Рабочая программа по географии 11 класс 2023-2024 уч.год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Титовская средняя общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ»
директор МБОУ Титовской СОШ:
_____________ Артамонов А.С.
Приказ от 30.08.2023 г. №139

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
Уровень общего образования: среднее общее, 11 класс
2023-2024 учебный год
Количество часов – 34
Учитель Тютюнникова Алла Михайловна
Программа разработана на основе Программы для общеобразовательных школ: География. 10-11 кл. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира - М, Дрофа, 2015 г.
сл. Титовка
2023год

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира» для 11 класса составлена на основе следующих
документов:
 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и
науки РФ от 17 мая 2012г. №413);
 Приказом Минпросвещения России от 11.12.2020 №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные
образовательные стандарты общего образованияч по вопросам воспитания обучающихся».
 Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ Титовской СОШ
 Программы для общеобразовательных школ: География. 10-11 кл. - Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира М, Дрофа, 2015 г.
 Учебного плана школы на 2023-2024 учебный год.
 Годового календарного учебного графика на 2023-2024 учебный год.
 Положения о рабочей программе учителя МБОУ Титовской СОШ, утвержденного приказом № 99 от 3.08.2016г. (с изменениями от
7.08.2019 г. Приказ №114)

1.
2.
3.
4.

УМК:
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс М.: Просвещение 2018г
Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: 10 класс М.: ВАКО 2006г.
Географический атлас. 10-11 класс. М.: Дрофа 2020г.
Контурные карты. 10-11 класс М.: Дрофа 2020г.

Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает формирование у учащихся представлений о географической картине
мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения,
мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных я Содержание
курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у
школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на
достижение следующих целей.
Цели:
• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы,
населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения,
методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социальноэкономических, геоэкологических процессов и явлений;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими
географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран:
• воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
• использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также
географической информации.
• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы. геоинформационные системы и
ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и
геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; • понимания географической
специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и
образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Содержание курса «Экономическая и социальная география мира» дает возможность подготовить учащихся к правильному восприятию
окружающей действительности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами,
предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне
зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей работы.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического
страноведения. В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное
обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. Знания и практические умения, приобретенные
учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.
По учебному плану на 2023-2024 учебный год на изучение предмета география отводится 34 часов из расчета 1 час в неделю, 1 час в
неделю – из федерального компонента.
В соответствии с календарным учебным графиком рабочая программа по географии в 11 классе на 2023-2024 учебный год будет
выполнена за 34 часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА ГЕОГРАФИИ 11 КЛАССА
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и
успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных,
культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
1)
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность

их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
2)
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
3)
Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли
4)
Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других
народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере
5)
Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных , социальных и
экономических особенностей
6)
Развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам
7)
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности
8)
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах
9)
Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования
10) Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам
своей семьи
11) Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
1)
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2)
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3)
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4)
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5)
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6)
умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать
выводы;
7)
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8)
смысловое чтение;
9)
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и
в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
1)
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человекам, о географических знаниях как
компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том
числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2)
формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания
своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
3)
формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического
освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в
отдельных странах;
4)
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и
качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
5)
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного
общения;
6)
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7)
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и
оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям
территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8)
формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков
безопасного и экологически целостного поведения в окружающей среде.
Источники географической информации

Критерии оценки учебной деятельности по географии
Устный ответ. Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий,
явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ
конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на
основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с
использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий,
законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на
дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник,
дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ;
использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного
недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками,
сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные
ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании
научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при
этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой
помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на
дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы,
устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила
культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании
научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного
материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе
теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные
положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает
неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом,
масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2. Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно
привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2. допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. не приступал к выполнению работы;
2. или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
1. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение
пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
1. Время выполнения работы: 10-15 мин.
2. Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
1. Время выполнения работы: 30-40 мин.
2. Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью
самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов
типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических
сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения
работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную
работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания
теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими
инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре зультаты не позволяют сделать
правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых
умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в
описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе
практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний,
в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление
результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в
оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные
знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы
государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование
выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за
правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические
ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты;
надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .
6. Не забудьте подписать работу внизу карты!
Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено

Содержание программы
Раздел 7. Основные страны и регионы мира - 29 ч.
Тема 1: Зарубежная Европа - 8ч.
Общая характеристика региона. Территория, границы, положение: главные черты. Политическая карта и международные отношения. Государственный
строй.
Природные условия и ресурсы: большие внутренние различия. Природные предпосылки для развития промышленности, сельского и лесного хозяйства,
транспорта, туризма и рекреации.
Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Зарубежная Европа как главный регион трудовых миграций. Основные черты
национального и религиозного состава; обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов, уровни и
темпы урбанизации; субурбанизация. Крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы. Западноевропейский тип города. Традиции культуры.
Хозяйство: место в мире, различия между странами. Главные отрасли промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры добывающих, и
обрабатывающих отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и южноевропейский и их географические особенности. Страны и

районы рыболовства. Региональная транспортная система зарубежной Европы, ее характерные черты. Главные транспортные магистрали и узлы.
Морские порты и портово-промышленные комплексы. Международные экономические связи.
Отрасли непроизводственной сферы. Основные черты географии науки. Главные финансовые центры. Главные районы горного и приморского туризма.
Города как объекты туризма.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Экологическая политика, меры по охране окружающей среды.
Географический рисунок расселения и хозяйства. «Центральная ось» развития как главный элемент территориальной структуры региона.
Высокоразвитые районы: на примере Лондона и Парижа. Старопромышленные районы тяжелой индустрии: на примере Рура. Отсталые аграрные районы:
пример Юга Италии. Районы нового освоения: на примере Северного моря. Влияние международной экономической интеграции на территориальную
структуру хозяйства региона. Субрегионы и страны. Субрегионы зарубежной Европы: Восточная Европа, Средняя (Центральная) Европа, Северная
Европа, Южная Европа. Образ территории. Европейские страны «Большой семерки».
Федеративная Республика Германия (ФРГ) — наиболее экономически мощная страна зарубежной
Европы. Основные черты
ее
экономико-географического
положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Географический рисунок расселения, крупнейшие
города. Территориальная структура хозяйства. Региональная политика.
Практические работы:
1. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух развитых стран Европы.
Тема 2. Зарубежная Азия - 9ч.
Общая характеристика региона. Территория, границы, положение: большие различия между странами. Политическая карта. Государственный строй.
Природные условия и ресурсы: регион контрастов. Минеральные богатства региона, особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы.
Орошение земель.
Население: особенности воспроизводства, проявление «демографического взрыва». Сложность этнического состава; межнациональные конфликты.
Зарубежная Азия — родина мировых религий. Традиции культуры. Особенности размещения населения и процессы урбанизации. Тип азиатского
(восточного) города. Формы сельского расселения. Хозяйство: уровень развития и международная специализация. Уровни стран по развитию
промышленности. Новые индустриальные страны. Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии.
Основные типы (районы) сельского хозяйства. Районы тропического земледелия, рисосеяния, преобладания просовидных культур, выращивания
пшеницы, субтропического земледелия, пастбищного животноводства, особая роль ирригации. Транспорт и международные экономические связи.
Непроизводственная сфера.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Угроза обезлесения и опустынивания.
Субрегионы зарубежной Азии — Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия: образ территории.
Китай. Территория, границы, положение. Государственный строй. Китай — самая многонаселенная страна мира. Воспроизводство населения и
демографическая политика. Особенности национального состава; китайский язык и письменность. Особенности расселения; крупнейшие города.
Традиции культуры.
Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Природные предпосылки для развития промышленности.
Энергетические и металлургические базы Китая; остальные отрасли и их размещение.
Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Особое значение рисосеяния. Главные сельскохозяйственные районы. Основные черты
географии транспорта. Международные экономические связи: свободные экономические зоны Китая. Непроизводственная сфера.

Внутренние различия. Восточная зона (города Пекин и Шанхай), Центральная и Западная зоны: образ территории. Охрана окружающей среды и
экологические проблемы.
Япония. Территория, границы, положение, государственный строй. Население: особенности естественного движения, национального и религиозного
состава. Традиции культуры. Особенности размещения населения и урбанизации. Главные городские агломерации; мегалополис Токайдо. Значение
Токио.
Хозяйство: место Японии в мировой экономике; причины экономического роста. Характерные черты японской промышленности и особенности ее
географии; особое значение наукоемких производств. Структура и география сельского хозяйства. Значение и география рыболовства. Развитие и
размещение транспорта. Особое значение международных экономических связей в хозяйстве Японии, зависимость от ввоза сырья и топлива.
Непроизводственная сфера.
Территориальная структура хозяйства: страна с двумя «лицами». «Лицевая» часть Японии — главное социально-экономическое ядро страны.
Тихоокеанский пояс, главные промышленные районы. Проблемы загрязнения окружающей среды. «Тыльная» сторона Японии. Региональная политика:
создание технополисов. Районы Японии: образ территории.
Индия. Территория, границы, положение, государственный строй. Население: особенности воспроизводства; «демографический взрыв» и его
последствия:
демографическая политика. Этнический состав: Индия — самая многонациональная страна в мире. Особенности религиозного состава населения и
проблемы, с ним связанные; межэтнические и религиозные противоречия. Традиции культуры. Основные черты размещения населения:
городское население и крупнейшие города; сельское население.
Хозяйство: достижения и проблемы. Природные предпосылки для развития промышленности; основные черты ее отраслевой структуры и географии.
Главные отрасли и промышленные районы. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Его отраслевой состав и главные
сельскохозяйственные районы. Влияние «зеленой революции».
Развитие и размещение транспорта, международные экономические связи. Непроизводственная сфера.
Территориальная структура хозяйства и расселения в Индии: «коридоры развития» и главные узловые центры (Бомбей.Калькутта, Дели, Мадрас). Районы
Индии: образ территории.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Новые индустриальные страны Азии. Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй. Хозяйственная оценка
природных условий и ресурсов. Международные экономические связи.
Общая характеристика Австралийского Союза. Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй.
Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов. Особенности воспроизводства, состава и размещения населения: Место в мировом
хозяйстве, главные отрасли специализации. Промышленные и сельскохозяйственные районы, транспортные магистрали. Международные
экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы
Практические работы:
2. Сравнение субрегионов Азии
Тема 3: Африка - 4ч.
Общая характеристика региона. Территория, границы, положение. Политическая карта; пограничные споры и конфликты. Особенности государственного
строя.

Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых,
земельных, агроклиматических и лесных ресурсов.
Население: «демографический взрыв» и связанные с ним проблемы. Особенности этнолингвистического и религиозного состава населения. Традиции
культуры. Особенности размещения населения и его причины. Последствия «городского взрыва» в Африке.
Хозяйство: место Африки в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Роль горнодобывающей промышленности, ее основные районы.
Главные сельскохозяйственные районы и их профиль. Понятие о монокультуре. Транспортные проблемы Африки, ее международные экономические
связи. Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки. Проблема
опустынивания.
Деление Африки на субрегионы. Два укрупненных субрегиона — Северная и Тропическая Африка: образ территории.
Южно-Африканская Республика (ЮАР) — единственное экономически развитое государство Африки. Основные черты ее экономикогеографического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства.
Тема 4: Северная Америка - 6ч.
Соединенные Штаты Америки. Территория, границы, положение. Государственный строй.
Население: численность и воспроизводство. Роль иммиграции в формировании американской нации; современный национальный и религиозный состав.
Традиции культуры. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Главные города, агломерации и мегалополисы.
Американский тип города. Сельское население.
Хозяйство США: ведущее место в мировой экономике. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и
их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. География главных
отраслей; сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. Агропромышленный комплекс США. Транспортная система США и ее
особенности; главные магистрали, сухопутные узлы и морские порты. Международные экономические связи США. Непроизводственная сфера.
Основные черты географии науки. География туризма и рекреации. Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране. Система особо
охраняемых территорий; особая роль национальных парков.
Макрорегионы США. Северо-Восток США — «мастерская» нации. Главные промышленные и сельскохозяйственные районы. Города Нью-Йорк и
Вашингтон. Средний Запад США — регион крупной промышленности и сельскохозяйственных районов. Город Чикаго. Юг США — регион больших
перемен. Главные промышленные и сельскохозяйственные районы. Запад — самый молодой и динамичный регион США. Особая роль Калифорнии.
Города Лос-Анджелес и Сан-Франциско.
Канада. Место Канады в мировом хозяйстве. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы,
населения и хозяйства. Интеграционная группировка НАФТА.
Практические работы:
3. Сравнительная характеристика Канады и Австралии.
4. Тема 5: Латинская Америка - Зч.
Общая характеристика региона. Территория, границы, положение: большие внутренние различия. Политическая карта. Государственный строй.
Природные условия и ресурсы: богатство и разнообразие; особое значение нефти, руд цветных металлов, гидроэнергии, агроклиматических ресурсов.
Проблемы, связанные с их использованием. Угроза обезлесения.

Население: типы воспроизводства и проблемы, с ним связанные. История колонизации и формирование этнического и религиозного состава; традиции
культуры. Контрасты в размещении населения и их причины. Темпы и уровни урбанизации, крупнейшие городские агломерации — Мехико, Сан-Паулу.
Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро. Латиноамериканский тип города. Понятие о ложной урбанизации.
Хозяйство: современный уровень и структура, противоречия развития. Место региона в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Роль
горнодобывающей промышленности, ее главные районы и центры. Обрабатывающая промышленность, основные черты ее размещения.
Сельское хозяйство: особенности землевладения и землепользования. Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты
развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды и экологические
проблемы.
Особенности территориальной структуры хозяйства и расселения, ее основные типы. Деление Латинской Америки на субрегионы: образ территории.
Бразилия. Бразилия — тропический гигант. Особенности положения, природных, условий и ресурсов, населения и хозяйства. Место Бразилии в
экономике Латинской Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной структуры хозяйства. Приморские районы; города Рио-деЖанейро и Сан-Паулу. Региональная политика освоения Амазонии.
Раздел 8. Глобальные проблемы человечества -3ч.
Понятие о глобальных проблемах человечества; геоглобалистика. Проблема войны и мира: новые аспекты. Экологическая проблема как приоритетная
проблема выживания человечества; понятие о критическом. экологическом районе и их география. Демографическая проблема и пути ее решения.
Продовольственная проблема, ее географические аспекты и пути решения. Энергетическая и сырьевая проблема, ее географические аспекты и пути
решения. Проблема использования Мирового океана. Проблема освоения космоса. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран как
крупнейшая общемировая проблема. Другие проблемы глобального характера. Взаимосвязь глобальных проблем. Глобальные прогнозы: глобальные
гипотезы; глобальные проекты; их географические аспекты.
Раздел 9. Россия в современном мире - 2ч.
Россия на политической карте мира. В мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений. Отрасли
международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми
странами мира.
Повторение (2ч)

Тематическое планирование
№
п./п.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Наименование разделов и
тем

Всего
часов

Уроки

Практические
работы

Основные страны регионы
мира
Зарубежная Европа
Зарубежная Азия
Африка
Северная Америка
Латинская Америка
Глобальные проблемы
человечества
Россия в современном
мире
Повторение
Всего:

29
8
9
3
6
3
2

7
8
3
5
2
2

1
1

1

1

2
34

2
30

Контрольные
работы

1
1

3

1

Формы
самостоятельной
работы
учащихся

Календарно-тематическое планирование
по «Экономической и социальной географии мира» в 11 классе
(34ч., 1час в неделю)
№
урока

Тема урока

Практическая
работа

Тип
урока

Элементы
обязательного
минимума
образования

Требования к
уровнюподготовки
обучающихся

Д/З
§

Дата

По плану

1.

Общая ЭГХ Зарубежной
Европы: географическое
положение и природноресурсный потенциал.

2.

Население. Хозяйство
Зарубежной Европы.

3.

Промышленность
Зарубежной Европы.

4.

Сельское
Транспорт.

5.

Наука и финансы, отдых
и туризм, экологические
проблемы.

6.

Географический
рисунок расселения и

хозяйство.

Раздел 7. Основные страны и регионы мира – 29ч.
Тема 1. Зарубежная Европа 8ч.
практи Комплексная
кум
географическая
характеристика
Знать: ЭГП стран Европы, состав,
природных ресурсов,
классификацию; о роли стран в
населения и хозяйства
международной политики,
Зарубежной
Европы.
социально-экономические
лекция
Региональные различия.
отличия от других стран мира
Особенности
Уметь: показывать на карте
географического
страны
и их столицы, давать
практи
положения, природнополную
характеристику
страны;
кум
ресурсного потенциала,
читать статистические данные,
населения, хозяйства,
таблицы, диаграммы
семин культуры, современные
ар
проблемы развития
наиболее крупных
практи стран мира. Внутренние
кум
географические
различия стран.
КБ

С.192193

07.09

С.193198

14.09

С.198205

21.09

С.205208

28.09

С.208210

05.10

С.210214

12.10

Фактиче
ски

хозяйства.
7.

Субрегионы и страны.
ФРГ.

8.

Практическая работа
№1 «Составление ЭГХ
страны.»

9.

Общая ЭГХ
Зарубежной Азии.

10.
11.

Население Зарубежной
Азии. Хозяйство.
Китай

12.

Япония

13.

Индия

14.

Самостоятельная
работа

15.

Новые индустриальные
страны Азии
Австралийский Союз.

16.
17.

18.

Практическая работа
№2 «Сравнение
субрегионов Азии»
Общая характеристика:
ЭГП, природные
ресурсы и условия.

Составление ЭГХ
страны.

КБ

С.215223

19.10

практи
кум

С.215223

26.10

С. 236238

09.11

С.238246
С.246254
С.254263

16.11

С.263271

07.12

Записи в
тетради

14.12

С.282283
С.271273
С.281283

21.12

С.286290

18.01

Тема 2. Зарубежная Азия – 9ч.
Л
Комплексная
географическая
характеристика
природных ресурсов,
КБ
населения и хозяйства
Зарубежной Азии.
КБ
Региональные различия.
Особенности
КБ
Знать: ЭГП стран Азии, состав,
географического
классификацию;
о роли стран в
положения, природномеждународной
политики,
КБ
ресурсного потенциала,
социально-экономические
населения, хозяйства,
отличия от других стран мира
культуры, современные
Уметь: показывать на карте
контро проблемы развития
страны
и их столицы, давать
наиболее крупных стр.
ля
полную
характеристику
страны;
мира. Внутренние
читать
статистические
данные,
лекция географические
таблицы, диаграммы
различия стран.

«Сравнение
субрегионов Азии»

практи
кум
практи
кум
Тема 3. Африка – 3ч.
лекция Комплексная
географическая

Знать: ЭГП стран Африки,
состав, классификацию; о роли
стран в международной

23.11
30.11

28.12
11.01

19.

Хозяйство Африки.
Северная Африка.

20.

Тропическая Африка.
ЮАР.

комби
нирова
нный
практи
кум

характеристика
природных ресурсов,
населения и хозяйства
Африки. Региональные
различия. Особенности
географического
положения, природноресурсного потенциала,
населения, хозяйства,
культуры, современные
проблемы развития
наиболее крупных
стран мира. Внутренние
географические
различия стран.

политики, социальноэкономические отличия от
других стран мира
Уметь: показывать на карте
страны и их столицы, давать
полную характеристику страны;
читать статистические данные,
таблицы, диаграммы

С.290293

25.01

С294-297

01.02

С.306313

08.02

С.313321

15.02
22.02

С321-326

29.02

С.326-

07.03

Тема 4. Северная Америка – 6ч.
21.

США: ЭГП, природные
ресурсы, население.

лекция

22.
23.

семин
ар

24.

Промышленность.
География сельского
хозяйства. Транспорт.
Рекреационное
хозяйство.
Макрорегионы США.

25.

Канада.

Комб.

Комб.

Комплексная
географическая
характеристика
природных ресурсов,
населения и хозяйства
Северной Америки.
Региональные различия.
Особенности
географического
положения, природноресурсного потенциала,
населения, хозяйства,
культуры, современные

Знать: ЭГП стран Северной
Америки, состав,
классификацию; о роли стран в
международной политики,
социально-экономические
отличия от других стран мира
Уметь: показывать на карте
страны и их столицы, давать
полную характеристику страны;
читать статистические данные,
таблицы, диаграммы

26.

Практическая работа
№3 «Сравнительная
характеристика
Канады и Австралии»

«Сравнительная
характеристика
Канады и
Австралии»

практи
кум

проблемы развития
наиболее крупных
стран мира. Внутренние
географические
различия стран.

329
С.334337

14.03

Тема 5. Латинская Америка – 3ч.
27.

Общая характеристика
Латинской Америки.

лекция

28.

Бразилия

Комб.

29.

Проверочная работа
по теме: «Регионы и
станы мира»

контро
ля

Комплексная
географическая
характеристика
природных ресурсов,
населения и хозяйства
Латинской Америки.
Региональные различия.
Особенности
географического
положения, природноресурсного потенциала,
населения, хозяйства,
культуры, современные
проблемы развития
наиболее крупных
стран мира. Внутренние
географические
различия стран.

Знать: ЭГП стран Латинской
Америки, состав,
классификацию; о роли стран
вмеждународной политики,
социально-экономические
отличия от других стран мира
Уметь: показывать на карте
страны и их столицы, давать
полную характеристику страны;
читать статистические данные,
таблицы, диаграммы

Раздел 8. Глобальные проблемы человечества – 2ч.

С.340349

21.03

С.349352

04.04

С.357359

11.04

30.

Понятие о глобальных
проблемах, их типах и
взаимосвязях.

31.

Стратегия устойчивого
развития

практи
кум

конференция

32.

Россия в мировом
хозяйстве и МРТ.

33.
34.

Повторение курса
географии за 11 класс.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ Титовской СОШ
от 30 августа 2023 года № 1
___________ Тютюнникова А.М.

Глобальные проблемы,
их сущность и
взаимодействие.
Экологическая,
энергетическая,
сырьевая,
демографическая и
продовольственная
проблемы и пути их
решения. Проблема
сохранения мира на
земле. Преодоление
отсталости
развивающихся стран.

Знать: основные глобальные
проблемы и пути их решения;
основные понятия по теме.
Уметь: составлять план по
реализации проблем; делать
выводы, анализ и сравнение
данных

практи
кум
Раздел 9. Россия в современном мире -1ч.
лекци Россия на политической
я.
карте мира. В мирровом
хозяйстве, системе

С.380390

18.04

С.390393

25.04

Стр. 362372

02.05

Повторение (2ч)
16.05
23.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».