Рабочая программа по информатике 9 класс 2023-2024 уч.год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Титовская средняя общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ»
директор МБОУ Титовской СОШ:
_____________ Артамонов А.С.
Приказ от 30.08.2023 г. № 139

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Информатике
Уровень общего образования: основное общее, 9 класс
2023-2024 учебный год
Количество часов-32
Учитель Кармазина Нина Петровна
Программа разработана на основе , примерной программы основного общего образования
«Информатика и ИКТ» 9 класс (базовый уровень) автор И.Г. Семакин-М.: Бином, 2013.

сл. Титовка
2023 год.

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(приказ Минпросвещения России от 31мая 2021 года № 287, зарегистрирован Минюстом
России 5.07.2021 года, регистрационный номер №64101);
- Приказом Минпросвещения России от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые
федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам
воспитания обучающихся»
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Титовской
СОШ;
- Учебного плана школы на 2023-2024 учебный год;
- Годового календарного учебного графика на 2023-2024 учебный год;
- Положения о рабочей программе учителя МБОУ Титовской СОШ, утвержденного приказом №
99 от 03.08.2016г. (с изменениями от 7.08.2019 г приказ №114);
- Примерной программы основного общего образования по информатике (базовый уровень) и
авторской программы И.Г. Семакина, М.С. Цветковой (ФГОС программа для основной школы 79 классы И.Г. Семакин, М.С.Цветкова Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2012).
Цели и задачи изучения предмета:
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на
достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации,
информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера
и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать
собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических
аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении
индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении
профессий, востребованных на рынке труда.
Основная задача состоит в изучении общих закономерностей функционирования,
создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
В практике используются формы организации работы на уроке:
индивидуальные;
групповые;
фронтальные;
практикумы.
В качестве методов обучения применяются:
- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой),
- наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций),
- практические методы (упражнения, практические работы).
УМК.
1. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие / И.Г. Семакин, М.С. Цветкова
Авторы: И.Г. Семакин, М.С. Цветкова
2. Информатика: учебник для 9 класса/ И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков,
Л.В. Шестакова.- 6-е изд., стереотип.- М.:Бином. Лаборатория знаний, 2017.
По учебному плану на 2023 – 2024 учебный год на изучение предмета информатика в 9 классе
отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю из федерального компонента.
В соответствии с календарным учебным графиком рабочая программа по информатике в 9 классе
на 2023 – 2024 учебный год будет выполнена за 32 часа

Планируемые результаты изучения учебного предмета.
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен
Знать/понимать:
 формы представления графической информации
 характеристики растрового и векторного изображения
 характеристики звуковой информации и форматы звуковых файлов
 как связаны между собой количество цветов в палитре и глубина цвета, как формируется
палитра цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB
 способы получения и редактирования цифровых фотографий:
 этапы создания цифрового видеофильма виды и назначения редакторов текстов;
 интерфейс текстового редактора и процессора;
 режимы работы и систему команд текстового редактора;
 структурные элементы текстового документа;
 приемы внедрения объектов;
 основы конвертирования файлов.
 что такое электронная таблица и табличный процессор;

основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки
и способы их идентификации;

какие типы данных заносятся в электронную таблицу;
 как табличный процессор работает с формулами;

основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в
электронную таблицу;

графические возможности табличного процессора.
 понятие алгоритма, свойства алгоритмов, примеры алгоритмов
 понятия исполнителя алгоритма, системы команд исполнителя, программы
 процесс исполнения алгоритма компьютером
 понятия транслятора, компилятора
 классификацию и названия языков программирования
 особенности
объектно-ориентированного программирования по сравнению с
алгоритмическими языками программирования
 основные понятия проекта, формы, объекта, свойств и методов, событийной процедуры
 этапы разработки и способ загрузки проектов
 понятия переменной, основные типы переменных, объявление переменных
 основные алгоритмические структуры
 структуру функции и типы функций, синтаксис функций ввода-вывода данных
 правила описания основных геометрических объектов, графические методы для
рисования геометрических фигур
 понятия моделирования, формализации, визуализации
 основные этапы моделирования
 принцип процесса управления, виды систем управления и различия между ними
 формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты)
 структуру баз данных
 условия поиска информации; логические значения, операции, выражения, удаление и
сортировка данных в реляционных БД
 понятия информационного общества, информатизации и компьютеризации
 что такое информационная культура
 перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
Уметь:
 редактировать звуковые записи и сохранять звуковые файлы в различных форматах
 выбрать графический редактор для создания и редактирования графического документа
 проводить оценку качества оцифрованного звука
 проводить захват и редактирование цифрового фото и видео
 приводить примеры текстовых редакторов;
























использовать различные способы работы с текстовым документом;
вводить, редактировать, форматировать структурные элементы текстового документа;
работать с рисунками, списками и таблицами в текстовом документе;
использовать буфер обмена и технологию OLE;
подготовить различные текстовые документы;
одновременно работать с несколькими текстовыми документами;
осуществлять поиск и замену, проверку правописания в тексте.
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы:
копирование, удаление, вставку, сортировку;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
обосновывать свойства алгоритмов, приводить примеры из собственного жизненного опыта
представлять алгоритм в виде блок-схемы
изменять свойства объектов, графического интерфейса проекта и редактировать
программный код, создавать свои событийные процедуры
применять оператор присваивания
описывать переменные, присваивать им значения и выводить на экран
выполнять арифметические операции над переменными
организовать диалоговые окна сообщений
применять функции ввода-вывода при создании собственных проектов
создавать простые графические редакторы
определять результат программы по ее описанию
 приводить примеры моделирования в различных областях деятельности
 создавать простейшие модели объектов и процессов в виде электронных таблиц и
проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей
 строить информационные модели систем управления
 приводить примеры систем управления в технических устройствах, общественных
отношениях
 просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных
 сортировать данные в таблице, создавать и редактировать форму
 формировать запрос, используя систему управления базами данных
 выполнять поиск записей в готовой базе данных
 сортировку записей в готовой базе данных
 приводить примеры информатизации и компьютеризации в повседневной жизни
 приводить примеры перспектив развития информационных и коммуникационных
технологий

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
 по курсу «Информатика и ИКТ»































Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
- оценка «5» выставляется, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно
используя математическую и специализированную терминологию и символику;
- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики,
сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять
их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и
устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
- оценка «4» выставляется, если ответ имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного
содержания ответа;
- нет определенной логической последовательности, неточно используется математическая и
специализированная терминология и символика;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по
замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в
выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу учителя.
- оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание
вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании
терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих
вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического
задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных
умений и навыков.
- оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного
материала,
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блоксхем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
- оценка «1» выставляется, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог
ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Оценка самостоятельных и проверочных работ по теоретическому курсу
Оценка "5" ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью;
- при решении задач сделан перевод единиц всех физических величин в "СИ", все необходимые
данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки,
сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно записаны
исходные формулы, записана формула для конечного расчета, проведены математические расчеты
и дан полный ответ;
 - на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным






























языком с соблюдением технической терминологии в определенной логической
последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и
ранее изученным материалом по курсу информатики, а также с материалом, усвоенным при
изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации;
- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и
закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий,
законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов
измерения.
Оценка "4" ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются
недочеты и несущественные ошибки: правильно записаны исходные формулы, но не записана
формула для конечного расчета; ответ приведен в других единицах измерения.
- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным
требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении
взаимосвязей, выводах и решении задач;
- учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере
использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других
предметов.
Оценка "3" ставится в следующем случае:
- работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от
общего объема), но допущены существенные неточности; пропущены промежуточные расчеты.
- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения
понятий и закономерностей;
- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых
формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач,
требующих преобразования формул.
Оценка "2" ставится в следующем случае:
- работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема
задания);
- учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и
взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.
Оценка "1" ставится в следующем случае: работа полностью не выполнена.

Для письменных работ учащихся по алгоритмизации и программированию:
- оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет
пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности,
описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение
обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или
тексте программы.
- оценка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или
программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными
знаниями по данной теме в полной мере.

 - оценка «1» ставится, если:
 - работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой
теме.

 Практическая работа на ЭВМ оценивается следующим образом:
 - оценка «5» ставится, если:
 - учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;
 - работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление
результата работы;
 - оценка «4» ставится, если:
 - работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение
навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;
 - правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех ошибок;
 - работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению
поставленной задачи.
 - оценка «3» ставится, если:
 - работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными
навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.
 - оценка «2» ставится, если:
 - допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными
знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не
самостоятельно.
 - оценка «1» ставится, если:
 - работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков практической
работы на ЭВМ по проверяемой теме.

 Тест оценивается следующим образом:

 «5» - 86-100% правильных ответов на вопросы;
 «4» - 71-85% правильных ответов на вопросы;
 «3» - 51-70% правильных ответов на вопросы;
 «2» - 0-50% правильных ответов на вопросы.



Содержание курса учебного предмета.
Управления и алгоритмы (9 ч).
Управление и кибернетика. Управление с обратной связью. Определение и свойства алгоритма.
Графический учебный исполнитель. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Циклические
алгоритмы. Ветвление и последовательная детализация алгоритма. Авторизированные и
автоматические системы управления. Использование рекурсивных процедур. Контрольная
работа №1 «Управление и алгоритмы».
Введение в программирование (18 ч).
Что такое программирование. Алгоритмы работы с величинами. Линейные вычислительные
алгоритмы. Знакомство с языком Паскаль. Алгоритмы с ветвящейся структурой.
Программирование ветвлений на Паскале. Программирование диалога с компьютером.
Программирование циклов. Алгоритм Евклида. Таблицы и массивы. Массивы в Паскале. Одна
задача обработки массива. Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива. Сортировка
массива. Программирование перевода чисел из одной системы счисления в другую. Сложность
алгоритмов. О языках программирования и трансляторах. История языков программирования.
Контрольная работа №2 «Введение в программирование».
Информационные технологии и общество (5 ч).
Предыстория информатики. История ЭВМ. История программного обеспечения и ИКТ.
Информационные ресурсы современного общества. Проблемы формирования информационного
общества. Информационная безопасность. Контрольная работа №3 «Информационные
технологии и общество».

Тематическое планирование.
№

Название разделов и Всего
тем
часов
и 9

В том числе на:
уроки
Практические
работы
8
0

Контрольные
работы
1

1

Управления
алгоритмы.

2

Введение
в 18
программирование.

17

0

1

3

Информационные
5
технологии
и
общество.
Итого
32

5

0

0

30

0

2

Формы
самостоятельной
работы

Календарно-тематическое планирование.
№

Тема урока.

Д/З

Дата проведения
План

9 ч.

Управления и алгоритмы.

1
2
3
4
5
6
7

Управление и кибернетика.
Управление с обратной связью.
Определение и свойства алгоритма.
Графический учебный исполнитель.
Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы.
Циклические алгоритмы.
Ветвление
и
последовательная
детализация
алгоритма.

8

Авторизированные и автоматические системы § 1.1
управления. Использование рекурсивных процедур.

23.10

9

Контрольная работа №1 «Управление и алгоритмы».

13.11

18 ч.

Введение в программирование.

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Что такое программирование.
Алгоритмы работы с величинами.
Линейные вычислительные алгоритмы.
Знакомство с языком Паскаль.
Алгоритмы с ветвящейся структурой.
Программирование ветвлений на Паскале.
Программирование диалога с компьютером.
Программирование циклов.
Алгоритм Евклида.
Таблицы и массивы.
Массивы в Паскале.

21
22

Одна задача обработки массива.
Поиск наибольшего и наименьшего
массива.

§1
§2
§3
§4
§5
§6
§7

4.09
11.09
18.09
25.09
2.10
9.10
16.10

§8
§9
§ 10
§ 11
§ 12
§ 13
§ 14
§ 15
§ 16
§ 17
§ 18

20.11
27.11
4.12
11.12
18.12
25.12
15.01
22.01
29.01
5.02
12.02

§ 19
элементов § 20

19.02
26.02

23
24

Сортировка массива.
§ 21
Программирование перевода чисел из одной системы § 2.1
счисления в другую. Сложность алгоритмов.

4.03
11.03

25
26

Сложность алгоритмов.
О языках программирования и
История языков программирования.

18.03
8.04

27

Контрольная
работа
программирование».

5 ч.

Информационные технологии и общество.

№2

§ 2.2
трансляторах. § 2.3
«Введение

в

15.04

Факт

28

Предыстория информатики. История ЭВМ.

§ 22,
§23

22.04

29

История программного обеспечения и ИКТ. § 24
Информационные ресурсы современного общества.
Проблемы
формирования
информационного § 26
общества. Информационная безопасность
§ 25

27.04

31

Проблемы
формирования
информационного
общества. Информационная безопасность

13.05

32

Проблемы
формирования
информационного
общества. Информационная безопасность

20.05

30

6.05

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ Титовской СОШ
от 30 августа 2023 года №1
__________ Тютюнникова А.М.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».