Рабочая программа по литературе 11 класс 2023-2024уч.год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Титовская средняя общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ»
директор МБОУ Титовская СОШ:
_____________ Артамонов А.С.
Приказ от 30.08.2023 г. №139

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
Уровень общего образования: общее среднее, 11 класс
2023-2024 учебный год
Количество часов – 99
Учитель Осипчук Татьяна Николаевна
Программа разработана на основе Программы для
общеобразовательных учреждений: Литература 5-11 кл., авторысоставители Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 5-е изд. М., ООО «ТИД
«Русское слово» - РС», 2010г.

сл. Титовка
2023 год

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе:
-Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.201
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (утв.приказом Министерства образования и науки РФ от 17мая 2012г.
№413);
-Приказом Минпросвещния России от 11.12.2020 года, №712 «О внеснии изменений в
нкоторые федеральные государственные образовательны стандарты общего образования
по вопросам воспитания обучающихся»;
-Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ Титовская
СОШ;
-Учебного плана школы на 2023-2024 учебный год;
Ггодового календарного учебного графика на 2023-2024 учебный год;
-Положения о рабочей программе учителя МБОУ Титовской СОШ, утвержденного
приказом №99 от 3.08.2016г.(с изменениями от 7.08.2019г. приказ №114)
- программы среднего общего образования по литературе для 10-11 классов (базовый
уровень) авторов программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 511 классов общеобразовательной школы, М.: «Русское слово», 2010 г. Г. С. Меркина, С. А.
Зинина, В. А. Чалмаева.
-учебника: Литература для 11кл.. общеобразоват. организаций. Базовый и углубленный
уровни. В 2-х частях, авторы С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово» 2019г.
Современное
школьное
литературное
образование
выполняет
важнейшие
культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой
частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также
шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания
мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное
«самостояние» личности. Не случайно в концептуальной части Федерального компонента
государственного стандарта общего образования по литературе (2004) особое внимание
уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного
вкуса, эстетических и творческих способностей. Решение этих важных задач требует
сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного
материала.
Изучение курса литературы в 10-11 классах завершает школьное литературное образование.
На завершающем этапе усиливается исторический аспект изучения литературы,
художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам
литературный материал, вводятся произведения крупных жанров.
Цели изучения литературы на ступени среднего (полного) общего образования
заключаются в следующем:
воспитание
духовно
развитой
личности,
готовой
к
самопознанию
и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской
позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной
культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры
читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции
исторической и эстетической обусловленности литературного процесса, образного и
аналитического мышления, эстетических способностей учащихся, читательских интересов,
художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания,
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование
общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как
художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием
теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных жанров; поиска,
систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
В целом представленная программа литературного образования адресована ученику
современной школы, человеку XXI века, наследующему духовный опыт великой русской
культуры.
По учебному плану на 2023-2024 учебный год на изучение предмета «Литература»
отводится 102 часа из расчета 3 часа в неделю, 3 часа в неделю из федерального компонента.
В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями 23
февраля, 8 марта, 1,10 мая рабочая программа по литературе в 11 классе на 2023-2024 учебный год
будет выполнена за 99 часов.

Планируемые результаты изучения предмета
По окончании 11 класса учащиеся должны: знать / понимать
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX –XX веков;
• основные закономерности историко-литературного процесса и черты
литературных направлений;
• основные теоретико-литературные понятия;
уметь
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя
сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный
пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные
средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного
произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить
произведение с литературным направлением эпохи;
• определять род и жанр произведения;
• сопоставлять литературные произведения;
• выявлять авторскую позицию;
• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая
нормы литературного произношения;
• аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на
литературные темы;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• - поиска нужной информации в справочных материалах;
• - развёрнутого ответа на литературный вопрос, составление плана сочинения,
написания изложений с элементами сочинения, сочинений по литературным
произведениям;
• - ведения аргументированной полемики;

•
•

- определения круга чтения и оценки литературных произведений;
- самостоятельной подготовки к государственной итоговой аттестации и
вступительным экзаменам в ВУЗ.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании
сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и
пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство
развития речи.
Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6
классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4, в 10 классе —
4—5, в 11 классе — 5—7.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-ом и 10 дней в 9-11- ых
классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за
грамотность. В 5-9-ых классах первая оценка за содержание и речь относится к литературе,
вторая — к русскому языку.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в
пределах программы данного класса:
1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
изученного произведения.
4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при
анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями
эпохи.
6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность
ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание
текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки
героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора
при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих
выводов, свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое
понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий,
характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретиколитературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение
привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение
монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании
текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий,
характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии
идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но
недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об
ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для
подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение
монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня
чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов
содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и
роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение
монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств
языка.
Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и
непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить
монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные
критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов,
правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического
содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала,
важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность
в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях;
соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний,
умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании
текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении
целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным
содержанию.

литературным

языком

и

стилистически

соответствующее

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Отметка «4» ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание
литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими
для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также
не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или
недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в
изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и
обобщения;
материал излагается достаточно логично,
последовательности выражения мыслей;

но

имеются

отдельные

нарушения

в

обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста
произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений,
или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка «1» ставится за сочинение:
совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста
произведения и неумении излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем
это установлено для отметки «2».

Оценка тестовых работ.При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок
следующие:
«5» - 90 – 100 %; «4» - 78 – 89 %; «3» - 60 – 77 %; «2»- менее 59%.

Основное содержание предмета
Литература XX века
Введение. Сложность и самобытность русской литературы XX века.
Литература первой половины XX века
Обзор русской литературы первой половины XX века
И. А. Бунин Жизнь и творчество (обзор) Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать
ва, звезды!..», «Последний шмель». Живописность, напевность, философская и
психологическая насыщенность, тонкий лиризм стихотворений Бунина. Рассказы:
«Антоновские яблоки». Поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. «Господин
из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым
сердцем». «Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.
М. Горький Жизнь и творчество (обзор) «Старуха Изергиль». Романтизм ранних
рассказов Горького. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека. Протест
героя-одиночки против «бескрылого существования», «пустыря в душе» в повести «Фома
Гордеев». «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна. Спор героев о
правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Сочинение по творчеству
М.Горького.
А.И. Куприн Жизнь и творчество (обзор) «Олеся». Внутренняя цельность и красота
«природного» человека. «Поединок». Мир армейских отношений как отражение духовного
кризиса общества. «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о
«невозможной» любви. Символический смысл художественных деталей, поэтическое
изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл
финала.
Сочинение по творчеству А.И.Куприна
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX века
В. Брюсов, К. Бальмонт, И. Ф. Анненский, А. Белый, Н. С. Гумилев, И. Северянин, В.
Хлебников. Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» (обзор).
Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.
Художественные открытия, поиски новых форм.
А. А. Блок Жизнь и творчество. Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о
Прекрасной Даме». Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение»
музыки стихий» в поэме. Сочинение по творчеству А.А.Блока
А. А. Ахматова Жизнь и творчество. Стихотворения «Песня последней встречи», «Сжала
руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал
утешно..», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то
истома…». Психологическая глубина и яркость любовной лирики. Поэма «Реквием»История
создания и публикации. Тема исторической памяти.
Сочинение по творчеству
А.А.Ахматовой.
М. И. Цветаева Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано..», «Стихи к Блоку»
«Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по Родине! Давно…», «Идешь на меня
похожий…», «Куст» Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени
и вечности. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных
сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.
«Короли смеха» из журнала «Сатирикон» А.Аверченко Темы и мотивы сатирической
новеллистики.

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов
Характерные черты
времени в повести А. Платонова «Котлован». Развитие жанра антиутопии в романе Е.
Замятина «Мы». Трагизм поэтического мышления О. Мандельштама.
В. В. Маяковский
Жизнь и творчество. Стихотворения «А вы могли бы?»,
«Послушайте!»,
«Скрипка
и
немножко
нервно»,
«Лиличка!»,
«Юбилейное»,
«Прозаседавшиеся», «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне
Яковлевой». Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление).
Проблематика, художественное своеобразие.
С. А. Есенин Жизнь и творчество. Стихотворения. Поэмы «Анна Снегина», «Пугачев».
Сочинение по творчеству В. Маяковского и С. Есенина.
Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов
А. Н. Толстой. Роман «Петр Первый» (обзор). Основные этапы становления исторической
личности, черты национального характера в образе Петра.
М. А. Шолохов Жизнь и творчество. Роман «Тихий Дон» (обзорное изучение)
Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»
М. А. Булгаков Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита»
Сочинение по творчеству М.А.Булгакова
Б. Л. Пастернак Жизнь и творчество. Стихи. Единство человеческой души и стихии мира
в лирике. Роман «Доктор Живаго» (обзор). Интеллигенция и революция в романе.
Нравственные искания героя.
Литература периода Великой Отечественной войны
А. Т. Твардовский Жизнь и творчество. Доверительность и теплота лирической
интонации поэта.
Литературный процесс 50-х – начала 80-х годов
В. М. Шукшин Колоритность и яркость героев-чудиков.
А.И.Солженицин Жизнь и творчество. Отражение «лагерных университетов» в повести
«Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор». Тип героя-праведника.
Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов

Тематическое планирование
№
п/п

Наименование
разделов и тем

Всего В том числе на:
часов уроки Р/р

Формы
контр.раб. самост.работы учся

I.
II.

Введение
Судьба реализма
на рубеже XIX и
XX веков
Серебряный век
русской поэзии
Октябрьская
революция и
литературный
процесс 1920-х
годов
Литературный
процесс 1930-1940
годов
Литература
периода Великой
Отечественной
войны
Литературный
процесс 1950-1980
годов
Итого:

2
12

2
11

1

-

21

20

1

18

15

2

1

20

18

2

-

5

5

-

-

21

18

2

1

99

89

8

2

III.
IV.

V.

VI.

VI.

-

-подготовка
сообщений,
-составление плана, лексическая работа, слайдовые
презентации,
-составление рассказа,
-подготовка
иллюстраций,
-составление
вопросов,
-выучивание наизусть.

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Раздел, тема урока

Колво
часов

Дата
план

Дата
факт.

Цели и задачи урока

Теория
литературы

Планируемые результаты

Дать представление о единстве
и целостности русской
литературы 20 в., сформировать
представление о единстве
гуманистич.идеала русской
литер. 20в.
Определить роль классиков 19
в. Л.Н.Толстого и А.П.Чехова в
литер.процессе начала 20в.

Реализм

Развитие устной монологической
речи, составление тезисной
записи лекции учителя

I. Введение. 2 часа
1.

Русская литература XX века. 1
Начало XX в.: ожидания, тревоги
и надежды мастеров культуры

1.09

2.

Реалистические
традиции
модернистские
искания
литературе начала XX в.

4.09

и 1
в

Модернизм,
декаданс,
натурализм

II. Судьба реализма на рубеже XIX и XX веков. 12 часов (11+1р/р)
3.

И. А. Бунин «Антоновские
яблоки». Поэтика «остывших»
усадеб в прозе И.А.Бунина.

1

6.09

4.

Образ «закатной» цивилизации в
рассказе И.А.Бунина «Господин
из Сан-Франциско»

1

8.09

5.

«Чистый понедельник». Тема
России, ее духовных тайн и
нерушимых ценностей.

1

11.09

6.

М.Горький. Судьба и творчество

1

13.09

Показать своеобразие стиля
писателя на примере рассказа
«Антоновские яблоки». Уметь
анализировать и
интерпретировать
художественное произведение.
Раскрыть философское
содержание рассказа
И.А.Бунина. Аналитическое
чтение.
Показать своеобразие
рассказов, новизну в
изображении психологического
состояния человека, вызвать
желание обсудить прочитанное.

Словесная
живопись.
Символика
детали.
Импрессионизм.
«Монтажная»
композиция.
Новелла.

Систематизировать знания
учащихся о творчестве
М.Горького, способствовать

Неоромантизм.
Сюжетное

Знать основные биографические
сведения о
И.А. Бунине, особенности
произведений. Уметь
анализировать произведения,
работать с материалами
учебника. Понимать Бунинскую
поэтику «остывших» усадеб и
лирических воспоминаний, тему
«закатной» цивилизации и образ
«нового человека со старым
сердцем», мотивы ускользающей
красоты, преодолении суетного в
стихии вечности, тему России, её
духовных тайн и нерушимых
ценностей.
Знать основные биографические
сведения о М.Горьком,
особенности романтических

развитию творческих
способностей
Показать своеобрази рассказа,
новизну в изображении
психологического состояния
человека, вызвать желание
обсудить прочитанное.
Показать своеобразие стиля
писателя на примере рассказа.
Уметь анализировать и
интерпретировать
художественное произведение.
Выявить позиции героев пьесы
и авторскую позицию по
отношению к вопросу о правде
Показать своеобразие стиля
писателя на примере рассказа.
Уметь анализировать и
интерпретировать
художественное произведение.

7.

Рассказ «Старуха Изергиль».
Воспевание красоты и духовной
мощи свободного человека.

1

15.09

8.

Драма «На дне»: система образов

1

18.09

9.

Спор о назначении человека в
пьесе «На дне».

1

20.09

10.

Нравственно-философские
мотивы драмы М.Горького «На
дне»

1

22.09

11.
Р/р
12.

Сочинение по пьесе М.Горького
«На дне»
А.И. Куприн. Жизнь и
творчество.

1

25.09

Развивать навык написания
сочинений разных жанров

1

27.09

13.

Повесть «Олеся» - история
1
расцвета и крушения «природной»
личности.
«Гранатовый браслет» - печальная 1
красота неразделенной любви

29.09

Показать своеобразие стиля
писателя на примере повести
«Олеся». Уметь анализировать
и интерпретировать
художественное произведение.
Уметь анализировать и
интерпретировать
художественное произведение.
Раскрыть идею и
художественные особенности
повести. Указать на роль детали
в художественном
повествовании

14.

2.10

обрамление.
Полилог.
Центробежная
композиция в
драматургии.
Социальнофилософская
драма

произведений, значение творчества
писателя для литературного
процесса. Уметь анализировать
произведения, свободно используя
конкретные понятия теории
литературы, составлять план и
конспект лекции учителя. Видеть
воспевание красоты и духовной
мощи свободного человека в
рассказах-легендах, философскоэтическую проблематику
пьесы о людях «дна». Уметь видеть
главное в прочитанном тексте,
аргументировано формулировать
свое отношение к произведению.

Написание сочинения

Очерковый стиль.
Этнографическая
проза.
Пародийнопоэтический
мотив.
Сюжетная
«подсказка».

Знать основные биографические
сведения об А.И.Куприне,
содержание произведения,
особенности жанра и конфликта
произведения.
Уметь эмоционально отвечать
литературному тексту,
анализировать явления, сцены и
все произведение в целом,
свободно использовать
конкретные понятия теории
литературы, сопоставлять
литературные персонажи,
оценивать систему действующих
лиц. Владеть монологическим
устным и письменным ответом.

III.

Серебряный век русской поэзии. 21 час (20+1р/р)

15.

Серебряный век русской поэзии
как своеобразный «русский
ренессанс» (обзор)

1

4.10

16.

Истоки русского символизма.
Художественные открытия,
поиски новых форм.
В. Брюсов. Стилистическая
строгость, образно-тематическое
единство лирики поэта.

1

6.10

1

9.10

18.

К.Бальмонт. «Поэзия как
волшебство»

1

11.10

19.

А. А. Блок. Жизнь и судьба поэта. 1

13.10

20.

«Стихи о Прекрасной Даме»

1

16.10

21.

Тема «страшного мира» в лирике
А.А.Блока.
Стихи о России как трагическое
предупреждение об эпохе
«неслыханных перемен».
Старый и новый мир в поэме

1

18.10

1

20.10

1

23.10

17.

22.

23.

Дать краткую характеристику
поэтики и мировоззрения
поэтов. Показать яркую
индивидуальность поэзии.
Проанализировать стихи
Охарактеризовать творчество
поэтов-символистов
Показать своеобразие стиля
поэта. Уметь анализировать и
интерпретировать
художественное произведение.
Показать яркую
индивидуальность поэта. Дать
краткую характеристику
поэтики и мировоззрения поэта.
Проанализировать стихи

Познакомить с атмосферой, в
которой вырос Блок, показать,
как факты личной биографии
отражаются в поэзии Блока.
Показать особенности поэтики
первой книги Блока.
Формировать навыки анализа
прочитанного
Показать историю и значение
образа России в творчестве
Блока
Показать полемический

Символизм.
Декадентство.
Символ.
Аллегория.
Метафора.
Мистическое
содержание.
Мифологический
сюжет.
Двоемирие.
Оксюморон.
Эвфония.

Знать истоки, сущность и
хронологические границы
«русского культурного
ренессанса», художественные
открытия поэтов «нового
времени»: поиски новых форм,
способов лирического
самовыражения, утверждение
особого статуса художника в
обществе. Различать основные
направления в русской поэзии
начала XX века (символизм,
акмеизм, футуризм).
Знать основные биографические
сведения о поэтах Серебряного
века, содержание произведений,
роль символики, новые понятия.
Понимать истоки и последствия
кризиса символизма в 1910-е
годы.

Младосимволизм.
Аллюзия.
Реминисценция.
Перифраз.
«Музыкальность»
культуры.

Знать основные
биографические сведения об
А.А. Блоке, содержание
Понять, как факты личной
биографии отражаются в поэзии
Блока, увидеть значение образа
России в творчестве поэта,
идейно-художественное
своеобразие поэмы
«Двенадцать»
Уметь эмоционально отвечать
литературному
тексту,

А.А.Блока «Двенадцать»
Образ Христа и христианские
мотивы в поэме «Двенадцать».
Домашнее сочинение.
Преодолевшие символизм.
И.Ф.Анненский: между
символизмом и акмеизмом.

1

25.10

1

27.10

Кризис символизма и новые
течения в русской поэзии.
Кризис символизма и новые
течения в русской поэзии.

1

8.11

1

10.11

28.
29.

Н. С. Гумилев. Поэзия и судьба.
Лирический герой поэзии
Н.С.Гумилева.

1
1

13.11
15.11

30.

А. А. Ахматова. Очерк жизни и
творчества. Любовная лирика.

1

17.11

31.

Тема Родины в творчестве
А.А.Ахматовой.

1

20.11

32.

Поэма «Реквием».
Монументальность, трагическая
мощь поэмы.

1

22.11

33.

М. И. Цветаева. Поэзия М.
Цветаевой как лирический
дневник эпохи.

1

24.11

24.
Р/р
25.

26.
27.

характер поэмы, её
художественные особенности
Использовать приобретенные
знания и умения в
практической деятельности.
Углубить представление о
символизме, совершенствовать
навыки анализа лирического
произведения.
Дать общую характеристику
акмеизму и футуризму,
новокрестьянской поэзии,
пробудить интерес к поэз.

анализировать явления, сцены и
все произведение в целом,
свободно
использовать
конкретные
понятия теории
литературы
Акмеизм.
Футуризм.
Новокрестьянская
поэзия.
Неологизм.
Образ-эмблема.

Знать основную характеристику
акмеизма и футуризма, их
представителей, выразительное
чтение стихотворений, устное
сообщение, устное
высказывание.

Дать краткую характеристику
поэтики и мировоззрения поэта.
Проанализировать стихи Н.
Гумилева

Неоромантизм.
Лирический
герой-маска.
Экзотический
колорит.

Дать представление о личности
поэта, о мотивах и настроениях
ранней лирики
Показать своеобразие стиля
поэта. Уметь анализировать и
интерпретировать
художественное произведение.
Развить представление о поэзии
Ахматовой, неразрывно
связанной с Россией, русской
культурой

Лирическая
миниатюра.
Лирическая
новелла.
Исповедальная
лирика.
Микроцикл.
Монументальная
поэзия.

Знать основные биографические
сведения о Н.С.Гумилеве,
особенности лирических
произведений, художественные
тропы и фигуры., особенности
жанра и конфликта поэмы, роль
символики в стихах, новые
понятия
Знать основные
биографические сведения о
А.А.Ахматовой, особенности
лирических произведений,
художественные тропы и
фигуры., особенности жанра и
конфликта поэмы, роль
символики в стихах, новые
понятия, соотносить
произведения с литературными
направлениями эпохи.

Показать своеобразие стиля
поэта. Уметь анализировать и
интерпретировать

Кольцевой
повтор.
Рефрен.

Знать основные биографические
сведения о М.А.Цветаевой,
особенности лирических

художественное произведение.
Рассказать об основных темах и
мотивах цветаевской лирики,
особенностях лирической
героини стихотворений

Вариация.

Представить творчество
А.Т.Аверченко с точки зрения
продолжения традиций русской
литературы.

Литературный миф.
Философсколирическая
миниатюра.
Этнографическая
проза.

34.

Тема Родины, «собирание»
России. Поэт и мир.

1

27.11

35.

«Короли смеха» из журнала
«Сатирикон». А.Т.Аверченко.

1

29.11

IV.

Октябрьская революция и литературный процесс 1920-х годов.18часов (15+2р/р+1К)

36.

Публицистика. Анализ книги
«Окаянные дни» И.А.Бунина.

1

1.12

37.

«Плачи» А.М.Ремизова и роман
Б.А.Пильняка «Голый год»

1

4.12

38.

Литературные направления и
группировки в 1920-е годы

1

8.12

39.

Новые голоса: тема Родины и
революции в произведениях
Д.А.Фурманова, А.А.Фадеева,
И.Э.Бабеля

1

11.12

40.

Развитие жанра антиутопии в
романах «Мы» Е.И.Замятина и

1

13.12

Рассмотреть проблематику
книги, совершенствовать
умение находить главное,
воспитывать творческого
читателя
Познакомить учащихся с
творчеством писателей,
представить жанр «плача»
Познакомит учащихся с
основными литературными
направлениями и группами
1920-х годов, декларациями,
программами
Показать учащимся значение
произведений Фурманова,
Фадеева, Бабеля в развитии
жанров послереволюционного
времени
Научить определять признаки
антиутопии как жанра,
формировать умение

«Потаенная»
литература.
Орнаментальная
проза.
Конструктивизм.
Имажинизм.
Сказ.
Плач.
Утопия.
Антиутопия.
«Социальный
заказ».
Герой-маска.

произведений, художественные
тропы и фигуры. Уметь
анализировать произведения,
свободно используя конкретные
понятия теории литературы,
составлять план и конспект
лекции учителя, работать с
материалами учебника,
выразительно читать стихи
наизусть
Знать, что такое смех в
литературе, литературная
пародия, фельетон, ирония.

Знание биографии писателей, их
творчества, сопоставительный
анализ эпизодов произведений,
знание признаков жанра
антиутопии, знание содержания
изучаемых произведений

«Чевенгур» А.П.Платонова

анализировать произведения
нового жанра
Помочь определить место и
значение юмора и сатиры в
литературе 1920-х годов,
проанализировать эпизоды
художественных произведений
Контроль знаний учащихся по
пройденному материалу

41.

Юмор и сатира в литературе 1920х годов.М.М.Зощенко, И.Ильф и
Е.Петров

1

15.12

42.
К-1

Контрольная работа
№1«Литература рубежа XIX-XX
веков»
В.В.Маяковский. Творческая
биография.

1

18.12

1

20.12

44.

Тема поэта и толпы в ранней
лирике В.В.Маяковского

1

22.12

45.

Бунт «тринадцатого апостола» в
поэме В.В.Маяковског «Облако в
штанах»

1

25.12

46.

Тема художника и революции в
творчестве В.В.Маяковского.

1

27.12

47.

Любовь и быт в поэзии
В.В.Маяковского.

1

29.12

48.

Поэма «Во весь голос»

1

10.01

49.
Р/р
50.

Сочинение по творчеству
В.В.Маяковского
С.А.Есенин: поэзия и судьба.

1

12.01

Развивать навык написания
сочинений разных жанров

15.01

Дать характеристику поэтики и
мировоззрения поэта.
Проанализировать стихи

43.

Сформировать представление о
новаторском характере раннего
творчества Маяковского
Дать представление о раннем
творчестве Маяковского, его
новаторском характере
Дать представление о
дореволюционном творчестве
поэта, его проблематике,
показать логику развития идеи
произведения.
Дать краткую характеристику
поэтики и мировоззрения поэта.
Проанализировать стихи
Привлечь внимание учащихся к
необычной для поэта теме и
помочь увидеть в нем тонкого
лирика
Показать учащимся
исповедальный характер
поэмы, подчеркнуть великое
самообладание Маяковского

Выполнение тестовой работы

Гипербола.
Антиэстетизм.
Ступенчатая
строфа.
Неологизм.
Агитка.
Лирический
монолог.
Гротеск.
Тоническое
стихосложение.
Метрика.
Поэтический ритм.

Знать основные биографические
сведения о В.В.Маяковского,
особенности лирических
произведений, художественные
тропы и фигуры. Уметь
анализировать произведения,
свободно используя конкретные
понятия теории литературы,
составлять план и конспект
лекции учителя, работать с
материалами учебника,
выразительно читать стихи
наизусть

Написание сочинения
Имажинизм.
Образ-мифологема.
Напевность стиха.

Природа родного края и образ
России в лирике Есенина.
Религиозные мотивы в ранней

51.

Тема революции в поэзии
С.А.Есенина

1

17.01

52.

Трагедия мятежной души в
1
драматической поэме С.А.Есенина
«Пугачев»
Нравственно-философское
1
звучание поэмы С.А.Есенина
«Анна Снегина»
Домашнее сочинение

19.01

53.
Р/р

22.01

Познакомить учащихся с
особенностями творческого
метода поэта.
Познакомить с драматической
поэмой, сравнить есенинский
образ Пугачева с пушкинским

Идиллия.
Антиурбанистическ
ая тематика.

лирике поэта. Трагическое
противостояние города и деревни
в лирике 20-х годов. Любовная
тема в поэзии С.А.Есенина.
Богатство поэтической речи,
народно-песенное начало,
философичность как основные
черты есенинской поэтики.

Выявить причины
возникновения песеннолирической ситуации,
проанализировать стихи поэтов
1930-х годов
Дать представление о духовной
атмосфере десятилетия и ее
отражения в литературе и
искусстве
Соотнести реальное время и
пространство России первой
четверти 18 века с
художественным временем и
пространством романа
А.Толстого.
Выявить идейнохудожественную задачу
А.Толстого

Песеннолирическая поэзия.
Индустриальная
тема.
Герой-идеал.
Историческая
деталь концепция
личности в
истории.

Чтение и анализ стихотворений.
Уметь эмоционально отвечать
литературному тексту,
анализировать явления, сцены и
все произведение в целом,
свободно использовать
конкретные понятия теории
литературы

Дать представление о личности
Шолохова, значении его
произведений, о полемике
вокруг авторства, обобщить
ранее рассмотренный материал
о творчестве писателя.
Дать представление об

Роман-эпопея.
Эпическое время и
пространство.
Герой эпоса.
Лирическое
отступление.
Полифония.

Показать, что «Анна Снегина» одно из выдающихся
произведений русской
литературы, определить ее
основные мотивы

V.

Литературный процесс 1930-1940 годов.20 часа (18+2р/р)

54.

Особенности лирической поэзии
1930-х годов

1

24.01

55.

Произведения отечественной
прозы 1930-х годов

1

26.01

56.

А.Н.Толстой. Историческая
проза. Роман «Петр Первый»

1

29.01

57.

Личность царя-реформатора в
романе А.Н.Толстого «Петр
Первый»
М.А.Шолохов. Жизненный и
творческий путь.

1

31.01

1

2.02

Картины жизни донского

1

5.02

58.

59.

Знать основные факты биографии
писателя.
Уметь видеть главное в
прочитанном тексте,
аргументировано формулировать
свое отношение к произведению

казачества в романе
М.А.Шолохова «Тихий Дон»

эпической природе романа и
показать, что закономерности
эпохи раскрываются не только
в исторических событиях, но и
в фактах частной жизни
Показать развитие
гуманистических традиций
русской литературы в
изображении войны и влияние
ее на человека.
Совершенствовать навыки
анализа художественного
произведения.

60.

События революции и
Гражданской войны в романе
«Тихий Дон».

1

7.02

61.

Гуманизм М.А.Шолохова в
изображении
противоборствующих сторон на
Дону.
Путь Григория Мелехова в
романе.

1

9.02

1

12.02

Показать неизбежную
трагичность судьбы Григория,
ее связь с судьбой общества.

63.
Р/р
64.

Сочинение по роману
М.А.Шолохова «Тихий Дон»
М.А.Булгаков. Судьба и книги.

1

14.02

Развивать навык написания
сочинений разных жанров

1

16.02

65.

«Мастер и Маргарита» как
сатирико-философский роман.

1

19.02

66.

Нравственно-философское
звучание «ершалаимских» глав
романа.
Своеобразие булгаковской
«дьяволиады» в романе «Мастер и
Маргарита».

1

21.02

Познакомить учащихся с
основными вехами жизни
Булгакова и их отражением в
творчестве писателя.
Раскрыть многоплановость и
оригинальность композиции,
образной системы романа.
Развивать навыки
культурологического подхода к
анализу произведения.

1

26.02

Тема любви и творчества в романе 1
«Мастер и Маргарита».

28.02

62

67.

68.
Р/р

Расширить представление о
теме «дьяволиады» в мировой
художественной литературе,
развивать навыки
монологического
высказывания.
Определить главную идею
романа, развивать умение

Бытописание.

Написание сочинения
«Исторический»
пейзаж.
Вставной роман.
Синтетический
жанр.
Карнавальный
смех.
Буффонада.
Очерк нравов.
Фантасмагория.

Понять, что «Мастер и
Маргарита» - «роман-лабиринт»
со сложной философской
проблематикой. Взаимодействие
трех повествовательных пластов
в образно- композиционной
системе романа. Нравственнофилософское звучание
«ершалаимских» глав.
Сатирическая «дьяволиада»
М.А.Булгакова в романе.
Неразрывность любви и
творчества в проблематике
«Мастера и Маргариты».

Домашнее сочинение.

аргументировать свою точку
зрения.
Познакомить учащихся с
основными фактами биографии
Пастернака, подчеркнуть
творческую индивидуальность.
Показать актуальность и
вневременную ценность
романа.
Совершенствовать умение
анализировать роман, показать
философский смысл
произведения.
Изучить биографию и
творчество писателя, показать
актуальность его произведений.
Познакомить с идейным
замыслом и истории
публикации повести, объяснить
внутренние переживания
героев.

69.

Б.Л.Пастернак. Жизненный и
творческий путь.

1

1.03

70.

Духовные искания героев в
романе «Доктор Живаго»

1

4.03

71.

Образ Юрия Живаго.

1

6.03

72.

А.П.Платонов. очерк жизни и
творчества.

1

11.03

73.

Герой-мечтатель и проблема
поиска истины в повести
А.П.Платонова «Котлован»

1

13.03

VI.

Литература периода Великой Отечественной войны. 5часов

74.

Публицистика времен войны

1

15.03

75.

Лирика периода Великой
Отечественной войны.
Мир в свете подвига: проза о
войне 1941-1945гг.

1

18.03

1

20.03

А.Т.Твардовский. Жизненный и
творческий путь.

1

22.03

76.

77.

Дать обзор публицистики
военных лет, выработать
навыки анализа
публицистических
произведений.
Дать обзор поэзии военных лет,
отметить их патриотичность.
Познакомить с прозаическими
произведениями о войне,
совершенствовать навыки
анализа художественного
произведения.
Дать обзор жизненного и
творческого пути

Образнопоэтическая
формула.
Метафорический
ряд.
Лирикофилософский цикл.
Стихотворный
эпилог.
Религиознолирический роман.

Иметь представление о
неразрывности связи человека и
природы, их взаимотворчестве.
Любовь и поэзия, жизнь и смерть
в философской концепции
Б.Л.Пастернака.
Черты
нового
лирикорелигиозного повествования в
романе «Доктор Живаго»

Неореализм.
Антиутопия.
Фантасмагория.
Авторское
«косноязычие».

Знать основные приемы анализа
художественного произведения.
Разбираться
в
понятии
«неореализм».

Военная
публицистика.
Фронтовой
репортаж.
Маршевая песня.
Эпическа новелла.
Документальная
проза.

Уметь
видеть
главное
в
прочитанном
тексте,
аргументированно
формулировать свое отношение к
произведению

Патриотическая
лирика.

Понять, что «любовь к правде
сущей» - основной мотив

78.

Нравственно-философский смысл
поэмы А.Т.Твардовского «По
праву памяти»

1

3.04

А.Т.Твардовского. Показать
своеобразие стиля поэта.
Определить жанровые
особенности и идейное
содержание поэмы.

Лирическая
историческая песня.
Лирическая
исповедь.

лирического эпоса»
А.Т.Твардовского. Память
войны, тема нравственных
испытаний на дорогах истории в
произведениях разных лет.
Философская проблематика
поздней лирики поэта. Знать, что
поэма «По праву памяти» поэма-завещание.

Лирическая проза.
Эстрадная поэзия.
«Тихая» лирика.
«Лейтенантская
проза».
Психологическая
драма.
«Городская проза».
«Деревенская
проза».
Роман-эссе.
Авторская песня.
Рок-поэзия.

Знание содержания
произведений, их
особенностей. Умение
выделять тему и проблему в
художественном
произведении.

VII Литературный процесс 1950-1980 годов. 20 часа (17+2р/р+1К)
Поэтическая «оттепель»:
«громкая» и «тихая» лирика.

1

80.

«Окопный реализм» писателейфронтовиков 1960-1970-хгг.

1

8.04

81.

«Деревенская проза»

1

10.04

82.

«Городская проза»

1

12.04

83.

Историческая романистика 19601980-хгг.

1

15.04

84.

Авторская песня

1

17.04

79.

5.04

Сформировать представление о
рождении нового типа
литературного движения,
подчеркнуть творческую
индивидуальность авторов.
Обзорно рассмотреть
произведения писателейфронтовиков.
Обзорно рассмотреть
произведения о деревне,
развивать умение
анализировать и синтезировать.
Дать представление о
«городской прозе» как об
иронично-философском и
«интеллектуальном»
направлении в литературе 19501980-хгг.
Дать определение исторической
прозы, определить ее
принципы, подчеркнуть новое в
изображении исторического
прошлого России.
Выявить причины
возникновения авторской
песни, проанализировать стихи

бардов.
Раскрыть идею и
художественные особенности
рассказов.
Уметь анализировать и
интерпретировать
художественное произведение.

85.

В. М. Шукшин. Колоритность и
яркость героев-чудиков.

1

19.04

86.

Проза В.М.Шукшина. Тема города 1
и деревни.

22.04

87.

Н.М.Рубцов. Поиск спасительных 1
вечных причалов –главный смысл
духовного пути поэта.

24.04

Познакомить учащихся с
основными фактами биографии
Рубцова, определить
особенности лирики поэта

88.

В.П.Астафьев. Человек и природа 1
в творчестве писателя.

26.04

89.

Проблема человечности в
условиях войны в произведениях
В.П.Астафьева.
Сочинение по произведениям
В.П.Астафьева.
Творчество В.Г.Распутина.

1

27.04

Познакомить учащихся с
творческой биографией
писателя, раскрыть
исповедальную особенность его
произведений.
Формировать навыки
определения идеи
художественного произведения.

1

3.05

Развивать навык написания
сочинений разных жанров

1

6.05

92.

Нравственные уроки прозы
В.Г.Распутина.

1

8.05

Познакомить с жизнью и
творчеством писателя,
сформулировать нравственные
проблемы в творчестве
Распутина.
Показать традиции
«деревенской прозы» в
творчестве Распутина.

93.

А.И.Солженицын. Жизнь и

1

13.05

90.
Р/р
91.

Познакомить с творчеством
Солженицына, воспитывать

Герой-«чудик».
Сказка-притча.
Киноповесть.
Пародийность
языка.

Знать, что «народ» и
«публика» - два нравственнообщественных полюса в прозе
В.М.Шукшина.
Уметь видеть главное в
прочитанном тексте,
аргументировано
формулировать свое
отношение к произведению

«Тихая» лирика.
Напевный стих.
«Лирическая
светопись».
«Говорящая» пауза.
Автобиографизм.
Исповедальность
прозы.
Стилеобразующая
деталь.

Знание стихотворений Рубцова.
Умение
анализировать
поэтическое произведение.
Уметь
видеть
главное
в
прочитанном
тексте,
аргументировано формулировать
свое отношение к произведению

Написание сочинения
«Сжатая» эпопея.
Лирический
пейзаж.
«Деревенская
проза».
Путевой очерк.
Трагическое
пространство.
Внесюжетное
отступление.
Двуединство автора
и героя.

Знание содержания, тематики и
проблематики
рассказов,
повестей Распутина

Знание содержания

94.
Р/р

95.
К-2
97.
98.
99.

творчество.
Своеобразие звучания «лагерной»
темы в повести «Один день Ивана
Денисовича».Домашнее
сочинение.
Контрольная работа №2
«Литература 1950-1980-хгг.»
Анализ контрольной работы
Новейшая русская проза и
поэзия1980-1990-хгг.
Новейшая русская проза и
поэзия1980-1990-хгг.

1

15.05

1

17.05

1

20.05
22.05

интерес к писателю
Показать сложность судьбы
автора и его произведений.

Контроль знаний учащихся по
пройденному материалу
Коррекция ошибок
Обзор новейшей русской прозы
и поэзии

Роман-хроника.
«Двучастный»
рассказ.

произведений, их
особенностей. Умение
выделять тему и проблему в
художественном
произведении.
Выполнение тестовой работы

24.05

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического совета МБОУ Титовской СОШ от 30 августа 2023 года № 1

___________ Тютюнникова А.М.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».