Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Титовская средняя общеобразовательная школа «УТВЕРЖДАЮ» директор МБОУ Титовской СОШ: _____________ Артамонов А.С. Приказ от 30.08.2023 г. № 139 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Информатике Уровень общего образования: основное общее, 9 класс 2023-2024 учебный год Количество часов-32 Учитель Кармазина Нина Петровна Программа разработана на основе , примерной программы основного общего образования «Информатика и ИКТ» 9 класс (базовый уровень) автор И.Г. Семакин-М.: Бином, 2013. сл. Титовка 2023 год. Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе: - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.; - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минпросвещения России от 31мая 2021 года № 287, зарегистрирован Минюстом России 5.07.2021 года, регистрационный номер №64101); - Приказом Минпросвещения России от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся» - Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Титовской СОШ; - Учебного плана школы на 2023-2024 учебный год; - Годового календарного учебного графика на 2023-2024 учебный год; - Положения о рабочей программе учителя МБОУ Титовской СОШ, утвержденного приказом № 99 от 03.08.2016г. (с изменениями от 7.08.2019 г приказ №114); - Примерной программы основного общего образования по информатике (базовый уровень) и авторской программы И.Г. Семакина, М.С. Цветковой (ФГОС программа для основной школы 79 классы И.Г. Семакин, М.С.Цветкова Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2012). Цели и задачи изучения предмета: Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей: освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. Основная задача состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. В практике используются формы организации работы на уроке: индивидуальные; групповые; фронтальные; практикумы. В качестве методов обучения применяются: - словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой), - наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций), - практические методы (упражнения, практические работы). УМК. 1. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие / И.Г. Семакин, М.С. Цветкова Авторы: И.Г. Семакин, М.С. Цветкова 2. Информатика: учебник для 9 класса/ И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова.- 6-е изд., стереотип.- М.:Бином. Лаборатория знаний, 2017. По учебному плану на 2023 – 2024 учебный год на изучение предмета информатика в 9 классе отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю из федерального компонента. В соответствии с календарным учебным графиком рабочая программа по информатике в 9 классе на 2023 – 2024 учебный год будет выполнена за 32 часа Планируемые результаты изучения учебного предмета. В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен Знать/понимать: формы представления графической информации характеристики растрового и векторного изображения характеристики звуковой информации и форматы звуковых файлов как связаны между собой количество цветов в палитре и глубина цвета, как формируется палитра цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB способы получения и редактирования цифровых фотографий: этапы создания цифрового видеофильма виды и назначения редакторов текстов; интерфейс текстового редактора и процессора; режимы работы и систему команд текстового редактора; структурные элементы текстового документа; приемы внедрения объектов; основы конвертирования файлов. что такое электронная таблица и табличный процессор; основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации; какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами; основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу; графические возможности табличного процессора. понятие алгоритма, свойства алгоритмов, примеры алгоритмов понятия исполнителя алгоритма, системы команд исполнителя, программы процесс исполнения алгоритма компьютером понятия транслятора, компилятора классификацию и названия языков программирования особенности объектно-ориентированного программирования по сравнению с алгоритмическими языками программирования основные понятия проекта, формы, объекта, свойств и методов, событийной процедуры этапы разработки и способ загрузки проектов понятия переменной, основные типы переменных, объявление переменных основные алгоритмические структуры структуру функции и типы функций, синтаксис функций ввода-вывода данных правила описания основных геометрических объектов, графические методы для рисования геометрических фигур понятия моделирования, формализации, визуализации основные этапы моделирования принцип процесса управления, виды систем управления и различия между ними формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты) структуру баз данных условия поиска информации; логические значения, операции, выражения, удаление и сортировка данных в реляционных БД понятия информационного общества, информатизации и компьютеризации что такое информационная культура перспективы развития информационных и коммуникационных технологий Уметь: редактировать звуковые записи и сохранять звуковые файлы в различных форматах выбрать графический редактор для создания и редактирования графического документа проводить оценку качества оцифрованного звука проводить захват и редактирование цифрового фото и видео приводить примеры текстовых редакторов; использовать различные способы работы с текстовым документом; вводить, редактировать, форматировать структурные элементы текстового документа; работать с рисунками, списками и таблицами в текстовом документе; использовать буфер обмена и технологию OLE; подготовить различные текстовые документы; одновременно работать с несколькими текстовыми документами; осуществлять поиск и замену, проверку правописания в тексте. открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров; редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице; выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку; получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора; создавать электронную таблицу для несложных расчетов. обосновывать свойства алгоритмов, приводить примеры из собственного жизненного опыта представлять алгоритм в виде блок-схемы изменять свойства объектов, графического интерфейса проекта и редактировать программный код, создавать свои событийные процедуры применять оператор присваивания описывать переменные, присваивать им значения и выводить на экран выполнять арифметические операции над переменными организовать диалоговые окна сообщений применять функции ввода-вывода при создании собственных проектов создавать простые графические редакторы определять результат программы по ее описанию приводить примеры моделирования в различных областях деятельности создавать простейшие модели объектов и процессов в виде электронных таблиц и проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей строить информационные модели систем управления приводить примеры систем управления в технических устройствах, общественных отношениях просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных сортировать данные в таблице, создавать и редактировать форму формировать запрос, используя систему управления базами данных выполнять поиск записей в готовой базе данных сортировку записей в готовой базе данных приводить примеры информатизации и компьютеризации в повседневной жизни приводить примеры перспектив развития информационных и коммуникационных технологий Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по курсу «Информатика и ИКТ» Для устных ответов определяются следующие критерии оценок: - оценка «5» выставляется, если ученик: - полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; - изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику; - правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу; - показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания; - продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; - отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. - оценка «4» выставляется, если ответ имеет один из недостатков: - в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа; - нет определенной логической последовательности, неточно используется математическая и специализированная терминология и символика; - допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя; - допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу учителя. - оценка «3» выставляется, если: - неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; - ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме, - при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. - оценка «2» выставляется, если: - не раскрыто основное содержание учебного материала; - обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала, - допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блоксхем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. - оценка «1» выставляется, если: - ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу. Оценка самостоятельных и проверочных работ по теоретическому курсу Оценка "5" ставится в следующем случае: - работа выполнена полностью; - при решении задач сделан перевод единиц всех физических величин в "СИ", все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно записаны исходные формулы, записана формула для конечного расчета, проведены математические расчеты и дан полный ответ; - на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком с соблюдением технической терминологии в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации; - учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения. Оценка "4" ставится в следующем случае: - работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки: правильно записаны исходные формулы, но не записана формула для конечного расчета; ответ приведен в других единицах измерения. - ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач; - учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Оценка "3" ставится в следующем случае: - работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности; пропущены промежуточные расчеты. - учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей; - умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул. Оценка "2" ставится в следующем случае: - работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания); - учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи. Оценка "1" ставится в следующем случае: работа полностью не выполнена. Для письменных работ учащихся по алгоритмизации и программированию: - оценка «5» ставится, если: - работа выполнена полностью; - в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок; - в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала). - оценка «4» ставится, если: - работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); - допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы. - оценка «3» ставится, если: - допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме. - оценка «2» ставится, если: - допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере. - оценка «1» ставится, если: - работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме. Практическая работа на ЭВМ оценивается следующим образом: - оценка «5» ставится, если: - учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ; - работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы; - оценка «4» ставится, если: - работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи; - правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех ошибок; - работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи. - оценка «3» ставится, если: - работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи. - оценка «2» ставится, если: - допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно. - оценка «1» ставится, если: - работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков практической работы на ЭВМ по проверяемой теме. Тест оценивается следующим образом: «5» - 86-100% правильных ответов на вопросы; «4» - 71-85% правильных ответов на вопросы; «3» - 51-70% правильных ответов на вопросы; «2» - 0-50% правильных ответов на вопросы. Содержание курса учебного предмета. Управления и алгоритмы (9 ч). Управление и кибернетика. Управление с обратной связью. Определение и свойства алгоритма. Графический учебный исполнитель. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Циклические алгоритмы. Ветвление и последовательная детализация алгоритма. Авторизированные и автоматические системы управления. Использование рекурсивных процедур. Контрольная работа №1 «Управление и алгоритмы». Введение в программирование (18 ч). Что такое программирование. Алгоритмы работы с величинами. Линейные вычислительные алгоритмы. Знакомство с языком Паскаль. Алгоритмы с ветвящейся структурой. Программирование ветвлений на Паскале. Программирование диалога с компьютером. Программирование циклов. Алгоритм Евклида. Таблицы и массивы. Массивы в Паскале. Одна задача обработки массива. Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива. Сортировка массива. Программирование перевода чисел из одной системы счисления в другую. Сложность алгоритмов. О языках программирования и трансляторах. История языков программирования. Контрольная работа №2 «Введение в программирование». Информационные технологии и общество (5 ч). Предыстория информатики. История ЭВМ. История программного обеспечения и ИКТ. Информационные ресурсы современного общества. Проблемы формирования информационного общества. Информационная безопасность. Контрольная работа №3 «Информационные технологии и общество». Тематическое планирование. № Название разделов и Всего тем часов и 9 В том числе на: уроки Практические работы 8 0 Контрольные работы 1 1 Управления алгоритмы. 2 Введение в 18 программирование. 17 0 1 3 Информационные 5 технологии и общество. Итого 32 5 0 0 30 0 2 Формы самостоятельной работы Календарно-тематическое планирование. № Тема урока. Д/З Дата проведения План 9 ч. Управления и алгоритмы. 1 2 3 4 5 6 7 Управление и кибернетика. Управление с обратной связью. Определение и свойства алгоритма. Графический учебный исполнитель. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Циклические алгоритмы. Ветвление и последовательная детализация алгоритма. 8 Авторизированные и автоматические системы § 1.1 управления. Использование рекурсивных процедур. 23.10 9 Контрольная работа №1 «Управление и алгоритмы». 13.11 18 ч. Введение в программирование. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Что такое программирование. Алгоритмы работы с величинами. Линейные вычислительные алгоритмы. Знакомство с языком Паскаль. Алгоритмы с ветвящейся структурой. Программирование ветвлений на Паскале. Программирование диалога с компьютером. Программирование циклов. Алгоритм Евклида. Таблицы и массивы. Массивы в Паскале. 21 22 Одна задача обработки массива. Поиск наибольшего и наименьшего массива. §1 §2 §3 §4 §5 §6 §7 4.09 11.09 18.09 25.09 2.10 9.10 16.10 §8 §9 § 10 § 11 § 12 § 13 § 14 § 15 § 16 § 17 § 18 20.11 27.11 4.12 11.12 18.12 25.12 15.01 22.01 29.01 5.02 12.02 § 19 элементов § 20 19.02 26.02 23 24 Сортировка массива. § 21 Программирование перевода чисел из одной системы § 2.1 счисления в другую. Сложность алгоритмов. 4.03 11.03 25 26 Сложность алгоритмов. О языках программирования и История языков программирования. 18.03 8.04 27 Контрольная работа программирование». 5 ч. Информационные технологии и общество. №2 § 2.2 трансляторах. § 2.3 «Введение в 15.04 Факт 28 Предыстория информатики. История ЭВМ. § 22, §23 22.04 29 История программного обеспечения и ИКТ. § 24 Информационные ресурсы современного общества. Проблемы формирования информационного § 26 общества. Информационная безопасность § 25 27.04 31 Проблемы формирования информационного общества. Информационная безопасность 13.05 32 Проблемы формирования информационного общества. Информационная безопасность 20.05 30 6.05 СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ Титовской СОШ от 30 августа 2023 года №1 __________ Тютюнникова А.М.