Рабочая программа по географии 8 класс 2023-2024 уч.год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Титовская средняя общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ»
директор МБОУ Титовской СОШ:
_____________ Артамонов А.С.
Приказ от 30.08.2023 г. № 139

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
географии
Уровень общего образования: основное общее, 8 класс
2023-2024 учебный год
Количество часов – 66
Учитель Тютюнникова Алла Михайловна

Программа разработана на основе Рабочие программы 5-9 классы по географии» Предметная линия учебников
«Полярная звезда» Авторы В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, издательство «Просвещение». 2021 г.

сл. Титовка
2023г.

1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:

 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.;
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства
образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря
2015 г., 11 декабря 2020 г.
 Приказом Минпросвещения России от 11.12.2020 №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся.»
 Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Титовской СОШ
 Рабочей программы 5-9 классы по географии» Предметная линия учебников «Полярная звезда» Авторы В.В. Николина,
А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, издательство «Просвещение». 2013 г.
 Учебного плана школы на 2023-2024 учебный год.
 Годового календарного учебного графика на 2023-2024учебный год.
 Положения о рабочей программе учителя МБОУ Титовской СОШ, утвержденного приказом № 99 от 3.08.2016г. (с
изменениями от 7.08.2019 г. Приказ №114)

УМК:
1. А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. География. 8 класс -М.: Просвещение, 2021г.
2. География России. 8 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2019.
3. Контурные карты 8 класс, - - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2019.
4. Школьный атлас Ростовская область ООО «ДИ ЭМ БИ» 2019
Главная цель курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей
Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и
культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения
в российском пространстве; развитие географического мышления.
При изучении курса решаются следующие задачи:
сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и
показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства.
Программа соответствует уровню подготовки обучающихся 8 классов.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков является текущий и тематический контроль.

Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, письменные задания, самостоятельные
работы, практические работы, тестирование и т.п. в рамках урока.
Тематический контроль знаний - проверка знаний обучающихся через защиту проектов, письменные задания,
самостоятельные работы, тестирование и т.п. в рамках урока, или части урока.
Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения,
хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся,
уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и
социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
Основные задачи курса:

сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного
подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:

сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о
субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как
общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных,
экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей
стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России, и ее
регионов;

Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с
различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и
др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и
поведенческими;

Сформировать знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире, с одной
стороны, целостным, а с другой - территориально дифференцированным, разнообразным.

Подготовить обучающихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к
окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени — к экономической, социальной и культурной).
При составлении программы учтены индивидуальные особенности обучающихся: высокий, средний и низкий
уровень возможностей изучения предмета, а также работа с детьми ОВЗ и одаренными детьми. Поэтому и

предполагаются разные виды работы на уроке, а также уделяется особое внимание индивидуальной работе
обучающимися.

с

По учебному плану на 2023-2024 учебный год на изучение предмета география отводится 70 часов из расчета 2 часа в
неделю, 2 час в неделю – из федерального компонента.
В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями 06.11. 2023г. и 09.05.2024г.
рабочая программа по географии в 8 классе на 2023-2024 учебный год будет выполнена за 66 часов.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ГЕОГРАФИИ 8 КЛАССА
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне
образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов,
ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
•
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам
поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
•
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты
Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
•
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
•
представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в
современном мире;
•
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее
народов, определяющей общность их исторических судеб;
•
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
•
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
•
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального
использования;

•
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
•
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов,
толерантность;
•
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с
собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических
знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания
учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Личностные результаты:
1. Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства
гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края; усвоение традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной
работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных
технологий;
4. Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России;
Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации
соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-

критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
5. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
6. Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
7. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и
коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
8. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и
необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
9. Осознание важности семьи в жизни человека общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи;
10. Развитие эстетического сознания чрез освоение художественного наследия народов России, творческой
деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения курса географии 8 класса являются:
1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления;
2. Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их
достижения, выделать альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ,
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
3. Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям,
классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные
связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять
познавательные и практические задания, в том числе проектные;
4. Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно
оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или
ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной
сложности;

5. Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со
сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
6. Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования
технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных
учебных действий;
7. Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы
Интернет) и свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать
нормы информационной избирательности, этики;
8. Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования,
объяснения, решения проблем, прогнозирования;
9. Умение работать в группе – эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации различных
позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и
аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том
числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов;
10. Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни, правах и
обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
Предметными результатами освоения курса географии 8 класса являются:
1. Формирование представлений о географических знаниях и их необходимости для решения современных
практических задач своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2. Формирование навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для
осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3. Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о географии России, об основных
этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей,
экологических проблемах страны;
4. Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения
количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических
параметров;

5. Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из
языков международного общения;
6.Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7. Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни
для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности
окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
8. Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и ступени среднего полного
образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать:
-географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря, омывающие страну,
крайние точки России; положение России на карте часовых поясов;
-административно-территориальное деление России;
-историю формирования и заселения территории России;
-вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России;
-численность, плотность и воспроизводство населения России;
-особенности естественного движения населения; основные направления –миграций;
-состав трудовых ресурсов;
-национальный и религиозный состав населения России;
-особенности размещения населения; типы поселений;
-связь рельефа с тектоническим строением;
-закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;
-факторы, определяющие особенности климата России;
-основные климатические пояса и типы климата России;
-влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России;
-особенности морей, омывающих берега России;
-ресурсы морей и их использование человеком;

-крупнейшие речные системы и озера страны;
-границу распространения многолетней мерзлоты;
-меры по охране и восстановлению водных ресурсов;
-основные типы почв, их размещение по территории страны;
- особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;
-состав и структуру хозяйства России;
-основные факторы размещения отраслей хозяйства;
-важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию;
-главные промышленные и сельскохозяйственные районы России;
-главные отрасли хозяйства своей области (республики, края);
- изменения в экономике России и своей области;
-природные зоны России;
-особенности природно-хозяйственных зон;
-влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения;
-пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;
-что такое территориальная организация общества;
-что такое Всемирное наследие;
объекты Всемирного природного и культурного наследия России.
уметь:
-характеризовать географическое положение страны;
-определять поясное время;
-определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом движении
населения, современную демографическую ситуацию;
-использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации по населению
России; устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением территории, размещением полезных
ископаемых по физической и тектонической картам;
-пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата и формирования
представлений об условиях жизни населения на отдельных территориях;
-анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования представления о взаимосвязях

компонентов природы;
-устанавливать по картам связи между размещением населения, хозяйства и природными условиями территории России;
-анализировать статистические показатели развития хозяйства России;
-анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования представления о связях между отраслями
промышленности;
-составлять географическую характеристику отрасли хозяйства по плану;
- объяснять структуру экспорта и импорта в России;
- устанавливать причины, и пути решения экологических проблем в России;
-отстаивать свою позицию при решении экологических проблем;
оценивать:
-географическое положение России;
-природно-ресурсный потенциал страны;
- климатические ресурсы России;
- влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения;
-тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России;
-современные проблемы России;
-осознание роли географии в познании окружающего мира:
-объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
-объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;
-аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;
-объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов;
-освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира;
-определять причины и следствия геоэкологических проблем;
-приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;
-оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире;
-пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;
-определять по картам местоположение географических объектов;
-формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;

-выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству
жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной
политике.
Система оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся
предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении
материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка «5» ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности
рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
-умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения,
самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать
анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и
внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации;
-последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; -давать ответ в логической
последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы;
-формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять
дословно текст учебника;
-излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя.
-самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную
литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ;
использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
-самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне;
допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя;

-имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи,
сопровождающие ответ, соответствуют требованиям хорошее знание карты и использование ее, верное решение
географических задач.
Оценка «4» ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных
теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал
неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и
опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку
или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи
преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает
на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно:
- выделять главные положения в изученном материале;
-на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи,
-применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной
речи и сопровождающей письменной,
- использовать научные термины ( правильно даны определения понятий и использованы научные термины; ответ
самостоятельный);
-определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие
неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
-связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
-наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
-понимание основных географических взаимосвязей;
-знание карты и умение ей пользоваться;
-при решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик:
-усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие
дальнейшему усвоению программного материала;
-материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

-показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо,
допускает в них ошибки.
-допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно
четкие;
-не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки
при их изложении;
-испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении
конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического
применения теорий;
-отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но
недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
-обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей,
первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
-слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение
пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
-скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
-знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
-только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка «2» ставится, если ученик:
-не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
-не делает выводов и обобщений.
-не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных
вопросов;
-имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по
образцу;
-при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи
учителя.
-имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка «5» ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и
одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;
или если правильно выполнил менее половины работы.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка «5»
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ

источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания,
практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка «4»
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного
результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику,
страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3»
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать
возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения
при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка «2»
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено
плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя
и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной
последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов;
самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление
результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других

источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке
выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в
выполнении задания и в оформлении результатов.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а
также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за
рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы,
береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения
объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту
более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней
информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один
балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за
небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст
учебника), выделите главное.
2. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
3. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или

параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по
возможности мелко, но четко.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1ч)
Географическое пространство России (10 ч.).
Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние
точки. Место России среди других государств мира. Государственная граница России. Россия на карте часовых поясов.
Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Понятие о часовых поясах и часовых зонах. Линия перемены дат.
Формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в
освоение территории России. Русские первопроходцы: Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е.
Хабаров, С. Крашенинников. Районирование. Географический район. Природные и экономические районы.
Административно-территориальное деление России.
Работа с контурной картой:
Обозначение на контурной карте государственной границы России; государств, с которыми граничит Россия (с
указанием их столиц).
Обозначение на контурной карте субъектов РФ с административными центрами.
Практическая работа 1 «Сравнительная характеристика географического положения России с другими странами
мира (Канада, США, Китай)».
Практическая работа 2 «Определение разницы во времени на карте часовых поясов».

Практическая работа 3 – учимся с «Полярной звездой» - устанавливаем межпредметные связи: география – история –
обществознание».
Население России (14 ч.).
Численность населения России. Воспроизводство населения. Демографический кризис. Демографические потери.
Демографические проблемы и их решение. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема
для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.
Миграции
населения.
Мигранты.
Этические
нормы
в
отношении
мигрантов.
«Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения
России.
Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработные. Трудовые
ресурсы
родного
края.
Рынок
труда
родного
края.
Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия — многонациональное государство.
Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.
Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность
населения
России.
Роль
крупных
городов
в
размещении
населения.
Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на
окружающую среду. Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.
Практическая работа 4 «Анализ графика рождаемости и смертности России».
Практическая работа 5 – учимся с «Полярной звездой» - сравниваем половозрастные пирамиды регионов России.
Практическая работа 6 – учимся с «Полярной звездой» - создание электронной презентации».
Практическая работа 7 – учимся с «Полярной звездой» - готовимся к дискуссии на тему «Рост Москвы – это хорошо
или плохо?»
Природа России (27 ч.).
История развития земной коры. Геологическое летоисчисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха
складчатости. Геологическая карта.
Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим
строением территории. Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия.
Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.

Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения полезных
ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых. Стихийные явления на территории России:
землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта.
Климат России. Понятие «солнечная радиация». Прямая и рассеянная радиация. Суммарная радиация.
Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по
сезонам года.
Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. Западный перенос воздушных масс. Влияние
соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и
антициклон.
Влияние на климат России ее географического положения. Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года.
Синоптическая карта.
Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России. Климат своего региона. Влияние
климатических условий на здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата
на сельское хозяйство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Учет климатических условий в
жилищном строительстве.
Россия — морская держава. Особенности Российских морей. Принадлежность морей к бассейнам океанов —
Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого. Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное
значение морей. Экологические проблемы морей.
Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки.
Уклон реки. Особенности российских рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности.
Охрана речных вод. Водоемы Ростовской области.
Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России. Болота. Распространение болот. Верховые и
низинные болота. Значение болот. Подземные воды. Артезианский бассейн. Водные ресурсы родного края. Ледники.
Значение ледников. Охрана водных ресурсов России
Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Значение рек в жизни общества. Единая
глубоководная система европейской части России. Морские пути России. Морские порты.
Почва — особое природное тело. Отличие почвы от горной породы. Строение почвы. Механический состав и
структура почвы.

Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное
использование почв. Защита почвы от эрозии. Почвы Ростовской области.
Растительный и животный мир: особенности растительного и животного мира России. Экологическая ситуация в
России. Экологическая безопасность России. Природно-территориальные комплексы России и факторы их
формирования.
Работа с контурной картой:
Обозначение на контурной карте основных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России.
Обозначение на контурной карте крупных рек и озер России.
Практическая работа 8 «Описание рельефа территории по карте».
Практическая работа 9 – учимся с «Полярной звездой» - систематизируем информацию о полезных ископаемых.
Практическая работа 10 – учимся с «Полярной звездой» - оцениваем климатические условия России на основе
различных источников информации.
Практическая работа 11 «Описание одного из Российских морей по типовому плану».
Практическая работа 12 «Описание Российских рек с использованием тематических карт, выявление возможностей
хозяйственного использования».
Практическая работа 13 – учимся с «Полярной звездой» - изучаем опасные гидрологические природные явления.
Практическая работа 14 – учимся с «Полярной звездой» - анализируем проблему «Как обеспечить экологическую
безопасность России».
Творческое задание: Разработка маршрута речной «кругосветки» по водным путям России.
Природно-хозяйственные зоны и районы (13 ч.).

Зональность в природе и жизни людей. Понятия «природная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия
людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства.
Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности географического
положения.
Климат.
Растительный
и
животный
мир.
Занятия
населения.
Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава. Особенности таежной
зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России.
Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи — главный сельскохозяйственный район
страны.
Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и пустынь. Занятия жителей
полупустынь.
Оазис.
Субтропики. Особенности климата. Высотная поясность. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны.
Горный каркас России – Урал и горы Южной Сибири. Особенности жизни и хозяйства в горах. Районы многолетней
мерзлоты – Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Экзотика России – Северный Кавказ, Крым и Дальний Восток
Работа с контурной картой:
Обозначение на контурной карте природных зон России.
Практическая работа 15 – учимся с «Полярной звездой» - изучаем проблему «Есть ли страны холоднее, чем Россия?».
Практическая работа 16 – учимся с «Полярной звездой» - «Природные зоны для жизни и
деятельности людей (сравниваем, моделируем, выбираем)».
Практическая работа 11: «Описание природно-хозяйственной зоны Московской области».
Родной край (1 ч.).

Особенности географического положения Ростовской области; соседние субъекты. Природные условия и
природные ресурсы, их хозяйственное использование. Особо охраняемые природные и культурные объекты. Проблемы
региона.
Практическая работа 17 – учимся с «Полярной звездой» - изучаем свой край подготовка рефератов и проектов.

4. Тематическое планирование
№
п./п.

Наименование разделов и тем

Всего часов

уроки

1.
2.

Введение
Географическое пространство
России
Население России
Природа России
Природно-хозяйственные зоны
и районы
Родной край
Итого:

1
10

3.
4.
5.
6.

Контрольные
работы

1
6

Лабораторнопрактические
работы
3

14
27
13

9
19
11

4
7
2

1
1
1

1
66

46

1
17

4

1

5. Календарно-тематическое планирование
№

Тема урока

Кол-во
часов

Дата
по
по
плану
факту

дом. Задание

Введение (1ч)
1.

Как мы будем изучать географию России.

04.09

§1

1

07.09

§2

1
1

11.09
14.09

§3
§4

1

18.09

§5

1

21.09

§7

1
1
1

25.09
28.09
02.10

§6
§8
п.§2-8

1

Географическое пространство России (10ч)
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Мы и наша страна на карте мира.
Повторение темы «Европа».
Наши границы и наши соседи. Повторение темы «Азия».
Практическая работа 1 «Сравнительная характеристика
географического положения России и Канады».
Наша страна на карте часовых поясов.
Повторение темы «Глобальные проблемы человечества».
Практическая работа 2 «Определение разницы во времени на
карте часовых поясов».
Формирование территории России
Районирование России.
Практическая работа 3 – учимся с «Полярной звездой» устанавливаем межпредметные связи: география – история –

обществознание
10. Наше национальное богатство и наследие.
11. Контрольная работа №1 по теме «Географическое
пространство России».

1
1

05.10
09.10

§9
п.§2-8

12. Численность населения.
13. Воспроизводство населения.
14. Практическая работа 4 «Анализ графика рождаемости и
смертности России».
15. Наш «демографический портрет».
16. Практическая работа 5 – учимся с «Полярной звездой» сравниваем половозрастные пирамиды регионов России.
17. Мозаика народов.
18. Размещение населения.
19. Города и сельские поселения. Урбанизация.
20. Практическая работа 6 – учимся с «Полярной звездой» создание электронной презентации».
21. Миграции населения.
22. Практическая работа 7 – учимся с «Полярной звездой» готовимся к дискуссии на тему «Рост Москвы – это хорошо
или плохо?»
23. Россияне на рынке труда.
24. Население Ростовской области.

1
1
1

12.10
16.10
19.10

§10
§11
п.§10,11

1
1

23.10
26.10

§12
§13

1
1
1
1

09.11
13.11
16.11
20.11

§14
§15
§16
§17

1
1

23.11
27.11

§18
§19

1
1

30.11
04.12

§20
конспект

25. Контрольная работа №2 «Население России»

1

07.12

п.§10-19

Население России (14ч)

Природа России (27ч)
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.

37.
38.
39.
40.
41.

42.

История развития земной коры.
Рельеф: тектоническая основа.
Практическая работа 8 «Описание рельефа территории по
карте».
Рельеф: скульптура поверхности.
Учимся с «Полярной звездой» - строим профиль.
Ресурсы земной коры.
Практическая работа 9 – учимся с «Полярной звездой» систематизируем информацию о полезных ископаемых.
Солнечная радиация.
Атмосферная циркуляция.
Зима и лето в нашей стране.
Практическая работа 10 – учимся с «Полярной звездой» оцениваем климатические условия России на основе
различных источников информации.
Как мы живем и работаем в нашем климате.
Климат Ростовской области.
Наши моря. Практическая работа 11 «Описание одного из
Российских морей по типовому плану».
Наши реки.
Практическая работа 12 «Описание Российских рек с
использованием тематических карт, выявление
возможностей хозяйственного использования».
Где спрятана вода.

1
1
1

11.12
14.12
18.12

§21
§22

1
1
1
1

21.12
25.12
28.12
11.01

§23
§24
§25
§26

1
1
1
1

15.01
18.01
22.01
25.01

§27
§28
§29
§30

1
1
1

29.01
01.02
05.02

§31
конспект
§32

1
1

08.02
12.02

§33
§34

1

15.02

§35

43.
44.

45.
46.
47.
48.
49.
50.

51.
52.

Водные дороги и перекрестки.
Водоемы Ростовской области и их хозяйственное
использование.
Практическая работа 13 – учимся с «Полярной звездой» изучаем опасные гидрологические природные явления.

1
1

19.02
22.02

§36
конспект

1

26.02

§37

Почва – особое природное тело.
Растительный и животный мир.
Экологическая ситуация в России.
Экологическая безопасность России.
Практическая работа 14 – учимся с «Полярной звездой» анализируем проблему «Как обеспечить экологическую
безопасность России».
Природно-территориальные комплексы России.
Контрольная работа №3 «Природа России».

1
1
1
1
1

29.02
04.03
07.03
11.03
14.03

§38
§39
§40
§41
§42

1
1

18.03
21.03

§43
п. §21-43

Природно-хозяйственные зоны и районы (13ч)
53. Северные безлесные зоны. Практическая работа 15 – учимся с
«Полярной звездой» - изучаем проблему «Есть ли страны
холоднее, чем Россия?».
54. Лесные зоны.
55. Степи и лесостепи.
56. Природные зоны Ростовской области.
57. Южные безлесные зоны.
58. Всероссийская проверочная работа.

1

04.04

§44, 45

1
1
1
1
1

08.04
11.04
15.04
18.04
22.04

§46
§47
конспект
§48

59. Субтропики. Высотная поясность в горах.
Практическая работа 16 – учимся с «Полярной звездой» «Природные зоны для жизни и деятельности людей
(сравниваем, моделируем, выбираем)».
60. Великие равнины России – Восточно-Европейская и ЗападноСибирская.
61. Горный каркас России – Урал и горы Южной Сибири.
62. Регионы многолетней мерзлоты – Восточная и Северо-Восточная
Сибирь.
63. Экзотика России – Северный Кавказ, Крым и Дальний Восток.
64. Особо охраняемые природные территории России.
65. Контрольная работа №4 «Природно-хозяйственные зоны и
районы».

1

25.04

§49, 50

1

27.04

§51

1
1

02.05
06.05

§52
§53

1
1
1

13.05
23.05
16.05

§54
конспект
п.§44-54

1

20.05

§55,56

Родной край (1ч)
66.

Практическая работа 17 – учимся с «Полярной звездой» изучаем свой край.

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ Титовской СОШ
от 30 августа 2023 года № 1
___________ Тютюнникова А.М.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».