Рабочая программа по литературе 8 класс 2023-2024уч.год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Титовская средняя общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ»
директор МБОУ Титовская СОШ:
_____________ Артамонов А.С.
Приказ от 30.08.2023 г. №139

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
Уровень общего образования: основное общее, 8 класс
2023-2024 учебный год
Количество часов – 66
Учитель Осипчук Татьяна Николаевна
Программа разработана на основе Программы для
общеобразовательных учреждений: Литература 5-9 кл., авторы
В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, издательство «Просвещение», 2016г.

сл. Титовка
2023 год

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
-Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.201
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. №1897,
зарегистрирован в Минюсте России 1 февраля2011г., регистрационный №19644;
- Программы курса «Литература». 5-9 классы/ авт.-сост.В.Я.Коровина,
В.ПЖуравлев.- М.: «Просвещение», 2016.
-учебного плана школы на 2023-2024 учебный год;
-годового календарного учебного графика на 2023-2024 учебный год;
-Положения о рабочей программе учителя МБОУ Титовской СОШ, утвержденного
приказом №99 от 3.08.2016г.
- учебника: Литература. 8 кл.: Учебник для 8 класса общеобразовательных
организаций: в 2ч./В.Я.Коровина,В.П.Журавлев. – М.: «Просвещение», 2020г.
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет
общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного
предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены
стандартом.
Общая характеристика предмета «Литература»
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности
с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет
художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи
искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства,
осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений,
усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений
оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими
выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту изучение
литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
▪ воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность
к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением,
общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к
литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира
школьников, их жизненного и эстетического опыта;
▪ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование
читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду
других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной
литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных
текстов;
▪ освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и
эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей,
их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
▪ овладение умениями творческого чтения и анализа художественных
произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории
литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и
общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова,
богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного
образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с
биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами,
необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Расширение круга
чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в
художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на
всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным,
продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать
эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного
художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать
прочитанное как можно глубже – вот что должно стать стремлением каждого ученика.
Это зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития
школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественноэстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к
самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной
и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса,
который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного,
содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты,
сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
В круг образовательных задач входит формирование умений творческого
углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст,
особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как
искусства слова, формирование речевых умений — умений составить план и пересказать
прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное,
объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в
контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Классное чтение призвано максимально заинтересовать школьников, вызвать
желание продолжить чтение произведений данного писателя во внеурочное время,
стимулировать способность восхищаться хорошей и умной книгой, ее автором и героями.
Художественные произведения, прочитанные во внеурочное время и обсужденные
в классе, расширяют представления школьников о творчестве писателя, позволяют
надеяться на серьезное, сознательное отношение к чтению. Домашнее чтение учащихся
направляется списками рекомендованной литературы, обозначенной в программе и в
учебниках.
В конце программы для каждого класса основной школы приводится примерный
список произведений (фрагментов) для заучивания наизусть.
По учебному плану на 2023-2024 учебный год на изучение предмета «Литература»
отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю, 2 часа в неделю из федерального
компонента.
В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями 1
мая,6 ноября рабочая программа по литературе в 8 классе на 2023-2024 учебный год будет
выполнена за 66 часов.

Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при
изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
•
воспитание российской гражданской идентичности, чувства любви к
многонациональному Отечеству, сознание своей этнической принадлежности, знание

истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; уважительного отношения к русской литературе;
•
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
•
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально
значимом труде;
•
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
•
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания;
•
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
•
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
•
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в
процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой
и других видах деятельности;
•
формирование позитивного отношения к здоровому и безопасному образу
жизни;
•
формирование
основ
экологической
культуры,
соответствующей
современному уровню экологического мышления;
•
значение семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи;
•
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
•
совершенствование духовно-нравственных качеств личности
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.);
•
устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для
чтения.
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе
проявляются в:
•
самостоятельном определении цели своего обучения, постановке и
формулировании для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
•
самостоятельном планировании пути достижения целей, в том числе
альтернативных, умении осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;

соотнесении своих действий с планируемыми результатами, осуществлении
контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определении способов
действий в рамках предложенных условий и требований, умении корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуации, оценивать правильность выполнения
учебной задачи, собственные возможности ее решения;
•
умении определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение и делать выводы;
•
умении организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
•
умении осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; осуществлять
планирование и регуляцию своей деятельности; владеть устной и письменной речью;
•
владении основами самоконтроля, самооценки, принятии решений и
осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•
формировании и развитии компетентности в области использования
информационнно-коммуникационных технологий;
•
формировании и развитии экологического мышления, умения применять его
в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации;
•
осознании значимости чтения и изучения литературы для своего
дальнейшего развития; формировании потребности в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношении человека и
общества, многоаспектного диалога;
•
понимании литературы как одной из основных национальных культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
•
обеспечении культурной самоидентификации, осознании коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
•
воспитании квалифицированного читателя с формированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
•
развитии
способности
понимать
литературные
художественные
произведения, отражающие разные этно-культурные традиции;
•
овладении процедурами смыслового и эстетического анализа текста на
основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от
научного, делового, публицистического и т.п.;
•
формировании умения воспринимать, анализировать, критически оценивать
и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального осмысления;
•
умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинноследственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее,
анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
•

1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и
фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских
писателей XIX —XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать
тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его
героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и
культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы,
их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное
чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы
по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические
высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных
произведений, классные и домашние творческие работы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на
основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное
сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют
важное средство развития речи.
Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные
страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—
4, в 10 классе — 4—5, в 11 классе — 5—7.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-ом и 10 дней в 9-11- ых
классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая —
за грамотность. В 5-9-ых классах первая оценка за содержание и речь относится к
литературе, вторая — к русскому языку.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными
критериями в пределах программы данного класса:
1.Знание текста
произведения.

и

понимание

идейно-художественного

содержания

изученного

2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3.Понимание роли художественных
содержания изученного произведения.

средств

в

раскрытии

идейно-эстетического

4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при
анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими
идеями эпохи.
6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность
ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по
классам.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое
понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий,
характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными
знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать
текст для аргументации своих выводов, свободное владение монологической
литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно
глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь
событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в

раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться
основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных
произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов;
хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании
текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий,
характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии
идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории,
но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об
ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения
для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение
монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие
уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов
содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и
роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение
монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств
языка.
Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания
произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой;
неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные
критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов,
правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического
содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала,
важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения,
точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих
сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между
ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки
знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании
текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении
целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее
содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Отметка «4» ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание
литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться
ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным
содержанию.

литературным

языком,

стилистически

соответствующее

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а
также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или
недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки
в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать
выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в
последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании
текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и
обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка «1» ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста
произведения и неумении излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок,
чем это установлено для отметки «2».
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59%.

Содержание учебного предмета «Литература» в 8 классе
Древнерусская литература Житийная литература (одно произведение по выбору).
Например, «Житие Сергия Радонежского», «Житие протопопа Аввакума, им самим
написанное».
Литература XVIII века Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».
Литература первой половины XIX века А.С. Пушкин. Стихотворения (не менее двух).
Например, «К Чаадаеву», «Анчар» и другие. «Маленькие трагедии» (одна пьеса по
выбору). Например, «Моцарт и Сальери», «Каменный гость». Роман «Капитанская дочка».
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее двух). Например, «Я не хочу, чтоб свет
узнал…», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Нищий» и другие. Поэма
«Мцыри». Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель». Комедия «Ревизор».
Литература второй половины XIX века И.С. Тургенев. Повести (одна по выбору).
Например, «Ася», «Первая любовь». Ф.М. Достоевский. «Бедные люди», «Белые ночи»
(одно произведение по выбору). Л.Н. Толстой. Повести и рассказы (одно произведение по
выбору). Например, «Отрочество» (главы).
Литература первой половины XX века Произведения писателей русского зарубежья (не
менее двух по выбору). Например, произведения И.С. Шмелёва, М.А. Осоргина, В.В.
Набокова, Н. Тэффи, А.Т. Аверченко и другие.
Поэзия первой половины ХХ века (не менее трёх стихотворений на тему «Человек и
эпоха» по выбору). Например, стихотворения В.В. Маяковского, М.И. Цветаевой, О.Э.
Мандельштама, Б.Л. Пастернака и другие. М.А. Булгаков (одна повесть по выбору).
Например, «Собачье сердце» и другие.
Литература второй половины XX века А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин»
(главы «Переправа», «Гармонь», «Два солдата», «Поединок» и другие). А.Н. Толстой.
Рассказ «Русский характер». М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Федеральная
рабочая программа | Литература. 5–9 классы 12 А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин
двор».
Произведения отечественных прозаиков второй половины XX – XXI века (не менее
двух произведений). Например, произведения Е.И. Носова, А.Н. и Б.Н. Стругацких, В.Ф.
Тендрякова, Б.П. Екимова и другие.
Произведения отечественных и зарубежных прозаиков второй половины XX – XXI
века (не менее двух произведений на тему «Человек в ситуации нравственного выбора»).
Например, произведения В.П. Астафьева, Ю.В. Бондарева, Н.С. Дашевской, Дж.
Сэлинджера, К. Патерсон, Б. Кауфман и другие.
Поэзия второй половины XX – начала XXI века (не менее трёх стихотворений).
Например, стихотворения Н.А. Заболоцкого, М.А. Светлова, М.В. Исаковского, К.М.
Симонова, Р.Г. Гамзатова, Б.Ш. Окуджавы, В.С. Высоцкого, А.А. Вознесенского, Е.А.
Евтушенко, Р.И. Рождественского, И.А. Бродского, А.С. Кушнера и другие.

Зарубежная литература У. Шекспир. Сонеты (один-два по выбору). Например, № 66
«Измучась всем, я умереть хочу…», № 130 «Её глаза на звёзды не похожи…» и другие.
Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты по выбору). Ж.-Б. Мольер. Комедия
«Мещанин во дворянстве» (фрагменты по выбору).

Тематическое планирование
№
п/п

Наименование
разделов и тем

Всего В том числе на:
часов уроки Р/р

I.
II.

Введение
Из древнерусской
литературы
Из литературы
XVIII века
Из литературы
XIX века
Из литературы
XX века
Из зарубежной
литературы
Итого:

1
1

1
1

4

3

1

28

23

4

1

26

24

1

1

6

6

66

58

6

2

III.
IV.
V.
VI.

Формы
контр.раб. самост.работы учся
-подготовка сообщений,
-составление плана, лексическая работа, слайдовые презентации,
-составление рассказа,
-подготовка
иллюстраций,
-составление вопросов,
-выучивание наизусть.

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Раздел, тема урока

Художественная литература и история

1

4.09

Дата
факт.

Универсальные учебные
действия

Теория литературы

Планируемые результаты

Знакомство со структурой
учебника; лексическая
работа, составление
вопросов к статье
учебника, беседа.

Литература и история,
писатель и его роль в
развитии литературного
процесса

Уметь высказывать личные
соображения по
самостоятельно
прочитанным
произведениям

Различные виды чтения и
пересказа, формулировки и
запись
выводов,
наблюдения
над
лексическим
составом
произведений.

Житийная
литература;
сказание,
слово
и
моление
как
жанры
древнерусской
литературы; летописный
свод.

Характеризовать
особенности житийного
жанра, определять тематику,
выявлять и формулировать
идейное содержание
житийных произведений,
характеризовать образы

Из древнерусской литературы. 1 часа

II.
2.

Дата
план

Введение. 1 час

I.
1.

Кол-во
часов

«Житие Александра Невского»

III.

1

6.09

Из русской литературы XVIII века. 4 часов ( 3 + 1р/р)

3.

Д.И.Фонвизин. «Недоросль»:
социальная и нравственная
проблематика комедии. Понятие о
классицизме

1

11.09

Выразительное
чтение, Традиции классицизма
письменный
ответ
на
вопрос, запись ключевых
слов и словосочетаний

4.

Речевые характеристики персонажей
как средство создания комической
ситуации
Речевые характеристики персонажей
как средство создания комической
ситуации
Сочинение по комедии
«Недор»сль": «Над чем смеётся
автор?»

1

13.09

1

18.09

Различные виды чтения и
пересказа, формулировка и
запись выводов,
Лексическая работа, формулировка и запись выводов

1

20.09

5.

6.
Р/р
(1)

IV.

Подготовка к сочинению,
написание

Из русской литературы XIX века. 28 часа (23+4р/р+1К)

Уметь определять значение
непонятных слов по
контексту или с помощью
словаря, определять
художественную идею
Уметь характеризовать
образы, сюжетную линию
комедии, осуществлять
художественный пересказ,
выразительно читать
монологи героев

7.

Тематическое богатство поэзии
А.С.Пушкина. Стихотворение «19
октября», «Туча»

1

25.09

8.

А.С.Пушкин. «К***» и другие
стихотворения, посвященные темам
любви и творчества

1

27.09

9.

А.С.Пушкин. «История Пугачёва»
(отрывки)

1

2.10

10.

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»
как реалистический исторический
роман.

1

4.10

11.

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»:
образ главного героя

1

9.10

12.

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»:
нравственный идеал Пушкина в
образе Маши Мироновой

1

11.10

13.

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»:
образ предводителя народного
восстания и его окружения
А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»:
особенности содержания и структуры

1

16.10

1

18.10

Сочинение по роману
А.С.Пушкина «Капитанская
дочка»
М.Ю.Лермонтов. «Мцыри» как
романтическая поэма

1

23.10

1

25.10

14.

15.
Р/р
(2)
16.

Выразительное чтение,
исследовательская работа с
текстом, работа с
учебником
Выразительное чтение,
работа с иллюстрациями,
составление письменного
ответа на вопрос,
исследовательская работа с
текстом
Составление тезисов к
статье учебника, повторение
сведений о Пушкинеисторике
Различные виды пересказа,
выразительное чтение,
исследовательская работа с
текстом
Подбор цитат для
характеристики персонажа,
составление словаря для
характеристики персонажа,
написание рассказа по
заданному сюжету
Лексическая работа,
выразительное чтение,
подготовка сообщения,
работа с иллюстрациями
Составление вопросов по
тексту, участие в
коллективном диалоге
Выявление черт
фольклорной традиции в
романе
Подбор материала,
составление плана,
написание сочинения
Лексическая работа,
различные виды чтения,

Элегия, послание

Уметь определять жанры
лирики, проводить
исследовательскую работу с
поэтическим текстом,
выразительно читать лирику
А.С.Пушкина

Исторический роман,
художественная идея

Уметь составлять план
разных типов, готовить
сообщения, определять тему,
мотивы и своеобразие
романа «Капитанская
дочка», формулировать
художественную идею
романа, характеризовать
систему образов, писать
сочинение

Сюжет и фабула в поэме;
лироэпическая поэма;

Уметь комментировать
портреты М.Ю.Лермонтова,

17.

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри»: образ
романтического героя

1

8.11

подготовка сообщения,
работа с портретами
Исследовательская работа с
текстом, выразительное
чтение, беседа, работа с
таблицей

18.
Р/р
(3)
19.

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри»:
подготовка к письменному ответу на
вопрос
Краткие сведения о Н.В.Гоголе.
творческая и сценическая история
пьесы «Ревизор»

1

13.11

Сопоставление позиций
критиков

1

15.11

Различные виды чтения и
комментирования,
цитатный план,
лексическая работа, работа
со статьей учебника

20.

Н.В.Гоголь. «Ревизор» как
социально-историческая комедия

1

20.11

21.

Н.В.Гоголь. «Ревизор» как сатира на
чиновничью Росиию

1

22.11

22.

Н.В.Гоголь. «Ревизор»: образ
Хлестакова

1

27.11

23.

Н.В.Гоголь. «Ревизор»: сюжет и
композиция комедии

1

29.11

Лексическая
работа,различные виды
чтения и комментирования,
цитатный план
Подготовка вопросов для
обсуждения,
исследовательская работа с
текстом, сопоставительная
характеристика героев
Работа с таблицей,
исследовательская работа с
текстом, работа с
иллюстрациями
Работа со статьей учебника,
формулировка выводов,
подготовка к сочинению

роль вступления,
лирического монолога;
ром. движение;
поэтический синтаксис;
ром.традиции

правильно интонировать и
выразительно читать
фрагменты поэмы,
характеризовать
романтического героя,
выражать личное отношение
к поэме, определять
художественную идею,
представлять устное
сочинение
Письменный ответ на один
из вопросов

Драма как род
литературы, своеобразие
драматических
произведений, комедия,
развитие понятий о
юморе и сатире,
«говорящие» фамилии,
фантастический элемент
как прием создания
комической ситуации,
комический рассказ
Драма как род
литературы, своеобразие
драматических
произведений, комедия,
развитие понятий о
юморе и сатире,
«говорящие» фамилии,
фантастический элемент
как прием создания
комической ситуации,
комический рассказ

Уметь характеризовать
своеобразие личности
Н.В.Гоголя, нашедшей
отражение в его портретах

Уметь выразительно читать
комедию по ролям,
характеризовать
композицию и фабулу
пьесы, психологические
портреты персонажей,
определять конфликт, идею,
и проблематику комедии

Сочинение по комедии Н.В.Гоголя
«Ревизор»

24.
Р/р
(4)
25.

Н.В.Гоголь. «Шинель»:своеобразие
реализации темы «маленького
человека»
Н.В.Гоголь. «Шинель» как
петербургская повесть

26.

1

4.12

6.12

1

11.12

27.
К-1
28.

Контрольная работа № 1 «Русская
литература XIX века»
Основные вехи биографии
И.С.Тургенева. Повесть «Ася»

1

13.12

1

18.12

29.

Возвышенное и трагическое в
повести. Образ Аси

1

20.12

30.

Ф.М.Достоевский. «Белые ночи»

1

25.12

31.

Ф.М.Достоевский. «Белые ночи»

1

27.12

32.

Л.Н.Толстой. «После бала». История
создания рассказа

1

10.01

33.

Л.Н.Толстой. «После бала»:
проблемы и герои

1

15.01

34.
Р/р
(5)

Приемы создания образов в рассказе
«После бала». Домашнее сочинение

1

17.01

V.
35.

Подбор материала,
составление плана,
написание сочинения
Осознанное чтение и
выборочный пересказ
эпизодов, выразительное
чтение, лексическая
работа, работа с иллюстрациями.
Выполнение тестовой
работы
Различные виды пересказа,
тезисный план, дискуссия,
письменная
характеристика персонажа
отзыв о прочитанном.
Исследовательская работа
с текстом, отзыв о
прочитанном
Выразительное чтение,
составление комментариев,
характеристика тематики,
проблематики, идейного
содержания
Работа с иллюстрациями,
исследовательская работа с
текстом
Выразительное чтение,
составление комментариев,
характеристика тематики,
проблематики, идейного
содержания
Лексическая работа,
дискуссия, рассуждение на
тему, подготовка к
сочинению

Повесть, прообраз,
прототип

Уметь выявлять сюжет и
фабулу повести,
выразительно читать
лирическую прозу,
сопоставлять образы
главных героев повести,
определять художественную
идею произведения,
принимать участие в
дискуссии

Идея, проблематика

Уметь составлять
комментарии, вести диалог
на тему

Лирика

Уметь выявлять темы и
мотивы лирики поэта,

Из русской литературы XX века. 26 часов (24+1р/р+1К)
А.А.Блок. «На поле Куликовом»,
«Россия»: история и современность

1

22.01

Выразительное чтение,
составление тезисов,

36.

О.З.Мандельштам.
«Бессонница.Гомер.Тугие паруса…»

1

24.01

37.

И.С.Шмелёв. «Как я стал писателем»:
путь к творчеству»

1

29.01

38.

М.А.Осоргин. «Пенсне»: реальность
и фантастика

1

31.01

39.

1

5.02

40.

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая
история, обработанная
«Сатириконом»
Н.А.Теффи «Жизнь и воротник»

1

7.02

41.

М.М.Зощенко «История болезни»

1

12.02

42.

Внеклассное чтение по рассказам
Теффи и М.М.Зощенко

1

14.02

43.

М.А.Булгаков. Повесть «Собачье
сердце».
Проблематика и образы повести
«Собачье сердце»
Художественная идея повести
«Собачье сердце»

1

19.02

1

21.02

1

26.02

46.

А.Т.Твардовский «Василий Теркин»:
человек и война

1

28.02

47.

А.Т.Твардовский «Василий Теркин»:

1

4.03

44.
45.

участие в коллективном
диалоге
Выразительное чтение,
определение
художественной идеи
стихотворения
Выразительное чтение,
выявление художественной
идеи, ведение диалога,
проблематика произведения
Устные ответы на вопросы,
участие в коллективном
диалоге
Сомтавление тезисов
статьи учебника, устный
рассказ
Различные виды чтения и
пересказа, составление
словаря лексики персонажа
Различные виды чтения и
пересказа, составление
словаря лексики персонажа
Устные ответы на вопросы,
участие в коллективном
диалоге
Выразительное чтение
фрагментов повести,
подготовка сообщения,
исследовательск5кая работа
с текстом, работа с
иллюстрациями,
формулирование выводов,
определение проблематики
и художественной идеи
повести
Различные виды чтения,
цитатный план
Выразительное чтение

определять художественную
идею произведений

Уметь составлять
комментарии, вести диалог
на тему
Фантастика

Умение составлять таблицу

Юмор, сатира

Умение составлять
историко-культурные
комментарии
Уметь составлять словарь
речи персонажа,
формулировать
микровыводы,
формулировать идею
сатирических произведений
Уметь составлять
комментарии, вести диалог
на тему
Готовить сообщения, делать
выводы, участвовать в
дискуссии, определять
проблематику повести и её
значение для современного
общества, соотносить
повесть с её экранизацией

Литературный анекдот,
юмор, сатира, ирония,
сарказм

Персонаж, имя которого
стало нарицательным

Дорога и путешествие в
эпосе Твардовского
Поэма, мотив

Уметь выявлять темы и
мотивы в сюжете поэмы,
комментировать
иллюстрации к поэме,

образ главного героя
48.

А.Т.Твардовский «Василий Теркин»:
особенности композиции поэмы

1

6.03

49.
Р/р
(7)
50

Сочинение по поэме
А.Т.Твардовского «Василий
Теркин»
А.Н. Толстой. Рассказ «Русский
характер»
М.А.Шолохов «Судьба человека»

1

11.03

1

13.03

1

18.03

52.

Русский характер в изображении
М.А.Шолохова.

1

20.03

53.

А.И.Солженицын «Матренин двор»

1

3.04

54.

Образы Матрёны и рассказчика

1

8.04

55.

10.04

56.

В.П.Астафьев. «Фотография, на
1
которой меня нет»: картины военного
детства, образ главного героя
В.П.Астафьев. «Фотография, на
1
которой меня нет»:
автобиографический характер
рассказа

57.

А.В.Жвалевский, Е.Б.Пастернак.
«Неудачница»

1

17.04

58.

М.Исаковский. «Катюша», «Враги
сожгли родную хату»
Б.Окуджава. «Песенка о пехоте»,
«Здесь птицы не поют…»

1

22.04

1

24.04

51.

59.

15.04

наизусть, работа с
учебником,
исследовательская работа с
текстом
Подбор материала для
сочинения

выразительно читать
фрагменты поэмы,
характеризовать образ
рассказчика
Написание сочинения

Составление комментария к
фрагментам рассказа,
характеризовать фабулу и
сюжет, анализировать
образы, формулирование
выводов

Готовить сообщения, делать
выводы, участвовать в
дискуссии, определять
проблематику повести и её
значение для современного
общества, соотносить
повесть с её экранизацией
Готовить сообщения, делать
выводы, участвовать в
дискуссии, определять
проблематику повести и её
значение для современного
общества,

Составление комментария к
фрагментам рассказа,
характеризовать фабулу и
сюжет, анализировать
образы, формулирование
выводов

Реальное и
символическое

Выразительное чтение,
подготовка сообщения,
отзыв о прочитанном,
дискуссия, художественный
пересказ, работа со статьей
учебника

Образ рассказчика

Устные ответы на вопросы,
участие в коллективном
диалоге
Выразительное чтение
наизусть, работа с
учебником,
исследовательская работа с

Уметь соотносить жизнь
страны и судьбу членов
семьи, выразительно читать
фрагменты рассказа,
проводить
исследовательскую работу с
текстом, формулировать
художественную идею
рассказа
Уметь составлять
комментарии, вести диалог
на тему
Уметь выявлять темы и
мотивы лирики поэтов

текстом
60.
К- 2

Контрольная работа № 2 «Русская
литература XX века»

VI.

1

27.04

Из зарубежной литературы. 6 часа
1

6.05

1

8.05

63.

У.Шекспир. История сюжета и
прототипы героев трагедии «Ромео и
Джульетта»
Идеалы Возрождения в трагедии
«Ромео и Джульетта». Проблематика
трагедии
У.Шекспир. Сонеты

1

13.05

64.

«Высокая комедия» Ж.Б.Мольера

1

15.05

65.

«Мещанин во дворянстве»

1

20.05

66.

Итоговый урок. Рекомендации для
летнего чтения.

1

22.05

61.

62.

Выполнение тестовых
заданий

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ Титовской СОШ
от 30 августа 2023 года № 1
___________ Тютюнникова А.М.

Лексическая работа,
Трагедия
выразительное чтение по
ролям, прослушивание
музыкальных произведений,
работа с учебником, работа
с иллюстрациями
Выразительное чтение
Сонет
наизусть, работа с
учебником,
исследовательская работа с
Дискуссия, различные
комедия
формы пересказа,
сообщения учащихся,
работа с иллюстрациями

Уметь составлять тезисы,
записывать выводы,
выступать с сообщением,
формулировать
художественную идею
трагедии

Участвовать в беседе и
дискуссии о соотношении
мечты и действительности,
сопоставлять героевантагонистов, раскрывать
смысл понятия «вечный
образ»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».