интеллектуальн
ым уровнем

2.3. Оценка благоприятных возможностей программы работы с обучающимися,
имеющими низкую учебную мотивацию
1. Высокая вероятность. Улучшение материально-технического оснащения
образовательной деятельности создаст условия для выполнения требований к
реализации
основной
образовательной
программы;
индивидуальные
образовательные траектории повысят учебные результаты школьников с низкой
мотивацией.

2. Средняя вероятность. Расширение возможностей диалогового взаимодействия
учителей и родителей учащихся; развитие системы дополнительного образования
расширит возможности для самореализации
учащихся в различных
направлениях образовательной деятельности.
3. Низкая вероятность. Существенное усиление влияния школы как
общественной организации на социум в населенном пункте.
2.4. Оценка рисков программы
1. Средняя вероятность. Недостаток молодых педагогов из-за низкой
профессиональной мотивации; увеличение количества учеников с низким
интеллектуальным уровнем.
2. Низкая вероятность. Изменение социально-экономической ситуации;
препятствия незапланированного стихийного характера.
Вывод: основными направлениями деятельности школы по повышению учебной
мотивации учащихся являются:
– повышение уровня профессиональной компетенции учителя;
– материально-техническое обеспечение образовательной деятельности; –
разработка индивидуальных образовательных траекторий для школьников с
низкой учебной мотивацией;
– вовлечение учащихся в систему дополнительного образования;
– развитие взаимодействия с родителями.
3. Основные мероприятия по реализации программы
Содержание
Планируемый
Сроки
результат

Ответственный

Работа с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию
Протестировать
учащихся с целью
выявления причин
неуспеваемости
Провести
индивидуальные
консультации с
учащимися по
результатам
контрольных работ

Получить
оперативную
информацию

Октябрь, Педагогянварь
психолог

Выявить темы,
которые учащийся не
освоил, и причины
неусвоения

В
течение
года

Учитель
предметник

Разработать
индивидуальные
образовательные
траектории для
учащихся с низкой
учебной
мотивацией

Спланировать работу с
учащимися

В
течение
года

Учительпредметник,
классный
руководитель

Помочь
сформировать
портфолио учащимся
с низкой мотивацией

Получить объективную В
информацию об успехах течение
учащегося
года

Классный
руководитель

Помочь учащимся
контролировать свои
учебные результаты

Получить объективные
результаты
учебной
деятельности

В
течение
года

Классный
руководитель

В
течение
года

Заместитель
директора

Проконтролировать
Выявить соответствие
объем домашних заданий объема
заданий
требованиям СанПиН
Организовать контроль
усвоения знаний
учащихся по отдельным
темам, разделам

Выявить темы, которые По
плану
учащийся не освоил, и
причины их неусвоения ВШК

Заместитель
директора

Провести
Выявить причины
психологические
школьной тревожности
тренинги по диагностике
тревожности и снижению
уровня тревожности
учащихся

По
плану
ВШК

Педагогпсихолог

Организовать
воспитательную работу
через систему
внеурочной
деятельности,
дополнительного
образования

В
течение
года

Заместитель
директора,
классный
руководитель

Выявить интересы
учащихся с низкой
учебной мотивацией и
привлечь их к занятиям
по интересам

Организовать
Спланировать
отдых учащихся в
досуговую
каникулярное
деятельность учащихся
время
Привлечь учащихся к
Спланировать
подготовке
досуговую
коллективных
деятельность учащихся
мероприятий в классе,
школе
Вовлечь в социально
Спланировать
значимую деятельность досуговую
учащихся «группы
деятельность учащихся
риска»
Взаимодействовать
Выявить
с социальными и
профессиональные
профессиональными
интересы учащихся
структурами с
целью
профориентации
выпускников
Работа с педагогическими работниками
Проконтролировать
качество
преподавания учебных
предметов
через
посещение
занятий
Проконтролирова
ть качество
проверки рабочих
и контрольных
тетрадей
учащихся
Провести совещание
при директоре с
целью выявления
проблем
неуспеваемости
отдельных учащихся

В
Заместитель
течение директора,
года
классный
руководитель
В
Заместитель
течение директора,
года
классный
руководитель
В
Заместитель
течение директора,
года
классный
руководитель
В
Заместитель
течение директора,
года
классный
руководител
ь

Выявить затруднения,
препятствующие
усвоению материала
учащимися с низкой
мотивацией

В
Заместитель
течение директора
года

Выявить темы,
которые учащийся не
освоил, и причины не
усвоения

По
плану
ВШК

Определить план
работы с учащимися,
имеющими низкую
мотивацию

В
Заместитель
течение директора
года

Заместитель
директора

Получить объективную
Проконтролировать
информацию о системе
качество
оценивания учащихся с оценивания учащихся
низкой мотивацией
Проконтролирова
Выявить
причины
ть качество
невыполнения заданий
домашних
заданий
Проанализировать,
Выявить
«группу
как педагог
риска» по предметам
контролирует
учебного плана
предварительные
итоги успеваемости
класса
Организовать
Повысить
мастерклассы,
профессиональную
практикумы для
грамотность учителей в
освоения
работе с учащимися,
педагогических
имеющими низкую
технологий,
мотивацию
повышающих
учебную
мотивацию
школьников
Организовать
Повысить
курсовую подготовку
профессиональную
учителей по проблеме
грамотность учителей в
обучения
работе с учащимися,
школьников с низкой
имеющими низкую
мотивацией
мотивацию
Работа с родителями учащихся
Провести консультации
с родителями учащихся
«группы
риска»

Выявить затруднения,
препятствующие
усвоению материала
учащимися с низкой
мотивацией

В
Заместитель
течение директора
года
В
Заместитель
течение директора
года
В
Заместитель
течение директора
года

В
Заместитель
течение директора
года

В
Заместитель
течение директора
года

В
Заместитель
течение директора,
года
классный
руководитель

Организовать
родительские
собрания
по
вопросам
психологических и
возрастных
особенностей
учащихся,
ответственности
родителей за
воспитание и обучение
детей
Ознакомить родителей
с
результатами
учебной деятельности
ребенка
Посетить семьи
учащихся
с
низкой
мотивацией
Привлечь родителей к
участию в
общешкольной
деятельности
Проконтролирова
ть количество
входов родителей
в электронный
дневник
Организовать
систему открытых
уроков
для
родителей

Повысить
В
ответственность
течение
родителей за
года
воспитание и обучение
детей

Классный
руководитель,
педагогпсихолог

Повысить
ответственность
родителей за
воспитание и обучение
детей
Выявить
условия
проживания и
воспитания в
семье
Повысить
ответственность
родителей за
воспитание и обучение
детей
Повысить
ответственность
родителей за
воспитание и обучение
детей
Повысить
ответственность
родителей за
воспитание и обучение
детей

Классный
руководитель

В
течение
года

В
Классный
течение руководитель,
года
социальный
педагог
В
Классный
течение руководитель
года

В
течение
года

Классный
руководитель

В
течение
года

Классный
руководитель

Организовать участие
Повысить
В
родителей в разработке ответственность
течение
индивидуальной
родителей за
года
образовательной
воспитание и обучение
траектории для
детей
учащегося с низкой
мотивацией
Повышение эффективности управления

Классный
руководитель

Разработать программу
работы с учащимися,
имеющими низкую
учебную мотивацию
Сформировать банк
данных о семьях
учащихся с низкой
учебной мотивацией
Организовать
совместную
деятельность школы и
комиссии по делам
несовершеннолетних
Подготовить
педагогический совет
по повышению
качества образования
Включить в положение о
внутренней системе
оценки качества
образования раздел о
работе с учащимися,
имеющими низкую
учебную мотивацию
Проконтролировать
формирование фонда
оценочных средств для
проведения текущего
контроля успеваемости
и промежуточной
аттестации

Заместитель
директора

Спланировать
образовательную
деятельность

Июнь

Систематизировать
информацию о семьях
учащихся

В
Классные
течение руководители
года

Спланировать сетевое
взаимодействие

Август

Заместитель
директора

Спланировать
По
плану
проведение
педагогических советов ВШК

Заместитель
директора

Спланировать
образовательную
деятельность

Август

Заместитель
директора

Выявить наличие
оценочных средств с
разным уровнем
сложности

В
течение
года

Заместитель
директора

Разработать в программе
повышения качества
образования
подпрограмму по работе
с учащимися,
имеющими низкую
учебную мотивацию
Проанализировать
результаты
образовательной
деятельности и
скорректировать работу
по повышению качества
образования
Оценить
материальнотехниче
ское и
информационное
обеспечение
образовательной
деятельности
Выявить потребности
учащихся для развития
их творческих
возможностей
Проконтролировать
качество ведения
учителем школьной
документации
Проанализировать, как
учитель
планирует
оценочную
деятельность
Проанализировать, как
формируются
универсальные
учебные действия
(УУД) на уроках и

Спланировать
образовательную
деятельность

Июнь –
август

Заместитель
директора

Выявить низкие
результаты для
планирования
действий по
повышению
мотивации обучения

Май –
июнь

Заместитель
директора

Выявить наличие
необходимых условий
для комфортного
образования

Май –
июнь

Заместитель
директора

Спланировать систему
внеурочной
деятельности,
дополнительного
образования
Выявить риски при
обучении школьников с
низкой учебной
мотивацией
Выявить использование
кодификаторов при
составлении
стандартизированных
контрольных работ
Выявить использование
кодификаторов УУД
при
разработке
метапредметных
контрольных работ

Май –
июнь

Заместитель
директора

В
течение
года

Заместитель
директора

В
течение
года

Заместитель
директора

В
течение
года

Заместитель
директора

внеурочной
деятельности

Организовать
персональный
контроль педагогов, у
которых низкий
уровень оценочных
показателей
Прогнозировать
результаты ГИА
учащихся, имеющих
низкую мотивацию

Выявить
возможные риски
при обучении
школьников с
низкой учебной
мотивацией
Спланировать работу с
выпускниками из
«группы риска» по
успешному
прохождению
государственной
итоговой аттестации
Организовать
Разработать план
психологопсихологопедагоги
педагогическую и
ческой и
социальную поддержку социальной
учащихся с низкой
поддержки
учебной мотивацией
учащихся
Проанализировать
Выявить формирование
уровень
ценностно-смысловых
сформированности
и моральных норм,
социальных
межличностных
компетенций учащихся с отношений в
низкой мотивацией
ученическом
коллективе
Проанализировать
Выявить готовность к
уровень мотивации
выбору направления
учащихся
профильного
образования,
самообразованию

В
течение
года

Заместитель
директора

В
течение
года

Заместитель
директора

Июнь,
август

Педагогпсихолог,
социальный
педагог

В
течение
года

Заместитель
директора,
педагогпсихолог

В
течение
года

Заместитель
директора,
педагогпсихолог

Организовать учет
достижений
планируемых
результатов учебной
деятельности

Получить объективную
информацию о
результативности
учебной деятельности,
в том числе об участии
школьников в учебных
исследованиях и
проектах
Получить информацию
об участии школьников
с низкой мотивацией в
спортивных
мероприятиях,
выставках, конкурсах,
концертах и др.

В
течение
года

Заместитель
директора

Организовать учет
В
Заместитель
достижений в разных
течение директора
видах деятельности
года
(социальной, трудовой,
коммуникативной,
физкультурнооздоровительной и др.)
учащихся с низкой
мотивацией
4. Механизм управления программой работы с обучающимися, имеющими
низкую учебную мотивацию
Управление реализацией программы предполагает создание специальной
организационной структуры для осуществления управленческих функций
согласно принятому распределению зон ответственности, в которую входят
представители субъектов образовательного процесса.
Руководитель ОО обеспечивает продвижение реализации программы, ведет
диалог с членами коллектива в зоне их ответственности, создает условия для
повышения мотивации школьников.
Осуществляет деятельность по финансовому обеспечению реализации
программы (использование бюджетных средств; привлечение внебюджетных
ресурсов).
Педагогический совет рассматривает вопросы педагогического и
методического руководства образовательной деятельностью, проведения
промежуточной аттестации, определяет условный перевод учащихся, имеющих
академическую задолженность, решает вопросы оставления на повторный год
обучения.
Заместитель руководителя ОО собирает и анализирует информацию о
результатах учебной деятельности школьников с низкой учебной мотивацией,
определяет совместно с методическими объединениями учителей ближайшие и
перспективные цели по повышению мотивации школьников, помогает
разработать индивидуальные образовательные траектории для учащихся с
низкой мотивацией.

Организует контроль за выполнением учебных планов, программ. Способствует
развитию познавательных потребностей, способностей, интеллектуального,
духовного потенциала личности.
Создает педагогически обоснованную и социально значимую систему
внеклассной и внешкольной воспитательной работы, направленную на
организацию здорового образа жизни, профилактику асоциального поведения
детей и подростков, самоопределение и саморазвитие личности учащегося.
Оказывает методическую помощь классным руководителям в организации
воспитательной работы.
Методическое объединение школы рассматривает вопросы повышения
учебной мотивации школьников на заседаниях, развивает творчество и
инициативу учителей по улучшению качества образования, организует работу
по самообразованию учителей. Посещает учебные занятия в рамках предметных
объединений и анализирует их с целью выявления положительного опыта
работы
с
низкомотивированными
учащимися.
Разрабатывает
дифференцированные контрольные работы для проведения промежуточной
аттестации. Анализирует результаты образовательной деятельности по
повышению мотивации школьников.
Социально-психологическая служба осуществляет диагностирование уровня
мотивации школьников, анализирует результаты, вырабатывает рекомендации,
проводит тренинги общения с учениками, родителями, педагогами, беседы,
теоретические и практические семинары, индивидуальные и групповые
консультации.
5. Ожидаемый результат реализации программы
После реализации программы работы с обучающимися, имеющими низкую
учебную мотивацию, в образовательной деятельности произойдут следующие
изменения:
1. Повысится уровень мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности учащихся.
2. Повысится уровень предметных и метапредметных результатов учебной
деятельности по итогам промежуточной аттестации.
3. Повысится количество обучающихся с положительными результатами
государственной итоговой аттестации.
4. Сформируется готовность и способность учащихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
5. Сформируется готовность и способность осознанно выбирать и строить
дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых
познавательных интересов.

Приложение 1
к Программе работы с обучающимися,
имеющими низкую учебную мотивацию
МБОУ Семенкинская ООШ 2021 год.

Работа учителя физики МБОУ Семенкинская ООШ Кравченко И.В. по проблеме
«Повышение мотивации учащихся к изучению физики через использование активных
форм обучения на уроках»

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются
в прах, если у ученика нет желания учиться»
В. А. Сухомлинский
Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из
главных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность
обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у
школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и развития познавательных
интересов, осуществлением в единстве патриотического, духовно-нравственного,
экологического, трудового воспитания школьников, формированием у них активной
жизненной позиции. Социальный заказ нашего общества школе состоит сегодня в том, чтобы
повысить качество обучения и воспитания. Встал вопрос: «Как повысить уровень мотивации
школьников в изучении физики, а соответственно и качество образования?»
Когда школьники приступают к занятиям физики сразу проявляется интерес к
предмету. Но чем старше дети, тем интерес к изучению предмета значительно ослабевает.
Отсюда вытекает проблема важности развития мотивов на каждом уроке.
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных
целей.
К учебным мотивам относятся такие как
1. собственное развитие в процессе учения; 2.
действие вместе с другими и для других;
3. познание нового, неизвестного.
4. понимание необходимости учения для дальнейшей жизни,
5. процесс учения как возможность общения,
6. похвала от значимых лиц;
7. учеба как вынужденное поведение;
8. процесс учебы как привычное функционирование;
9. учеба ради лидерства и престижа;

10. стремление оказаться в центре внимания,
11. стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников и
др.
Мотив не может возникнуть сам по себе — необходим внешний толчок (стимул).
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является
интерес.
Интерес - мотив, который действует в силу своей осознанной значимости.
Многие формы и методы работы хорошо известны учителям. Педагоги постоянно ищут
способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи. ·
это увлеченное преподавание,
· новизна учебного материала,
· историзм, связь знаний с судьбами людей, открывшими то или иное физическое понятие,
внесшими вклад в развитие физики;
· показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями
школьников;
· использование новых и нетрадиционных форм обучения,
· чередования форм и методов обучения,
· проблемное обучение, эвристическое;
· обучение с компьютерной поддержкой, использование интерактивных компьютерных
средств;
-взаимообучение (в парах, микрогруппах),
· тестирование знаний, умений,
· показ достижений обучаемых,
· создание ситуаций успеха,
· соревнование (с товарищами по классу, самим собой),
· создание положительного микроклимата в классе,
· доверие к обучаемому,
· педагогический такт и мастерство педагога,
· учет возрастных особенностей школьников.
· выбор действия в соответствии с возможностями ученика. ·
создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке; ·
эмоциональная речь учителя.
· применение поощрения и порицания.
· вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним).

•
•
•
•
•

Физика – достаточно трудный предмет.
Считаю необходимым применение в процессе преподавания физики методов и приёмов,
содействующих развитию у учащихся логического мышления, активности, инициативы,
самостоятельности. Это методы проблемного изложения, объяснительно- иллюстративные,
частично-поисковые, исследовательские.
Приемы работы:
создание проблемных ситуаций;
опорный конспект;
дидактические игры;
физический диктант;
физические шарады;

•
•
•
•
•
•
•
•

головоломки;
творческие работы;
кроссворд;
использование дополнительной литературы;
ребусы;
алгоритмы решения задач;
компьютерные модели;
лабораторный практикум.
Использование
разнообразных методов и приёмов, которые позволяют провести
обучающегося от любопытства к познавательному интересу.
Методы, средства и формы обучения, которые стимулируют активную познавательную
деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества
образования.
1. Привлечение учащихся к оценочной деятельности (взаимопроверка на физических
диктантах, мини самостоятельных работах, самооценка, самопроверка и т. д.)
2. Создание проблемных ситуаций
Под учебной проблемой понимают задачу, вопрос или задание, решение которых нельзя
получить по готовому образцу; в этом случае от ученикатребуется проявление
самостоятельности и оригинальности в самом подходе к решению этих заданийи задач.
Система проблемного обучения охватывает все виды учебной деятельности и определяет
оптимальные условия организации труда. Проблемное обучение призвано не только решать
задачу развития мышления и творческих способностей учащихся, но и формировать их
научное мировоззрение. Оно даёт учителю возможность наиболее эффективно вести
профориентацию учащихся.
•

•

•

Пример проблемной ситуации: при изучении атмосферного давления в 7 классе
хорошую проблемную ситуацию создаёт следующий занимательный опыт: сваренное
вкрутую и очищенное яйцо, положенноена горлышко графина, втягивается внутрь его,
если предварительно бросить в графин зажжённуюбумагу и быстро закрыть графин
яйцом. Проблемная ситуация рождается в силу того, что яйцо втягивается в графин
«само», якобы без внешнего воздействия. Поиск способа измерения физической
величины:
При изучении темы «Плотность вещества» предлагается определить массу куска
сахара- рафинада используя только линейку. Тем ребятам, которые затрудняются с
выполнением задания, выдается план с необходимыми пояснениями, который
направляет деятельность ребенка и позволяет даже слабому ученику получить
результат. Задание: Определите массу кусочка сахара-рафинада.
Постановка вопроса, требующего установления связи между явлениями или
величинами, характеризующими явление:
Задание: выяснить зависимость сопротивления проводника от его длины.
Безоценочное начало урока способствует готовности учащихся к включению в новые
познавательные процедуры, создает позитивный, доброжелательный, благоприятный
эмоциональный фон.

Очень важно, чтобы на уроках физики ученики постоянно решали всевозможные
«проблемные ситуации», чтобы могли посмотреть на такой, казалось бы очевидный и
привычный факт, совсем по – другому, как физик и удивиться! В « арсенале» учителя
физики предостаточно таких примеров, когда привычное мнение, веками сложившееся
в быту, является неправильным! Учащиеся, как правило, прежде, чем отказаться от
привычного, но неправильного стереотипа, начинают объяснять учителю, в чем он
заблуждается, и только потом уж переходят на его точку зрения. Это всегда очень
оживляет уроки, приобщает равнодушных учеников к физике.
• Постановка проблемного вопроса с целью привлечения имеющихся у учащихся
знаний: проблема поставлена. Ученикам предлагают самим найти способ ее решения,
используя ранее приобретенные знания. Какие могут быть экологические
последствия, если проблему отходов срочно не решить?
• Постановка проблемного вопроса с целью привлечения имеющихся у учащихся
знаний к решению задач практического характера: если познавательная задача
содержит новые для учащихся понятия, факты, способы действия, то она проблемна по
содержанию.
3. Хорошие результаты дают уроки – конференции, уроки « я – учитель», уроки –
«судебный процесс» над явлением (инерцией, трением, техническим прогрессом,
электричеством, радиацией и т.п.)
4.Технология опорных конспектов
В процессе изучения физики на начальном этапе обучения (7 класс) возникают некоторые
трудности в понимании элементов терминологии, которые остаются непонятными на
протяжении всего курса физики. Использование содержательно-знаковой наглядности на
уроках физики способствует развитию логического и творческого мышления. С
психологической и физиологической точки зрения при этом улучшается зрительное
восприятие. Кроме того, уменьшается нагрузка на головной мозг, так как информация
получается порциями.
5. Необычная форма обучения: урок с элементами ролевых игр, игр (Найди ошибку,
Закодированный ответ, Эстафета и т.д.).
6. Физические шарады
У слова «конь» и «день» Отнимем
мягкий знак.
И букву «к» из слова «акция».
В итоге мы получим не пустяк —
Нам в физике известна... (конденсация).
7. Головоломка по физике
8. Кроссворд по физике
9. Ребусы
Учащиеся 7–8-х классов с удовольствием работают с ребусами. Ребус — головоломка,
требующаядля разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли. Их используют для
проверки знаний учащихся как одну из форм домашнего задания.
10.Творческие работы
Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их
ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и
процесс выполнения, и её результат — всё требует от личности максимального приложения

сил. Из творческих заданий используются такие, как составление загадок, кроссвордов,
изготовление моделей приборов из подручных материалов, например изготовление
сообщающих сосудов или модели шара Паскаля.
11. Использование дополнительной литературы
Всякая работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого
воображения, аналитического мышления, эмоциональности или вопрос с описанным
эпизодом, что активизирует учащихся на уроке. А.А.Блок “Всё чаще по городу
брожу…”
“Запнулась запыхавшаяся лошадь,
Уж силой ног не удержать седла,
И утлые взмахнулись стремена,
И полетел, отброшенный толчком…”
Вопрос: Объясните падение всадника с точки зрения физики.
Много интересного можно взять из пословиц:
Дождик вымочит, а красное солнышко высушит.
Š О каких фазовых переходах идёт речь в этой пословице?
12. Лабораторный практикум и компьютерная модель
При использовании информационных технологий от учащихся требуется большая
активность и самостоятельность, чем во время демонстрации, где они выступают
пассивными наблюдателями.
Компьютерные технологии, использующиеся
при проведении лабораторных работ,
выполняют две функции:
1.проведение компьютерных лабораторных работ;
2.обработка результатов с использованием бланков лабораторных работ.
3.Большая часть интерактивных лабораторныхработ содержит опыты, записанные в виде
анимации или видеоролика, сопровождающихся голосовым объяснением.
13. Использование компьютерных технологий.
Задания на самостоятельный поиск информации в учебных пособиях бумажных или
электронных (доклады, сообщения, поиск решения новой задачи, самостоятельное
изучение каких либо тем)
Проведение уроков с использованием информационных технологий – это большой стимул в
обучении. На таких уроках активизируются психические процессы учащихся: восприятие,
внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение
познавательного интереса.
Человек по своей природе более 80% информации воспринимает и запоминает с помощью
зрения.
14. Уроки « Одной задачи», на которых рассматривается на примере одной задачи все
возможные способы её решения.
15. Участие в различных предметных конкурсах, участие в предметных олимпиадах
разного уровня.
16. Позитивным моментом в вопросе мотивации является внеклассная работа по
предмету. Каждый год в школе проводится предметная неделя. Один из дней посвящен –
физике. Здесь традиционно проводятся конкурсы рисунков на тему «Интересная физика»,
конкурс фотографий – «Физические явления», конкурсы кроссвордов, выставки «Физика в

•
•
•
•
•
•

быту, проводим физические вечера. Дети активно принимают участие не только в
проведении мероприятий, но и в подготовке к ним.
Заключение
Формирование мотивации — это не закладка готовых мотивов и целей в голову учащегося, а
помещение его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где мотивация и цели
складывались и развивались бы с учётом и в контексте прошлого опыта самого ученика.
Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе, и в этом
вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать
наравне с когнитивными способностями ученика. Иногда менее способный ученик, но
имеющий высокий уровень мотивации, может достичь более высоких результатов в учебе,
так как стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у
ученика, недостаточно мотивированного, успехи в учебе могут быть незначительными,
даже несмотря на его способности. Мотивация учения может выступить к тому же хорошим
показателем уровня психического благополучия учащегося, а также показателем уровня его
развития.
Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод о том, что активные формы обучения,
позволяют развивать у обучающихся:
познавательные навыки и способность к самообразованию;
способность ориентироваться в современном информационном пространстве;
целеустремленность и настойчивость;
способность взять на себя инициативу и ответственность;
критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации;
коммуникабельность.

Приложение № 2
к Программе работы с обучающимися,
имеющими низкую учебную мотивацию
МБОУ Семенкинская ООШ 2021 год.

Работа учителя русского языка и литературы МБОУ Семенкинская ООШ Медведевой Г.Ю.
по проблеме «Повышение мотивации учащихся к изучению русского языка и
литературы через использование активных форм обучения на уроках»

Все наши замыслы, все поиски
и построения превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться.
В.А. Сухомлинский.

Для того, чтобы сделать уроки русского языка и литературы интересными, необходимо
привлечение как яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его
содержанию), так использование нестандартных заданий (вызывающих интерес самими
формами работы).
Пути повышения мотивации учащихся к урокам русского языка и литературы:
1. Связь с жизнью – необходимое условие поднятия интереса учащихся к изучению
грамматики. Эта связь осуществляется через языковой материал, используемый в
упражнениях, основу которого составляют произведения великих русских писателей.
Некоторые ребята с трудом говорят о самых простых вещах, допускают ошибки в речи при
использовании местоимений, деепричастных оборотов и понимают, что даже простым вещам
надо учиться.
2. Наглядность как средство развития интереса к урокам русского языка и литературы.
На уроках русского языка осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения:
сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей,
индивидуальный подход.
3. Использование на уроках современных информационных технологий, с одной
стороны, способствуют повышению учебной мотивации учащихся, формированию ключевых
компетенций, а с другой – организует работу учащегося и учителя. Компьютер используется
с самыми разными целями: как средство обучения, источник информации, способ
диагностирования учебных возможностей учащихся, средство контроля и оценивания
качества обучения, для проведения интегрированных уроков.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать
процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить
объем самостоятельной работы учащихся. Включая эти приемы в образовательный процесс,
учитель делает урок интересным, содержательным и увлекательным.
4. Мыслительные задачи, выдвигаемые перед учащимися, - один из приёмов развития
интереса к занятиям по русскому языку. Всякая мыслительная работа начинается с того, что
перед человеком выдвигается какая – то задача, необходимость решения которой становится
для него очевидной. Такой мыслительной задачей может быть вопрос, на который должен
быть получен ответ. Поэтому, когда учитель начинает урок, приступая к новому материалу,
недостаточно только объявить тему, но необходимо чётко сформулировать вопрос, на
который дети должны получить ответ.
5. Использование игр – упражнений для развития интереса к урокам русского языка.
Игровые технологии я использую в основном в 5-6-ых классах. Это связано с тем, что пятый
класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых
учителей, новой программы, новых предметов. Вот здесь на помощь приходят уроки – игры:
«Подскажи словечко» (восстанавливаем рифму таким образом, чтобы пропущенное слово
содержало изучаемую орфограмму), «Тритий лишний» (развитие логического мышления),
загадки (текст загадки должен содержать изучаемую орфограмму или пунктограмму), работу
с сигнальными карточками дети тоже воспринимают как игровой момент, содержащий дух
соревновательности.
Повышение интереса к уроку можно достичь, используя приемы:
1.Привлекательная цель Удивляй! (Тема “Корень слова”. Существуют слова, которые не
имеют корня, например, глагол вынуть).

2. Фантастическая добавка (Представьте себе, что вы можете встретиться с Онегиным и
Ленским за день до дуэли. Что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на
ваши аргументы. Можно разыграть беседу по ролям.)
3. Пресс – конференция (неполно раскрывается тема, предлагается школьникам задать
дораскрывающие ее вопросы).
4. Своя опора (ученики составляют опорный конспект изученной темы либо отдельного
параграфа).
5. Повторяем с контролем (ученики разрабатывают списки контрольных вопросов по теме.
Например, по теме “Имя существительное”).
6. Пересечение тем (найдите несколько сложноподчиненных предложений в изучаемом на
уроках литературы произведений; Отец Чичикова учил Павлушу беречь и копить копеечку. А
чему учил отец Молчалина? А как напутствовал отец Гринева?) 7. Взаимоопрос (ученики
опрашивают друг друга).
Коллективная учебная деятельность. Организация работы в группах:
1. Лови ошибку (ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в
каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение).
2. Мозговой штурм (предложите идею оригинального памятника Мцыри. Обсуждение идей
позволяет еще раз вспомнить и проанализировать характер героя, события его жизни).
3. Театрализация. Благодатный прием на уроках литературы, ведь, чтобы понять, как играть
того или иного героя, необходимо “почувствовать” пьесу и всех героев.
“Да” и “Нет” говорите. (Героиня не отличалась щедростью, хоть и гостям рада была.
Кто она? – Коробочка из “Мертвых душ”. Серьезные занятия наукой не мешали ему
сочинять стихи. Кто он? – Ломоносов).
7. Резюме – ученики письменно отвечают на серию вопросов, отражающих их отношение к
уроку, учебному предмету, учителю. Резюме дается раз в неделю или в месяц, по итогам
года. (Что нравится на уроках? Что не нравиться на уроках? Что мешает учиться? и другие
вопросы. Поставь себе отметку по 10 балльной системе. Обоснуй ее. Оценка учителю).
8. Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать ребят на активную работу во
время урока. Приучаю во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: “Я знаю,
что…”. Порой наблюдаю, как растёт на глазах уверенность учеников в своей
лингвистической компетенции.
9. Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля –
сильное мотивирующее средство. Заблаговременно вывешиваю на стенд информацию о
критериях оценивания результатов изучения темы и оговариваю, что нужно сделать, чтобы
освободить себя от тяжкого испытания. Некоторые стараются.
10. Оценка – не отметка.
Отмечаю вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать
познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к
миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
11. Кредит доверия.
В некоторых случаях ставлю отметку “в кредит”. Это шанс для ученика проявить себя и
доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него, есть все
возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому,
стараться чуть больше.

Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным
является благоприятный психологический климат. Для его создания используем
«эмоциональные поглаживания» (термин американского психотерапевта Э.Берна): обращение
к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на
ободряющее прикосновения.

Приложение № 3
к Программе работы с обучающимися,
имеющими низкую учебную мотивацию
МБОУ Семенкинская ООШ 2021 год.

Работа учителя географии
МБОУ Семенкинская ООШ Махновой Н. Б. по
проблеме
«Повышение мотивации учащихся к изучению географии через использование
активных форм обучения на уроках»

Важные аспекты, влияющие на формирование мотивации.
1. Личность учителя.
2. Сотрудничество учителя и учащегося.
3. Создание эмоционально-комфортной обстановки.
4. Методы проблемно-развивающего обучения.
5. Организация коллективной деятельности.
6. Перечень знаний и умений учащихся по определенной теме.
7. Активизация учебно-познавательной деятельности.
8. Максимально возможное снятие внешнего контроля.
9. Рефлексия.
В мотивации учения важную роль играют
- содержание учебного материала;
- организация учебной деятельности: формы, методы, приемы.
Приемы, которые повышают мотивацию, а значит учебный успех на уроках географии.
основные этапы современного урока.
Мотивация может формироваться на каждом этапе урока. Приемы
учебной мотивации на различных этапах урока
1. Нетрадиционное название урока.
3. Экспресс-анализ текста
2. Использование зрительного образа
Закрепление
3. Корзина идей.
4.Показ кинофильмов.
4. Загадки.
5. Работа с понятием.
Освоение нового материала
6. Языковой и образный ряд
1. Осознанное чтение.
7. Лови ошибку!
2. Дискуссия.
Но в процессе обучения, мотивацией могут быть те же формы организации, что и раньше:
уроки-игры, уроки-конференции, путешествия, уроки типа КВН, инсценировки,
урокидискуссии, уроки-конкурсы экскурсии в природу и на производство, уроки на
местности, в библиотеке вызывают большой интерес у школьников, активизируют их
деятельность. Влияние различных типов заданий
1. Создание проблемных ситуаций

Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее
достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное
от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы,
творчески подходит к познанию действительности.
2. Технология опорных конспектов
Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические
связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память,
логическое мышление.
3. Дидактические игры
Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и
вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени провожу игрыминутки,
игры-эпизоды, игры-уроки.
4. Географический диктант
5. Географические шарады
6.Творческие работы
Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их
ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и
процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения
сил. Из творческих заданий использую такие, как составление загадок, кроссвордов,
изготовление макета вулкана из пластилина, сообщения, доклады, презентации и т.д.
7.Кроссворд по географии.
8. Использование на уроке дополнительной литературы
Всякая работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого
воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. При изучении
географии невозможно обойтись без географических описаний в литературе.
Использование на уроках дополнительной литературы способствует работе мысли
учащихся, дает возможность разнообразить формы и методы преподавания. На уроках
географии также обширны возможности использования поэзии, которая выполняет сразу
три функции: познавательную, развивающую и воспитательную. Стихотворные строки,
умело используемые на уроке, помогают разнообразить объяснение учебного материала,
усиливает его эмоциональное восприятие, глубже раскрывает причинно-следственные
связи, повышает интерес к уроку. Практика показывает, что такие уроки потому и
интересны, что постоянно будят мысль учащихся.
9.Работа с картой
Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии. Система
разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет мне создать условия
для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях:
репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском.
10. Ребусы
Повышать учебную мотивацию, активизировать познавательную деятельность, углублять
свои знания по предмету, дополнительно тренироваться в их творческом применении
позволяют и занятия во внеурочное время.
Задания, используемые мною во внеурочной работе, направлены не только на развитие
географических способностей, навыков, но и на развитие внимания, памяти, эрудиции,
кругозора и познавательных способностей обучающихся.
11.Литературная география
Особое место среди внеурочных организационных форм обучения географии занимают
экскурсии и практические работы на местности. Регулярное использование на уроках

географии и во внеурочной работе системы разнообразных способов и приемов,
направленных на повышение мотивации, развитие познавательных возможностей и
способностей, расширяет географический кругозор школьников, повышает качество
географической подготовки, позволяет учащимся более уверенно ориентироваться в
закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать
географические знания на практике в повседневной жизни.
Приложение № 4
к Программе работы с обучающимися,
имеющими низкую учебную мотивацию
МБОУ Семенкинская ООШ 2021 год.

Работа учителя математики МБОУ Семенкинская ООШ
Ляшик Н. В. по проблеме
«Повышение мотивации учащихся к изучению биологии через использование
активных форм обучения на уроках»

Основные методы и приёмы формирования познавательных мотивов на уроках
математики.
С целью формирования познавательных мотивов на уроках математики целесообразно
применять следующие методы и приёмы:
1)
создание проблемной ситуации;
2)
использование метода целесообразных задач с практическим содержанием;
3)
использование художественной и научно-популярной литературы;
4)
организация познавательных игр (ролевых, деловых и т.д.)
5)
применение современных образовательных технологий;
6)
использование математических парадоксов, задач со скрытой ошибкой;
7)
использование исторического материала, достижений отечественной науки;
8)
использование ассоциаций и метода анализа жизненных ситуаций;
9)
создание ситуации удивления и успеха;
10)
проведение нетрадиционных уроков;
11)
создание на уроке атмосферы благоприятного комфорта.
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
1.Мотивация познавательной активности путём создания проблемной ситуации.
Особенно эффективным методом мотивации познавательной активности учащихся является
проблемный подход к обучению, который способствует интеллектуальному развитию и,
вместе с тем, формирует мировоззрение, моральные, эмоциональные черты личности.

Проблемное обучение часто рационально сочетать с элементами методики сотрудничества.
Проблема сотрудничества привлекает тем, что: а) подход к ребенку гуманно-личностный;
б) преобладающий метод – проблемно-поисковый, творческий, диалогический, игровой;
в) организационные формы: индивидуальная + групповая, дифференцированная.
2. Мотивация познавательной деятельности путём использования задач практического
содержания.
Николай Иванович Лобачевский, русский математик девятнадцатого века сказал:
« Нет ни одной области математики, как бы абстрактна она ни была, которая когда-нибудь не
окажется применима к явлениям действительного мира».
В создании представлений учащихся о прикладном значении школьного курса
математики большую роль играют задачи практического содержания с разными сюжетами и
общей математической моделью.
3. Мотивация познавательной деятельности с помощью игровых ситуаций и
познавательных игр.
Познание математики через игры прививает к ней любовь, интерес к приобретению новых
знаний, потребность заниматься математикой. Дидактические игры, игровые приёмы и
игровые ситуации на уроке также побуждают учащихся к активной деятельности и
содействуют созданию познавательного мотива, активизации мышления, повышают
заинтересованность в изучении материала, трудоспособность, чувство ответственности за
результат своей деятельности и деятельности классного коллектива. Игры формируют
быстроту реакции, развивает логическое мышление, смекалку, умение сопоставлять, делать
выводы, запоминать.
В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.
4. Мотивация познавательной деятельности путём организации исследовательской
работы, элементов моделирования, прогнозирования, эксперимента.
На уроках математики не обойтись без заданий, носящих поисково-исследовательский
характер:
-«Объединяй по общему признаку»
-«Найди ошибку»
-«Найди лишнее и аргументируй»
-«Найди недостающий факт для достоверности»
Используемая групповая работа и работа в паре во время проведения практических и
исследовательских работ, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся,
продуктивное, творческое усвоение знаний и умений. С помощью групповой и парной работы
на любом этапе урока осуществляется позитивная зависимость группы учащихся друг от
друга, т.к. члены группы рассматривают успех (неуспех) как результат их коллективной
деятельности. При этом снижается уровень тревожности, усредняется положительное
(отрицательное) влияние индивидуальных способностей и возможностей на результат
деятельности, таким образом, происходит сдвиг в оценке своей деятельности со способностей
на усилия, формируется чувство самоуважения.
5.Мотивация познавательной деятельности через создание ситуации удивления и успеха.






•
•
•
•
•
•

Суть приема «Удивляй!» состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чемто необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с
первых минут урока.
Создание ситуации успеха на уроках математики – это такой метод учебной деятельности,
который эффективно повышает активность, интерес, побуждает учащихся к более глубокому
познанию предмета.
Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к
определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении.
Для реализации личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению
применяюся различные формы и методы:
разноуровневые задания на разных этапах урока и в домашней работе;
творческие задания;
самостоятельные работы (различные по образовательным целям, месту организации, по
уровню сложности)
самооценка и взаимооценка на уроке, взаимообучение;  проблемные и поисковые ситуации;
6.Мотивация познавательной деятельности учащихся путём подготовки и проведения
нетрадиционных уроков.
Нетрадиционных уроки:
игровые и интегрированные,
бесспорно относятся к
эмоциональным методам мотивации. Это, как правило, живые, интересные уроки, полные
выдумок, фантазий, показывающие роль математики во всех областях науки.
Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся,
закреплении и повторении изученного материала.
урок-смотр знаний
урок-презентация
урок «В гостях у сказки»
урок-путешествие
урок-игра
урок-турнир

•
•
•
•
•

урок-викторина
урок-зачёт
урок-исследование
урок КВН
урок-аукцион

7.Создание на уроке атмосферы благоприятного комфорта.
Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию,
важным фактором успешности всей учебной деятельности является благоприятный
психологический климат на уроке, доброжелательная атмосфера, атмосфера уважения и
сотрудничества.
Урок должен быть прежде всего актуальным и интересным. Учитель должен
использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Учитель и ученик – это
единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя – направлять,
контролировать.
Для создания эмоционального комфорта, обстановки доверия, уверенности в успехе на
уроке учителю нужно использовать:
системное одобрение учащихся;
-манеру обращения к учащимся по имени;
-похвалу, одобрение, направленные на формирование положительных оценочных
суждений;
справедливое равное отношение ко всем учащимся и оценке успехов в
учебной деятельности каждого;

-доброжелательность, юмор, улыбку;
-тон речи;
-мимику, движения, жесты;
Кроме того необходимо развитие таких характеристик, как умение управлять дыханием,
тембром голоса, темпом речи, правильная дикция.
Роль учителя имеет свои функции:
-обеспечение полноценной передачи знаний;
-обеспечение эффективной учебной деятельности школьников;
-обеспечение продуктивных взаимоотношений между учителем и учащимися.
Роль педагога призвана обеспечить:
положительное воздействие учителя на сознание, чувства учеников с целью
формирования, коррекции их убеждений и мотивов деятельности
полноценное восприятие, осознание, закрепление знаний в процессе
обучения
рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся
Знание особенностей актерского мастерства помогает учителю совместить природный талант
и приобрести мастерство с целью достижения наилучших результатов в педагогической
деятельности. А.С.Макаренко писал: “Педагог не может не играть. Не может быть педагога,
который не умел бы играть …”.
Приложение № 5
к Программе работы с обучающимися,
имеющими низкую учебную мотивацию
МБОУ Семенкинская ООШ 2021 год.

Работа учителя истории и обществознания МБОУ Семенкинская ООШ Козинец Т.В. по
проблеме «Повышение мотивации учащихся к изучению истории и обществознания
через использование активных форм обучения на уроках»

В настоящее время у школьников наблюдается слабая мотивация к учению. Причин этого
множество. Снижение мотивации определяется отсутствие интереса к изучаемому предмету,
перегруженностью программ, оторванностью изучаемого материала от жизни, от
потребностей учащихся.
Во-первых, при работе с детьми необходимо учитывать их возрастные и психологические
особенности в соответствии с этим их можно разделить на группы:
1 Дети с высокой и средней мотивацией
2. Дети с низкой мотивацией
Однако, не смотря на разный уровень мотивированной и те и другие дети нуждаются в
постоянной активизации мотивационных процессов.
Мотивировать ученика необходимо на всех этапах урока.
1. На этапе вызывания сходной мотивации;

- «настройка на урок»
- «Ассоциация»
- привлекательная цель (ставится понятная, простая и привлекательная цель, выполняя
которую ученик волей-неволей выполняет учебное действие, запланированное педагогом) 2.
На этапе подкрепления и усиления возникшей мотивации:
- «лови ошибку» (объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки);
- пресс-конференция (учитель неполно раскрывает тему, предложив обучающимся задать до
раскрывающие ее вопросы);
- советы учеников или неуверенный учитель (по различным вопросам и проблемам, учитель
советуется с детьми);
- вопрос к тексту (перед изучением темы ставится задача: составить список вопросов по теме
и т.д).
- с использованием ИКТ - самостоятельная подготовка темы или отдельного вопроса при
помощи презентации, поиск информации в интернете. Просмотр документальных фильмов.
- ученик выступает в роли учителя
- парная (взаимообучающая) работа
- групповая работа (+ объективность оценки учащихся) 3. На этапе завершения урока:
- опрос-итог (учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока);
- отсроченная отгадка (дать загадку в конце урока или течении урока, чтобы начать с нее
следующее занятие). - «шкатулка вопросов»
- «снежный ком»
4. На этапе предъявления домашнего задания:
- «идеальное задание» (учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их
собственному выбору и пониманию);
- «альтернативное задание» учитель предлагает ученику 2 разно-уровневых Д/з, ученик вправе
выбрать сам какое задание он выполнит
- обсуждаем домашнее задание (учитель вместе с учащимися обсуждает, каким должно быть
домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен); - творческое
домашнее задание; (например в 5 классе, нарисовать герб семьи, генеалогическое древо) домашнее задание на двоих.
- опережающие задания
Использование всех вышеперечисленных методов и приемов «педагогических техник», дает
положительный результат для побуждения к действию ученика не только на уроке, но и во
внеурочной деятельности, пробуждая в нем интерес к изучаемому предмету.
Чтобы сформировать мотивы учебной деятельности необходимо использовать весь арсенал
методов организации и осуществления этой деятельности. Рассмотрим некоторые из них.
Метод проблемных задач.
Постоянная постановка перед учеником проблемных ситуаций приводит к тому, что он не
«пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с
творческой личностью всегда способной к поиску.
Использование мультимедийных и компьютерных технологий.
Компьютерные технологии с каждым днём всё более прочно обосновываются в
образовательном процессе. Это уже не эксклюзивное новшество, а жизненная
необходимость. Историческая наука, как одна из немногих наук, где возможности научного
эксперимента ограничены самим предметом изучения, всегда нуждалась в красочном
воспроизведении событийного материала.

Метод проекта.
«Учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или
самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая
проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать
публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной
проблемы».
Метод игры.
Игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация.
Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного
интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной
является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности.
Приложение № 6
к Программе работы с обучающимися,
имеющими низкую учебную мотивацию
МБОУ Семенкинская ООШ 2021 год.

Работа учителей начальных классов МБОУ Семенкинская ООШ по проблеме «Повышение
учебной мотивации учащихся через использование активных форм обучения на
уроках».

Математика.
Для позитивной мотивации ребенок должен ощущать реализацию своего потенциала,
получать реальные результаты своего труда. Родители и учителя должны помогать и учить
ребенка преодолевать страх, выдавать авансы успеха («у тебя получится»), давать высокую
оценку даже частям деятельности. Можно подключать личную исключительность («только
ты сможешь это сделать»), усиливать мотивацию («это необходимо нам для…»).
Формированию учебной мотивации на уроках математики способствуют:
·
развитие интеллекта ;
·
развитие математической грамотности;
·
развитие жизненной компетентности;
·
формирование устойчивых знаний и умений ;
·
содержание учебного материала;
·
представление об идеалах;
·
условия учебной деятельности ;
·
взаимоотношения обучающегося и педагога;
·
положительное эмоциональное отношение к математике.
Пути положительного отношения к обучению:
Положительное отношение к обучению создается двумя путями.
Первый путь создания положительного отношения к деятельности достигается
формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к объекту
деятельности, к процессу деятельности, к лицам, с которыми ребенок имеет дело; это
отношение формируется на основе выражения педагогом положительного отношения к
ребенку и к деятельности, знакомства с прекрасными образцами деятельности, выражения

веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного
отношения к достигнутым результатам его деятельности. С этой точки зрения большое
значение имеет успех (при посильной, преодолимой трудности задания) и его
общественная оценка.
Второй путь создания положительного сознательного отношения к деятельности лежит
через формирование понимания смысла деятельности, ее личной и общественной значимости.
Условия для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу детей: 1.
Важно у ребенка вызвать интерес к деятельности, стимулируя тем самым его
любознательность.
2. Строить процесс обучения по принципу сотрудничества с педагогом, по принципу
педагогической поддержки, а это значит - верить в каждого ребенка и его возможности;
оценивать не личность, а действия, поступки; видеть ценность не только результата, но
и самого процесса взаимодействия с ребенком; проявлять внимание к каждому ребенку
постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их; не торопиться с
выводами; помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.
3. Учить детей планировать свою деятельность, определять цель деятельности и
предвидеть результат.
4. Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все
новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми
на данном занятии.
5. Учить детей грамотному объяснению своих успехов и неудач.
6. Оценка педагога повышает мотивацию, если она относится не к способностям ребенка в
целом, а к тем усилиям, которые прилагает ребенок при выполнении задания. Педагогу
необходимо помнить, что правильнее будет сравнивать успехи ребенка не с успехами
других детей, а с его прежними результатами.
7. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства.
Интерес - один из мотивов обучения
Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся,
закреплении и повторении изученного материала.
•
•
•
•
•
•
•
•
•

урок-смотр знаний
урок-презентация
урок «В гостях у сказки»
урок-путешествие
урок-игра
урок-турнир
урок-викторина
урок-зачёт
урок-исследование

•
•
•
•
•
•
•
•
•

урок КВН
урок-аукцион
задачи в стихах,
задачи-смекалки,
задачи-шутки,
драматизированные игры,
интересные факты,
ребусы, головоломки,
кроссворды и многие др.

Русский язык
Формирование учебной мотивации на уроках русского языка как одно из средств повышения
грамотности учащихся происходит через:
- учёт возрастных особенностей ребёнка;
- создание оптимальных условий для его самореализации;
- развитие и углубление познавательных интересов;
- использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;

- чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала;
- разнообразие приёмов проведения словарной работы;
- повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
- положительную самооценку (постоянная ситуация успеха);
- введение гибкой системы контроля и оценки знаний, умений и навыков. Формирование
личностного смысла учения.
Прежде всего, я стремлюсь к формированию у детей личностного смысла учения. Для этого
я отбираю учебный материал с учётом личного субъектного опыта учащихся. Учащиеся с
интересом включаются в обсуждение таких ситуаций, активизируют свой жизненный опыт,
делятся своими переживаниями и мыслями по проблеме.
Задания творческого характера, которые затрагивают их эмоциональную сферу,
способствуют процессам самопознания и самосовершенствования.
Создание проблемных ситуаций .
Правильное построение проблемной ситуации на уроке мотивирует детей к
самостоятельному поиску новой лексики, подбору синонимов или антонимов к уже
знакомым словам, к самостоятельному анализу неизвестного грамматического явления.
Опора на жизненный опыт.
Для формирования познавательных мотивов большое значение имеет также акцентирование
связи изучаемого предмета с реальной жизнью. Осознание наличия связи изучаемого
материала с жизнью и возможность применить свои знания, продемонстрировать их
являются залогом развития личности в процессе обучения.
Построение структуры уроков в соответствии с технологией личностноориентированного обучения, то есть наличие на уроках таких обязательных компонентов,
как целеполагание, выбор учениками способа действий, планирование своей деятельности и
этап рефлексии. В целом эти компоненты урока помогают формировать внутреннюю
учебную мотивацию школьников.
Работа в группах.
Данная форма работы позволяет раскрыть потенциальные возможности каждого ученика,
обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности
каждого ученика в группе, предоставляя каждому возможность осознать, осмыслить новый
языковой материал. Существует много вариантов организации работы учащихся в парах и
в группах. Они зависят от тематики урока, содержания учебного материала, поставленной
цели, ученического состава и т.д Игровые методы.
Основная задача дидактических игр и разнообразных игровых методов обучения состоит в
активизации познавательной деятельности учащихся, повышении эффективности урока.
Возрастает интерес учащихся к уроку, их творческая активность. Игра оказывает огромное
влияние на эмоциональный компонент мотивации учения. Дети любят играть и всегда с
нетерпением ждут на уроке таких радостных моментов. Литературное чтение
Большую роль в становлении навыка чтения играет желание ребёнка открывать мир книг,
или говоря научно, мотивация. Мотивация побуждает ребёнка к чтению, создаёт некий
стимул.
Для формирования правильности чтения обеспечение на уроках предварительности чтения
многосложных слов, постановку ударения в этих словах и неправильно произносимых
словах, предварительное произношение слов, в которых возможна орфографическая ошибка.
Для формирования беглости чтения многократное обращение к тексту с использованием
различных видов работ:
– чтение текста про себя, комментирование его;

•
•
•

– чтение текста про себя, разделение его на логически связанные части; –чтение жужжащее;
– чтение хором;
– чтение в темпе скороговорки;
– “прыжки” (чтение через слово)
– круговое чтение (небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз)
Для формирования выразительности таки упражнения:
– артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов;
– чтение труднопроизносимых слов;
– выделение голосом то одного, то другого слова в предложении;
– чтение одного предложения с разной интонацией;
– “эхо”: учитель читает 1–2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же
интонацией; – чтение по ролям.
Для формирования осознанности чтения группы упражнений, связанные с развитием речи
(точные объяснения прочитанного, значения слов подбор синонимов, антонимов), вопросы и
задания, направленные на обобщение полученных знаний, на обучение различным видам
пересказа.
Чтобы организовать учебную деятельность учащихся, направленную на развитие
познавательного интереса к чтению применяются следующие формы организации учебной
деятельности:
Урок-игра;
Урок-викторина;
Урок-путешествие;
Урок-зачёт;
Урок-тестирование.

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе — сложный, но очень
интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо
сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят
информационнокоммуникационные технологии.
Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и
развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные,
информационные, коммуникативные, общекультурные.
Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет
совместить игровую и учебную деятельность, путешествовать по миру.
С введением ФГОС изучение окружающего мира предполагает не только изучение
материалов учебника, но и наблюдения и опыты.
Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации
проектной методики обучения.
Информационный проект. Направлен на сбор информации о каком-либо объекте или
явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории.
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по
ходу работы. явлении.
Творческий проект. Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход
к его выполнению и презентации результатов. Такой проект не имеет детально проработанной
структуры совместной деятельности обучаемых.

•
•

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Проектное
обучение усиливает интерес к учебе со стороны учеников, потому что оно: личностноориентированное; использует множество дидактических подходов; самомотивируемое, что
означает возрастание интереса к работе по мере ее выполнения; позволяет учиться на
собственном опыте и опыте других; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт
своего труда.
Групповая работа — наиболее полезна для развития социальных мотивов. В ней
школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим.
Соревнования в повышении мотивации весьма эффективны. Соревнование нужно
использовать чрезвычайно осторожно и только между школьниками с равными
возможностями. В большинстве случаев более полезны групповые соревнования, в которых
группы комплектуются так, чтобы выровнять их возможностями других школьников.
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности
является интерес. Интерес - мотив, который действует в силу своей осознанной значимости.
Приемы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике:
Создание проблемной ситуации. Учащиеся охотно занимаются различными
замысловатыми проблемами.
Поэтому они с удовольствием разгадывают загадки, кроссворды и т.п. Если внести в
урок этот эффект, считайте, что вам уже удастся пробудить у учащихся желание решать те
задачи, которые вы перед ними поставили.
Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные
примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный
интерес к изучению предмета, развивают интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а
также их творческую самостоятельность, способствуют благоприятному климату,
ориентируют учащихся на коммуникацию. Необычная форма обучения:
урокконференция,
урокпутешествие,
ролевая игра,
защита проектов.
Экскурсия, которая проводится по программе окружающего мира в начальных классах – это
еще один из типов нетрадиционного урока. Особенностью урока-экскурсии является то, что
процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, а на природе, во время
непосредственного восприятия учениками ее предметов и явлений.
Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической
деятельности учащихся, и, прежде всего внимания и памяти.
Фантастическая добавка, т.е. дополнение реальной ситуации фантастикой, например,
учебная ситуация переносится на фантастическую планету или придумывается
фантастическое растение (животное) и рассматривается в реальном времени.
Отсроченная отгадка.
Лови ошибку: объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.
Универсальная игра «ДА-нетка» «ДА» И «НЕТ» говорит учитель. Эта игра учит:
- связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию; слушать и слышать соучеников.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».