Рабочая программа по география 9класс 2023-2024 уч. год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Титовская средняя общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ»
директор МБОУ Титовской СОШ:
_____________ Артамонов А.С.
Приказ от 30.08.2023 г. № 139

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
география
Уровень общего образования: основное общее, 9 класс
2023-2024 учебный год
Количество часов – 65
Учитель Тютюнникова Алла Михайловна

Программа разработана на основе Рабочие программы 5-9 классы по географии» Предметная линия учебников
«Полярная звезда» Авторы В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, издательство «Просвещение». 2021 г.

сл. Титовка 2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.;









Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего
образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) С изменениями и
дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.
Приказом Минпросвещения России от 11.12.2020 №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся.»
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Титовской СОШ
Рабочей программы 5-9 классы по географии» Предметная линия учебников «Полярная звезда» Авторы В.В.
Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, издательство «Просвещение». 2013 г.
Учебного плана школы на 2023-2024 учебный год.
Годового календарного учебного графика на 2023-2024 учебный год.
Положения о рабочей программе учителя МБОУ Титовской СОШ, утвержденного приказом № 99 от 3.08.2016г. (с
изменениями от 7.08.2019 г. Приказ №114)

УМК:
1. А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. География. 9 класс -М.: Просвещение, 2021г.
2. География России. 9 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2019.
3. Контурные карты 9 класс, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2019.
4. Школьный атлас Ростовская область ООО «ДИ ЭМ БИ» 2019
Цели и задачи предмета:
Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, на селения,
хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся,
уважения к истории и куль туре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и
социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

Основные задачи курса:
- сформировать географический образ своей страны н ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и
показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
- сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте
мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так
и специфические региональные процессы и явления;
- показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических,
социальных,
демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также
географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
- вооружить школьников необходимыми практическими умениями и
навыками самостоятельной работы с
различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и
др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и
поведенческими;
- развивать представление о своем
географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как
общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
- создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами
мира.
По учебному плану на 2023-2024 учебный год на изучение предмета географии отводится 68 часов из расчета 2 часа в
неделю, 2 час в неделю – из федерального компонента.
В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями 06.11.2023г., 23.02.2024г. и
08.03.2024г. рабочая программа по географии в 9 классе на 2023-2024учебный год будет выполнена за 65 часов.

2.ПЛАНИРУЕМЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ГЕОГРАФИИ 9 КЛАССА

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной,
инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных
ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения
в повседневной жизни и производственной деятельности;

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля,
гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном
мире;

осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее
народов, определяющей общность их исторических судеб;

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:

умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального
использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов,
толерантность;

готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными
интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний
и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания
учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной,
инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных
ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам
поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты
Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в
современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее
народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального
использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными
интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний
и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания
учебника, нацеленные на 5-ю линию развития – понимание собственной деятельности и сформированных личностных
качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей
познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и
применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать
самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и
дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя
самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев,
различая результат и способы действий.
В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

– организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах
и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового
материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и
презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с
большим объёмом.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления
общих законов, определяющих данную предметную область.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления
информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы,
аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое,
ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и
правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания
учебника, нацеленные на 1–4-ю линии развития:
– осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития (1-я линия развития);
– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе
которых формируется географическое мышление учащихся (2-я линия развития);
– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем
и проектирования путей их решения (3-я линия развития);
– использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности (4-я линия развития).
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных
замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно
таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы,
аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и
подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии
продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «География» в 9-ом классе являются следующие умения:
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:
– объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
– объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;
– аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;
– объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
– определять причины и следствия геоэкологических проблем;

– приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;
– оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.
3-я линия развития – использование географических умений:
– прогнозировать особенности развития географических систем;
– прогнозировать изменения в географии деятельности;
– составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов
географических систем.
4-я линия развития – использование карт как моделей:
– пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;
– определять по картам местоположение географических объектов.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:
– формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
– выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни
населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.
Система оценки планируемых результатов
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся
предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении
материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности
рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
-умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения,
самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать
анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и

внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации;
-последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; -давать ответ в логической
последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы;
-формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять
дословно текст учебника;
-излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя.
-самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную
литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ;
использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
-самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне;
допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя;
-имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи,
сопровождающие ответ, соответствуют требованиям хорошее знание карты и использование ее, верное решение
географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных
теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал
неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и
опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку
или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи
преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает
на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно:
- выделять главные положения в изученном материале;
-на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи,
-применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной
речи и сопровождающей письменной,
- использовать научные термины ( правильно даны определения понятий и использованы научные термины; ответ
самостоятельный);

-определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие
неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
-связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
-наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
-понимание основных географических взаимосвязей;
-знание карты и умение ей пользоваться;
-при решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
-усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие
дальнейшему усвоению программного материала;
-материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
-показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо,
допускает в них ошибки.
-допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно
четкие;
-не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки
при их изложении;
-испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении
конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического
применения теорий;
-отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но
недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
-обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей,
первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
-слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение
пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
-скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
-знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
-только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:
-не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
-не делает выводов и обобщений.
-не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных
вопросов;
-имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по
образцу;
-при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи
учителя.
-имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и
одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ
источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания,
практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного
результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику,
страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать
возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения
при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено
плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя
и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной
последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов;
самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление
результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других
источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке
выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в
выполнении задания и в оформлении результатов.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а
также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за
рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы,
береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения
объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту
более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней

информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один
балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за
небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст
учебника), выделите главное.
2. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
3. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или
параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по
возможности мелко, но четко.
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1ч)
Хозяйство России (22 ч.).
Развитие хозяйства. Понятия: индекс человеческого развития (ИЧР), отрасль, отрасли хозяйства, территориальная
структура хозяйства, секторы экономики, факторы размещения производства, цикл Кондратьева.
Особенности экономики России. Уровень экономического развития стран: развитые страны, развивающиеся страны.
Россия – страна с переходной экономикой. Роль исторического фактора в развитии хозяйства России. Развитие
экономики России сегодня.
Топливно-энергетический комплекс. Состав топливно-энергетического комплекса (топливная промышленность,
электроэнергетика). Отрасли топливной промышленности: угольная, нефтяная, газовая, торфяная, сланцевая, урановая.

Понятие о топливно-энергетическом балансе.
Угольная промышленность. Факторы размещения отрасли. Главные угольные бассейны страны: Кузнецкий (Кузбасс),
Канско-Ачинский, Печорский, Тунгусский, Ленский, Южно-Якутский, Иркутский (Черемховский), Донецкий,
Зырянский, Нижнезейский. Перспективы развития угольной промышленности.
Нефтяная промышленность. Место нефти в современном мире. Особенности нефтяной промышленности в России.
Главные районы нефтедобычи страны (Западная Сибирь, Волго-Уральский район, Восточная Сибирь). Основные
районы нефтепереработки страны. Крупнейшие нефтепроводы и их направления.
Газовая промышленность. Преимущества природного газа. Особенности газовой промышленности в России.
Крупнейшие месторождения газа. Важнейшие центры переработки газа. Газопроводы и их направления. Перспективы
газовой промышленности в России.
Электроэнергетика. Электроэнергетика – фундамент всей экономики страны. Выработка электроэнергии по странам
мира, место России. Типы электростанций (ГЭС, ТЭС, АЭС, ГТЭС, приливные, ветровые, солнечные). Размещение
электростанций. Перспективы энергопотребления в России.
Металлургический комплекс. Металлургический комплекс - один из базовых отраслей промышленности. Состав
металлургического комплекса (черная металлургия, цветная металлургия). Особенности металлургического комплекса.
Черная металлургия. Стадии металлургического производства (добыча, обогащение руды, получение первичного
металла – чугуна, выплавка стали и сплавов, производство проката). Типы металлургических предприятий: комбинат,
передельная металлургия, производство ферросплавов, малая металлургия, бездоменная металлургия. Особенности
размещения черной металлургии в России. Крупные районы металлургического производства.
Цветная металлургия. Особенности размещения предприятий цветной металлургии. Районы добычи и производства:
никель-кобальтовых , алюминиевых, медных, свинцово-цинковых руд.
Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. Гео
графия важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Определение
главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География
важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей
среды
Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География
важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана
окружающей среды.
Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и
сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство: география основных отраслей. Определение
по картам и эколого климатическим показателям основных районов выращивания зерновых и технических культур,
главных районов животноводства.
Сфера услуг (инфраструктурный комплекс). Состав, место и значение в хозяйстве. Транспорт и связь. Состав, место,
значение в хозяйстве. География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи,
крупней шие транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей среды. География науки. Состав, место и значение в
хозяйстве, основные районы, центры, города науки. Социальная сфера: географические различия в уровне развития и
качестве жизни населения.
Практическая работа 1 - Учимся с «Полярной звездой» - проект «Что мы оставим потомкам».
Практическая работа 2 – учимся с «Полярной звездой» – работа с источниками информации (АПК и его проблемы).
Практическая работа 3 – учимся с «Полярной звездой» - изучаем сферу услуг своего района.
Регионы России (41 ч.).
Тема 1. Центральная Россия (7 ч.)
Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности

природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки. Центральная Россия — историческое ядро Русского государства.
Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города
Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия.
Современные
проблемы
и
перспективы
Центральной
России.
Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные
промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности. Волго-Вятский район. Своеобразие
района.
Центрально-Черноземный
район.
Особенности
и
проблемы.
Специализация
хозяйства.
Москва
—
столица
России.
Московская
агломерация.
Функции
Москвы.
Подмосковье.
Практическая работа 4 – учимся с «Полярной звездой» - работа с текстом.
Тема 2. Европейский Северо-Запад (5 ч.).
Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала.
Этапы
освоения
территории.
Отрасли
специализации.
Население.
Традиции
и
быт
населения.
Древние
города
Северо-Запада.
Новгород,
Псков.
Санкт-Петербург. Особенности планировки. Промышленность, наука, культура. Туризм. Крупнейшие порты.
Экологические
проблемы
города.
Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов
на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.
Практическая работа 5 «Составление картосхемы экономических связей Северо-Западной и Центральной России».
Тема 3. Европейский Север (4 ч.).
Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения
территории. Роль моря на разных этапах развития района. Население. Традиции и быт населения. Коренные жители.
Крупные города. Архангельск, Мурманск, Вологда. Деревянная архитектура, художественные промыслы.

Специализация района. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.
Практическая работа 6 «Оценка природно-ресурсного потенциала района на основе тематических карт».
Практическая работа 7 – учимся с «Полярной звездой» - географическая исследовательская практика
(составляем карту).
Тема 4. Европейский Юг (5 ч.).
Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на
жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям. Этапы освоения территории. Густая
населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения.
Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск. Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление
специализации района. Рекреационная зона. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и
перспективы развития Северного Кавказа.
Практическая работа 8 – учимся с «Полярной звездой» - разрабатываем проект («Развитие рекреации на Северном
Кавказе»).
Тема 5. Поволжье (4 ч.).
Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга — главная
хозяйственная ось района. Освоение территории и население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов
Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры. Хозяйственное развитие района. Отрасли специализации.
Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.
Практическая работа 9 - учимся с «Полярной звездой» - географическая исследовательская практика - подготовка к
дискуссии «Экологические проблемы Поволжья».

Тема 6. Урал (6 ч).
Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской
и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые.
Этапы освоения территории и развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России.
Специализация района. Современное хозяйство Урала. Население. Национальный состав. Быт и традиции народов
Урала. Крупные города Урала: Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Нижний Тагил, Уфа, Челябинск. Урал — экологически
неблагополучный район. Источники загрязнения окружающей среды. Проблемы и перспективы развития Урала.
Практическая работа 10 «Оценка природных ресурсов Урала».
Практическая работа № 11 «Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития
западной и восточной частей Урала».
Практическая работа 12 - учимся с «Полярной звездой» - географическая исследовательская практика - анализ
«Специфика проблем Урала».
Тема 7. Сибирь (5 ч.).
Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.
Особенности
речной
сети.
Многолетняя
мерзлота.
Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы Севера. Роль
транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйство. Отрасли специализации. Западная Сибирь
— главная топливная база России. Заболоченность территории — одна из проблем района. Особенности АПК. Золотые
горы Алтая — объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Новосибирск, Омск, Томск. Проблемы и
перспективы развития. Восточная Сибирь. Оценка природных условий и ресурсов для жизни населения. Крупнейшие
реки. Заповедник «Столбы». Байкал — объект Всемирного природного наследия. Норильский промышленный район.
Постиндустриальная Восточная Сибирь. Крупные города: Иркутск, Красноярск, Норильск. Проблемы и перспективы
развития района.

Практическая работа 13 – учимся с «Полярной звездой» - разрабатываем проект «Путешествие по Транссибирской
железной дороге».
Тема 8. Дальний Восток (6 ч.).
Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района.
Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие
растительного и животного мира. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Охрана природы.
Этапы развития территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Основные отрасли
специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока.
Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока. Дальний Восток — далекая периферия или «тихоокеанский
фасад» России? Внешние связи региона.
Практическая работа 14 «Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияние на хозяйство региона».
Практическая работа 15 - учимся с «Полярной звездой» - разработка проекта «Развитие Дальнего Востока в первой
половине 21 века».
Заключение (1 ч.).
Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические
связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних
экономических связей с другими государствами. Сфера влияния России. Геополитическое и экономическое влияние.

4.Тематическое планирование

№
п./п

Наименование разделов и
тем

Всего
часов

уроки

1.
2.
3.
4.

Введение
Хозяйство России
Регионы России
Заключение
Итого:

1
22
41
1
65

1
18
27
1
48

Лабораторнопрактические
работы
3
11
14

Контрольные
работы
1
2
3

5.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема урока

Кол-во
часов

Дата

Домашнее задание

по плану по факту

Введение (1ч)
1.

Как мы будем изучать географию России

1

01.09

Хозяйство России (22ч)
2.

Развитие хозяйства.

1

04.09

§1

3.

Особенности экономики России. Повторение темы «Миграции».

1

08.09

§2

4.

Практическая работа 1 - Учимся с «Полярной звездой» - проект «Что
мы оставим потомкам». Повторение темы «Рынок труда».

1

11.09

п.§1,2

5.

Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность.

1

15.09

§3,4

6.

Нефтяная промышленность.

1

18.09

§5

7.

Газовая промышленность.

1

22.09

§6

8.

Электроэнергетика.

1

25.09

§7

9.

Металлургический комплекс. Черная металлургия.

1

29.09

§8

10.

Цветная металлургия.

1

02.10

§9

11.

Машиностроение.

1

06.10

§10

12.

Химическая промышленность.

1

09.10

§11

13.

Лесопромышленный комплекс.

1

13.10

§12

14.

Сельское хозяйство. Растениеводство.

1

16.10

§13

15.

Сельское хозяйство. Животноводство.

1

20.10

§14

16.

Практическая работа 2 – учимся с «Полярной звездой» – работа с

1

23.10

п.§13,14

источниками информации (АПК и его проблемы).
17.

Транспортная инфраструктура (1).

1

27.10

§16

18.

Транспортная инфраструктура (2).

1

10.11

§17

19.

Социальная инфраструктура.

1

13.11

§18

20.

Практическая работа 3 – учимся с «Полярной звездой» - изучаем сферу
услуг своего района.

1

17.11

§19

21.

Информационная инфраструктура.

1

20.11

§20

22.

Повторение темы «Хозяйство России»

1

24.11

п.§1-20

23.

Контрольная работа №1 «Хозяйство России»

1

27.11

п.§1-20

Регионы России (41ч)
Тема 1. Центральная Россия (7ч)
24.

Пространство Центральной России.

1

01.12

§21

25.

Центральная Россия: освоение территории и население.

1

04.12

§22

26.

Центральная Россия: хозяйство (1).

1

08.12

§23

27.

Центральная Россия: хозяйство (2).

1

11.12

§24

28.

Практическая работа 4 – учимся с «Полярной звездой» - работа с
текстом.

1

22.12

§25

29.

Москва – столица России.

1

18.12

§26

30.

Контрольная работа №2 «Центральная Россия»

1

15.12

п.§21-26

Тема 2. Европейский Северо-Запад (5ч)
31.

Пространство Северо-Запада.

1

25.12

§27

32.

Северо-Запад: «окно в Европу».

1

29.12

§28

33.

Северо-Запад: хозяйство.

1

12.01

§29

34.

Санкт-Петербург - культурная столица России.

1

15.01

§30

35.

Практическая работа 5 «Составление картосхемы экономических
связей Северо-Западной и Центральной России».

1

19.01

п.§27-30

Тема 3. Европейский Север (4ч)
36.

Пространство Европейского Севера.
Практическая работа 6 «Оценка природно-ресурсного потенциала
района на основе тематических карт».

1

22.01

§31

37.

Европейский Север: освоение территории, население.

1

26.01

§32

38.

Европейский Север: хозяйство и проблемы.

1

29.01

§33

39.

Практическая работа 7 – учимся с «Полярной звездой» - географическая
исследовательская практика (составляем карту).

1

02.02

п.§31-34

Тема 4. Европейский Юг (5ч)
40.

Пространство Европейского Юга.

1

05.02

§35

41.

Европейский Юг: население.

1

09.02

§36

42.

Европейский Юг: освоение территории и хозяйство.

1

12.02

§37

43.

Практическая работа 8 – учимся с «Полярной звездой» - разрабатываем
проект («Развитие рекреации на Северном Кавказе»).

1

16.01

§38

44.

Обобщение по теме «Европейская Россия».

1

19.02

п.§ 35-37

Тема 5. Поволжье (4ч)
45.

Пространство Поволжья.

1

26.02

§39

46.

Поволжье: освоение территории и население.

1

01.03

§40

47.

Поволжье: хозяйство и проблемы.

1

04.03

§41

48.

Практическая работа 9 - учимся с «Полярной звездой» - географическая

1

11.03

§42

исследовательская практика - подготовка к дискуссии «Экологические
проблемы Поволжья».
Тема 6. Урал (6ч)
49.

Пространство Урала.

1

15.03

§43

50.

Практическая работа 10 «Оценка природных ресурсов Урала».

1

18.03

П.§43

51.

Урал: население и города. Народы Урала.

1

22.03

§44

52.

Урал: освоение территории и хозяйство.

1

05.04

§45

53.

Практическая работа 11 «Специфика проблем Урала».

08.04

§46

54.

Контрольная работа №3 «Европейская Россия»

12.04

п.§27-46

Тема 7. Сибирь (5ч)
55.

Пространство Сибири.

1

15.04

§47

56.

Сибирь: освоение территории, население и хозяйство.

1

19.04

§48

57.

Западная Сибирь.

1

22.04

§49

58.

Восточная Сибирь.

1

26.04

§450

59.

Практическая работа 12 – учимся с «Полярной звездой» разрабатываем проект «Путешествие по Транссибирской железной
дороге».

1

27.04

§51

Тема 8. Дальний Восток (5ч)
60.

Пространство Дальнего Востока.

1

03.05

§52

61.

Практическая работа 13: «Оценка географического положения
Дальнего Востока и его влияние на хозяйство региона»

1

06.05

п.§52

62.

Дальний Восток: освоение территории и население (1).

1

13.05

§53

63.

Дальний Восток: хозяйство. Дальний Восток: хозяйство и перспективы

1

17.05

§54,55

64.

Практическая работа 14 - учимся с «Полярной звездой» - разработка
проекта «Развитие Дальнего Востока в первой половине 21 века».

1

20.05

§56

65.

Россия в мире.

1

24.05

§57

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ Титовской СОШ
от 30 августа 2023 года № 1
___________ Тютюнникова А.М.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».