рабочая программа по история 9 класс 2023-2024 уч.год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Титовская средняя общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ»
директор МБОУ Титовской СОШ:
_____________ Артамонов А.С.
Приказ №139 от 30.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории
Уровень общего образования: основное общее, 9 класс
2023-2024 учебный год
Количество часов – 83
Учитель Мищенко Яна Александровна
Программа разработана на
основе примерной авторской
программы «Истории России» 6-10 классы А.А. Данилова, О.Н.
Журавлева и авторской программы к предметной линии
учебников А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под
ред А.А.Искендерова – М.: «Просвещение», 2019;

сл. Титовка
2023 год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
1. Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ( Приказ Минпросвещения России от 31
мая 2021 года № 287, зарегистрирован Минюстом России 5.7.2021 года, регистрационный № 64101)
3. Приказом Минпросвещения России от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающегося»
4. Примерной программы А.А. Данилов, И.В. Курукин, Н.М. Арсентьев: История России. 9 класс. Учеб. Для общеобразовательных
организаций. В 2ч.; под ред. А.В. Торкунова. авторской программы под редакцией А.Я. Юдовской, П.А. Баранова – М.: Просвещени
5. Концепции исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации;
6. Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный Стандарт
изучения Отечественной истории);
7. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Титовской СОШ
8. Учебного плана школы на 2023-2024 учебный год.
9. Годового календарного учебного графика на 2023-2024 учебный год.
10. Положения о рабочей программе учителя МБОУ Титовской СОШ, утвержденного приказом № 99 от 3.08.2016г. (с изменениями от
7.08.2019 приказ №114)
Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:
 формирование исторического мышления – способности рассматривать события, сопоставлять различные версии и оценки, определять
собственное отношение к проблемам прошлого и современности.
 Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся
 Освоение систематизированных знаний по истории человечества, о месте и роли России в мировом процессе
 Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
При определении варианта проведения занятия используется широкий спектр форм и способов раскрытия содержания урока:
 школьная лекция;
 семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др.
источников;
 уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;
 работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;






объяснение учителя и беседа с учащимися;
самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;
написание сочинений-эссе;
заслушивание сообщений учащихся с последующим обсуждением.

УМК по истории включает в себя
«История России» 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др. под редакцией Торкунова А.В. – М.:
Просвещение, 2019.
«Всеобщая история. История Нового времени» 9 класс учебник для общеобр. организаций/ А.Я. Юдовская и др./ под ред. А.А. Искендерова.
– М.: Просвещение 2019г.
По учебному плану на 2023-2024 учебный год на изучение Истории отводится 85 часов(из них 17 часов составляет модуль «Введение
в новейшую историю России») из расчета 2,5 часа в неделю, 2 час в неделю - федерального компонента о 0,5 часа из регионального
компонента. В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями, 6.11.2023, 9.05.24, рабочая программа
по Истории в 9 классе на 2023-2024 учебный год будет выполнена за 83 часа
Основные содержательные линии примерной программы в VI-IX классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и
«Всеобщей истории» и модуль «Введение в новейшую историю России»
Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость
сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований
межпредметной интеграции программа устанавливает примерное распределение учебного времени: История России – 43 часа; Всеобщая
история. История Нового времени – 23 часа; Введение в новейшую историю России – 16 часов
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения истории включают:
 осознание и эмоционально положительное принятие своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и
религиозной группы,
 локальной и региональной общности на основе знания истории и основ культурного наследия человечества эпохи Нового времени;
 освоение гуманистических и демократических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека через
знакомство с политической историей европейских государств и США,

 освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историкокультурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в.;
 уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному
сотрудничеству;
 эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
 уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;
 гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её достижения во всех сферах общественной жизни в
изучаемый период; понимание культурного многообразия современного мира; уважение мировоззрения, истории, культуры, религии,
традиций и ценностей
 своего и других народов на основе изучения различных типов цивилизаций, культур и этносов эпохи Нового времени;
 устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной
деятельности и её мотивом;
Метапредметные результаты изучения истории включают универсальные учебные действия:
 формирование межпредметных понятий, таких как факт, система, закономерность, анализ;
 владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и
развёрнутый планы, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использование современных источников
информации, в том числе материалов на электронных носителях, осуществление расширенного поиска информации с
использованием ресурсов библиотек и Интернета;
 целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельный анализ
условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, планирование
путей достижения цели;
 организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, определение целей и функций участников,
способов взаимодействия;
 работа в группе, предполагающая установление эффективного сотрудничества и продуктивной кооперации; интеграция в группу
 спор и отстаивание своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
 учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
 установление и сравнение различных точек зрения перед выбором и принятием решения;
 умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
 адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, владение устной и письменной речью;

 построение монологического контекстного высказывания; владение основами коммуникативной рефлексии;
 реализация проектно-исследовательской деятельности;
 выдвижение гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проведение исследование её объективности (под
руководством учителя);
 определение понятий, их обобщение — осуществление логической операции перехода от видовых признаков к родовому понятию, от
 понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
построение логического рассуждения и установление причинно- следственных связей; сравнение,
Предметные результаты изучения истории включают:
 представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX в.;
 знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;
 представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;
 умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп;
 представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;
 знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы,
народнические и марксистские организации), их отличительных черт и особенностей;
 установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями (на примере реформ и контрреформ);
 определение и использование основных исторических понятий периода;
 установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;
 установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии в XIX в.;
 составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
 поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого
с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
 анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в. (законодательные акты, конституционные проекты, документы
декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.);
 анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений (императоры Александр I, Николай I,
Александр II, Александр III, Николай II; государственные деятели М. М. Сперанский, А. А. Аракчеев, Н. А. и Д. А. Милютины, К. П.
Победоносцев и др.; общественные деятели К. С. Аксаков, Н. М. Унковский, Б. Н. Чичерин и др.; представители оппозиционного
движения П. И. Пестель, М. П. Буташевич-Петрашевский, А. И. Желябов и др.), а также влияния их деятельности на развитие
Российского государства;
 сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей.
 целостные представления об историческом пути народов и государств мира во второй период Нового времени как необходимой
основы для миропонимания и познания современного общества;

 исторические знания о территории государств мира и их границах, об их изменениях на протяжении XIX — начала ХХ вв.,
использование исторической карты для анализа и описания военных действий, процессов объединения Германии и Италии,
колониальной политики европейских государств и США;
 знания о социально-политическом устройстве крупнейших государств и регионов в XIX — начале ХХ вв.;
 происходящих в экономике стран Европы, США, Латинской Америки, Азии и Африки в XIX — начале ХХ вв.;
 представления о достижениях в культуре европейских стран и США в XIX — начале ХХ вв., понимание многообразия и разнообразия
 культурных достижений, причин формирования массовой культуры;
 уважение к мировому культурному наследию, готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических
и культурных памятников мира, созданных в Новое время;
 установление синхронистических связей истории стран Европы, Америки и Азии с историей России в XIX — начале ХХ вв.;
 способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и
значения событий и явлений второго периода Нового времени, их связи с современностью;
 расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности личностей, общественных групп и народов в
XIX — начале ХХ вв.;
В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5 – балльной оценке для
всех установлены обще дидактические критерии.
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Критерии оценки по истории являются следующие за устные ответы:
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения
точны и связаны с современной действительностью.
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения
недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно
сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.
За письменные работы:
Оценка "5" - 81-100% выполненных заданий
Оценка "4" - 61-80%

Оценка "3" - 41-60%
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками,
устранение пробелов
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Всеобщая история. История Нового времени 23 часа
Глава I. Начало индустриальной эпохи 6 часов
Экономическое развитие в XIX- начале XXв Индустриальная революция: достижения и проблемы. Основные технические изобретения и
научные открытия. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые
источники энергии. Экономические кризисы как одна из причин перехода к монополистическому капитализму. Черты монополистического
капитализма. Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и
повседневность. Причины появления главных идейно-политических течений XIX в. Характеристика основных положений либерализма,
консерватизма, социализма. История развития социалистической мысли, воззрения социалистов утопистов. Причины возникновения
неолиберализма, неоконсерватизма, основные течения в социалистическом лагере.
Изменения в социальной структуре общества, вызванные индустриальной революцией. Миграция и эмиграция населения. Аристократия
старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Новые условия быта. Изменения моды. Новые
развлечения. В создание научной картины мира XIX в. В зеркале художественных исканий. Литература и искусство. Причины быстрого
развития естественно-математических наук. Основные научные открытия XIX – начала XX в., их значение. Открытия в области математики,
физики, химии, биологии, медицины. XIX в. в зеркале художественных изысканий. Основные художественные направления живописи и
музыке.
Глава II. Страны Европы и США в первой половине XIX в. 8 часов
Консульство и образование наполеоновской империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя и
внешняя политика Наполеона в годы Консульства и Империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Причины ослабления
империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию, освобождение европейских государств, реставрация Бурбонов. Венский конгресс.
Священный союз. Франция: революция 1848г. и Вторая империя. Причины революции 1848. Ход Февральской революции. Основные
мероприятия Временного правительства и Учредительного собрания, июльское восстание рабочих в Париже Установление Второй
республики. Внутренняя и внешняя политика Наполеона III.
Англия: сложный путь к величию и процветанию. Экономическое развитие Англии в XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа
1932., установление законодательного парламентского режима. Чартистское движение. Англия – крупнейшая колониальная держава.

Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Вильгельм 1 и Отто фон Бисмарк. Экономическое и
политическое развитие Германии и Италии в первой половине XIX в. Причины и цели революции 1848г. в Германии и Италии. Ход
революции. Пруссия и Сардинское королевство – центры объединения Германии и Италии. Объединение Германии. Объединение Италии.
Два пути объединения. Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Причины, ход, результаты франко-прусской войны, причины
поражения Франции в этой войне. Сентябрьская революция 1870 г., провозглашение республики. Окончание войны. Причины восстания 18
марта 1871 г. Внутренняя политика Парижской коммуны. Причины поражения и роль Парижской коммуны в истории.
О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм. Соединенные Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика,
социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861—1865). А. Линкольн.
Глава III. Азия, Африка и Латинская Америка в XIX — начале XX в. 2 часа
Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление
британского колониального господства, освободительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, «опиумные войны»,
движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава, преобразования
эпохи Мэйдзи. Война за независимость в Латинской Америке Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники,
формы выступлений. П. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств. Народы Африки в Новое время
Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов.
Глава IV. Страны Европы и США во второй половине XIX — начале XX в. 7 часов
Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в. Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее
движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция — от Второй империи к Третьей республике:
внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны. Образование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж.
Гарибальди. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австровенгерский дуализм. Соединенные Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь.
Север и Юг. Гражданская война (1861—1865). А. Линкольн. Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в
Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация
борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав. Историческое и культурное наследие Нового
времени.
Обобщение. Историческое и культурное наследие 19 века
Российская империя в XIX – начале XX в.40 часов
Россия в первой половине XIX в.(8 часов)
Европа на рубеже XVIII—XIX вв. Революция во Франции, империя Наполеона I и изменение расстановки сил в Европе. Революции в Европе
и Россия. Россия на рубеже XVIII—XIX вв.: территория, население, сословия, политический и экономический строй.
Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ. Реформы М. М. Сперанского и их значение. Реформа
народного просвещения и её роль в программе преобразований. Экономические преобразования начала XIX в. и их значение.

Международное положение России. Основные цели и направления внешней политики. Георгиевский трактат и расширение российского
присутствия на Кавказе. Вхождение Абхазии в состав России. Война со Швецией и включение Финляндии в состав Российской империи.
Эволюция российско-французских отношений. Тильзитский мир. Отечественная война 1812 г.: причины, основное содержание, герои.
Сущность и историческое значение войны. Подъём патриотизма и гражданского самосознания в российском обществе. Вклад народов
России в победу. Становление индустриального общества в Западной Европе. Развитие промышленности и торговли в России. Проекты
аграрных реформ. Социальный строй и общественные движения. Дворянская корпорация и дворянская этика. Идея служения как основа
дворянской идентичности. Первые тайные общества, их программы. Власть и общественные движения. Восстание декабристов и его
значение. Национальный вопрос в Европе и России. Политика российского правительства в Финляндии, Польше, на Украине, Кавказе.
Конституция Финляндии 1809 г. и Польская конституция 1815 г. — первые конституции на территории Российской империи. Еврейское
население России. Начало Кавказской войны. Венская система международных отношений и усиление роли России в международных делах.
Россия — великая мировая держава.
Россия во второй четверти XIX в. (7 часов)
Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во внутренней политике Николая I и их проявления.
Формирование индустриального общества, динамика промышленной революции, индустриализация в странах Западной Европы. Начало и
особенности промышленного переворота в России. Противоречия хозяйственного развития. Изменения в социальной структуре российского
общества. Особенности социальных движений в России в условиях начавшегося промышленного переворота. Общественная мысль и
общественные движения. Россия и Запад как центральная тема общественных дискуссий. Особенности общественного движения 30—50-х
гг. XIX в. Национальный вопрос в Европе, его особенности в России. Национальная политика Николая I. Польское восстание 1830—1831 гг.
Положение кавказских народов, движение Шамиля. Положение евреев в Российской империи. Религиозная политика Николая I. Положение
Русской православной церкви. Диалог власти с католиками, мусульманами, буддистами. Россия и революции в Европе. Политика
панславизма. Причины англо-русских противоречий. Восточный вопрос. Крымская война и её итоги. Парижский мир и конец венской
системы международных отношений. Развитие образования. Научные открытия и развитие национальных научных школ. Русские
первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. Русское географическое общество. Особенности и
основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Культура народов Российской империи. Взаимное
обогащение культур. Российская культура как часть европейской культуры. Динамика повседневной жизни сословий.
Россия в эпоху Великих реформ (8 часов)
Европейская индустриализация во второй половине XIX в. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве ведущих стран.
Новые источники энергии, виды транспорта и средства связи. Перемены в быту. Император Александр II и основные направления его
внутренней политики. Отмена крепостного права, историческое значение реформы. Социально-экономические последствия Крестьянской

реформы 1861 г. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы.
Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации и урбанизации.
Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Нарастание социальных противоречий. Политические реформы 1860—1870-х гг. Начало
социальной и правовой модернизации. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания.
Движение к правовому государству. Особенности развития общественной мысли и общественных движений в 1860—1890-е гг. Первые
рабочие организации. Нарастание революционных настроений. Зарождение народничества. Рабочее, студенческое, женское движение.
Либеральное и консервативное движения. Национальный вопрос, национальные войны в Европе и колониальная экспансия европейских
держав в 1850—1860-е гг. Рост национальных движений в Европе и мире. Нарастание антиколониальной борьбы. Народы Российской
империи во второй половине XIX в. Завершение территориального роста Российской империи. Национальная политика самодержавия.
Польское восстание 1863—1864 гг. Окончание Кавказской войны. Расширение автономии Финляндии. Народы Поволжья. Особенности
конфессиональной политики. Основные направления и задачи внешней политики в период правления Александра II. Европейская политика
России. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика. Отношения с США, продажа Аляски. Подъём российской
демократической культуры. Развитие системы образования и просвещения во второй половине XIX в. Школьная реформа. Естественные и
общественные науки. Успехи фундаментальных естественных и прикладных наук. Географы и путешественники. Историческая наука.
Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература.
Россия в 1880-1890е гг. (8 часов)
Император Александр III и основные направления его внутренней политики. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего
законодательства. Усиление борьбы с политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций
дворянства. Ограничение местного самоуправления. Особенности экономического развития страны в 1880—1890-е гг. Положение основных
слоёв российского общества в конце XIX в. Развитие крестьянской общины в пореформенный период. Общественное движение в 1880—
1890-е гг. Народничество и его эволюция. Распространение марксизма. Национальная и религиозная политика Александра III. Идеология
консервативного национализма. Новое соотношение политических сил в Европе. Приоритеты и основные направления внешней политики
Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Россия в начале ХХ в. (9 часов)
Мир на рубеже XIX—XX вв. Начало второй промышленной революции. Неравномерность экономического развития. Монополистический
капитализм. Идеология и политика империализма. Завершение территориального раздела мира. Начало борьбы за передел мира. Нарастание
противоречий между ведущими странами. Социальный реформизм начала ХХ в. Место и роль России в мире. Территория и население
Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в. Урбанизация. Политическая система Российской империи
начала XX в. и необходимость её реформирования. Император Николай II. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических

преобразований. Национальная и конфессиональная политика. Экономическое развитие России в начале XX в. и его особенности. Роль
государства в экономике. Место и роль иностранного капитала. Специфика российского монополистического капитализма. Государственномонополистический капитализм. Сельская община. Аграрное перенаселение. Особенности социальной структуры российского общества
начала XX в. Аграрный и рабочий вопросы, попытки их решения. Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки
формирования и особенности генезиса политических партий в России. Этнокультурный облик империи. Народы России в начале ХХ в.
Многообразие политических форм объединения народов. Губернии, области, генерал-губернаторства, наместничества и комитеты.
Привислинский край. Великое княжество Финляндское. Государства-вассалы: Бухарское и Хивинское ханства. Русские в имперском
сознании. Поляки, евреи, армяне, татары и другие народы Волго-Уралья, кавказские народы, народы Средней Азии, Сибири и Дальнего
Востока. Русская православная церковь на рубеже XIX—XX вв. Этническое многообразие внутри православия. «Инославие», «иноверие» и
традиционные верования. Международное положение и внешнеполитические приоритеты России на рубеже XIX—XX вв. Международная
конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русскояпонская война 1904—1905 гг., её итоги и влияние на внутриполитическую ситуацию в стране. Революция 1905—1907 гг. Народы России в
1905—1907 гг. Российское общество и проблема национальных окраин. Закон о веротерпимости. Политические реформы 1905—1906 гг.
«Основные законы Российской империи». Система думской монархии. Классификация политических партий. Реформы П. А. Столыпина и
их значение. Общественное и политическое развитие России в 1912—1914 гг. Свёртывание курса на политическое и социальное
реформаторство. Национальные политические партии и их программы. Национальная политика властей. Внешняя политика России после
Русско-японской войны. Место и роль России в Антанте. Нарастание российско-германских противоречий. Духовное состояние российского
общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры и культуры народов империи в начале XX в. Развитие науки.
Русская философия: поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и новые направления. Декаданс. Символизм. Футуризм.
Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка
и исполнительское искусство. Русский балет. Русская культура в Европе. «Русские сезоны за границей» С. П. Дягилева. Рождение
отечественного кинематографа. Культура народов России. Повседневная жизнь в городе и деревне в начале ХХ в.
Введение в новейшую историю России 17 часов
Введение -1 час
Преемственность всех этапов отечественной истории. Период Новейшей истории страны (с 1914 г. по настоящее время).Важнейшие
события, процессы ХХ — начала XXI в.
Российская революция 1917-1922 гг. 4 часа
Российская империя накануне Февральской революции 1917 г.: общенациональный кризис.

Февральское восстание в Петрограде. Отречение Николая II. Падение монархии. Временное правительство и Советы, их руководители.
Демократизация жизни страны. Тяготы войны и обострение внутриполитического кризиса. Угроза территориального распада страны.
Цели и лозунги большевиков. В. И. Ленин как политический деятель. Вооружённое восстание в Петрограде 25 октября (7 ноября) 1917 г.
Свержение Временного правительства и взятие власти большевиками. Советское правительство (Совет народных комиссаров) и первые
преобразования большевиков. Образование РККА. Советская национальная политика. Образование РСФСР как добровольного союза
народов России. Гражданская война как национальная трагедия. Военная интервенция. Политика белых правительств А. В. Колчака, А. И.
Деникина и П. Н. Врангеля. Переход страны к мирной жизни. Образование СССР. Революционные события в России глазами
соотечественников и мира. Русское зарубежье. Влияние революционных событий на общемировые процессы XX в., историю народов
России.
Великая Отечественная война (1941—1945 гг.) 6 часов
План «Барбаросса» и цели гитлеровской Германии в войне с СССР. Нападение на СССР 22 июня 1941 г. Причины отступления Красной
Армии в первые месяцы войны. «Всё для фронта! Все для победы!»: мобилизация сил на отпор врагу и перестройка экономики на военный
лад. Битва за Москву. Парад 7 ноября 1941 г. на Красной площади. Срыв германских планов молниеносной войны. Блокада Ленинграда.
Дорога жизни. Значение героического сопротивления Ленинграда. Гитлеровский план «Ост». Преступления нацистов и их пособников на
территории СССР. Разграбление и уничтожение культурных ценностей. Холокост. Гитлеровские лагеря уничтожения (лагеря смерти).
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Прорыв и снятие блокады
Ленинграда. Битва за Днепр.Массовый героизм советских людей, представителей всех народов СССР, на фронте и в тылу. Организация
борьбы в тылу врага: партизанское движение и подпольщики. Юные герои фронта и тыла. Патриотическое служение представителей
религиозных конфессий. Вклад деятелей культуры, учёных и конструкторов в общенародную борьбу с врагом. Освобождение
оккупированной территории СССР. Белорусская наступательная операция (операция «Багратион») Красной Армии. СССР и союзники.
Ленд-лиз. Высадка союзников в Нормандии и открытие Второго фронта. Освободительная миссия Красной Армии в Европе. Битва за
Берлин. Безоговорочная капитуляция Германии и окончание Великой Отечественной войны. Разгром милитаристской Японии. 3 сентября —
окончание Второй мировой войны. Источники Победы советского народа. Выдающиеся полководцы Великой Отечественной войны.
Решающая роль СССР в победе антигитлеровской коалиции. Людские и материальные потери СССР. Всемирно-историческое значение
Победы СССР в Великой Отечественной войне Окончание Второй мировой войны. Осуждение главных военных преступников и их
пособников (Нюрнбергский, Токийский и Хабаровский процессы).
Попытки искажения истории Второй мировой войны и роли советского народа в победе над гитлеровской Германией и её союзниками.
Конституция РФ о защите исторической правды.Города-герои. Дни воинской славы и памятные даты в России. Указы Президента
Российской Федерации об утверждении почётных званий «Города воинской славы», «Города трудовой доблести», а также других мерах,
направленных на увековечивание памяти о Великой Победе. 9 мая 1945 г. — День Победы советского народа в Великой Отечественной
войне 1941–1945 гг. Парад на Красной площади и праздничные шествия в честь Дня Победы. Акции «Георгиевская ленточка» и
«Бескозырка», марш «Бессмертный полк» в России и за рубежом. Ответственность за искажение истории Второй мировой войны. Распад
СССР. Становление новой России (1992—1999 гг.) Нарастание кризисных явлений в СССР. М.С. Горбачёв. Межнациональные конфликты.

«Парад суверенитетов». Принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР.Референдум о сохранении СССР и введении поста
Президента РСФСР. Избрание Б.Н. Ельцина Президентом РСФСР. Объявление государственной независимости союзными республиками.
Юридическое оформление распада СССР и создание Содружества Независимых Государств (Беловежское соглашение). Россия как
преемник СССР на международной арене.
Распад СССР и его последствия для России и мира. 1 час
Становление Российской Федерации как суверенного государства (1991—1993 гг.). Референдум по проекту Конституции России. Принятие
Конституции Российской Федерации 1993 г. и её значение.
Сложные 1990-е гг. Трудности и просчёты экономических преобразований в стране. Совершенствование новой российской
государственности. Угроза государственному единству. Россия на постсоветском пространстве. СНГ и Союзное государство. Значение
сохранения Россией статуса ядерной державы. Добровольная отставка Б. Н. Ельцина.
Возрождение страны с 2000-х гг. 3 часа
Российская Федерация в начале XXI века: на пути восстановления и укрепления страны. Вступление в должность Президента РФ В. В.
Путина. Восстановление единого правового пространства страны. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве. Борьба с
терроризмом. Укрепление Вооружённых Сил РФ. Приоритетные национальные проекты.
Восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях. Отношения с США и Евросоюзом.
Воссоединение Крыма с Россией. Крым в составе Российского государства в XX. Крым в 1991—2014 г. Государственный переворот в Киеве
в феврале 2014 г. Декларация о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя (11 марта 2014 г.). Подписание
Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в
составе РФ новых субъектов. Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. о принятии в Российскую Федерацию Республики
Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Воссоединение Крыма с Россией, его значение и международные последствия.
Российская Федерация на современном этапе. «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни», «Экономический рост» — основные
направления национальных проектов 2019—2024 гг. Разработка семейной политики. Пропаганда спорта и здорового образа жизни. Россия в
борьбе с короновирусной пандемией. Реализация крупных экономических проектов (строительство Крымского моста, трубопроводов «Сила
Сибири», «Северный поток» и др.). Поддержка одарённых детей в России (образовательный центр «Сириус» и др.).
Общероссийское голосование по поправкам к Конституции России (2020 г.).
Признание Россией ДНР и ЛНР (2022 г.)
Значение исторических традиций и культурного наследия для современной России. Воссоздание Российского исторического общества
(РИО) и Российского военно-исторического общества (РВИО). Исторические парки «Россия — Моя история». Военно-патриотический парк
культуры и отдыха Вооружённых Сил Российской Федерации «Патриот». Мемориальный парк Победы на Поклонной горе и Ржевский
мемориал Советскому Солдату. Всероссийский проект «Без срока давности». Новые информационные ресурсы о Великой Победе.
Итоговое повторение 1 час
История родного края в годы революций и Гражданской войны. Наши земляки — герои Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.).

Наш регион в конце XX — начале XXI вв. Трудовые достижения родного края.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Всеобщая история. История Нового времени (23 часа)
№
п/п
1
2

Наименование разделов

Всего
часов
Глава I. Начало индустриальной эпохи
6
Глава II. Страны Европы и США в первой половине 8
XIX в.
3
Глава III. Азия, Африка и Латинская Америка в XIX 2
— начале XX в.
4
Глава IV. Страны Европы и США во второй
7
половине XIX — начале XX в.
Итого
23

Уроки
6
7

Контрольные
работы

Самостоятельные
работы
+

1

2
7

+

22

1

История России (43 часа)
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Наименование разделов
Россия в первой половине XIX в.
Россия во второй четверти XIX в.
Россия в эпоху Великих реформ
Россия в 1880-1890е гг.
Россия в начале ХХ в.
Итого

Всего
часов
8
8
9
8
10
43

Уроки
8
8
8
7
9
40

Контр.
работы

1
1
1
3

Сам. работа
+
+
+

Введение в новейшую историю России 16 часов
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Наименование разделов
Введение
Российская революция 1917—1922 гг.
Великая Отечественная война 1941—1945 гг.
Распад СССР. Становление новой России (1992—
1999 гг.)
Возрождение страны с 2000-х гг. Воссоединение
Крыма с Россией
Итоговое повторение
Итого

Всего
часов
1
4
6
1

Уроки

3

3

1
16

1
4
5
1

14

Контр.
работы

Сам. работа

1
+

1
2

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

15
16
17
18
19
20

5.КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ.ИСТОРИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
9 класс 23 часа
Тема урока
Кол-во д/з
Дата
Факт
часов
по
плану
Глава I. Начало индустриальной эпохи 6 ч
Экономическое развитие в XIX – начале ХХ в.
1
§1
4.09
Меняющееся общество
1
§2
6.09
Политическое развитие мира в XIX — начале ХХ в.
1
§3
7.09
«Великие идеологии». Образование и наука
1
§4-5
11.09
XIX век в зеркале художественных исканий
1
§6
13.09
Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIXв.
1
§7
14.09
Глава II. Страны Европы и США в первой половине XIX в. 8 ч
Консульство и империя Наполеона Бонапарта
1
§8
18.09
Франция в первой половине XIX в.: от Реставрации к империи
1
§9
20.09
Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы
1
§10
21.09
«От Альп до Сицилии»: объединение Италии
1
§11
25.09
Германия в первой половине XIX в.
1
§12
27.09
Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине XIX в
1
§13
28.09
США до середины XIX в.: рабовладение, демократия, экономический рост
1
§14
2.10
Повторительно-обобщающий урок по теме «Мир в начале Нового времени Страны Европы и США 1
§8-14
4.10
в первой половине XIX в»
Глава III. Азия, Африка и Латинская Америка в XIX — начале XX в. 2 ч
Страны Азии в XIX — начале ХХ в. Африка в XIX — начале ХХ в.
1
§15-16 5.10
Латинская Америка: нелёгкий груз независимости
1
§17
9.10
Глава IV. Страны Европы и США во второй половине XIX — начале XX в. 7 ч
Англия до Первой мировой войны
1
§18
11.10
Франция: Вторая империя и Третья республика
1
§19
12.10
Германия на пути к европейскому лидерству
1
§20
16.10
Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны
1
§21
18.10

21
22
23

Италия: время реформ и колониальных захватов
США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной эры»
Международные отношения в XIX — начале ХХ вв.

1
1
1

§22
§23
§24

19.10
23.10
25.10

6.КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 9 КЛАСС 43 часа
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема урока
Россия в первой половине XIX в.8 ч
Россия и мир на рубеже XVIII – XIX вв.
Александр I: начало правления
Внешняя политика Александра I в 1801 – 1812 гг.
Отечественная война 1812 г.
Заграничные походы русской армии
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815— 1825 гг.
Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. Общественное движение при Александре I

Общественное движение при Александре I
Россия во второй четверти XIX в. 8 ч
Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I
Социально – экономическое развитие страны во второй четверти XIX в.
Общественное движение при Николае I
Национальная и религиозная политика Николая I
Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817-1864 гг.
Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817-1864 гг.
Культурное пространство России в первой половине XIX в.
Самостоятельная работа по теме «Россия во второй четверти XIX в.»
Россия в эпоху Великих реформ 9 ч
Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

Кол-во Дата по факт
часов
плану

д/з

1
1
1
1
1
1
1
1

26.10
8.11
9.11
13.11
15.11
16.11
20.11
22.11

§1
§2
§3
§4
§5
§6
§7
§8-9

1
1
1
1
1
1
1
1

23.11
27.11
29.11
30.11
4.12
6.12
7.12
11.12

§10
§11
§12
С80-85
§13-14
§13-14
С103-110
§10-14

1

13.12

§15

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43

Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.
Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация
Социально – экономическое развитие страны в пореформенный период
Общественное движение при Александре II и политика правительства
Общественное движение при Александре II и политика правительства
Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе
Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в эпохе Великих реформ»
Россия в 1880-1890е гг 8 ч
Александр III: особенности внутренней политики
Перемены в экономике и социальном строе
Общественное движение при Александре III
Национальная и религиозная политика Александра III
Внешняя политика Александра III
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.: достижения российской науки и образования

Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в 1880-1890-е гг.»
Россия в начале ХХ в. 10 ч
Россия и мир на рубеже XIX—XX вв
Социально – экономическое развитие страны на рубеже XIX-XX вв.
Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг.
Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг.
Первая российская революция
Первая российская революция
Социально-экономические реформы П.А. Столыпина
Политическое развитие страны в 1907-1014 гг.
Серебряный век русской культуры.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в начале XX в.»

1
1
1
1
1
1
1
1

14.12
18.12
20.12
21.12
25.12
27.12
28.12
11.01

§16
§17
§18
§19-20
§19-20
С146
§21
§15-21

1
1
1
1
1
1
1
1

15.01
18.01
22.01
25.01
29.01
1.02
5.02
8.02

§22
§23
§24
С25
§25
С36-47
С54
§22-25

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

12.02
15.02
19.02
22.02
26.02
29.02
4.03
7.03
11.03
14.03

§26
§27
§28
§29
§30
§30
§31
§32
С111
§26-32

7.КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МОДУЛЮ ВВЕДЕНИЕ В НОВЕЙШУЮ ИСТОРИЮ РОССИИ
9 класс 16 часов
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Тема урока
Введение. Новейшая история России с 1914 г. по новейшее время
Российская империя накануне революции
Февральская революция 1917 года
Октябрь 1917 года и его последствия
Образование СССР. Влияние революционных событий в России на общемировые процессы XX в.
Нападение гитлеровской Германии на СССР
Крупнейшие битвы в ходе войны
Организация борьбы в тылу врага: партизанское движение и подполье
СССР и союзники
Всемирно-историческое значение Победы СССР в Великой Отечественной войне
Итоговое повторение по теме «Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)
Распад СССР
Становление демократической России. Россия в начале XXI в
Восстановление единого правового пространства страны
Вхождение Крыма и Севастополя в состав России
Итоговое повторение по модулю «Новейшая история России с 1914 г. по новейшее время»

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Методического Совета
МБОУ Титовской СОШ
от 30 августа 2023 года № 1
___________ Тютюнникова А.М

Кол-во д/з
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
по
плану
18.03
21.03
4.04
8.04
11.04
15.04
18.04
22.04
25.04
27.04
2.05
6.05
13.05
16.05
20.05
23.05

Факт


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».