рабочая программа по обществознанию 8 класс 2023-2024 уч.год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Титовская средняя общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ»
директор МБОУ Титовской СОШ:
_____________ Артамонов А.С.
Приказ № 139 от 30.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
Уровень общего образования: основное общее, 8 класс
2023-2024 учебный год
Количество часов – 32
Учитель Мищенко Яна Александровна
Программа разработана на основе Примерной программы
основного общего образования. Обществознание 5-9 классы/
Стандарты второго поколения/

сл. Титовка
2023 год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
1. Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ( Приказ Минпросвещения России от 31 мая
2021 года № 287, зарегистрирован Минюстом России 5.7.2021 года, регистрационный № 64101)
3. Приказом Минпросвещения России от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающегося»
4. Рабочей программы по обществознанию 6-9 классы. – Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под
редакцией Л.Н. Боголюбова. 6-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая,
Л.Ф.Иванова и др.
5. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Титовской СОШ
6. Учебного плана школы на 2023-2024 учебный год.
7. Годового календарного учебного графика на 2023-2024 учебный год.
8. Положения о рабочей программе учителя МБОУ Титовской СОШ, утвержденного приказом № 99 от 3.08.2016г. .( с изменениями от
7.08.2019 приказ №114)
Курс призван ввести ученика в сложный мир общественных отношений, дать возможность поразмышлять о самом себе и своем месте в
окружающем мире. Познакомить подростка с накопленным мировым и отечественным опытом в области различных общественных наук, а также
помочь применить полученные на занятиях знания и умения в дискуссионной полемике, при создании школьных правил и конституций, в
организации школьных советов и других молодежных объединений.
Изучение обществознания (включая экономику и право) на ступени основного общего
достижение следующих целей:

образования направлено на

 развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, развитие нравственной и правовой
культуры, способности к самоопределению и самореализации;
 воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
 освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных
ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; о способах
регулирования общественных отношений;
 овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для

подросткового возраста;
 формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; в межличностных
отношениях; самостоятельной познавательной деятельности;
Основные задачи:
 Формирование гражданского патриотизма;
 Формирование навыков самостоятельного добывания учащимися знаний;
 Формирование умения общаться, дискутировать, анализировать и делать выводы и обобщения;
 Создание необходимых условий для творческой работы учащихся;
 Адаптация учащихся к требованиям, учебным технологиям
УМК по обществознанию включает в себя:
 Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.]; под ред.
Л.Н.Боголюбова [и др.] – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2022.
 Обществознание. 8 класс: рабочая тетрадь / О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Просвещение, 2022.
По учебному плану МБОУ Титовской СОШ на 2023– 2024 учебный год на изучение предмета «Обществознание» в 8 классе отводится 34
часа, из расчёта 1 учебный час в неделю из федерального компонента. В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и
праздничными днями 6.11.2023 рабочая программа по Обществознанию будет выполнена за 32 часа.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами являются:
 мотивированность и направленность обучающегося на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей
Родины;
 наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и
свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании
равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании
необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими
поколениями.
Метапредметные результаты проявляются в:

 умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); объяснять
явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте
сложившихся реалий и возможных перспектив;
 способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках
реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); овладеть различными видами публичных выступлений
(высказывания, монолог, дискуссия) и следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; умении выполнять познавательные и
практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых
систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки
собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами являются результаты в сфере:
познавательной:
•
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах
деятельности людей;
•
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в
пределах своей дееспособности;
•
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные
обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с
позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
регулятивной:
•
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в
жизни человека и развитии общества;
•
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни,
умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими
нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
•
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

•
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном
обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
•
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
•
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
•
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной:
•
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
•
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации
для поиска и обработки необходимой социальной информации;
•
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию;
•
умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
•
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
•
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку
зрения;
•
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Формы контроля знаний, умений, навыков.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация
,которые позволяют:
 определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);
 установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего
образования;
 осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п.
в рамках урока, терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную,
контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Формы и средства контроля
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных
опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов. Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками ( в форме
тестирования, работы с документами).
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся. Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника,
осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля. Промежуточный контроль проводится в соответствии с
установленным годовым календарным учебным графиком.

Критерии оценки устного ответа: глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика
оценивается пятью баллами; твердое знание материала в пределах программных требований – четырьмя;
неуверенное знание, с
несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами; наличие в ответе школьника грубых
ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»; отсутствие знаний, умений, навыков и
элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке: активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью
баллами; активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания – четырьмя; неуверенное
участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами; полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
75-100% - отлично «5»;
60-74% - хорошо «4»
50-59% - удовлетворительно «3»;
менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта: глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости
мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами; привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя; выполнена
работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами; полное отсутствие работы отметка «2»;
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Глава I. Личность и общество.(4 ч)
Что делает человека человеком? Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь –
специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность.
Познание человеком мира и самого себя. Человек, общество, природа. Что такое природа? Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и
окружающей среды. Место человека в мире природы. Человек и Вселенная.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Развитие
общества. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности. Как стать личностью. Личность.
Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные
ценности и ориентиры.
Глава II. Сфера духовной культуры.(8 ч)
Сфера духовной жизни. Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Диалог культур как черта современного
мира. Тенденции развития духовной куль туры в современной России. Мораль. Что такое мораль. Основные ценности и нормы морали.
Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия морали. Критерии морального поведения. Долг и совесть.

Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека. Моральный выбор — это ответственность. Моральный
выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Нравственные чувства и самоконтроль. Наука в современном
обществе. Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда учёного. Возрастание роли научных исследований в
современном мире. Образование и его роль в современном обществе. Значение образования в условиях информационного общества. Образование
в России (уровни образования). Непрерывное образование. Самообразование. Религия как одна из форм культуры. Религия как одна из форм
культуры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного
общества. Свобода совести. Влияние искусства на развитие общества и личности. Искусство как одна из форм духовной культуры.
Многообразие видов искусства. Влияние искусства на развитие личности
Глава III. Социальная сфера. (7 ч)
Социальная структура общества. Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Социальное неравенство. Многообразие
социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения социальной структуры с
переходом в постиндустриальное общество. Социальные статусы и роли. Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит. Ролевой
репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин. Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков.
Отношения между поколениями. Семья как малая группа. Признаки семьи как малой группы. Функции семьи. Семейные роли. Семейные ценности.
Нации и межнациональные отношения. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям,
обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Социальная политика государства. Что такое
социальная политика государства. Политика формирования доходов населения. Пенсионное обеспечение. Развитие социальных отраслей. Социальная
защита населения. Социализация личности и отклоняющееся поведение. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для
человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Глава IV. Экономика.(13 ч)
Экономика и её роль в жизни общества. Потребности и ресурсы Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические
блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). Главные вопросы экономики. Основные вопросы экономики. Что, как и для кого производить.
Собственность. Функции экономической системы. Типы экономических систем. Рыночная экономика. Рынок. Рыночный механизм регулирования
экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Виды рынков. Производство — основа экономики. Производство. Товары и услуги.
Факторы производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательская деятельность. Предпринимательство. Виды
предпринимательской деятельности. Цели фирмы, её основные организационно-правовые формы. Современные формы предпринимательства. Малое
предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции
государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. Функции налогов. Инфляция и семейная экономика. Номинальные и
реальные доходы. Формы сбережения граждан. Банковские услуги. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы дистанционного
банковского обслуживания. Защита от финансовых махинаций Страховые услуги. Зачем нужно страхование. Страховые услуги, предоставляемые
гражданам. Как получить страховую выплату. Финансовая грамотность. Рынок труда и безработица. Рынок труда. Занятость и безработица.
Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Современный работник.
Каким должен быть современный работник. Выбор жизненного пути. Готовимся выбирать профессию

4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Наименование разделов

Всего
часов

Урок
и

Контрольные Самостоятельная
работы
работа уч-ся

1

Глава I. Личность и общество

4

4

2

Глава II. Сфера духовной культуры

8

8

3

Глава III. Социальная сфера

7

6

1

+

4

Глава IV. Экономика

13

12

1

+

ИТОГО

32

30

2

+

№

5. КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 8 КЛАСС 32 часа
Кол-во
Д/з
Тема урока
часов

Дата
П

Глава I. Личность и общество 4 ч
1
2
3
4

Что делает человека человеком?
Человек, общество, природа.
Общество как форма жизнедеятельности людей .
Развитие общества.

1
1
1
1

§1
§2
§3
§4

4.09
11.09
18.09
25.09

1
1
1
1
1
1
1
1

§5
§6
§7
§8
§9
§10
§11
§5-11

2.10
9.10
16.10
23.10
13.11
20.11
27.11
4.12

1
1
1
1
1
1
1

§12
§13
§14
§15
§16
§17
§12-17

11.12
18.12
25.12
15.01
22.01
29.01
5.02

1
1
1
1

§18
§19
§20
§21

12.02
19.02
26.02
4.03

Глава II. Сфера духовной культуры 8 ч
5
6
7
8
9
10
11
12

Сфера духовной культуры.
Мораль.
Моральный выбор-это ответственность
Образование.
Наука в современном обществе.
Религия как одна из форм культуры.
Влияние искусства на развитие личности и общества
Обобщение по теме «Сфера духовной культуры».
Глава III. Социальная сфера 7 ч

13
14
15
16
17
18
19

Социальная структура общества.
Социальные статусы и роли.
Семья как малая группа
Нации и межнациональные отношения.
Социализация личности и отклоняющееся поведение.
Социальная политика государства
Контрольная работа № 2 по теме «Социальная сфера».
Глава IV. Экономика 13 ч

20
21
22
23

Экономика и её роль в жизни общества.
Главные вопросы экономики.
Рыночная экономика.
Производство – основа экономики.

Ф

24
25
26
27
28
29
30
31
32

Предпринимательская деятельность.
Роль государства в экономике.
Налоги. Государственный бюджет. Государственная политика по развитию конкуренции
Инфляция и семейная экономика.
Банковские услуги
Страховые услуги
Рынок труда и безработица
Современный работник
Контрольная работа № 3 по теме «Экономика».

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Методического Совета
МБОУ Титовской СОШ
№1 от 30 августа 2023 года
___________ Тютюнникова А.М.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

§22
§23
23
§24
§25
§26
§27
§28
§18-28

11.03
18.03
8.04
15.04
22.04
27.04
6.05
13.05
20.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».