рабочая программа по обществознанию 9 класс 2023-2024 уч.год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Титовская средняя общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ»
директор МБОУ Титовской СОШ:
_____________ Артамонов А.С.
Приказ № 139 от 30.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
Уровень общего образования: основное общее, 9 класс
2023-2024 учебный год
Количество часов – 33
Учитель Мищенко Яна Александровна
Программа разработана на основе Примерной программы основного
общего образования. Обществознание 5-9 классы/ Стандарты второго
поколения/

сл. Титовка
2023 год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
1. Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ( Приказ Минпросвещения России от
31 мая 2021 года № 287, зарегистрирован Минюстом России 5.7.2021 года, регистрационный № 64101)
3. Приказом Минпросвещения России от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающегося»
4. Рабочей программы по обществознанию 6-9 классы. – Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под
редакцией Л.Н. Боголюбова. 6-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.Н.Боголюбов,
Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.
5. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Титовской СОШ
6. Учебного плана школы на 2023-2024 учебный год.
7. Годового календарного учебного графика на 2023-2024учебный год.
8. Положения о рабочей программе учителя МБОУ Титовской СОШ, утвержденного приказом № 99 от 3.08.2016г. .( с изменениями
от 7.08.2019 приказ №114)
Цель программы: дать обобщенное представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрыть роль государства и возможность
участия граждан в управлении делами общества. Ввести учащихся в обширный мир права и закона. Особое внимание уделить вопросам
конституционного права. Помочь учащимся ориентироваться в поступающей информации и определении собственной позиции; овладеть
знаниями правовой культуры и основами политических знаний; развивать способности к самоопределению и самореализации.
Задачи программы:
 создание условий для социализации личности;
 формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой и политической
культуры;
 содействие воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и демократические ценности;
 развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;
 развитие личности в ответственный период социального взросления, её познавательных интересов, критического мышления в
процессе восприятия социальной (в том числе и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной
и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
 воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности
гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

 освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе; основных

социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной
среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты,
прав человека и гражданина;
 овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для
подросткового возраста;
 формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области гражданско-общественной
деятельности; в межличностных отношениях.
УМК по обществознанию включает в себя:
 Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и другие./
под редакцией Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2015
 Обществознание 9 класс: поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова и др, под ред. Л.Н. Боголюбова/ автор-составитель С.Н.
Степанько. - Волгоргад: Учитель,
 Рабочая тетрадь по обществознанию. 9 класс. К учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова «Обществознание. 9 класс». - М.:
Просвещение, 2018г.
По учебному плану на 2023-2024 учебный год на изучение Обществознание в 9 классе отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю, 1
час в неделю - федерального компонента. В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями
рабочая программа по Обществознанию в 9 классе на 2023-2024 учебный год будет выполнена за 33 часа
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию,
являются
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей
страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и
свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании
равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на

осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и
грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их
комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках
реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам
ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в
доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых
систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки
собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах
деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии,
культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной
действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей
в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные
обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с
позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в
жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни,
умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться
этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном
обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и
коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую
информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную
точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Критерии оценивания
В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5 - балльной оценке для
всех установлены обще дидактические критерии.
Оценка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы,
устанавливать меж предметные и внутри предметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей
с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных
работ.
Оценка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы,
устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры
письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении,
необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных
правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "2";
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном
материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное
несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "1':Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых
понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно
подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы.
Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные. связи, творчески применять полученные
знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в
логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное

определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал
литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально
использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему
условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более
одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и
графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1.Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий;
незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие
неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной
логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить
самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ
конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы,
устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные
правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но
работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению
программного материала;
2. Материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в
них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их
изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных
явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно
понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников)

или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. не делает выводов и обобщений.
3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2. допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена
работа. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над
ошибками, устранение пробелов
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Глава I «Политика» (14 часов)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы
государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое
государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум.
Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Глава II «Право» (19 часов)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов.
Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Понятие
правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ.
Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по
правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии.
Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность
несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита
гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.

4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2

Наименование раздела

Всего часов

Уроки

Глава 1 « Политика»
Глава 2 « Право»
Итого

14
19
33

13
18
31

Контрольная
работа
1
1
2

Самостоятельная
работа
+
+

5. КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС 33 часа
№
п/п

Тема урока

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Политика и власть

Кол-во д/з
часов

Дата по
плану

Глава 1 « Политика» 14 ч
Государство.
Государство.
Политические режимы
Политические режимы
Политические режимы
Правовое государство
Правовое государство
Гражданское общество и государство
Участие граждан в политической жизни
Политические партии и движения
Политические партии и движения
Контрольная работа по теме «Политика»
Практикум по теме «Политика»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

П. 1
П2
П2
П3
П3
П3
П4
П4
П5
П6
П7
7
Стр.61
Стр. 64

5.09
12.09
19.09
26.09
3.10
10.10
17.10
24.10
7.11
14.11
21.11
28.11
5.12
12.12

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

П. 8
П9
П 10
1-10
П 11
П12
П13
П 14-15
П 16
П 17
П 18
П 19

19.12
26.12
9.01
16.01
23.01
30.01
6.02
13.02
20.02
27.02
5.03
12.03

Глава 2 « Право» 19 ч
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Право и его роль в жизни общества и государства.
Правоотношения и субъекты права
Правонарушения и юридическая ответственность
Полугодовая контрольная работа
Правоохранительные органы
Конституция РФ.
Основы конституционного строя РФ
Права и свободы человека и гражданина
Гражданские правоотношения
Право на труд. Трудовые правоотношения
Семейные правоотношения
Административные правоотношения

факт

27
28
29
30
31
32
33

Административные правоотношения
Уголовно-правовые отношения
Уголовно-правовые отношения
Социальные права
Международно-правовая защита жертв международных конфликтов
Правовое регулирование отношений в сфере образования
Контрольная работа по теме «Право»

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ Титовской СОШ
от 30 августа 2023 года № 1
__________ Тютюнникова А.М.

1
1
1
1
1
1
1

П19
П 20
П 20
П 21
П 22
П 23
Стр. 192

19.03
9.04
16.04
23.04
7.05
14.05
21.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».