рабочая программа по истории 11 класс 2023-2024 уч.год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Титовская средняя общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ»
директор МБОУ Титовской СОШ:
_____________ Артамонов А.С.
Приказ №139 от 30.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории
Уровень общего образования: основное общее, 11 класс
2023-2024 учебный год
Количество часов – 99
Учитель Мищенко Яна Александровна
Программа разработана на основе авторской программы А. А.
Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. «Рабочая программа и
тематическое планирование курса «История России». 6―11 классы и М.Л.
Несмелова, Е.Г. Середнякова, А.О. Сороко-Цюпа «История. Всеобщая
история. Новейшая история».

сл. Титовка
2023 год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе
1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования ( утв. Приказом Министерства образования
и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413)
2. Приказом Минпросвещения России от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающегося»
3. Примерной программы А.А. Данилов, И.В. Курукин, Н.М. Арсентьев: История России 1945 год- начало XXI века. В. Р. Мединский,
А. В. Торкунов авторской программы под редакцией А.Я. Юдовской, П.А. Баранова – М.: Просвещени
4. Концепции исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации;
5. Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный Стандарт
изучения Отечественной истории);
6. Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ Титовской СОШ
7. Учебного плана школы на 2023-2024 учебный год.
8. Годового календарного учебного графика на 2023-2024 учебный год.
9. Положения о рабочей программе учителя МБОУ Титовской СОШ, утвержденного приказом № 99 от 3.08.2016г. (с изменениями от
7.08.2019 приказ №114)
Цели и задачи курса:
Изучение истории на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
 Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на
основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этносоциальных традиций, нравственных
и социальных установок, идеологических доктрин.
 Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять
собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически
возникающими мировоззренческими системами.
 Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и
роли России во всемирно-историческом процессе.
 Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
 Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их
исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей,
определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

 Развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, от постановки
цели до получения и оценки результата.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно
организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы
причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта,
самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность
учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа,
извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма,
аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной
информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной
знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить
доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах,
владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и
правилам ведения диалога (диспута).
УМК по истории включает в себя:
История. История России. 11 класс учебное пособие базовый уровень. В.Р. Мединский, А. В. Торкунов. Москва. Просвещение 2023
год.
История. Всеобщая история. Новейшая история. 11 класс. Учеб.пособие для общеобразоват.организаций: базовый и углублённый
уровни/ О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа; под ред. А.О. Чубарьяна. – М.: «Просвещение», 2021
По учебному плану на 2023-2024 учебный год на изучение Истории отводится 102 часа из расчета 3 часа в неделю, 2 часа в неделю федерального компонента и 1 час регионального компонента.
В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями 6.11.2023, 23.02.2024, 8.03.2024, 1.05.2024,
10.05.2024 рабочая программа по Истории в 11 классе на 2023-2024 учебный год будет выполнена за 99 часов
Основные содержательные линии примерной программы в 11 классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и
«Всеобщей истории». Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и
необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и
требований межпредметной интеграции программа устанавливает примерное распределение учебного времени: История России – 76 часов;
Всеобщая история. История Нового времени – 23 часа

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ
Личностные
• осознание и готовность к практической реализации своей идентичности как гражданина своей страны, представителя этнической и
религиозной группы, локальной и региональной общности;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, достижений и уроков исторического пути, пройденного
страной, её народами;
• понимание своего места в движении от прошлого к настоящему и будущему;
• уважение демократических ценностей современного общества, прав и свобод человека; толерантность;
• способность к определению своей позиции и ответственному поведению;
• понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважения к культуре своего и других народов;
• готовность к международному диалогу, взаимодействию с представителями других народов, государств.
Метапредметные
• организовывать и регулировать свою деятельность с использованием понятийного и познавательного инструментария изучаемых
областей знаний;
• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и
прочую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
• осуществлять самостоятельный поиск информационных источников, давать им оценку;
• использовать современные источники информации материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной
информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и
контролируемом Интернете под руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли;
• владеть начальными исследовательскими умениями, решать поисковые и исследовательские задачи;
• представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием
наглядности (высказывания, монолог, беседа, сообщение, презентация, участие в дискуссии и др.), а также в виде письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации ин формации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и
контролировать качество выполнения работы;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в
группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
• оценивать собственные действия, учебные достижения.
Предметные
• отслеживать историческое событие, процесс в динамике; выделять периоды исторических событий, явлений, процессов и объяснять
основания для их периодизации;
• владеть системными знаниями об основных этапах, процессах, ключевых событиях истории России и человечества, о месте своей
страны во всемирной истории;
• применять понятийный аппарат исторического знания для систематизации исторических фактов, раскрытия общего и особенного в
развитии исторических общностей;
• применять различные методы исторического анализа;
• самостоятельно определять причины и отслеживать по следствия исторических событий, явлений;
• осуществлять сопоставительный анализ различных источников исторической информации для реконструкции на этой основе
исторических ситуаций и явлений;
• осуществлять структурный и смысловой анализ текста исторического источника;
• критически анализировать и оценивать информационную значимость вещественных изобразительных источников;
• конкретизировать обобщающие характеристики, теоретические положения об историческом развитии на фактическом материале;
• применять знания из других предметных областей для анализа исторического объекта;
• определять и обосновывать своё отношение к различным версиям и оценкам событий и личностям прошлого;
• различать субъективные и объективизированные исторические оценки;
• конструктивно применять исторические и историко-культурные знания в социальной практике, общественной деятельности,
межкультурном общении.
Критерии и нормы оценочной деятельности.
В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5 – балльной оценке для всех
установлены общедидактические критерии. Контроль знаний учащихся осуществляется на каждом уроке в виде устного контроля, теста,
самостоятельной работы. Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний. При оценке ответа учащихся необходимо
руководствоваться следующими критериями:

Критерии
1.Организация ответа
(введение, основная
часть, заключение)

5 (отлично)
Удачное использование
правильной структуры ответа
(введение, основная часть,
заключение); определение темы;
ораторское искусство (при устном
ответе).

4(хорошо)
Использование структуры
ответа, но не всегда
удачное; встречаются
паузы, неудачно
построенные предложения,
повторы слов

2.Умение
анализировать и
делать выводы.

Выводы опираются на основные
факты и являются
обоснованными; грамотное
сопоставление фактов, понимание
ключевой проблемы и ее
элементов.

Некоторые важные факты
упускаются, но выводы
правильны; не всегда
факты сопоставляются и
часть не относится к
проблеме, ключевая
проблема выделяется, но
не всегда понимается
глубоко; не все вопросы
удачны, не все
противоречия выделяются.

3.Иллюстрация своих
мыслей

Теоретические положения
подкрепляются
соответствующими фактами

Теоретические положения
не всегда подкрепляются
соответствующими
фактами

3 (удовлетворительно)
Отсутствие некоторых
элементов ответа;
неудачное определение
темы или ее определение
после наводящих
вопросов; сбивчивый
рассказ, незаконченные
предложения и фразы,
постоянная
необходимость в помощи
учителя.
Упускаются важные
факты и многие выводы
неправильны; факты
сопоставляются редко,
многие из них не
относятся к проблеме;
ошибки в выделении
ключевой проблемы;
вопросы неудачны и
задаются только с
помощью учителя,
противоречия не
выделяются
Теоретические положения
и их фактическое
подкрепление не
соответствует друг другу

4.Научная
корректность,

Отсутствуют фактические
ошибки, детали подразделяются

Встречаются ошибки в
деталях или некоторых

Ошибки в ряде ключевых
фактов и почти во всех

2 (неудовлетворительно)
Неумение
сформулировать вводную
часть и выводы; не может
определить даже с
помощью учителя, рассказ
распадается на отдельные
фрагменты или фразы.

Большинство важных
фактов отсутствует,
выводы не делаются;
факты не соответствуют
рассматриваемой
проблеме; нет их
сопоставления; неумение
выделить ключевую
проблему, неумение
задать вопрос, даже с
помощью учителя.
Смешивается
теоретический и
практический материал,
между ними нет
соответствия
Незнание фактов и
деталей, неумение

точность в
использовании
фактического
материала

на значительные и
незначительные,
идентифицируются как
правдоподобные, вымышленные,
спорные, сомнительные, факты
отделяются от мнений

фактах; детали не всегда
анализируются, факты
отделяются от мнений.

5.Работа с ключевыми
понятиями

Выделяются все понятия и
определяются наиболее важные;
четко и полно определяются,
правильное и понятное описание.

Выделяются важные
понятия, но некоторые
другие упускаются;
определяются четко, но не
всегда полно, правильное
доступное описание.

6.Причинноследственные связи

Умение переходить от частного к
общему или от общего к
частному; четкая
последовательность

Частичные нарушения
причинно-следственных
связей; небольшие
логические неточности

деталях, детали
приводятся, но не
анализируются; факты не
всегда отделяются от
мнений, но учащийся
понимает разницу между
ними
Нет разделения на важные
и второстепенные
понятия; определяются, но
не всегда четко и
правильно; описываются
часто неправильно или
непонятно
Причинно-следственные
связи проводятся редко;
много нарушений в
последовательности.

анализировать детали,
даже если они
подсказываются
учителем. Факты и
мнения смешиваются и
нет понимания их
разницы.
Неумение выделить
понятие, нет определений
понятий; не могут описать
или не понимают
собственного описания
Не может провести
причинно-следственные
связи даже при наводящих
вопросах, постоянные
нарушения
последовательности.

Критерии оценивания (тестирование).
Тесты оцениваются в школьных отметках («5», «4», «3», «2»). Обучающиеся должны усвоить, что задание должно быть
выполненным не менее чем на 51 %.
Отметка «5» выставляется за 100% – 90% выполнения работы,
Отметка «4» выставляется за 84% – 68% выполнения работы,
Отметка «3» выставляется за 67% – 51% выполнения работы,
Отметка «2» выставляется за 50% и менее.
Промежуточная аттестация проходит в форме тестирования.
Примечание.
1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена
работа.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками,
устранение пробелов.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«История. Всеобщая история. Новейшая история 1946- начало XXI века » (23 часа).
Глава 1. Послевоенный мир. Международные отношения, политическое и экономическое развитие стран Европы и Северной
Америки. (15 часов).
Начало «холодной войны». Международные отношения в 1945 — первой половине 1950-х гг. Предпосылки превращения
послевоенного мира в двухполюсной (биполярный). Причины и главные черты «холодной войны». Идеологическое противостояние.
Маккартизм – «охота на ведьм» в США. «Железный занавес» как символ раскола Европы и мира на две противоборствующие общественнополитические системы. Гонка вооружений и создание военно-политических блоков как проявление соперничества двух сверхдержав —
СССР и США. Ядерное оружие — равновесие страха и сдерживающий фактор от прямого военного столкновения. Гражданская война в
Греции. Доктрина Трумэна. План Маршалла. План Шумана. Начало западноевропейской интеграции. Раскол Германии. Образование ФРГ
и ГДР. Берлинский кризис 1948—1949 гг. Образование НАТО. Установление коммунистических режимов в Восточной Европе. Страны
народной демократии. Создание Комиинформа, Совета экономической взаимопомощи, Организации Варшавского договора. Раскол мира и
Европы как главный признак «холодной войны».
Международные отношения в 1950—1980-е гг. Международные отношения в условиях двухполюсного (биполярного) мира. Две
тенденции в развитии международных отношений: противостояние и стремление к разрядке международной напряжённости. Ослабление
международной напряжённости после смерти И. Сталина. Нормализация советско-югославских отношений. Принцип «мирного
сосуществования». Суэцкий кризис 1956 г. Доктрина Эйзенхауэра. Возобновление противостояния двух сверхдержав. Берлинский кризис
1958—1961 гг. Карибский кризис 1962 г. Война во Вьетнаме. Гонка вооружений и проблема разоружения. Договор о запрещении ядерных
испытаний в трех средах. Достижение Советским Союзом паритета – равенства в ядерных боезарядах с США. Начало разрядки
международной напряженности в начале 1970-х гг. Соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ—1) и
Договор о противоракетной обороне (ПРО). «Новая восточная политика» ФРГ. Хельсинкский акт 1975 г. Ракетный кризис в Европе. Ввод
советских войск в Афганистан. Локальные и региональные конфликты, гражданские войны. Обострение международной обстановки в
конце 1970-х — начале 1980-х гг. Перестройка и гласность в СССР. «Новое политическое мышление» М. С. Горбачева. Возобновление
советско-американского диалога. Соглашение о ликвидации ракет меньшей и меньшей дальности 1987 г.
Завершение эпохи индустриального общества. 1945—1970-е гг. «Общество потребления». Факторы, обусловившие экономический
подъем в странах Запада в 1950—1970-е гг. Стабилизация международной валютной системы. Бретон- Вудские соглашения. Либерализация
мировой торговли. Создание ГАТТ, затем ВТО. Экономическая интеграция в Западной Европе и Северной Америке: общее и особенное.
Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Смешанная экономика как сочетание государственной собственности и регулирования с
поощрением частнопредпринимательской инициативы. Неокейнсианство как политика поощрения спроса — массовому производству
должно соответствовать массовое потребление. Государство благосостояния, его основные характеристики. «Общество потребления».

Противоречия экстенсивного типа производства. Завершающая фаза зрелого индустриального общества, ее атрибуты и символы.
Особенности государства благосостояния в развитых странах мира.
Кризисы 1970—1980-х гг. Становление постиндустриального информационного общества. Причины и сущность экономических
кризисов 1974—1975 гг. и 1980—1982 гг. Предпосылки перехода к постиндустриальному информационному обществу. Перегруженность
государства социальными обязательствами. Кризис растущего вширь и требовавшего все новых ресурсов индустриального типа развития.
Третья промышленно-технологическая революция. Главные черты постиндустриального общества. Изменения в структуре занятости.
Информация и знания как важнейшие факторы производства. Роль науки и образования в информационном обществе. Общество знаний.
Экономика инноваций. Формирование новых ценностей. Индивидуализация производства, потребления, труда. Переход к демократическим
формам правления как вектор исторического развития постиндустриального общества. Волна демократизации в мире с 1970-х гг. Переход к
демократии Португалии, Греции, Испании. Уход с политической сцены диктаторов в Латинской Америке. Свободные выборы в ряде стран
Азии и Африки. Переход к демократии бывших социалистических стран в результат краха социализма как общественно-политической
системы в результате революций 1989—1991 гг.
Экономическая и социальная политика. Неоконсервативный поворот. Политика «третьего пути». Три этапа в экономической и
социальной политике стран Запада после Второй мировой войны: формирование государства благосостояния с широкими социальными
гарантиями и вмешательством государства в экономику, неоконсервативный поворот с опорой на развитие частной инициативы рынка,
политика «третьего пути» с отказом от крайностей первых двух подходов. Основания неконсервативного поворота: идеи самоорганизации
рынка, монетаризм, теория предложения. Главные направления политики неоконсерваторов: приватизация, сокращение госрасходов,
снижение налогов, поощрение предпринимательства, открытие экономки мировому рынку. Итоги неконсервативного поворота: бурное
развитие новейших технологий информационного общества, формирование постиндустриальной экономики, ускорение процесса
глобализации. Основания политики «третьего пути»: идеи социальной ответственности гражданского общества и государства перед
малоимущими при поддержке частнопредпринимательской инициативы. Главные направления политики «третьего пути»: вложения в
человеческий капитал (социальное обеспечение, образование, здравоохранение, наука). Итоги политики «третьего пути»: улучшение
качества жизни, рост гражданской активности, сглаживание неравенства и контрастов богатства-бедности.
Политическая борьба. Гражданское общество. Социальные движения. Изменения в партийно-политической расстановке сил в странах
Запада во второй половине ХХ — начале XXI вв. Появление в лагере консервативных сил христианско-демократических партий.
Увеличение влияния социал-демократов и переход их на платформу умеренного реформизма. Социалистический интернационал.
Прогрессивный альянс. Политический спектр. Мировоззренческие основы основных политических идеологий: консерватизма, либерализма,
социализма. Подъем и крах коммунистических партий. Праворадикальные и экстремистские организации. Национализм. Гражданское
общество в период индустриального развития. Рабочее движение. Антивоенное движение. Феминистское движение. Движение за права
человека. Всеобщая декларация прав человека (1948). Причины появления новых социальных движений и расширения влияния
гражданского общества во второй половине ХХ — начале ХХI вв. Изменение роли гражданского общества в 1960-е гг. Новые левые.
Хиппи. Движение за гражданские права. Май 1968 г. Движения гражданских инициатив. Группы взаимопомощи. Волонтёры. Экологическое
движение. Национальные, культурные, этнические и лингвистические движения.

Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. Общее и особенное в строительстве социализма.
Утверждение основ тоталитарного социализма, нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Политические кризисы в
Восточной Германии (1953), в Польше (1956), народное восстание в Венгрии в 1956, «Пражская весна» в Чехословакии в 1968 г.
Неудавшиеся попытки реформ. Революции 1989—1991 гг. «Шоковая терапия». Основные направления преобразований в бывших странах
социалистического лагеря, их итоги на рубеже ХХ—ХХI вв. Вступление в НАТО и Европейский союз.
Глава 2.Пути развития стран Азии ,Африки и Латинской Америки. (4 часа)
Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей развития. Этапы деколонизации. Культурно- цивилизационные особенности
развития конфуцианско-буддистского региона, индо- буддийско-мусульманского региона и арабо-мусульманского региона. Проблема
сочетания модернизации и традиций. Азиатско-Тихоокеанской регион. Восточноазиатские «тигры» .
Китай. Индия. Гражданская война в Китае 1946—1949 гг. и её итоги. Выбор путей развития. «Большой скачок» 1958—1962 гг. Реализация
коммунистической утопии и её результаты. Мао Цзэдун. Культурная революция 1966—1976 гг. Начало реформ Дэн Сяопина в Китае в 1978
г. Подавление выступлений на Тяньаньмэнь в 1989 г. Особенности китайской модели. Китай —первая экономика мира. Традиции и
модернизация Китая. Проблемы индустриального развития Индии в послевоенные десятилетия. Дж. Неру. Роль партии Индийский
национальный конгресс в истории страны. Реформы М. Сингха и их результаты. «Политический маятник». Модернизация и роль традиций в
Индии. Латинская Америка.
Глава 3.. Современный мир и новые вызовы XXI века. (5 часов).
Глобализация и новые вызовы XXI в. Предпосылки глобализации. Глобализация в сфере финансов, производства и мировой торговли, ее
последствия. Роль государства в условиях глобализации. Формирование глобального информационного и культурного пространства. Новые
вызовы XXI в.: культурно - цивилизационные противоречия, фундаментализм и международный терроризм, проблема самоидентификации
человека, регионализация, угроза нарастания разрыва между богатыми и бедными. Начало четвертой промышленно-технологической
революции: новые возможности и новые угрозы.
Международные отношения в конце XX — начале XXI в. Окончание «холодной войны». США — единственная сверхдержава мира. Две
тенденции в мировой политике: стремление США к утверждению своего лидерства и процессы формирования многополюсного мира. Роль
ООН в современном мире. Региональная интеграция в мире. Формирование Европейского союза. Транстихоокеанское партнерство.
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). БРИКС. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Расширение и
трансформация НАТО. Международные и региональные конфликты. Ближневосточный конфликт. Ирак в центре международных
конфликтов. Международный терроризм. Талибан. Аль-Каида и ИГИЛ (запрещены в России и других странах). Военная операция России в
Сирии. Конфликты на Балканах. Американо-российские отношения.
Постсоветское пространство: политическое развитие, интеграционные процессы и конфликты. Главные тенденции развития.
Создание евразийского интеграционного объединения. Прибалтийские государства. Интеграционные процессы на постсоветском
пространстве. Подписание договора о коллективной безопасности, Евразийского экономического союза (ЕАЭС), договор о союзе
Белоруссии и России. Конфликты на постсоветском пространстве: Карабахский конфликт гражданская война в Таджикистане,
Приднестровский конфликт, Абхазский и Южноосетинский конфликты, Конфликт на Донбассе.

Культура и искусство во второй половине XX — начале XXI в. На пути к новой научной картине мира. Теория самоорганизации.
Концепция глобальной (универсальной ) эволюции. Новые подходы к пониманию места человека в мире. Элементы новой картины мира.
Возможность познания мира. Наука в 1945-1960-е гг. Завершение эпохи модернизма. Изобразительное искусство. Литература. Искусство
кино. Минимализм (минимал- арт. АВС-арт). Гиперреализм. Концептуализм. Кинетическое искусство, лэнд-арт. Интернет и становление
глобального информационного пространства. Последствия становления единого информационного пространства. На пути к новому
объяснению мира. Формирование новых ценностей. Общая характеристика постмодернизма. Постмодернизм в архитектуре.1970-2010-е гг.
Особенности параметрической архитектуры. Постмодернизм в кино и литературе. 1960-2000-е гг.

ИСТОРИЯ РОССИИ. 1945–2022 гг. 76 часов
Введение
СССР В 1945–1991 гг. 45 часов
Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Разруха. Демобилизация армии. Социальная адаптация фронтовиков.
Репатриация. Рост беспризорности и решение проблем послевоенного детства. Рост преступности.
Ресурсы и приоритеты восстановления. Демилитаризация экономики и переориентация на выпуск гражданской продукции. Восстановление
индустриального потенциала страны. Сельское хозяйство и положение деревни. Репарации, их размеры и значение для экономики.
Советский атомный проект, его успехи и значение. Начало гонки вооружений. Положение на послевоенном потребительском рынке.
Колхозный рынок. Голод 1946–1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной системы (1947).
Сталин и его окружение. Ужесточение административно-командной системы. Соперничество в верхних эшелонах власти. Усиление
идеологического контроля. Послевоенные репрессии. «Ленинградское дело». Борьба с космополитизмом. «Дело врачей».
Сохранение трудового законодательства военного времени на период восстановления разрушенного хозяйства. Союзный центр и
национальные регионы: проблемы взаимоотношений.
Рост влияния СССР на международной арене. Начало холодной войны. Доктрина Трумэна. План Маршалла. Формирование биполярного
мира. Советизация Восточной и Центральной Европы. Взаимоотношения со странами народной демократии. Создание Совета
экономической взаимопомощи. Организация Североатлантического договора (НАТО). Создание по инициативе СССР Организации
Варшавского договора. Война в Корее.
СССР в середине 1950-х – первой половине 1960-х гг.
Смена политического курса. Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в советском руководстве. Переход политического
лидерства к Н. С. Хрущеву. Первые признаки наступления оттепели в политике, экономике, культурной сфере. XX съезд партии и
разоблачение культа личности Сталина. Реакция на доклад Хрущева в стране и мире. Начало реабилитации жертв массовых политических
репрессий и смягчение политической цензуры. Возвращение депортированных народов. Особенности национальной политики. Утверждение
единоличной власти Хрущева.

Культурное пространство и повседневная жизнь. Изменение общественной атмосферы. Шестидесятники. Литература, кинематограф, театр,
живопись: новые тенденции. Образование и наука. Приоткрытие железного занавеса. Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 г.
Популярные формы досуга. Неофициальная культура. Хрущев и интеллигенция. Антирелигиозные кампании. Гонения на Церковь.
Диссиденты. Самиздат и тамиздат.
Социально-экономическое развитие СССР. «Догнать и перегнать Америку». Попытки решения продовольственной проблемы. Освоение
целинных земель.
Научно-техническая революция в СССР. Военный и гражданский секторы экономики. Создание ракетно-ядерного щита. Начало освоения
космоса. Запуск первого спутника Земли. Исторические полеты Ю. А. Гагарина и первой в мире женщины-космонавта В. В. Терешковой.
Влияние НТР на перемены в повседневной жизни людей.
Реформы в промышленности. Переход от отраслевой системы управления к совнархозам. Расширение прав союзных республик. Изменения
в социальной и профессиональной структуре советского общества к началу 1960-х гг. Преобладание горожан над сельским населением.
Положение и проблемы рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. Востребованность научного и инженерного труда.
ХХII съезд КПСС и Программа построения коммунизма в СССР. Воспитание «нового человека». Бригады коммунистического труда.
Общественные формы управления. Социальные программы. Реформа системы образования. Пенсионная реформа. Массовое жилищное
строительство. Рост доходов населения и дефицит товаров народного потребления.
Внешняя политика. СССР и страны Запада. Международные военно-политические кризисы, позиция СССР и стратегия ядерного
сдерживания (Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961 г., Карибский кризис 1962 г.). СССР и мировая социалистическая система.
Распад колониальных систем и борьба за влияние в странах третьего мира.
Конец оттепели. Нарастание негативных тенденций в обществе. Кризис доверия власти. Новочеркасские события. Смещение Н. С. Хрущева.
Советское государство и общество в середине 1960-х – начале 1980-х гг.
Приход к власти Л. И. Брежнева: его окружение и смена политического курса. Десталинизация и ресталинизация. Экономические реформы
1960-х гг. Новые ориентиры аграрной политики. Косыгинская реформа. Конституция СССР 1977 г. Концепция «развитого социализма».
Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии. Замедление темпов развития. Новые попытки реформирования
экономики. Цена сохранения СССР статуса сверхдержавы. Рост масштабов и роли ВПК. Трудности развития агропромышленного
комплекса. Советские научные и технические приоритеты. Создание топливно-энергетического комплекса (ТЭК).
Повседневность в городе и в деревне. Рост социальной мобильности. Миграция населения в крупные города и проблема неперспективных
деревень. Популярные формы досуга населения. Уровень жизни разных социальных слоев. Социальное и экономическое развитие союзных
республик. Общественные настроения. Потребительские тенденции в советском обществе. Дефицит и очереди.
Развитие физкультуры и спорта в СССР. XXII летние Олимпийские игры 1980 г. в Москве. Литература и искусство: поиски новых путей.
Авторское кино. Авангардное искусство. Неформалы (КСП, движение КВН и др.). Диссидентский вызов. Борьба с инакомыслием. Судебные
процессы. Цензура и самиздат.
Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и конфронтацией. Возрастание международной напряженности. Холодная война и
мировые конфликты. Пражская весна и снижение международного авторитета СССР. Достижение военно-стратегического паритета с США.

Политика разрядки. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск в Афганистан. Подъем
антикоммунистических настроений в Восточной Европе. Кризис просоветских режимов.
Л. И. Брежнев в оценках современников и историков.
Политика перестройки. Распад СССР (1985–1991)
Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической сферах. Резкое падение мировых цен на нефть и его
негативные последствия для советской экономики. М. С. Горбачев и его окружение: курс на реформы. Антиалкогольная кампания 1985 г. и
ее противоречивые результаты. Чернобыльская трагедия. Реформы в экономике, в политической и государственной сферах. Законы о
госпредприятии и об индивидуальной трудовой деятельности. Принятие закона о приватизации государственных предприятий.
Гласность и плюрализм. Политизация жизни и подъем гражданской активности населения. Либерализация цензуры. Общественные
настроения и дискуссии в обществе. Отказ от догматизма в идеологии. Вторая волна десталинизации. История страны как фактор
политической жизни. Отношение к войне в Афганистане. Неформальные политические объединения.
Новое мышление Горбачева. Изменения в советской внешней политике. Односторонние уступки Западу. Роспуск СЭВ и Организации
Варшавского договора. Объединение Германии. Начало вывода советских войск из Центральной и Восточной Европы. Завершение холодной
войны.
Демократизация советской политической системы. XIX конференция КПСС и ее решения. Альтернативные выборы народных депутатов.
Съезды народных депутатов – высший орган государственной власти. I съезд народных депутатов СССР и его значение. Демократы первой
волны, их лидеры и программы.
Подъем национальных движений, нагнетание националистических и сепаратистских настроений. Обострение межнационального
противостояния: Закавказье, Прибалтика, Украина, Молдавия. Позиции республиканских лидеров и национальных элит.
Последний этап перестройки: 1990–1991 гг. Отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Становление
многопартийности. Кризис в КПСС и создание Коммунистической партии РСФСР. I съезд народных депутатов РСФСР и его решения.
Противостояние союзной и российской власти. Введение поста Президента и избрание М. С. Горбачева Президентом СССР. Избрание Б. Н.
Ельцина Президентом РСФСР. Углубление политического кризиса.
Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Дискуссии о путях
обновления Союза ССР. Ново-Огаревский процесс и попытки подписания нового Союзного договора. «Парад суверенитетов». Референдум о
сохранении СССР. Превращение экономического кризиса в стране в ведущий политический фактор. Нарастание разбалансированности в
экономике. Введение карточной системы снабжения. Реалии 1991 г.: конфискационная денежная реформа, трехкратное повышение
государственных цен, пустые полки магазинов. Разработка союзным и российским руководством программ перехода к рыночной экономике.
Радикализация общественных настроений. Забастовочное движение. Новый этап в государственно-конфессиональных отношениях.
Попытка государственного переворота в августе 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого дома. Победа Ельцина. Ослабление союзной
власти. Распад структур КПСС. Оформление фактического распада СССР. Беловежские и Алма-Атинские соглашения, создание
Содружества Независимых Государств (СНГ).
Реакция мирового сообщества на распад СССР. Россия как преемник СССР на международной арене.

Наш край в 1945–1991 гг.
Обобщение
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В 1992–2022 гг. 31 час
Становление новой России (1992–1999)
Б. Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Правительство реформаторов во главе с Е. Т. Гайдаром. Начало
радикальных экономических преобразований. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Ваучерная приватизация. Гиперинфляция, рост цен и
падение жизненного уровня населения. Безработица. Черный рынок и криминализация жизни. Рост недовольства граждан первыми
результатами экономических реформ.
Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. Указ Б. Н. Ельцина № 1400 и его оценка
Конституционным судом. Возможность мирного выхода из политического кризиса. Трагические события осени 1993 г. в Москве.
Всенародное голосование (плебисцит) по проекту Конституции России 1993 г. Ликвидация Советов и создание новой системы
государственного устройства. Принятие Конституции России 1993 г. и ее значение. Становление российского парламентаризма. Разделение
властей. Проблемы построения федеративного государства. Утверждение государственной символики.
Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990-е гг. Подписание Федеративного договора (1992) и отдельных
соглашений центра с республиками. Взаимоотношения центра и субъектов Федерации. Военно-политический кризис в Чеченской
Республике.
Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики. Роль иностранных займов. Тенденции деиндустриализации и увеличения
зависимости экономики от мировых цен на энергоносители. Ситуация в российском сельском хозяйстве и увеличение зависимости от
экспорта продовольствия. Финансовые пирамиды. Дефолт 1998 г. и его последствия.
Повседневная жизнь россиян в условиях реформ. Свобода СМИ. Свобода предпринимательской деятельности. Возможность выезда за
рубеж. Кризис образования и науки. Социальная поляризация общества и смена ценностных ориентиров. Безработица и детская
беспризорность. Проблемы русскоязычного населения в бывших республиках СССР.
Новые приоритеты внешней политики. Россия – правопреемник СССР на международной арене. Значение сохранения Россией статуса
ядерной державы. Взаимоотношения с США и странами Запада. Россия на постсоветском пространстве. СНГ и союз с Белоруссией. Военнополитическое сотрудничество в рамках СНГ.
Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Основные политические партии и движения 1990-х гг., их лидеры и
платформы. Кризис центральной власти. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Вторжение террористических группировок в Дагестан.
Добровольная отставка Б. Н. Ельцина.
Россия в ХХI в.: вызовы времени и задачи модернизации
Политические и экономические приоритеты. Вступление в должность Президента В. В. Путина и связанные с этим ожидания. Начало
преодоления негативных последствий 1990-х гг. Основные направления внутренней и внешней политики. Федерализм и сепаратизм.
Создание Федеральных округов. Восстановление единого правового пространства страны. Разграничение властных полномочий центра и

регионов. Террористическая угроза и борьба с ней. Урегулирование кризиса в Чеченской Республике. Построение вертикали власти и
гражданское общество. Военная реформа.
Экономический подъем 1999–2007 гг. и кризис 2008 г. Структура экономики, роль нефтегазового сектора и задачи инновационного
развития. Крупнейшие инфраструктурные проекты. Сельское хозяйство. Россия в системе мировой рыночной экономики. Начало (2005) и
продолжение (2018) реализации приоритетных национальных проектов.
Президент Д. А. Медведев, премьер-министр В. В. Путин. Основные направления внешней и внутренней политики. Проблема стабильности
и преемственности власти.
Избрание В. В. Путина Президентом РФ в 2012 г. и переизбрание на новый срок в 2018 г. Вхождение Крыма в состав России и реализация
инфраструктурных проектов в Крыму (строительство Крымского моста, трассы «Таврида» и др.). Начало конституционной реформы (2020).
Новый облик российского общества после распада СССР. Социальная и профессиональная структура. Занятость и трудовая миграция.
Миграционная политика. Основные принципы и направления государственной социальной политики. Реформы здравоохранения.
Пенсионные реформы. Реформирование образования, культуры, науки и его результаты. Начало конституционной реформы. Снижение
средней продолжительности жизни и тенденции депопуляции. Государственные программы демографического возрождения России.
Разработка семейной политики и меры по поощрению рождаемости. Пропаганда спорта и здорового образа жизни и их результаты. XXII
Олимпийские и XI Паралимпийские зимние игры в Сочи (2014), успехи российских спортсменов, допинговые скандалы и их последствия
для российского спорта. Чемпионат мира по футболу и открытие нового образа России миру.
Повседневная жизнь. Социальная дифференциация. Качество, уровень жизни и размеры доходов разных слоев населения. Постановка
государством вопроса о социальной ответственности бизнеса. Модернизация бытовой сферы. Досуг. Россиянин в глобальном
информационном пространстве: СМИ, компьютеризация, Интернет. Массовая автомобилизация. Военно-патриотические движения. Марш
«Бессмертный полк». Празднование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне (2020).
Внешняя политика в конце XX – начале XXI в. Утверждение новой Концепции внешней политики РФ (2000) и ее реализация. Постепенное
восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях. Современная концепция российской внешней политики.
Участие в международной борьбе с терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов. Оказание помощи Сирии в борьбе с
международным терроризмом и в преодолении внутриполитического кризиса (с 2015 г.). Приближение военной инфраструктуры НАТО к
российским границам и ответные меры. Односторонний выход США из международных соглашений по контролю над вооружениями и
последствия для России. Создание Россией нового высокоточного оружия и реакция в мире.
Центробежные и партнерские тенденции в СНГ. Союзное государство России и Беларуси. Россия в СНГ и в Евразийском экономическом
сообществе (ЕврАзЭС). Миротворческие миссии России. Приднестровье. Россия в условиях нападения Грузии на Южную Осетию в 2008 г.
(операция по принуждению Грузии к миру). Отношения с США и Евросоюзом. Вступление в Совет Европы. Сотрудничество России со
странами ШОС (Шанхайской организации сотрудничества) и БРИКС. Деятельность «Большой двадцатки». Дальневосточное и другие
направления политики России. Сланцевая революция в США и борьба за передел мирового нефтегазового рынка.
Государственный переворот на Украине 2014 г. и позиция России. Воссоединение Крыма и Севастополя с Россией и его международные
последствия. Минские соглашения по Донбассу и гуманитарная поддержка Донецкой Народной Республики (ДНР) и Луганской Народной

Республики (ЛНР). Специальная военная операция (2022). Введение США и их союзниками политических и экономических санкций против
России и их последствия.
Россия в борьбе с коронавирусной пандемией, оказание помощи зарубежным странам. Мир и процессы глобализации в новых условиях.
Международный нефтяной кризис 2020 г. и его последствия. Россия в современном мире.
Религия, наука и культура России в конце XX – начале XXI в. Повышение общественной роли СМИ и Интернета. Коммерциализация
культуры. Ведущие тенденции в развитии образования и науки. Модернизация образовательной системы. Основные достижения российских
ученых и недостаточная востребованность результатов их научной деятельности. Религиозные конфессии и повышение их роли в жизни
страны. Особенности развития современной художественной культуры: литературы, киноискусства, театра, изобразительного искусства.
Процессы глобализации и массовая культура.
Наш край в 1992–2022 гг.
Итоговое обобщение

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Всеобщая история. Новейшая история» 23 часа
№
Наименование разделов
п/п
1
Глава 1. Послевоенный мир.
Международные отношения,
политическое и экономическое развитие
стран Европы и Северной Америки.
2
Глава 2. Пути развития стран Азии,
Африки и Латинской Америки.
3
Глава 3. Современный мир и новые
вызовы XXI века.
Итого

Всего часов

Уроки

Контрольные работы

14

14

Самостоятельная работа
уч-ся
+

4

4

+

5

5

23

23

История России 1945 год-начало XXI века 76 часов
№
Наименование разделов
п/п
1
Глава 1. СССР в 1945-1991гг.
2
Глава 2 Российская Федерация в 1992начале 2020-х годов
Итого

Всего часов

Уроки

45
30

45
30

76

76

Контрольные работы

Самостоятельная работа
уч-ся
+
+

5.КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ ВСЕОБЩЕЙ..НОВЕЙШААЯ ИСТОРИЯ
(1946-начало XXI века)» – 11 класс 23 часа
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

14
15
16
17
18
19
20

Тема урока

Колво
часов

д/з

Дата по Факт
плану

Глава I. Послевоенный мир. Международные отношения, политическое и экономическое развитие стран Европы и Северной
Америки 14 часов
1
1.09
Международные отношения в 1950 – 1980-е гг.
§2
1
4.09
Завершение эпохи индустриального общества. 1945 – 1970-е гг.
§3
6.09
Кризисы 1970-х – 1980-х гг. Становление постиндустриального информационного общества. 1
§4
Экономическая и социальная политика.
1
8.09
§5
Неоконсервативный переворот. Политика «третьего пути».

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Политическая борьба. Гражданское общество
Социальные движения.
Соединенные Штаты Америки.
Великобритания.
Франция.
Германия.
Италия
Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы.
Обобщающий урок по теме : «Послевоенный мир. Международные отношения.»
1
Глава II. Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки 4 часа
Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей развития.
1
1
Китай. Индия
Япония. Новые индустриальные страны.
1
Латинская Америка.
1
Глава III. Современный мир и новые вызовы XXI в. – 5 часов
Глобализация и новые вызовы XXI в.
1
1
Международные отношения в конце XX – начале XXI в.

6§

§7
8§

§9
§10
§11
§12
С.102
§13
§1-13

11.09
13.09
15.09
18.09
20.09
22.09
25.09
27.09
29.09

2.10

§14
§15
с.163
С.175

4.10

§16
§17

13.10

6.10

9.10
11.10

16.10

21
22
23

Постсоветское пространство: политическое развитие, интеграционные процессы и конфликты.

Культура и искусство во второй половине XX – начале XXI в.
Обобщающий урок по теме «Современный мир и новые вызовы XXI века»

1
1
1

§18
§19
16-19

18.10
20.10
23.10

6.КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ РОССИИ (1946-начало XXI века)» – 76 часов
№

Тема урока

1.

Раздел I. СССР в 1945-1991гг. 45 часов
Введение
Восстановление и развитие экономики и социальной сферы

2.
3

4
5
6

7
8
9
10

11
12
13
14

15
16
17

18
19
20
21
22

23
24

Восстановление и развитие экономики и социальной сферы
Политическая система в послевоенные годы
Идеология, наука, культура и спорт в послевоенные годы
Идеология, наука, культура и спорт в послевоенные годы
Место и роль СССР в послевоенном мире. Внешняя политика СССР 1945-1953
Место и роль СССР в послевоенном мире. Внешняя политика СССР 1945-1953
Новое руководство страны. Смена политического курса
Новое руководство страны. Смена политического курса
Экономическое и социальное развитие в 1953-1964
Экономическое и социальное развитие в 1953-1964
Развитие науки и техники в СССР 1953-1964
Развитие науки и техники в СССР 1953-1964
Культурное пространство 1953-1964
Культурное пространство 1953-1964
Перемены в повседневной жизни 1953-1964
Внешняя политика 1953-1964
Внешняя политика 1953-1964
Контрольная работа по теме «СССР в 1953- 1964-х гг.»
Политическое развитие СССР 1964-1985
Политическое развитие СССР 1964-1985
Социально-экономическое развитие СССР 1964-1985
Социально-экономическое развитие СССР 1964-1985

Кол-во
часов

д/з

Дата
по
плану
25.10
27.10
8.11

10.11
13.11
15.11

17.11
20.11
22.11
24.11

27.11
29.11
1.12
4.12

6.12
8.12
11.12

13.12
15.12
18.12
20.12
22.12

25.12
27.12

Фак
т

29.12
10.01

28
29

Развитие науки, образование, здравоохранения 1964-1985
Развитие науки, образование, здравоохранения 1964-1985
Идеология и культура 1964-1985
Идеология и культура 1964-1985
Повседневная жизнь советского общества 1964-1985

30

Национальная политика и национальное движение 1964-1985

19.01

31
32
33

Национальная политика и национальное движение 1964-1985
Внешняя политика СССР в 1964-1985

22.01
24.01
26.01

34

СССР и мир в начале 1980-х годов. Предпосылки реформ

29.01

35
36
37

СССР и мир в начале 1980-х годов. Предпосылки реформ
Социально экономическое развитие СССР в 1985-1991
Социально экономическое развитие СССР в 1985-1991

31.01
2.02
5.02

38

Перемены в духовной сфере в годы перестройки
Реформа политической системы СССР и ее итоги

7.02

25
26

27

39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57

Внешняя политика СССР в 1964-1985

Реформа политической системы СССР и ее итоги

Новое политическое мышление и перемены во внешней политике
Новое политическое мышление и перемены во внешней политике

Национальная политика и подъем национальных движений. Распад СССР
Национальная политика и подъем национальных движений. Распад СССР
Обобщающий урок по теме «СССР 1964-1991 гг.»
Раздел II. Российская Федерация в 1992- начале 2020-х гг. 31 часов

Российская экономика в услови47ях рынка
Российская экономика в условиях рынка
Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг.
Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг.
Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е гг.
Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е гг.

Повседневная жизнь в 1990-е гг.
Повседневная жизнь в 1990-е гг.
Россия и мир. Внешняя политика Российской Федерация 1990-е гг.
Россия и мир. Внешняя политика Российской Федерация 1990-е гг.

Политические вызовы и новые приоритеты внутренней политики России в начале XXIв.
Политические вызовы и новые приоритеты внутренней политики России в начале XXIв.

12.01
15.01
17.01

9.02
12.02
14.02
16.02
19.02
21.02
26.02
28.02
1.03
4.03
6.03
11.03
13.03
15.03
18.03
20.03
22.03
3.04
5.04

58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76

Обобщающий урок по теме «Россия 1990-е года»
Россия 2008-2011гг.
Россия 2008-2011гг.

Социально- экономическое развитие России в начале XXI в.
Социально- экономическое развитие России в начале XXI в.

Культура, наука, спорт и общественная жизнь 1990- начале 2020-х гг.
Культура, наука, спорт и общественная жизнь 1990- начале 2020-х гг.

Внешняя политика в начале XXI в. Россия в современном мире
Внешняя политика в начале XXI в. Россия в современном мире
Россия 2012- начале 2020
Россия 2012- начале 2020

Россия сегодня. Специальная военная операция
Россия сегодня. Специальная военная операция
Россия сегодня. Специальная военная операция
Наш край
Обобщающий урок по теме «Российская Федерация в 1992-2020 гг.»

Проект по теме «Российская Федерация в 1992- 2020гг.»
Проект по теме «Российская Федерация в 1992- 2020гг.»
Проект по теме «Российская Федерация в 1992- 2020гг.»

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Методического Совета
МБОУ Титовской СОШ
от 30 августа 2022 года № 1
___________ Тютюнникова А.М.

8.04
10.04
12.04
15.04
17.04
19.04
22.04
24.04
26.04
27.04
3.05
6.05
8.05
13.05
15.05
17.05
20.05
22.05
24.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».