Рабочая программа по физике 8 класс 2023-2024 уч.год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Титовская средняя общеобразовательная школа

«УТВЕРЖДАЮ»
директор МБОУ Титовская СОШ
______________Артамонов А.С.
Приказ № 139 от 30.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИКЕ
Уровень общего образования: основное общее, 8 класс
2023-2024учебный год
Количество часов – 67
Учитель Тютюнникова Алла Михайловна
Рабочая программа разработана на основе базисного плана 2023 года, примерной
программы основного общего образования «Физика» 8 класс автор А.В. Перышкин и
Федерального компонента государственнного стандарта общего образования.

сл. Титовка
2022г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе:
 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от
29.12.2012г.;
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17
декабря 2010 г. N 1897) С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г.,
31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.
 Приказом Минпросвещения России от 11.12.2020 №712 «О внесении
изменений в некоторые федеральные государственные образовательные
стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся.»
 Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ
Титовской СОШ.
 Физика. 7-9 классы: рабочая программа к линии УМК А.В.Перышкин, Е.М.
Гутник: учебно-методическое пособие/Н.В.Филоноич, Е.М. Гутник - М.: Дрофа,
2017-76с.
 Учебного плана школы на 2023-2024 учебный год.
 Годового календарного учебного графика на 2023-2024 учебный год.
 Положения о рабочей программе учителя МБОУ Титовской СОШ,
утвержденного приказом №99 от 03.08.2016г. (с изменениями от 07.08.2019г
приказ №114)
Программа направлена на формирование личностных,
метапредметных и
предметных результатов, реализацию системно- деятельностного подхода в
организации образовательного процесса как отражение требований ФГОС и др.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
1. Физика. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. В.
Пёрышкин.- 6-е издание, стереотипное.- М. Дрофа, 2018. – 238с.
2. Сборник задач по физике: 7-9 класс: к учебникам А. В. Пёрышкина и др.
«Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс»/ А. В. Пёрышкин; Г.А.
Лонцова. – 8-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Издательство
«Экзамен», 2013.-269. (серия «Учебно-методический комплект»)
3. Дидактические материалы. 8 класс; к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика. 7
класс»/А. Е. Марон, Е. А. Марон.- М. Дрофа, 2013.
4. Методическое пособие. 8 класс; к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика. 7
класс»/А. Н. В. Филонович.- М. Дрофа, 2013.
5. Тесты. 8 класс; к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика. 7 класс» /Н. К. Ханнанов,
Т.А. Ханнанов.- М. Дрофа, 2013.
Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования
направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых
явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они
подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой

основе представлений о физической картине мира;
• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и
обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные
приборы для изучения физических явлений; представлять результаты
наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой
основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для
объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов
действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении
физических задач и выполнении экспериментальных исследований с
использованием информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости
разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего
развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники;
отношения к физике как элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни,
рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
 формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений
природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для
развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения
как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов
физики;
 формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений
природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи
(вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение
основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества;
овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
 приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения
физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований,
прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых
измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;
 понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и
механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных
технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание
возможных причин техногенных и экологических катастроф;

 осознание необходимости применения достижений физики и технологий для
рационального природопользования;
 развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением
полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых
явлений с целью сбережения здоровья;
 формирование представлений о нерациональном использовании природных
ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства
машин и механизмов.
По учебному плану на 2023-2024 учебный год на изучение предмета физики
отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю, 2 часа в неделю – из федерального
компонента.
В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными
днями 23.02.2024г. рабочая программа по физике в 8 классе на 2023-2024 учебный
год будет выполнена за 67 часов.

2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Изучение учебного предмета «Физика» на уровне основного общего образования
должно обеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных и
предметных образовательных результатов.
Личностные результаты:
1. Патриотическое воспитание:
 проявление интереса к истории и современному состоянию российской
физической науки;
 ценностное отношение к достижениям российских учёных-физиков.
2. Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
 готовность к активному участию в обсуждении общественнозначимых и
этических проблем, связанных с практическим применением достижений
физики;
 осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
3. Эстетическое воспитание:
 восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного
построения, строгости, точности, лаконичности.
4. Ценности научного познания:
 осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания
мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;
 развитие научной любознательности, интереса к исследовательской
деятельности.
5. Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
 осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом
мире, важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с
электрическим и тепловым оборудованием в домашних условиях;
 сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права у другого человека.
6. Трудовое воспитание:

 активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, требующих в том
числе и физических знаний;
 интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой.
7. Экологическое воспитание:
 ориентация на применение физических знаний для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
 осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения.
8. Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
 потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов
физической направленности, открытость опыту и знаниям других;
 повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;
 потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи,
понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;
 осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области
физики;
 планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;
 стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики, в том числе с использованием физических знаний;
 оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных
глобальных последствий.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ФИЗИКИ
Личностные результаты:
 формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
 убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества, уважение к творцам науки, отношение к физике как к
элементу общечеловеческой культуры;

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
 мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода;
 формирование ценностных отношений к друг другу, учителю, авторам
открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
 овладение
навыками самостоятельного приобретения новых знаний,
организации учебной деятельности, постановки целей, планирования,
самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть
возможные результаты своих действий;
 понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их
объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение
универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения
известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
разработки теоретических моделей процессов или явлений;
 приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий
для решения поставленных задач;
 формирование
умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять
информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и
перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными
задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем
ответы на поставленные вопросы и излагать его;
 развитие монологической и диалогической речи , умения выражать свои мысли
и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения,
признавать право другого человека на иное мнение;
 освоение
приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения проблем;
 формирование умений работать в группе с выполнением различных
социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести
дискуссию


Предметные результаты:
 знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и
понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных
явлений;
 умения пользоваться методами научного исследования явлений природы,
проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать
результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц,
графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими
явлениями, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать
границы погрешностей результатов измерений;
 умения применять теоретические знания по физике на практике, решать
физические задачи на применение полученных знаний;









Умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов
действия важнейших технических устройств, решения практических задач
повседневной жизни, рационального природопользования и охраны
окружающей среды;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений
природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в
развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования устанавливать
факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы,
выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические
законы;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования,
участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать
справочную литературу и другие источники информации

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ КУРСА ФИЗИКИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Контроль и оценка результатов является весьма существенной составляющей
процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя.
Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса
(содержание, методы, формы организации), должен соответствовать современным
требованиям развития общества, педагогической и методической наукам, основным
приоритетам и целям образования.
Такая система позволяет установить персональную ответственность учителя и школы
за качество процесса обучения. Система контроля ставит не только цель проверки
знаний и выработку умений и навыков по конкретной теме, а определяет более
важную социальную задачу: развить у обучающихся умений проверять и
контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать
ошибки и находить пути их устранения.
Контроль и оценка в общеобразовательной школе имеют несколько функций:
социальная, образовательная, воспитательная, эмоциональная, информационная и
функция управления.
Выделяют следующие виды контроля: текущий, тематический и итоговый.
Формы и методы контроля: устный опрос, письменная контрольная работа и
практическая работа.
Оценка устных ответов обучающихся.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос).
Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько
определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование
внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
«5»
ставится:

 если обучающийся полно раскрыл содержание материала в объеме,
предусмотренном программой и учебником;
 изложил материал грамотным языком в определенной логической

последовательности, точно используя терминологию и символику;
 показал умение обучающегося иллюстрировать теоретические положения
конкретными примерами, применять их при выполнения практических заданий;
 продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов.
«4»
 если ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но
ставится: при этом имеет один из недостатков;
 в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание
ответа, исправленные после замечания учителя;
 допущены 1-2 недочета при освещении основного содержания ответа.
«3»
 если обучающийся неполно и непоследовательно раскрыл содержание
ставится: материала, но показал общее понимание вопроса и продемонстрировал умении
достаточны для дальнейшего усвоения программного материала;
 если у обучающегося имелись затруднения или им были допущены ошибки в
определении понятия, использовании информационной терминологии,
выкладках, исправленные после нескольких вопросов учителя;
 если обучающийся не справился с применением теории в новой ситуации при
выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного
уровня.
«2»
 если обучающийся не раскрыл основное содержание учебного материала;
ставится:  обнаружил не знание или непонимание большей или наиболее важной части
учебного материала;
 допустил и не исправил даже после наводящих вопросов учителя ошибки в
определении понятий, при использовании терминологии, выкладках;
 обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала
или не смог ответить на один из поставленных вопросов.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе,
определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота,
прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в
знакомых и незнакомых ситуациях. Отметка зависит также от наличия и характера
погрешностей, допущенных учащимися:
 грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия,
определения;
 погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о
нечетком представлении рассматриваемого объекта;
 недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально
на знания определенные программой обучения;
 мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не
искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
работа выполнена полностью, нет пробелов и ошибок (возможна неточность,
«5» 
ставится: описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного
материала).
работа выполнена полностью, но допущена ошибка или есть два недочета в
«4» 
ставится: решении задачи.
в работе допущено более одной ошибки или двух-трех недочетов, но
«3» 
ставится: обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
в работе допущены существенные ошибки, выявившие, что обучающийся не
«2» 

ставится:

обладает обязательными умениями по проверяемой теме в полной мере или, если
работа показала полное их отсутствие и значительная часть работы выполнена не
самостоятельно.
Оценка практических (лабораторных) работ, опытов.

если обучающийся:
 правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с
соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
 самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое
оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение
результатов и выводов с наибольшей точностью;
 научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из
 опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи,
таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
 проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места
и порядок на столе, экономно использует расходные материалы);
 эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил
работы с материалами и оборудованием.
если ученик выполнил требования к оценке «5», но:
«4»
ставится:  опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точностиизмерений;
 было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного
недочета;
 эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик
допустил неточности, выводы сделал неполные.
если обучающийся:
«3»
ставится:  правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем
наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить
правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам
работы;
 подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта
провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были
допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
 опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению
результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей
сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях,
графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для
данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
 допускает грубую ошибку, которая исправляется по требованию учителя.
если
обучающийся:
«2»
ставится:  не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не
подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет
сделать правильных выводов;
 опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
 в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные
в требованиях к оценке «3»;
 допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в
оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с
веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию
учителя.
«5»
ставится:

Оценка тестов.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в
соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания
Отметка
85% и более
Отлично
69-84%%
Хорошо
50-68%%
Удовлетворительно
менее 50 %
Неудовлетворительно
Оценка умений проводить наблюдения.
если обучающийся:
«5»
ставится:  правильно по заданию учителя провел наблюдение;
 выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
 логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.
если обучающийся:
«4»
ставится:  правильно по заданию учителя провел наблюдение;
 при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса)
назвал второстепенное;
 допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
если обучающийся:
«3»
ставится:  допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию
 учителя;
 при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса)
выделил лишь некоторые;
 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
если обучающийся:
«2»
ставится:  допустил 3-4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
 неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);
 допустил 3-4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Формы промежуточной аттестации
Тестирование в формате ОГЭ.
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Тепловые явления (23 ч)
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия.
Работа и теплопередача. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество
теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене. Закон
сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.
Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления.
Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Удельная теплота
парообразования. Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе
молекулярно-кинетических представлений. Преобразование энергии в тепловых
машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового
двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Фронтальные лабораторные работы
1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
3. Измерение влажности воздуха.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
—понимание и способность объяснять физические явления: конвекция,
излучение, теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате
теплопередачи или работы внешних сил, испарение (конденсация) и плавление
(отвердевание) вещества, охлаждение жидкости при испарении, кипение, выпадение
росы;
—умение измерять: температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость
вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха;
—владение экспериментальными методами исследования: зависимости
относительной влажности воздуха от давления водяного пара, содержащегося в
воздухе при данной температуре; давления насыщенного водяного пара; определения
удельной теплоемкости вещества;
—понимание принципов действия конденсационного и волосного гигрометров,
психрометра, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины и способов
обеспечения безопасности при их использовании;
—понимание смысла закона сохранения и превращения энергии в
механических и тепловых процессах и умение применять его на практике;
—овладение способами выполнения расчетов для нахождения: удельной
теплоемкости, количества теплоты, необходимого для нагревания тела или
выделяемого им при охлаждении, удельной теплоты сгорания топлива, удельной
теплоты плавления, влажности воздуха, удельной теплоты
парообразования и конденсации, КПД теплового двигателя;
—умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология,
быт, охрана окружающей среды).
Электрические явления (29 ч)
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие
заряженных тел. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле.
Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда.
Электрон. Строение атома. Электрический ток. Действие электрического поля на
электрические заряды. Источники
тока. Электрическая цепь. Сила тока.
Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка
цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность
электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Конденсатор. Правила безопасности при
работе с электроприборами.
Фронтальные лабораторные работы
4. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
5. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

6. Регулирование силы тока реостатом.
7. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.
8. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
—понимание и способность объяснять физические явления: электризация тел,
нагревание проводников электрическим током, электрический ток в металлах,
электрические явления с позиции строения атома, действия электрического тока;
—умение измерять: силу электрического тока, электрическое напряжение,
электрический заряд, электрическое сопротивление;
—владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы
тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления
проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала;
—понимание смысла основных физических законов и умение применять их на
практике: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи,
закон Джоуля—Ленца;
—понимание принципа действия электроскопа, электрометра, гальванического
элемента, аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания и
способов обеспечения безопасности при их использовании;
—владение способами выполнения расчетов для нахождения: силы тока,
напряжения, сопротивления при параллельном и последовательном соединении
проводников, удельного сопротивления проводника, работы и мощности
электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током,
емкости конденсатора, работы электрического поля конденсатора, энергии
конденсатора;
—умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология,
быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).
Электромагнитные явления (7 ч)
Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле
катушки с током. Постоянные магниты.
Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Взаимодействие
магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический
двигатель.
Фронтальные лабораторные работы
9. Сборка электромагнита и испытание его действия.
10. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
—понимание и способность объяснять физические явления: намагниченность
железа и стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и
магнитной стрелки, действие магнитного поля на проводник с током;
—владение экспериментальными методами исследования зависимости
магнитного действия катушки от силы тока в цепи;

—умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология,
быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).
Световые явления (7 ч)
Источники света. Прямолинейное распространение света. Видимое движение
светил. Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление
света. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние
линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз как оптическая
система. Оптические приборы.
Фронтальная лабораторная работа
11. Получение изображения при помощи линзы.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
—понимание и способность объяснять физические явления: прямолинейное
распространение света, образование тени и полутени, отражение и преломление
света;
—умение измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу
линзы;
—владение экспериментальными методами исследования зависимости:
изображения от расположения лампы на различных расстояниях от линзы, угла
отражения от угла падения света на зеркало;
—понимание смысла основных физических законов и умение применять их на
практике: закон отражения света, закон преломления света, закон прямолинейного
распространения света;
—различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы,
оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую
линзы, изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой;
—умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология,
быт, охрана окружающей среды).
Повторение (1ч)

4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В том числе на:
№

Наименование тем

Всего
часов

1

Тепловые явления

23

18

3

2

2

Электрические
явления

29

22

5

2

3

Электромагнитные
явления

7

3

2

2

4

Световые явления

7

5

1

1

5

Повторение

1

1

-

-

Всего:

67

49

11

7

Уроки Лабораторные Контрольные
работы
работы

№
п\п

1
2
3

4

Название темы

Колич
ество
часов

5.Календарно-тематическое планирование для 8 класса
учебник А.В. Пёрышкин «Физика-8» (67 часов, 2 часа в неделю)
Дата

По
плану
Тепловые явления (23ч)
Тепловое движение. Температура.
1
01.09
Внутренняя энергия.
1
06.09
Способы изменения внутренней
1
08.09
энергии тела. Виды теплопередачи.
Теплопроводность.
Конвекция. Излучение.
1
13.09

По
факту

Домашнее
задание
§1
§2, упр.1
§3,4, упр.2,3
§5,6, упр4,5

Количество теплоты. Единицы
количества теплоты. Удельная
теплоемкость вещества
Расчет количества теплоты,
необходимого для нагревания тела
или выделяемого телом при
охлаждении.
Лабораторная
работа
№
1
«Сравнение количеств теплоты при
смешении
воды
разной
температуры».
Решение задач на расчет
количества теплоты.

1

15.09

§7,8, упр 6,7 (1)

1

20.09

§9, упр.8(2)

1

22.09

п.§9, упр.8(3)

1

27.09

9

Лабораторная работа № 2
«Измерение удельной теплоемкости
твердого тела».

1

29.09

10

Энергия топлива. Закон сохранения
и превращения энергии в
механических и тепловых процессах.

1

04.10

§10,11, упр.
9(1),10(1,2)

11

Решение задач по теме «Энергия
топлива. Удельная теплота сгорания.
Закон сохранения энергии в
механических и тепловых
процессах».

1

06.10

п. §1-11,
упр.9(3),
10(3,4)

12

Контрольная работа №1
«Тепловые явления»

1

11.10

Повторить
формулы

5

6

7

8

п. §9, упр.8(1)

13

Агрегатные состояния вещества.

1

13.10

§12

14

Плавление и отвердевание
кристаллических тел.

1

18.10

§13,14, упр.11

15

Удельная теплота плавления.

1

20.10

§15, упр.12(2,4)

16

Испарение. Насыщенный и
ненасыщенный пар.

1

25.10

§16,17,
упр.13(1,3,5,7)

17

Кипение. Удельная теплота
парообразования.

1

27.10

§18, 20
упр.14(2,3)

18

Решение задач на расчет количества
теплоты.

1

08.11

п. §15-18,
упр.16(1,5)

19

Влажность воздуха. Решение задач.

1

10.11

§19, упр.15

20

Лабораторная работа №3
«Измерение влажности воздуха»

1

15.11

п.§19, 20,
упр.16(3,6)

21

Работа газа и пара при расширении.
Двигатель внутреннего сгорания.

1

17.11

§21,22

22

Паровая турбина. КПД теплового
1
22.11
двигателя.
1
24.11
Контрольная работа №2
«Изменение агрегатных состояний
вещества».
Электрические явления (29ч)
Электризация тел. Два рода зарядов.
1
29.11

23

24

§23,24,
упр.17(1,3)
п. §12-24

§25, упр.18

25

Электроскоп. Проводники и
непроводники электричества.

1

01.12

§26

26

Электрическое поле.

1

06.12

§27, упр.19

27

Делимость электрического заряда.
Строение атомов.

1

08.12

§28,29, упр.20

28

Контрольная работа №3
«Электризация тел. Строение
атомов».

1

15.12

п. §25-32

29

Объяснение электрических явлений.

1

13.12

§30, 31,упр.21

30

Электрический ток. Источники
электрического тока.

1

20.12

§32

31

Электрическая цепь и ее составные
части.

1

22.12

§33, упр.23(1,3)

32

Электрический ток в металлах.
Действия электрического тока.
Направление электрического тока.

1

27.12

§34-36

33

Силы тока. Единицы тока.

1

29.12

34

Амперметр. Изменение силы тока.
Лабораторная работа № 4 «Сборка
электрической цепи и измерение
силы тока в различных ее участках».

1

10.01

§37,38,
упр.24(3), 25(3)
П.§37,38,
упр.24(2), 25(2)

35

Электрическое напряжение,
единицы напряжения. Вольтметр.
Измерение напряжения.

1

12.01

§39-41,
упр.26(1,3)

36

Электрическое сопротивление
проводников. Единицы
сопротивления. Лабораторная
работа №5 «Измерение напряжения
на различных участках
электрической цепи».

1

17.01

§43, упр.28(1,3)

37

Зависимость силы тока от
напряжения. Закон Ома для участка
цепи.

1

19.01

§42,44
упр.27(1),
29(1,2)

38

Расчет сопротивления проводника.
Удельное сопротивление.

1

24.01

§45, 46,
упр.30(1,3)

39

Реостаты. Лабораторная работа
№6 «Регулирование силы тока
реостатом».

1

26.01

§47, упр.31(2,4)

40

Лабораторная работа№7
«Определение сопротивления
проводника при помощи амперметра

1

31.01

п.§45,46,
упр.30(4)

и вольтметра».
41

Последовательное соединение
проводников.

1

02.02

§48, упр.32(2,3)

42

Параллельное соединение
проводников.

1

07.02

§49, упр.33(3,4)

43

Решение задач по теме «Закон Ома
для участка цепи. Последовательное
и параллельное соединение
проводников».

1

09.02

п.§48,49, упр.32
(4), 33(5)

44

Работа электрического тока.

1

14.02

§50, упр.34(1,2)

45

Мощность электрического тока.

1

16.02

46

Лабораторная работа № 8
«Измерение мощности и работы
тока в электрической лампе».

1

21.02

§51, 52,
упр.35(1,3)
п. §50,51,
упр.35(2,4)

47

Нагревание проводников
электрическим током. Закон Джоуля
– Ленца.
Решение задач на расчет работы и
мощности электрического тока и
применение закона Джоуля – Ленца.

1

28.02

§53, упр.37(1)

1

01.03

Повторить
формулы

49

Короткое замыкание.
Предохранители.

1

06.03

§55,56

50

Конденсатор.

1

13.03

§54, упр.38

51

1
15.03
Контрольная работа № 4
по теме «Электрические явления».
Повторение темы «Электрические
1
20.03
явления»
Электромагнитные явления (7ч)
Магнитное поле. Магнитное поле
1
22.03
прямого тока. Магнитные линии.

повторить
формулы
п. §37-56

48

52

53
54

Магнитное поле катушки с током.
Электромагниты. Лабораторная
работа № 9 «Сборка электромагнита

1

03.04

§57, 58,
упр.39,40
§59

и испытание его действия».
Применение электромагнитов.
Постоянные магниты. Магнитное
поле постоянных магнитов.
Магнитное поле Земли.
Действие магнитного поля на
проводник с током. Электрический
двигатель.

1

05.04

§60,61,
упр.42,43

1

10.04

§62

57

Применение электродвигателей
постоянного тока. Лабораторная
работа № 10 «Изучение
электрического двигателя
постоянного тока».

1

12.04

п.§57-62

58

Всероссийская проверочная
работа

59

1
19.04
Контрольная работа № 5
по теме «Электромагнитные
явления».
Световые явления (7ч)
Источники света. Распространение
1
24.04
света.

55

56

60

17.04
Повторить
теорию
§63, 64, упр.44

61

Отражения света. Законы отражения.
Плоское зеркало.

1

26.04

§65, упр.45(1,3)
§66, упр.46(1,3)

62

Преломление света.

1

03.05

§67, упр.47(1,3)

63

Линзы. Оптическая сила линзы.

1

08.05

§68, упр.48

64

Изображения, даваемые линзой.
Глаз как оптическая система.
Оптические приборы.

1

15.05

§69, упр.49(1,3)

65

Контрольная работа № 6
по теме «Световые явления».
Лабораторная работа № 11
«Получения изображения при
помощи линзы».

1

17.05

1

22.05

Повторить
формулы
п. §63-70

656

67.

Повторение материала за курс
физики 8 класса.

1

24.05

Повторить
формулы

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Методического совета
МБОУ Титовской СОШ
Приказ № 1 от 30.08.2023г.
___________Тютюнникова А.М.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».