Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Титовская средняя общеобразовательная школа «УТВЕРЖДАЮ» директор МБОУ Титовской СОШ: _____________ Артамонов А.С. Приказ от 30.08.2023 г. № 139 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Информатике Уровень общего образования: основное, 8 класс 2023-2024 учебный год Количество часов-34 Учитель Кармазина Нина Петровна Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по информатике (базовый уровень) и авторской программы И.Г. Семакина, М.С. Цветковой (ФГОС программа для основной школы 7-9 классы И.Г. Семакин, М.С.Цветкова Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний 2012). сл. Титовка 2023 год. Пояснительная записка. Рабочая программа разработана на основе: - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.; - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минпросвещения России от 31мая 2021 года № 287, зарегистрирован Минюстом России 5.07.2021 года, регистрационный номер №64101); - Приказом Минпросвещения России от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся» - Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Титовской СОШ; - Учебного плана школы на 2023-2024 учебный год; - Годового календарного учебного графика на 2023-2024 учебный год; - Положения о рабочей программе учителя МБОУ Титовской СОШ, утвержденного приказом № 99 от 03.08.2016г. (с изменениями от 7.08.2019 г приказ №114); - Примерной программы основного общего образования по информатике (базовый уровень) и авторской программы И.Г. Семакина, М.С. Цветковой (ФГОС программа для основной школы 79 классы И.Г. Семакин, М.С.Цветкова Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2012). Цели и задачи изучения предмета: Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей: освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. Основная задача состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. В практике используются формы организации работы на уроке: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; практикумы. В качестве методов обучения применяются: - словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой), - наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций), - практические методы (упражнения, практические работы). УМК. 1. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие / И.Г. Семакин, М.С. Цветкова Авторы: И.Г. Семакин, М.С. Цветкова 2. Информатика: учебник для 8 класса/ И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова.-6-е изд., стереотип.-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2015. 3. Задачник – практикум. Под редакцией И.Г. Семакина. По учебному плану на 2023 – 2024 учебный год на изучение предмета информатика в 8 классе отводится 34 часов из расчета 1 час в неделю из федерального компонента. В соответствии с календарным учебным рабочая программа по информатике в 8 классе на 2023 – 2024 учебный год будет выполнена за 34 часа. Планируемые результаты изучения учебного предмета. Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.; владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования; ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации). Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в 8 классе основной школы отражают: формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по курсу «Информатика и ИКТ» Для устных ответов определяются следующие критерии оценок: - оценка «5» выставляется, если ученик: - полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; - изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику; - правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу; - показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания; - продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; - отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. - оценка «4» выставляется, если ответ имеет один из недостатков: - в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа; - нет определенной логической последовательности, неточно используется математическая и специализированная терминология и символика; - допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя; - допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу учителя. - оценка «3» выставляется, если: - неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; - ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме, - при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. - оценка «2» выставляется, если: - не раскрыто основное содержание учебного материала; - обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала, - допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блоксхем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. - оценка «1» выставляется, если: - ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу. Оценка самостоятельных и проверочных работ по теоретическому курсу Оценка "5" ставится в следующем случае: - работа выполнена полностью; - при решении задач сделан перевод единиц всех физических величин в "СИ", все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно записаны исходные формулы, записана формула для конечного расчета, проведены математические расчеты и дан полный ответ; - на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком с соблюдением технической терминологии в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации; - учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения. Оценка "4" ставится в следующем случае: - работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки: правильно записаны исходные формулы, но не записана формула для конечного расчета; ответ приведен в других единицах измерения. - ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач; - учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Оценка "3" ставится в следующем случае: - работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности; пропущены промежуточные расчеты. - учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей; - умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул. Оценка "2" ставится в следующем случае: - работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания); - учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи. Оценка "1" ставится в следующем случае: работа полностью не выполнена. Для письменных работ учащихся по алгоритмизации и программированию: - оценка «5» ставится, если: - работа выполнена полностью; - в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок; - в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала). - оценка «4» ставится, если: - работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); - допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы. - оценка «3» ставится, если: - допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме. - оценка «2» ставится, если: - допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере. - оценка «1» ставится, если: - работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме. Практическая работа на ЭВМ оценивается следующим образом: - оценка «5» ставится, если: - учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ; - работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы; - оценка «4» ставится, если: - работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи; - правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех ошибок; - работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи. - оценка «3» ставится, если: - работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи. - оценка «2» ставится, если: - допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно. - оценка «1» ставится, если: - работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков практической работы на ЭВМ по проверяемой теме. Тест оценивается следующим образом: «5» - 86-100% правильных ответов на вопросы; «4» - 71-85% правильных ответов на вопросы; «3» - 51-70% правильных ответов на вопросы; «2» - 0-50% правильных ответов на вопросы. Содержание курса учебного предмета. Тема 1. Передача информации в компьютерных сетях (8 ч). Как устроена компьютерная сеть. Электронная почта и другие услуги компьютерных сетей. Аппаратное и программное обеспечение сети. Интернет и Всемирная паутина. Способы поиска в Интернете. Передача информации по техническим каналам связи. Архивирование и разархивирование файлов. Тема 2. Информационное моделирование (7ч). Что такое моделирование. Графические информационные модели. Табличные модели. Информационное моделирование на компьютере. Системы, модели, графы. Объектно-информационные модели. Тема 3. Хранение и обработка информации в базах данных (8 ч). Основные понятия. Что такое система управления базами данных. Создание и заполнение баз данных. Основы логики: логические величины и формулы. Условия выбора и простые логические выражения. Условия выбора и сложные логические выражения. Сортировка, удаление и добавление записей. Тема 4. Табличные вычисления на компьютере (11 ч). История чисел и систем счисления. Перевод чисел и двоичная арифметика. Числа в памяти компьютера. Что такое электронная таблица. Правила заполнения таблиц. Работа с диапазонами. Относительная адресация. Деловая графика. Условная функция. Логические функции и абсолютные адреса. Электронные таблицы и математическое моделирование. Пример имитационной модели. Тематическое планирование. № Название разделов и тем 1 2 3 4 5 Передача информации компьютерных сетях. Информационное моделирование. Всего часов в 8 7 Хранение и обработка 8 информации в базах данных. Табличные вычисления на 11 компьютере. Итого: 34 В том числе на: Формы самостоятельной уроки Контрольные работы работы 7 1 Практические работы 6 1 Тестирование Практические работы 7 1 Практические работы 10 1 Тестирование Практические работы 30 4 Календарно-тематическое планирование. № Тема урока. 8ч. 1 2 Передача информации в компьютерных сетях. Как устроена компьютерная сеть. §1 Электронная почта и другие услуги компьютерных § 2 сетей. 6.09 13.09 3 4 5 6 Аппаратное и программное обеспечение сети. Интернет и Всемирная паутина. Способы поиска в Интернете. Передача информации по техническим каналам связи §3 §4 §5 § 1.1 20.09 27.09 4.10 11.10 7 8 Архивирование и разархивирование файлов. § 1.2 Контрольная работа №1 «Передача информации в компьютерных сетях». 18.10 25.10 7 ч. 9 10 11 12 13 14 15 Информационное моделирование. Что такое моделирование. Графические информационные модели. Табличные модели. Информационное моделирование на компьютере. Системы, модели, графы. Объектно-информационные модели. Контрольная работа №2 «Информационное моделирование». 8.11 15.11 22.11 29.11 6.12 13.12 20.12 8 ч. 16 17 18 19 20 21 22 23 Хранение и обработка информации в базах данных. Основные понятия. § 10 Что такое система управления базами данных. § 11 Создание и заполнение баз данных. § 12 Основы логики: логические величины и формулы. § 13 Условия выбора и простые логические выражения. § 14 Условия выбора и сложные логические выражения. § 15 Сортировка, удаление и добавление записей. § 16 Контрольная работа №3 «Хранение и обработка информации в базах данных». 11 ч. 24 25 26 Табличные вычисления на компьютере. История чисел и систем счисления. Перевод чисел и двоичная арифметика. Числа в памяти компьютера. Что такое электронная таблица Правила заполнения таблиц. Работа с диапазонами. Относительная адресация. Деловая графика. Условная функция. Логические функции и абсолютные адреса. 27 28 29 30 Д/З §6 §7 §8 §9 § 2.1 § 2.2 Дата проведения План Факт 27.12 10.01 17.01 24.01 31.01 7.02 14.02 21.02 § 17 § 18 § 19 28.02 6.03 13.03 § 21 § 22 § 23 § 24 20.03 3.04 10.04 17.04 31-32 Электронные таблицы и математическое § 25 моделирование. Пример имитационной модели. § 26 24.04 8.05 33 Контрольная работа №4 «Табличные вычисления на компьютере». 15.05 34 Итоговый урок за курс 8 класса. 22.05 СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ Титовской СОШ от 30 августа 2023 года №1 __________ Тютюнникова А.М.