Рабочая программа по информатике 8 класс 2023-2024 уч.год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Титовская средняя общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ»
директор МБОУ Титовской СОШ:
_____________ Артамонов А.С.
Приказ от 30.08.2023 г. № 139

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Информатике
Уровень общего образования: основное, 8 класс
2023-2024 учебный год
Количество часов-34
Учитель Кармазина Нина Петровна
Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования
по информатике (базовый уровень) и авторской программы И.Г. Семакина, М.С.
Цветковой (ФГОС программа для основной школы 7-9 классы И.Г. Семакин,
М.С.Цветкова Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний 2012).

сл. Титовка
2023 год.

Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(приказ Минпросвещения России от 31мая 2021 года № 287, зарегистрирован Минюстом
России 5.07.2021 года, регистрационный номер №64101);
- Приказом Минпросвещения России от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые
федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам
воспитания обучающихся»
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Титовской
СОШ;
- Учебного плана школы на 2023-2024 учебный год;
- Годового календарного учебного графика на 2023-2024 учебный год;
- Положения о рабочей программе учителя МБОУ Титовской СОШ, утвержденного приказом №
99 от 03.08.2016г. (с изменениями от 7.08.2019 г приказ №114);
- Примерной программы основного общего образования по информатике (базовый уровень) и
авторской программы И.Г. Семакина, М.С. Цветковой (ФГОС программа для основной школы 79 классы И.Г. Семакин, М.С.Цветкова Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2012).
Цели и задачи изучения предмета:
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на
достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации,
информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера
и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать
собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических
аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении
индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении
профессий, востребованных на рынке труда.
Основная задача состоит в изучении общих закономерностей функционирования,
создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
В практике используются формы организации работы на уроке:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикумы.
В качестве методов обучения применяются:
- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой),
- наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций),
- практические методы (упражнения, практические работы).
УМК.
1. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие / И.Г. Семакин, М.С. Цветкова
Авторы: И.Г. Семакин, М.С. Цветкова
2. Информатика: учебник для 8 класса/ И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В.
Шестакова.-6-е изд., стереотип.-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2015.
3. Задачник – практикум. Под редакцией И.Г. Семакина.
По учебному плану на 2023 – 2024 учебный год на изучение предмета информатика в 8 классе
отводится 34 часов из расчета 1 час в неделю из федерального компонента.
В соответствии с календарным учебным рабочая программа по информатике в 8 классе на 2023 –
2024 учебный год будет выполнена за 34 часа.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система
ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому
образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной
школе, являются:


наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития
личности, государства, общества;



понимание роли информационных процессов в современном мире;



владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;



ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;



развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной
среды;



способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять
значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития
информационного общества;



готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;



способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в
процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой
деятельности;



способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания
основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной
эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или
всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного
процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами,
формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:


владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм»,
«исполнитель» и др.;



владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;



владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои
действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности,
определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения
учебной задачи;



владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;



владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка
и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение

методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор
наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера;


владение информационным моделированием как основным методом приобретения
знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные
информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики,
диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой
системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от
стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;



ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования
и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного
пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание
письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и
звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений;
коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации;
анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения
учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности
по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в
учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа
мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные
предметные результаты изучения информатики в 8 классе основной школы отражают:


формирование информационной и алгоритмической культуры;



формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм,
модель – и их свойствах;



развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм
для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях,
логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и
основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
































Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
 по курсу «Информатика и ИКТ»
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
- оценка «5» выставляется, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно
используя математическую и специализированную терминологию и символику;
- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики,
сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять
их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и
устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
- оценка «4» выставляется, если ответ имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного
содержания ответа;
- нет определенной логической последовательности, неточно используется математическая и
специализированная терминология и символика;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по
замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в
выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу учителя.
- оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание
вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании
терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих
вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического
задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных
умений и навыков.
- оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного
материала,
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блоксхем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
- оценка «1» выставляется, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог
ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Оценка самостоятельных и проверочных работ по теоретическому курсу
Оценка "5" ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью;
- при решении задач сделан перевод единиц всех физических величин в "СИ", все необходимые
данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки,
сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно записаны
исходные формулы, записана формула для конечного расчета, проведены математические расчеты
и дан полный ответ;
 - на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным
языком с соблюдением технической терминологии в определенной логической
































последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и
ранее изученным материалом по курсу информатики, а также с материалом, усвоенным при
изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации;
- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и
закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий,
законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов
измерения.
Оценка "4" ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются
недочеты и несущественные ошибки: правильно записаны исходные формулы, но не записана
формула для конечного расчета; ответ приведен в других единицах измерения.
- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным
требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении
взаимосвязей, выводах и решении задач;
- учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере
использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других
предметов.
Оценка "3" ставится в следующем случае:
- работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от
общего объема), но допущены существенные неточности; пропущены промежуточные расчеты.
- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения
понятий и закономерностей;
- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых
формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач,
требующих преобразования формул.
Оценка "2" ставится в следующем случае:
- работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема
задания);
- учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и
взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.
Оценка "1" ставится в следующем случае: работа полностью не выполнена.

Для письменных работ учащихся по алгоритмизации и программированию:
- оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет
пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности,
описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение
обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или
тексте программы.
- оценка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или
программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными
знаниями по данной теме в полной мере.
- оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой
теме.
























Практическая работа на ЭВМ оценивается следующим образом:
- оценка «5» ставится, если:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление
результата работы;
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение
навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех ошибок;
- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению
поставленной задачи.
- оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными
навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными
знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не
самостоятельно.
- оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков практической
работы на ЭВМ по проверяемой теме.
Тест оценивается следующим образом:
«5» - 86-100% правильных ответов на вопросы;
«4» - 71-85% правильных ответов на вопросы;
«3» - 51-70% правильных ответов на вопросы;
«2» - 0-50% правильных ответов на вопросы.

Содержание курса учебного предмета.
Тема 1. Передача информации в компьютерных сетях (8 ч).
Как устроена компьютерная сеть. Электронная почта и другие услуги компьютерных сетей.
Аппаратное и программное обеспечение сети. Интернет и Всемирная паутина. Способы поиска в
Интернете. Передача информации по техническим каналам связи. Архивирование и
разархивирование файлов.
Тема 2. Информационное моделирование (7ч). Что такое моделирование.
Графические информационные модели. Табличные модели. Информационное моделирование на
компьютере. Системы, модели, графы. Объектно-информационные модели.
Тема 3. Хранение и обработка информации в базах данных (8 ч). Основные
понятия. Что такое система управления базами данных. Создание и заполнение баз данных.
Основы логики: логические величины и формулы. Условия выбора и простые логические
выражения. Условия выбора и сложные логические выражения. Сортировка, удаление и
добавление записей.
Тема 4. Табличные вычисления на компьютере (11 ч). История чисел и систем
счисления. Перевод чисел и двоичная арифметика. Числа в памяти компьютера. Что такое
электронная таблица. Правила заполнения таблиц. Работа с диапазонами. Относительная
адресация. Деловая графика. Условная функция. Логические функции и абсолютные адреса.
Электронные таблицы и математическое моделирование. Пример имитационной модели.

Тематическое планирование.

№ Название разделов и тем

1
2
3
4
5

Передача
информации
компьютерных сетях.
Информационное
моделирование.

Всего
часов
в 8
7

Хранение
и
обработка 8
информации в базах данных.
Табличные
вычисления
на 11
компьютере.
Итого:
34

В том числе на:

Формы
самостоятельной
уроки Контрольные работы
работы
7
1
Практические работы
6

1

Тестирование
Практические работы

7

1

Практические работы

10

1

Тестирование
Практические работы

30

4

Календарно-тематическое планирование.
№

Тема урока.

8ч.
1
2

Передача информации в компьютерных сетях.
Как устроена компьютерная сеть.
§1
Электронная почта и другие услуги компьютерных § 2
сетей.

6.09
13.09

3
4
5
6

Аппаратное и программное обеспечение сети.
Интернет и Всемирная паутина.
Способы поиска в Интернете.
Передача информации по техническим каналам
связи

§3
§4
§5
§ 1.1

20.09
27.09
4.10
11.10

7
8

Архивирование и разархивирование файлов.
§ 1.2
Контрольная работа №1 «Передача информации в
компьютерных сетях».

18.10
25.10

7 ч.
9
10
11
12
13
14
15

Информационное моделирование.
Что такое моделирование.
Графические информационные модели.
Табличные модели.
Информационное моделирование на компьютере.
Системы, модели, графы.
Объектно-информационные модели.
Контрольная
работа
№2
«Информационное
моделирование».

8.11
15.11
22.11
29.11
6.12
13.12
20.12

8 ч.
16
17
18
19
20
21
22
23

Хранение и обработка информации в базах данных.
Основные понятия.
§ 10
Что такое система управления базами данных.
§ 11
Создание и заполнение баз данных.
§ 12
Основы логики: логические величины и формулы.
§ 13
Условия выбора и простые логические выражения.
§ 14
Условия выбора и сложные логические выражения.
§ 15
Сортировка, удаление и добавление записей.
§ 16
Контрольная работа №3 «Хранение и обработка
информации в базах данных».

11 ч.
24
25
26

Табличные вычисления на компьютере.
История чисел и систем счисления.
Перевод чисел и двоичная арифметика.
Числа в памяти компьютера. Что такое электронная
таблица
Правила заполнения таблиц.
Работа с диапазонами. Относительная адресация.
Деловая графика. Условная функция.
Логические функции и абсолютные адреса.

27
28
29
30

Д/З

§6
§7
§8
§9
§ 2.1
§ 2.2

Дата
проведения
План Факт

27.12
10.01
17.01
24.01
31.01
7.02
14.02
21.02

§ 17
§ 18
§ 19

28.02
6.03
13.03

§ 21
§ 22
§ 23
§ 24

20.03
3.04
10.04
17.04

31-32

Электронные
таблицы
и
математическое § 25
моделирование. Пример имитационной модели.
§ 26

24.04
8.05

33

Контрольная работа №4 «Табличные вычисления на
компьютере».

15.05

34

Итоговый урок за курс 8 класса.

22.05

 СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ Титовской СОШ
от 30 августа 2023 года №1
__________ Тютюнникова А.М.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».