Рабочая программа по химии 9 класс 2023-2024 уч.год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Титовская средняя общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ»
директор МБОУ Титовской СОШ:
_____________ Артамонов А.С.
Приказ от 30.08.2023 №139

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии
Уровень общего образования: основное общее, 9 класс
2023-2024 учебный год
Количество часов – 66
Учитель Кармазина Нина Петровна
Программа разработана на основе авторской программы: химия 9 класс, О.С.Габриелян,
Просвещение Р.Ф. 2019 год.

сл. Титовка
2023 г.

Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минпросвещения России от 31мая
2021 года № 287, зарегистрирован Минюстом России 5.07.2021 года, регистрационный номер №64101);
- Приказом Минпросвещения России от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Титовской СОШ;
- Учебного плана школы на 2023-2024 учебный год;
- Годового календарного учебного графика на 2023-2024 учебный год;
- Положения о рабочей программе учителя МБОУ Титовской СОШ, утвержденного приказом № 99 от 03.08.2016г. (с изменениями от
7.08.2019 г приказ №114);
-Авторской программы О.С. Габриелян Химия 9 кл ( Сборник: Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных
учреждений-2-е издание – М.: Дрофа, 2012 г).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
О.С.Габриелян « Химия 9 класс » - рекомендовано министерством образования и науки/ 11-е издание, переработанное - М.: Дрофа, 2013 г.
Целями обучения химии являются:
- формирование основ химического знания: важнейших факторов, понятий, законов и теорий;
- развитие личности обучающегося, формирование доступных учащимся обобщений мировоззренческого характера;
- формирование умений безопасного обращения с веществами в повседневной жизни, формирование экологически целесообразного
поведения в быту и на производстве;
- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления в лаборатории, на производстве, в повседневной жизни;
- формирование умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;
грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни;
- формирование у учащихся понимания общественной потребности в развитии химии, формирование у них отношения к химии, как
возможной области будущей практической деятельности.
Задачи:
- реализация единства веществ природы, их генетической связи;
- установление причинно-следственных связей между составом, строением, свойствами и применением веществ;
- формирование основных понятий курса химии 9 класса;
- развитие надпредметных умений и навыков;
- формирование специальных предметных умений и навыков работы с веществами;
- практическая направленность обучения;
- контроль знаний, умений и навыков учащихся.
По учебному плану на 2023-2024 учебный год на изучение химии отводится 66 часов из расчета 2 часа в неделю, 2 часа в неделю - из
федерального компонента.
В соответствии с календарным учебным графиком рабочая программа по химии в 9 классе на 2022-2023 учебный год будет выполнена за 66
часов.

Планируемые результаты
ученик должен знать:

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, атомная и молекулярная масса, ион,
аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса,
молярный объѐм, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая
диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ,
химическое равновесие;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

основные теории химии: химической связи; электролитической диссоциации;

важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная, кислоты, щѐлочи, аммиак,
минеральные удобрения;
ученик должен уметь:

называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона,
характер среды в водных растворах неорганических соединениях, окислитель и восстановитель;

характеризовать: элементы малых периодов по их положению в ПСХЭ; общие химические свойства металлов, неметаллов,
основных классов неорганических соединений;

объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной,
металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ;

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;
использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту, на производстве;

экологически грамотного поведения.

оценки влияния химического загрязнения на организм человека и другие живые организмы;
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении химии должна быть направлена на достижение обучающимися
следующих личностных результатов: в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм.
В
трудовой
сфере
—
готовность
к
осознанному
выбору
дальнейшей
образовательной
траектории;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
Личностными результатами изучения предмета «Химия» являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений
науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных
поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.
Средством развития личностных результатов служат учебный материал и продуктивные задания учебника, нацеленные на 6-ю линию
развития – умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системноинформационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение,
систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
5) использование различных источников для получения химической информации.
Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства
достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства
достижения цели.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и
технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой
(таблицу в текст и пр.).

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать еѐ
достоверность.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать
адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с
другом и т.д.).
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и
работа в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными
результатами освоения
выпускниками
основной
школы
программы
по
химии
являются:
В познавательной сфере:
o
химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация,
скорость химической реакции);
o
описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные
o
вещества, химические реакции;
o
классифицировать изученные объекты и явления;
o
протекающие в природе и в быту;
o
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства
o
неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
В ценностно-ориентационной сфере:
o
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека,
связанной с переработкой веществ;
o
на примерах (приводить примеры подтверждающие) материальное единство и взаимосвязь компонентов живой и неживой
природы и человека, как важную часть этого единства;
o
строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе.
В трудовой сфере:
o
планировать и проводить химический эксперимент; использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами,
описанными в инструкциях по применению.
В сфере безопасности жизнедеятельности:
o
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным
оборудованием.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
1. Оценка устного ответа.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал
изложен
в
определенной
логической
последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
материал
изложен
в
определенной
логической
последовательности, при этом допущены две-три несущественные
ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или
ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного
содержания учебного материала или допущены существенные
ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих
вопросах учителя, отсутствие ответа.
2. Оценка экспериментальных умений.
- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и
письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные
наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники
безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются
чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно
используются реактивы).
Отметка «4»:
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения
и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или
допущены несущественные ошибки в работе с веществами и
оборудованием.
Отметка «3»:
работа выполнена правильно не менее чем наполовину или
допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в

объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники
безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая
исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
допущены
две (и
более) существенные ошибки
в
ходе
эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении
правил техники без опасности при работе с веществами и
оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по
требованию учителя;
работа
не
выполнена,
у
учащегося
отсутствует
экспериментальные умения.
3. Оценка умений решать расчетные задачи.
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача
решена рациональным способом;
Отметка «4»:
в логическом рассуждении и решения нет существенных
ошибок, но задача решена нерациональным способом, или
допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но
допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- отсутствие ответа на задание.
4. Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных
ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна
существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше, чем наполовину или содержит
несколько существенных ошибок.
работа
не
выполнена.

Содержание учебного предмета.
Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класса. Химические реакции (5часов).
Бинарные соединения. Оксиды солеобразующие и несолеобразующие. Гидроксиды: основания, амфотерные гидроксиды,
кислородсодержащие кислоты. Средние, кислые, основные, комплексные соли.
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализ.
Химические реакции в растворах (10часов).
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты. Их классификация и
диссоциация.
Общие химические свойства кислот: изменение окраски индикаторов. Ряд активности металлов.
Общие химические свойства щелочей.
Общие химические свойства средних солей.
Гидролиз как обменное взаимодействие солей с водой. Водородный показатель (рH).
Свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете ТЭД.
Практическая работа № 1
Контрольная работа № 2.
Неметаллы и их соединения (25ч)
Общая характеристика неметаллов: положение в ПСХЭ. Особенности строения атомов, электроотрицательность, как мера
«неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические
свойства. Относительность понятия «металл»- «неметалл».
Водород. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Получение водорода взаимодействием металлов с кислотами,
активных металлов с водой, разложение воды. Нахождение в природе, применение.
Общая характеристика VIIА группы. Общая характеристика галогенов. Строение атомов и молекул. Простые вещества: изменение
их свойств в связи с положением в ПСХЭ. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде и их основных соединениях. Применение
галогенов в народном хозяйстве. Биологическая роль галогенов и их соединений.
Общая характеристика элементов VIА группы.
Кислород: строение атома и молекулы. Свойства простого вещества. Кислород как окислитель. Значение кислорода для биосферы.
Круговорот кислорода в природе.
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение серы. Оксиды серы, их получение, свойства и применение. Серная
кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Скорость химической реакции и факторы, влияющие на нее. Понятие о химическом
равновесии. Факторы, влияющие на химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье. Принципы, лежащие в основе производства серной
кислоты. Химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов. Проблема кислотных дождей.
Общая характеристика VА группы.
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, применение. Соли аммония, их свойства
и применение. Оксиды азота. Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в с/х продукции.
Азотные удобрения. Круговорот азота в природе.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение. Основные соединения. Фосфорные удобрения. Биологическое
значение фосфора.

Общая характеристика IVА группы.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства углерода как простого вещества, применение. Оксиды углерода, их применение и
значение в природе и жизни человека. Карбонаты. Адсорбция. Круговорот углерода и причины его нарушения. Парниковый эффект.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния, его природные разновидности.
Силикаты. Значение соединений кремния в живой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Практическая работа № 2
Практическая работа № 3
Практическая работа №4
Практическая работа №5
Контрольная работа № 2.
Металлы и их соединение (17 ч).
Общая характеристика металлов. Положение металлов в ПСХЭ. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая
химическая связь. Общие физические свойства металлов. Химические свойства металлов как восстановителей в свете их положения в
электрохимическом ряду напряжений металлов. Металлы в природе. Общие способы получения металлов. Коррозия металлов и способы
борьбы с ней. Сплавы, их свойства и значение.
Общая характеристика щелочных металлов. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы- простые вещества.
Важнейшие соединения щелочных металлов, их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика щелочноземельных металлов.Строение атомов. Щелочноземельные металлы – простые вещества.
Важнейшие соединения, их свойства, применение в народном хозяйстве. Жесткость воды и способы ее устранения.
Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия и их амфотерный
характер. Важнейшие соли. Применение алюминия и его соединений.
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Важнейшие соединения железа. Значение железа и
его соединений для природы и народного хозяйства. Химические реакции, лежащие в основе производства чугуна и стали и области их
применения.
Решение задач на практический выход продукта реакции.
Практическая работа № 6
Практическая работа № 7
Контрольная работа № 3
Химия и окружающая среда (2часа).
Строение Земли: ядро, мантия, земная кора, литосфера, гидросфера, атмосфера. Химический состав Земли. Горные породы. Минералы.
Руды. Осадочные горные породы. Полезные ископаемые.
Источники химического загрязнения окружающей среды. Глобальные экологические проблемы человечества: нарушение
биохимических круговоротов химических элементов, потепление климата, кислотные дожди и т.д. Озоновые дыры.
Обобщение знаний по химии за курс основной школы (7 часов).
Строение атома в соответствии с положением химического элемента в периодической системе. Строение вещества: химическая
связь и кристаллическая решетка. Зависимость свойств образованных элементами простых веществ.
Признаки и условия протекания химических реакций. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции.
Химические свойства простых веществ. Характерные химические свойства солеобразующих оксидов, гидроксидов, солей.
Контрольная работа № 4

Тематическое планирование.
№
п/п

Наименование разделов и тем

1

Повторение и обобщение сведений по
курсу 8 класса. Химические реакции.
Химические реакции в растворах.
Неметаллы.
Металлы.
Химия и окружающая среда.
Обобщение знаний по химии за курс
основной школы.

2
3
4
5
6

Итого

Всего
часов

В том числе
уроки

5

контрольные работы

5

практические
работы
-

10
25
17
2
7

8
20
14
2
6

1
4
2
-

1
1
1
1

66

55

7

4

-

Календарно-тематическое планирование
Дата по
плану

Фактиче
ски

№ Тема урока

Основное содержание урока

Характеристика основных видов
деятельности учащихся

Обобщение знаний по курсу 8 класса. Химические реакции. (5 часов).
5.09

1

Классификация химических
соединений.

7.09

2

Классификация химических реакций.

12.09

3

Классификация химических реакций.

По агрегатному состоянию
реагирующих веществ, по
обратимости.

14.09

4

Понятие о скорости химической
реакции.

Понятие о скорости химической
реакции. Факторы, влияющие на
скорость химических реакций:
природа реагирующих веществ, их
концентрация, температура, площадь
соприкосновения, наличие
катализатора. Катализ.

Бинарные соединения. Оксиды
солеобразующие и несолеобразующие.
Гидроксиды: основания, амфотерные
гидроксиды, кислородсодержащие
кислоты. Средние, кислые, основные,
комплексные соли.
Демонстрации. Ознакомление с
коллекциями металлов и неметаллов.
Обобщение сведений о химических
реакциях. Классификация химических
реакций по различным основаниям: по
составу и числу реагирующих и
образующихся веществ, по тепловому
эффекту.

Характеризовать оксиды, гидроксиды и
соли по плану: состав, способы
образования названий, характерные
свойства и получение.
Классифицировать оксиды, гидроксиды и
соли по различным признакам.

Обьяснять понятия ―химическая реакция‖,
«реакции соединения», «реакции
разложения», «реакции обмена», «реакции
замещения», «реакции нейтрализации»,
«экзотермические реакции»,
«эндотермические реакции» , «обратимые
реакции», «необратимые реакции»,
«окислительно-восстановительные
реакции», «гомогенные реакции»,
«гетерогенные реакции», «каталитические
реакции», «некаталитические реакции»,
«тепловой эффект химической реакции».
Обьяснять понятия ―химическая реакция‖,
«реакции соединения», «реакции
разложения», «реакции обмена», «реакции
замещения», «реакции нейтрализации»,
«экзотермические реакции»,
«эндотермические реакции» , «обратимые
реакции», «необратимые реакции»,
«окислительно-восстановительные
реакции».
Объяснять, что такое скорость
химической реакции.
Аргументировать выбор единиц
измерения скорости реакции.
Устанавливать причинно-следственные
связи различных факторов и скорости
химических реакций.

Демонстрации. Зависимость скорости
химической реакции от природы
реагирующих веществ. Зависимость
скорости химической реакции от
концентрации реагирующих веществ.
Лабораторные опыты.

19.09

5

Наблюдать и описывать реакции между
веществами с помощью русского
(родного) языка и языка химии
Проводить опыты, подтверждающие
зависимость скорости химической реакции
от различных факторов

Катализ.

Химические реакции в растворах. (10часов)
21.09

6

Электролитическая диссоциация.

26.09

7

Основные положения теории
электролитической диссоциации.

28.09

8

Химические свойства кислот как
электролитов.

Понятие об электрической
диссоциации. Электролиты и
неэлектролиты. Механизм
диссоциации электролитов с
различным характером связи. Степень
электрической диссоциации. Сильные
и слабые электролиты.
Демонстрации. Испытание веществ и
их растворов на электропроводность.
Лабораторный опыт. 13.
Диссоциация слабых электролитов на
примере уксусной кислоты
Основные положения теории
электролитической диссоциации.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, основания и соли как
электролиты. Их классификация и
диссоциация.
Демонстрации. Зависимость
электропроводности уксусной
кислоты от концентрации. Движение
окрашенных ионов в электрическом
поле
Общие химические свойства кислот:
изменение окраски индикаторов ,
взаимодействие с металлами,
оксидами и гидроксидами металлов и
солями. Молекулярные и ионные
(полные и сокращенные) уравнения
реакций. Химический смысл
сокращенных уравнений. Условия
протекания реакций между
электролитами до конца. Ряд
активности металлов.

Характеризовать понятия
«электролитическая диссоциация»,
«электролиты», «неэлектролиты».
Устанавливать причинно-следственные
связи между природой электролита и
степенью его диссоциации.
Устанавливать причинно-следственные
связи между типом химической связи в
электролите и механизмом его
диссоциации
Характеризовать понятия «степень
диссоциации», «сильные электролиты»,
«слабые электролиты», «катионы»,
«анионы», «кислоты», «основания»,
«соли».
Составлять уравнения электролитической
диссоциации кислот, оснований и солей.
Иллюстрировать примерами основные
положения теории электролитической
диссоциации.
Характеризовать общие химические
свойства кислот с позиций теории
электролитической диссоциации.
Составлять молекулярные, полные и
сокращенные ионные уравнения реакций с
участием кислот.
Аргументировать возможность
протекания реакций с участием кислот на
основе правила Бертолле и ряда
активности металлов.
Проводить опыты, подтверждающие

Лабораторные опыты.

3.10

9

Химические свойства кислот как
электролитов.

Общие химические свойства кислот:
изменение окраски индикаторов ,
взаимодействие с металлами,
оксидами и гидроксидами металлов и
солями. Молекулярные и ионные
(полные и сокращенные) уравнения
реакций. Химический смысл
сокращенных уравнений. Условия
протекания реакций между
электролитами до конца. Ряд
активности металлов.
Лабораторные опыты.

5.10

10

Химические свойства оснований как
электролитов.

10.10

11

Химические свойства солей как
электролитов.

Общие химические свойства щелочей:
взаимодействие с кислотами,
оксидами неметаллов, солями. Общие
химические свойства нерастворимых
оснований: взаимодействие с
кислотами, разложение при
нагревании.
Общие химические свойства средних
солей: взаимодействие с кислотами,
щелочами, солями и металлами.
Взаимодействие кислых солей со
щелочами.
Лабораторные опыты.

12.10

12

Понятие о гидролизе солей.

17.10

13

П.Р.№1 Решение
экспериментальных задач по теме

Гидролиз как обменное
взаимодействие солей с водой.
Гидролиз соли сильного основания и
слабой кислоты. Гидролиз соли
слабого основания и сильной кислоты.
Водородный показатель (pH)
Демонстрации. Определение
характера среды в растворах солей
Свойства кислот, оснований, оксидов
и солей в свете теории

химические свойства кислот, с
соблюдением правил техники
безопасности.
Характеризовать общие химические
свойства кислот с позиций теории
электролитической диссоциации.
Составлять молекулярные, полные и
сокращенные ионные уравнения реакций с
участием кислот.
Аргументировать возможность
протекания реакций с участием кислот на
основе правила Бертолле и ряда
активности металлов.
Проводить опыты, подтверждающие
химические свойства кислот, с
соблюдением правил техники
безопасности.
Составлять молекулярные, полные и
сокращенные ионные уравнения реакций с
участием оснований.
Аргументировать возможность
протекания реакций с участием оснований
на основе правила Бертолле.
Характеризовать общие химические
свойства солей с позиций теории
электролитической диссоциации.
Составлять молекулярные, полные и
сокращенные ионные уравнения реакций с
участием солей.
Аргументировать возможность
протекания реакций с участием солей на
основе правила Бертолле.
Устанавливать зависимость между
составом соли и характером еѐ гидролиза.
Анализировать среду раствора соли с
помощью индикаторов.
Прогнозировать тип гидролиза соли на
основе анализа еѐ формулы
Уметь обращаться с лабораторным
оборудованием и нагревательными

«Электролитическая
диссоциация».

19.10
24.10

14
15

электролитической диссоциации и
представлений об окислительновосстановительных реакциях

приборами в соответсвии с правилами
техники безопасности.
Наблюдать свойства электролитов.
Наблюдать и описывать с помощью
русского (родного) языка и языка химии
реакции с участием электролитов.
Формулировать выводы по результатам
проведѐнного эксперимента

Контрольная работа №1 по теме «Химические реакции в растворах электролиты».
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Химические реакции в растворах электролитов».

Неметаллы и их соединения (25часов).
26.10

7.11

16

Общая характеристика неметаллов.

Строение атомов неметаллов и их
положение в периодической системе.
Ряд электроотрицательности.
Кристаллические решѐтки
неметаллов- простых веществ.
Физические свойства неметаллов.
Общие химические свойства
неметаллов: окислительные и
восстановительные.
Демонстрации. Коллекция
неметаллов. Модели кристаллических
решѐток неметаллов: атомные и
молекулярные. Озонатор и принципы
его работы. Горение простых веществнеметаллов: серы, фосфора,
древесного угля.

17

Общая характеристика элементов
VIIА группы- галогенов.

Галогены, строение их атомов и
молекул. Физические и химические
свойства галогенов. Закономерности
изменения свойств галогенов в
зависимости от их положения в
периодической системе. Нахождение
галогенов в природе и их получение.
Биологическое значение и применение
галогенов.
Демонстрации. Образцы галогеновпростых веществ. Взаимодействие
галогенов с металлами. Вытеснение

Объяснять что такое неметаллы.
Характеризовать химические элементынеметаллы и строение, физические и
химические свойства простых веществнеметаллов.
Объяснять зависимость окислительновосстановительных свойств (или
предсказывать свойства) элементовнеметаллов от их положения в
периодической системе химических
элементов Д.И. Менделеева.
Устанавливать причинно-следственные
связи между строением атома, химической
связью, типом кристаллической решѐтки
неметалла и его соединений и
физическими свойствами данного
неметалла и его соединений.
Характеризовать строение, физические и
химические свойства, получение и
применение галогенов в плане
общего,особенного и единичного.
Устанавливать причинно-следственные
связи между строением атома, химической
связью, типом кристаллической решѐтки у
галогенов и физическими и химическими
свойствами этих веществ.

хлором брома или йода из растворов
их солей.
Галогеноводороды и соответствующие
им кислоты: плавиковая, соляная,
бромоводородная, иодоводородная.
Галогениды. Качественные реакции на
галогенидионы. Применение
соединений галогенов.
Демонстрация. Коллекция природных
соединений хлора.
Лабораторный опыт.

9.11

18

Соединения галогенов.

14.11

19

Практическая работа №2.
Изучение свойств соляной
кислоты.

Соляная кислота как сильный
электролит. Качественная реакция на
хлорид –ионы.

16.11

20

Общая характеристика элементов
VIА группы –халькогенов. Сера.

Сера в природе и ее получение.
Химические свойства серы и ее
применение.

21.11

21

Сероводород и сульфиды.

Сероводород: строение молекулы,
физические и химические свойства,
получение и значение.

23.11

22

Кислородные соединения серы.

Оксид серы, сернистая кислота,
сульфиты. Кристаллогидраты.
Качественная реакция на сульфат –
ион.

28.11

23

Практическая работа №3.
Изучение свойств серной кислоты.

Серная кислота как сильный
электролит. Качественная реакция на
сульфат-ион.

Характеризовать с использованием
русского(родного) языка и языка химии
состав, физические и химические свойства,
получение и применение соединений
галогенов.
Называть соединения галогенов по
формуле и составлять формулы по их
названию.
Устанавливать причинно-следственные
связи между химической связью и типом
кристаллической решѐтки в соединениях
галогенов и физическими и химическими
свойствами этих веществ.
Уметь общаться с лабораторным
оборудованием.
Наблюдать свойства электролитов и
происходящих с ними явлений.
Наблюдать и описывать реакции с
участием электролитов.
Формулировать выводы по результатам
проведенного эксперимента.
Давать общую характеристику атомов,
простых веществ и соединений
халькогенов.
Характеризовать строение, аллотропию,
физические и химические свойства.
Устанавливать причинно-следственные
связи между строением атома, химической
связью.
Характеризовать состав, физические и
химические свойства.
Называть соединения серы по формуле и
составлять формулы по их названию.
Записывать формулы оксидов серы,
называть их, описывать свойства.
Распознавать сульфат-ион.
Выполнять расчеты по химическим
формулам и уравнениям реакций.
Уметь общаться с лабораторным
оборудованием.
Наблюдать свойства электролитов и

30.11

24

Общая характеристика элементов VА
группы. Азот.

5.12

25

Аммиак. Соли аммония.

7.12

26

Практическая работа №4.
Получение аммиака и изучение его
свойств.

12.12

27

Кислородные соединения азота.

Оксиды азота: несолеобразующие и
кислотные.
Азотистая кислота и нитриты.
Азотная кислота и нитраты.

14.12

28

Кислородные соединения азота.

Демонстрации.
Лабораторный опыт.

19.12

29

Фосфор и его соединения.

Фосфор, строение атома и аллотропия.
Фосфиды. Фосфин. Оксид фосфора и

Общая характеристика элементов VА
группы. Азот, строение атома и
молекулы азота. Физические и
химические свойства и применение
азота. Азот в природе и биологическая
его роль.
Аммиак, строение молекулы и
физические свойства. Аммиачная
вода, нашатырный спирт, гидрат
аммиака. Восстановительные свойства
аммиака.
Демонстрации.
Получение, собирание и
распознавание аммиака.

происходящих с ними явлений.
Наблюдать и описывать реакции с
участием электролитов.
Формулировать выводы по результатам
проведенного эксперимента.
Давать общую характеристику элементов
VА группы, простых веществ, в
зависимости от их положения в системе.
Называть соединения азота по формуле и
составлять формулы по их названиям.
Характеризовать состав, физические и
химические свойства аммиака.
Записывать молекулярные и ионные
уравнения реакций, характеризовать
химические свойства аммиака и солей
аммония.
Получать, собирать и распознавать
аммиак. Уметь общаться с лабораторным
оборудованием.
Наблюдать и описывать с помощью
русского (родного) языка и языка химии
реакции с участием аммиака.
Формулировать выводы по результатам
проведѐнного эксперимента.
Характеризовать с использованием
русского(родного) языка и языка химии
состав, физические и химические свойства,
получение и применение оксидов азота.
Составлять молекулярные, полные и
сокращенные ионные уравнения реакции.
Записывать формулы оксидов азота,
называть их, описывать свойства.
Характеризовать с использованием
русского(родного) языка и языка химии
состав, физические и химические свойства,
получение и применение оксидов азота.
Составлять молекулярные, полные и
сокращенные ионные уравнения реакции.
Записывать формулы оксидов азота,
называть их, описывать свойства.
Характеризовать с использованием
русского(родного) языка и языка химии

фосфорная кислота.

21.12

30

Общая характеристика элементов
IVА группы. Углерод.

26.12

31

Кислородные соединения углерода.

28.12

32

Практическая работа №5.
Получение углекислого газа и
изучение его свойств.

Получение, собирание и
распознавание углекислого газа.

9.01

33

Углеводороды.

Органическая химия. Углеводороды.
Метан, этан, пропан как предельные
углеводороды. Этилен и ацетилен как
непредельные углеводороды.
Горение углеводородов.

11.01

34

Кислородсодержащие органические
соединения.

Гидроксильная группа как
функциональная. Представление о
водородной
связи.
Получение
этанола
брожением глюкозы и
гидратацией этилена.

Общая характеристика элементов
IVА группы. Углерод, строение
атома и молекулы углерода.
Физические и химические свойства и
применение углерода. Круговорот
углерода в природе. Аллотропные
модификации: алмаз, графит.
Оксид углерода (2): строение
молекулы, получение и свойства.
Оксид углерода (4):строение
молекулы, получение и свойства.

состав, физические и химические свойства,
получение и применение фосфора.
Распознавать фосфат-ионы. Проводить,
наблюдать и описывать химический
эксперимент с соблюдением правил
техники безопасности.
Давать общую характеристику элементов
VА группы, простых веществ, в
зависимости от их положения в системе.
Называть соединения углерода по
формуле и составлять формулы по их
названиям.
Характеризовать с использованием
русского(родного) языка и языка химии
состав, физические и химические свойства,
получение и применение углерода.
Составлять молекулярные, полные и
сокращенные ионные уравнения реакции.
Записывать формулы оксидов углерода ,
называть их, описывать свойства.
Получать, собирать и распознавать
углекислый газ. Уметь общаться с
лабораторным оборудованием.
Наблюдать и описывать с помощью
русского (родного) языка и языка химии
реакции с участием углерода.
Формулировать выводы по результатам
проведѐнного эксперимента.
Характеризовать особенности состава и
свойств органических соединений.
Различать предельные и непредельные
углеводороды.

Знать: состав предельных
одноатомных спиртов, их изомерию и
номенклатуру, формулы
представителей предельных
одноатомных спиртов:
метанол,
этанол, получение этанола
брожением глюкозы, гидратацией
этилена

16.01

35

Кремний и его соединения.

Общая характеристика элементов
IVА группы. Кремний, строение
атома и молекулы кремния.
Физические и химические свойства и
применение кремния.

18.01

36

Силикатная промышленность.

Производство стекла и цемента.
Продукция силикатной
промышленности: оптическое
волокно, керамика, фарфор, фаянс.

23.01

37

Получение неметаллов.

25.01

38

Получение важнейших химических
соединений неметаллов.

Неметаллы в природе,
Функциональная перегонка жидкого
воздуха как способ получения
кислорода, азота и аргона. Электролиз
растворов.
Получение серной кислоты: сырье,
химизм, технологическая схема, метод
кипящего слоя, принцип теплообмена.
Олеум. Производство аммиака.

30.01

39

Обобщение по теме «Неметаллы и их
соединения».

1.02

40

Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы и их соединения».

Урок-упражнение с использованием
самостоятельной работы по
выполнению проверочных тестов,
заданий и упражнений.

Давать общую характеристику элементов
VА группы, простых веществ, в
зависимости от их положения в системе.
Называть соединения кремния по
формуле и
составлять формулы по их названиям.
Характеризовать силикатную
промышленность и ее основную
продукцию.
Устанавливать аналоги между
различными отраслями силикатной
промышленности.
Описывать нахождение неметаллов в
природе.
Характеризовать фракционную
перегонку жидкого воздуха как
совокупность физических процессов.
Характеризовать химизм, сырье,
аппаратуру и научные принципы
производства серной кислоты.
Сравнивать производство серной кислоты
и аммиака.
Проводить оценку собственных
достижений в усвоении темы.
Корректировать свои знания с
планируемым результатом.
Получать химическую информацию из
различных источников.

Металлы и их соединения (17 часов)
6.02

41

Общая характеристика металлов.

8.02

42

Химические свойства металлов.

Положение металлов в системе
химических элементов, строение их
атомов и кристаллов. Металлическая
связь и металлическая
кристаллическая решетка.
Металлы как восстановители.
Электролитический ряд напряжений.
Взаимодействие металлов с
неметаллами, оксидами, кислотами,
солями. Алюминотермия.

Объяснять что такое металлы.
Характеризовать химические элементыметаллы и строение, физические и
химические свойства простых веществметаллов.
Обьяснять, что такое ряд активности
металлов.
Применять его для характеристики
химических свойств простых веществметаллов.

13.02

43

Общая характеристика элементов I-А
группы.

15.02

44

Общая характеристика элементов I-А
группы.

20.02

45

Общая характеристика элементов IIА группы.

22.02

46

Общая характеристика элементов IIА группы.

27.02

47

Жесткость воды и способы ее
устранения.

Строение атомов и простых веществ.
Зависимость физических и
химических свойств щелочных
металлов от зарядов ядер их атомов.
Оксиды и гидроксиды щелочных
металлов, их получение, свойства и
применение.
Строение атомов и простых веществ.
Зависимость физических и
химических свойств щелочных
металлов от зарядов ядер их атомов.
Оксиды и гидроксиды щелочных
металлов, их получение, свойства и
применение.
Строение атомов и простых веществ.
Зависимость физических и
химических свойств
щелочноземельных металлов от
зарядов ядер их атомов. Оксиды и
гидроксиды щелочноземельных
металлов, их получение, свойства и
применение.

Строение атомов и простых веществ.
Зависимость физических и
химических свойств
щелочноземельных металлов от
зарядов ядер их атомов. Оксиды и
гидроксиды щелочноземельных
металлов, их получение, свойства и
применение.
Жесткость воды: временная и
постоянная. Способы устранения
постоянной жесткости.

Обьяснять этимологию названия группы
«щелочные металлы».
Давать общую характеристику щелочных
металлов по их положению в
периодической системе химических
элементов.
Обьяснять этимологию названия группы
«щелочные металлы».
Давать общую характеристику щелочных
металлов по их положению в
периодической системе химических
элементов.
Обьяснять этимологию названия группы
«щелочноземельные металлы».
Давать общую характеристику
щелочноземельных металлов по их
положению в периодической системе
химических элементов.
Проводить расчеты по химическим
формулам и уравнениям реакций,
протекающих с участием
щелочноземельных металлов и их
соединений.
Обьяснять этимологию названия группы
«щелочноземельные металлы».
Давать общую характеристику
щелочноземельных металлов по их
положению в периодической системе
химических элементов.
Обьяснять понятие жесткость воды.
Различать временную и постоянную
жесткость воды.

Получение жесткости воды
взаимодействием углекислого газа с
известковой водой. Устранение
временной жесткости воды
кипячением и добавлением соды.
Испытание жесткой воды раствором
мыла.
Соединения алюминия в природе.
Химические свойства и применение
алюминия. Особенности оксида и
гидроксида алюминия как амфотерных
соединений. Важнейшие соли
алюминия.

Получать, собирать и распознавать
углекислый газ.
Обращаться с лабораторным
оборудованием и нагревательными
приборами в соответствии с правилами
техники безопасности.

29.02

48

Практическая работа №6.
Жесткость воды и способы ее
устранения.

5.03

49

Алюминий и его соединения.

7.03

50

Железо и его соединения.

Особенности строения атома железа.
Железо в природе. Важнейшие руды
железа. Оксиды и гидроксиды железа.
Значение соединений железа.

12.03

51

Железо и его соединения.

Особенности строения атома железа.
Железо в природе. Важнейшие руды
железа. Оксиды и гидроксиды железа.
Значение соединений железа.

Описывать физические и химические
свойства железа, подтверждая их
соответствующими уравнениями реакций.

14.03

52

Практическая работа №7 Решение
экспериментальных задач по теме
«Металлы».

Решение экспериментальных задач на
распознавание и получение металлов и
их соединений.

Экспериментально исследовать свойства
металлов и их соединений, решать
экспериментальные задачи по теме
«Металлы».

19.03

53

Коррозия металлов и способы
защиты от нее.

Коррозия газовая и
электролитическая. Защита металлов
от коррозии.

21.03

54

Металлы в природе. Понятие о
металлургии.

4.04

55

Металлы в природе. Понятие о
металлургии.

Металлы в природе. Понятие о
металлургии. Черная и цветная
металлургия. Пирометаллургия.
Доменный процесс. Электролиз
расплавов.
Металлы в природе. Черная и цветная
металлургия. Пирометаллургия.
Доменный процесс. Электролиз
расплавов.

Объяснять понятие коррозия.
Различать химическую и
электрохимическую коррозию.
Характеризовать способы защиты
металлов от коррозии.
Классифицировать формы природных
соединений металлов.
Характеризовать общие способы
получения металлов.

Характеризовать алюминий по его
положению в периодической системе
химических элементов.
Описывать строение, физические и
химические свойства алюминия,
подтверждая их соответствующими
уравнениями реакций.
Характеризовать положение железа в
периодической системе химических
элементов и особенности строения атома
железа.

Классифицировать формы природных
соединений металлов.
Характеризовать общие способы
получения металлов.

9.04

56

Обобщение знаний по теме
«Металлы».

11.04

57

Контрольная работа №3 по теме «Металлы».

Урок – упражнение с использованием
самостоятельной работы по
выполнению проверочных тестов,
заданий и упражнений.

Проводить оценку собственных
достижений в усвоении темы.
Корректировать свои знания в
соответствии с планируемым результатом.
Получать химическую информации из
различных источников.

Химия и окружающая среда. (2 часа)
16.04

58

Химический состав планеты Земля.

Строение Земли: ядро, мантия, земная
кора, литосфера, гидросфера,
атмосфера. Химический состав Земли.
Горные породы. Минералы. Руды.
Полезные ископаемые.

18.04

59

Охрана окружающей среды от
химического загрязнения.

Источники химического загрязнения
окружающей среды. Глобальные
экологические проблемы: нарушение
биогеохимических круговоротов
химических элементов, потепление
климата, кислотные дожди, озоновые
дыры.

23.04

60

Вещества.

25.04

61

Химические реакции.

Интегрировать сведения по физической
географии в знания о химической
организации планеты.
Характеризовать химический состав
геологических оболочек Земли.
Различать минералы и горные породы.
Описывать глобальные экологические
проблемы, связанные с химическим
загрязнением.
Предлагать пути минимизации
воздействия химического загрязнения на
окружающую среду.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы. (7часов).
Строение атома химического элемента
в соответствии с положением этого
элемента в периодической системе.
Строение вещества: химическая связь
и кристаллические решетки.
Зависимость свойств образованных
элементами простых веществ от
положения элементов в
периодической системе.
Признаки и условия протекания
химических реакций. Типология
химических реакций
По различным основаниям.
Окислительно-восстановительные
реакции.

Представлять информацию по теме
«Периодический закон и периодическая
система Д.И.Менделеева в свете теории
строения атома» в виде таблиц, схем,
опорного конспекта.
Выполнять тестовые задания по теме.
Представлять информацию по теме
«Виды химической связи и типы
кристаллических решеток».
Представлять информацию по теме
«Классификация химических реакций по
различным признакам» в виде таблиц,
схем, опорного конспекта.
Записывать уравнения окислительновосстановительных реакций с помощью
метода электронного баланса.

2.05

62

Основы неорганической химии.

7.05

63

Контрольная работа №4 (итоговая по курсу основной школы).

14.05

64

Повторение темы «Неметаллы».

16.05

65

Повторение темы «Металлы»

21.05

66

Урок обобщения.

Химические свойства простых
веществ. Характерные химические
свойства солеобразующих оксидов,
гидроксидов, солей.

Тестирование, решение задач и
выполнение упражнений по теме
«Неметаллы».
Тестирование, решение задач и
выполнение упражнений по теме
«Неметаллы».

Характеризовать общие, особенные и
индивидуальные свойства кислот,
оснований и солей в свете ТЭД.
Классифицировать неорганические
вещества по составу и свойствам.
Проводить примеры представителей
конкретных классов и групп
неорганических веществ.
Выполнять тесты и упражнения, решать
задачи по теме.
Выполнять тесты и упражнения, решать
задачи по теме.

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ Титовской СОШ
от 30 августа 2023 года №1
__________ Тютюнникова А.М.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».