Рабочая программа по окружающему миру 2, 4 класс 2023-2024 уч.год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Титовская средняя общеобразовательная школа

Обсуждена и согласована
на заседании методического совета
МБОУ Титовской СОШ
Протокол № 1 от 30.08.2023

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ Титовской СОШ:
___________ Артамонов А.С.
приказ № 139 от 30.08.2023

Принята
педагогическим советом
МБОУ Титовской СОШ
Протокол № 1 от 30.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3000383)
учебного предмета
«Окружающий мир»
для 2,4 классов начального общего образования
на 2023 – 2024 год учебный год

Составитель: Решетникова Г.В.,
учитель начальных классов

сл. Титовка
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область
«Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей
программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в
структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения
окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за
каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на
основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и
взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне
начального общего образования и направлено на достижение следующих целей:
 формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания);
освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий,
представленных в содержании программы по окружающему миру;
 формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности
здоровому образу жизни;
 развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной
практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты,
трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в
речевой, изобразительной, художественной деятельности;
 духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации,
понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;
 проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации;
 освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих
ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме;
 обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на
основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоциональноположительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения;
 становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к
людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения
окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с
правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в
системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и

познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого
гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих
ведущих идей:
 раскрытие роли человека в природе и обществе;
 освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и
познание».

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
По учебному плану на 2023 – 2024 учебный год на изучение предмета окружающего мира во 2, 4
классах отводится по 68 часов из расчета 2 часа в неделю (в каждом классе), 2 часа в неделю из
федерального компонента (в каждом классе)
В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями 23.02.2024
(пятница), 10.05.2024 (пятница) рабочая программа по окружающему миру во 2, 4 классах на 2023 –
2024 учебный год будет выполнена за 66 часов (в каждом классе соответственно)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2 КЛАСС
Человек и общество
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Государственные
символы России. Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России: Кремль, Красная
площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с
Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на
карте. Города России. Россия – многонациональное государство. Народы России, их традиции,
обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые
события истории родного края.
Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия,
профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа,
истории семьи.
Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность,
уважение к чужому мнению и особенностям других людей – главные правила взаимоотношений
членов общества.
Человек и природа
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения.
Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других
планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки,
океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по
местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения.
Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных. Насекомые,
рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков.
Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных.
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной
книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на
природе.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной
активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая
культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах,
при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках.
Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на
остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном
транспорте). Номера телефонов экстренной помощи.
Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в информационнокоммуникационной сети Интернет (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях
контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет.

Изучение окружающего мира во 2 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне
ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий,
коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных
действий, совместной деятельности. Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий
способствуют формированию умений:
 ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт, сравнение, измерение);
 определять на основе наблюдения состояние вещества (жидкое, твёрдое, газообразное);
 различать символы РФ;
 различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в пределах изученного);
 группировать растения: дикорастущие и культурные; лекарственные и ядовитые (в пределах
изученного);
 различать прошлое, настоящее, будущее.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий
способствует формированию умений:
 различать информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально;
 читать информацию, представленную в схеме, таблице;
 используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы;
 соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
1. ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой:
 понятия и термины, связанные с социальным миром (индивидуальность человека, органы
чувств, жизнедеятельность; поколение, старшее поколение, культура поведения; Родина,
столица, родной край, регион);
 понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело, явление, вещество;
заповедник);
 понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья (режим,
правильное питание, закаливание, безопасность, опасная ситуация).
2. описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других планет Солнечной
системы;
3. создавать небольшие описания на предложенную тему (например, «Моя семья», «Какие
бывают профессии?», «Что «умеют» органы чувств?», «Лес – природное сообщество» и др.);
4. создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животного и растения как живого
существа; связь изменений в живой природе с явлениями неживой природы);
5. приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере
своей местности);
6. описывать современные события от имени их участника.
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
 следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении учебной задачи;
 контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по решению
учебной задачи;
 оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и одноклассников,
спокойно, без обид принимать советы и замечания.

Совместная деятельность способствует формированию умений:
 строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии с
правилами поведения, принятыми в обществе;
 оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры общения,
проявления терпения и уважения к собеседнику;
 проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных веществ (вода,
молоко, сахар, соль, железо), совместно намечать план работы, оценивать свой вклад в общее
дело;
 определять причины возможных конфликтов, выбирать (из предложенных) способы их
разрешения.

4 КЛАСС
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина
Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства. Политикоадминистративная
карта
России.
Общая
характеристика
родного
края,
важнейшие
достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности,
история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения
духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный
женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День
Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям
своего народа и других народов, государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные
исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР,
Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в
разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных
ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом.
Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры
своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия
своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их
национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по
исследованию природных объектов и явлений. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и
тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники
планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли
вокруг Солнца и смена времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное
обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края
(краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток;
использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её
берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе
наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2–
3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат,
растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу
изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и
природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и
животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга
(отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры
города; правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях
культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки,
сигналов и средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других средств
индивидуальной мобильности.
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (поиск достоверной
информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных
порталов) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет.

Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных
действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных
учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий способствуют формированию умений:
 устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;
 конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде
обитания;
 моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма
поверхности);
 соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне;
 классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;
 определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий
способствует формированию умений:
 использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать
объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных
образовательных и информационных ресурсов;





использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари,
справочники, энциклопедии, в том числе и информационно-коммуникационную сеть
Интернет (в условиях контролируемого выхода);
делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе дополнительной информации,
подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
 ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг,
соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного
природного и культурного наследия;
 характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем
органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма;
 создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма
вредных привычек;
 описывать ситуации проявления нравственных качеств – отзывчивости, доброты,
справедливости и др.;
 составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных
изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);
 составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;
 создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках
изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
 самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и
возможные ошибки;
 контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия
при необходимости;
 адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;
 находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
 выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей – руководитель,
подчинённый, напарник, члена большого коллектива;
 ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности,
объективно оценивать свой вклад в общее дело;
 анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования
инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено
на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность
обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны
отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности
к российскому народу, к своей национальной общности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
 проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к
своему и другим народам;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
 проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию
их индивидуальности;
 принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;
 применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
 понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных
видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);



приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
 осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
 осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
 осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и
саморазвития;
 проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и
самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных
информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
 понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды
обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
 на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и
в пространстве);
 сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
 объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
 определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты;
 находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях
на основе предложенного алгоритма;
 выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
 проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты;
 проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
 определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных вопросов;
 формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
 моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая
природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его
последствия; коллективный труд и его результаты и др.);



проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина –
следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
 использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учётом учебной задачи;
 находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно
заданному алгоритму;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки;
 находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
 читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
 соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в
информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя);
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
 фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание)
и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
 признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
 использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
 конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
 находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
 готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки,
фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
 планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению
учебной задачи;
 выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
 осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;







находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.

Совместная деятельность:
 понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и
долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по
окружающему миру);
 коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу
каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
 ответственно выполнять свою часть работы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 КЛАСС
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
 находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой регион и его главный город;
 узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего
региона;
 проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других
народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в
социуме и на природе;
 распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и
фотографиям, различать их в окружающем мире;
 приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края;
важных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий
жителей родного края;
 проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с
природными объектами, измерения;
 приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие
значение природы в жизни человека;
 описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные
объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты);
 описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты
и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты;
 группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам;












сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
ориентироваться на местности по местным природным признакам, Солнцу, компасу;
создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры
положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания,
помощи людям, нуждающимся в ней;
соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения
пассажира наземного транспорта и метро;
соблюдать режим дня и питания;
безопасно использовать мессенджеры в условиях контролируемого доступа в
информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;
безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя (при
необходимости).

4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
 проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других
народов, государственным символам России;
 соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
 показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы,
равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
 показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
 находить место изученных событий на «ленте времени»;
 знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
 соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами
истории России;
 рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории
России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов,
достопримечательностях столицы России и родного края;
 описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные
признаки, в том числе государственную символику России и своего региона;
 проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием
простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам
безопасного труда;
 распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию,
рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
 группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая
признак для группировки; проводить простейшие классификации;
 сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных
характерных свойств;
 использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и
процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений
в природе своей местности, причины смены природных зон);













называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за
рубежом (в пределах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и
обществе;
использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации,
ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной
инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и
зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной
информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернете;
соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных образовательных и
информационных ресурсов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Человек и общество
1.1

Наша родина - Россия

10

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1.2

Семья. Семейные ценности и традиции

2

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1.3

Правила культурного поведения в
общественных местах

2

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Итого по разделу

14

Раздел 2. Человек и природа
2.1

Методы познания природы. Земля и
другие планеты, звезды и созвездия.

7

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.2

Многообразие растений

8

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.3

Многообразие животных

11

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.4

Красная книга России. Заповедники и
природные парки

8

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Итого по разделу

34

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1

Здоровый образ жизни школьника

4

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

3.2

Безопасность в школе и общественном
транспорте, безопасность в сети
Интернет

8

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Итого по разделу

12

Резервное время

6

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

66

3

0

4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек и общество
1.1

Наша родина - Российская Федерация

10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

1.2

История Отечества. «Лента времени» и
историческая карта

16

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

1.3

Человек - творец культурных
ценностей. Всемирное культурное
наследие

6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Итого по разделу

32

Раздел 2. Человек и природа
2.1

Методы познания окружающей
природы. Солнечная система

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

2.2

Формы земной поверхности. Водоемы и
их разнообразие

9

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

2.3

Природные зоны России: общее
представление, основные природные
зоны

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

2.4

Природные и культурные объекты
Всемирного наследия. Экологические
проблемы

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Итого по разделу

24

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1

Здоровый образ жизни: профилактика
вредных привычек

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

3.2

Безопасность в городе. Безопасность в
сети Интернет

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

4

Итого по разделу

5

Резервное время

5

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

66

4

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

Наша Родина ‒ Россия, Российская
Федерация

1

01.09.2023

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2

Народы России. Родная страна

1

05.09.2023

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

3

Родной край, его природные
достопримечательности. Город и село

1

08.09.2023

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

4

Значимые события истории родного края.
Исторические памятники, старинные
постройки. Природа и предметы,
созданные человеком

1

12.09.2023

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

5

Заповедники России (Остров Врангеля,
Большой Арктический заповедник).
Охрана природы

1

15.09.2023

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

6

Заповедники России

1

19.09.2023

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

7

Заповедники России. Охрана природы

1

22.09.2023

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

8

Народы Поволжья и других территорий
РФ: традиции, обычаи, праздники.
Родной край, город (село)

1

26.09.2023

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

9

Резервный урок. Тематическая
проверочная работа по разделу "Где мы
живём?"

1

29.09.2023

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

10

Связи в природе: зависимость изменений
в живой природе от изменений в неживой
природе. Неживая и живая природа.

1

03.10.2023

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1

Явления природы
11

Годовой ход изменений в жизни
животных. Жизнь животных осенью и
зимой. Явления природы

1

06.10.2023

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

12

Зачем человек трудится? Ценность труда
и трудолюбия. Профессии. Все
профессии важны

1

10.10.2023

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

13

Зависимость жизни растений от
состояния неживой природы. Жизнь
растений осенью и зимой. Невидимые
нити природы

1

13.10.2023

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

14

Мир животных: птицы. Особенности
внешнего вида, передвижения, питания:
узнавание, называние, описание

1

17.10.2023

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

15

Звёздное небо: звёзды и созвездия.
Солнечная система: планеты (название,
расположение от Солнца, краткая
характеристика)

1

20.10.2023

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

16

Как человек познаёт окружающую
природу? Особенности разных методов
познания окружающего мира

1

24.10.2023

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

17

Земля - живая планета Солнечной
системы

1

27.10.2023

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

18

Почему на Земле есть жизнь? Условия
жизни на Земле. Водные богатства Земли

1

07.11.2023

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

19

Деревья, кустарники, травы родного края
(узнавание, называние, краткое
описание). Какие бывают растения

1

10.11.2023

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

20

Деревья лиственные и хвойные.
Сравнение лиственных и хвойных
деревьев: общее и различия

1

14.11.2023

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

21

Многообразие животных родного края и

1

17.11.2023

Библиотека

ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

разных территорий России. Какие
бывают животные
22

Мир животных: насекомые. Особенности
внешнего вида, передвижения, питания:
узнавание, называние, описание

1

21.11.2023

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

23

Мир животных: рыбы. Особенности
внешнего вида, условия жизни,
передвижения, питания: узнавание,
называние, описание

1

24.2023

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

24

Зависимость жизни растений от
состояния неживой природы. Жизнь
растений весной и летом. Невидимые
нити. Впереди лето

1

28.11.2023

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

25

Растения дикорастущие и культурные:
общее и различия

1

01.12.2023

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

26

Мир животных: земноводные и
пресмыкающиеся. Особенности внешнего
вида, условия жизни, передвижения,
питания: узнавание, называние, описание

1

05.12.2023

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

27

Многообразие растений по месту
обитания, внешнему виду. Сравнение
растений разных климатических условий.
Комнатные растения

1

08.12.2023

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

28

Многообразие животных. Дикие и
домашние животные

1

12.12.2023

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

29

Мир животных: звери (млекопитающие).
Особенности внешнего вида,
передвижения, питания: узнавание,
называние, описание

1

15.12.2023

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

30

Отдельные представители растений
Красной книги России (включая
представителей растительного мира

1

19.12.2023

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

региона): узнавание, называние и
описание

31

Отдельные представители животных
Красной книги России (включая
представителей животного мира
региона): узнавание, называние и
описание

1

22.12.2023

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

32

Красная книга России. Её значение в
сохранении и охране редких растений и
животных

1

26.12.2023

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

33

Какие задачи решают сотрудники
заповедника. Правила поведения на
территории заповедника

1

29.12.2023

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

34

Заповедники: значение для охраны
природы

1

09.01.2024

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

35

Резервный урок. Тематическая
проверочная работа по разделу "Человек
и природа"

1

12.01.2024

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

36

Мир профессий жителей нашего региона

1

16.01.2024

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

37

Резервный урок. Из чего что сделано

1

19.01.2024

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

38

Наш регион, какой он? Культура родного
края. Родной край, его культурные
достопримечательности

1

23.01.2024

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

39

Здоровый образ жизни. Режим дня:
чередование сна, учебных занятий,
двигательной активности. Если хочешь
быть здоров

1

26.01.2024

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

40

Рациональное питание: количество
приёмов пищи и рацион питания.
Витамины и здоровье ребёнка

1

30.01.2024

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1

1

41

Правила безопасности в школе: маршрут
до школы, поведение на занятиях,
переменах, при приеме пищи; на
пришкольной территории

1

02.02.2024

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

42

Правила безопасного поведения в быту.
Безопасное пользование
электроприборами, газовой плитой.
Безопасность при разогреве пищи.
Номера телефонов экстренной помощи.
Домашние опасности

1

06.02.2024

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

43

Физическая культура, игры на воздухе
как условие сохранения и укрепления
здоровья

1

09.02.2024

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

44

Безопасное поведение на прогулках:
правила поведения на игровых
площадках; езда на велосипедах (санках,
самокатах) и качелях. На воде и в лесу.
Опасные незнакомцы

1

13.02.2024

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

45

Правила культурного поведения в
общественных местах. Что такое этикет

1

16.02.2024

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

46

Подробнее о лесных опасностях

1

20.02.2024

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

47

Семейные ценности и традиции. Труд,
досуг, занятия членов семьи. Наша
дружная семья

1

27.02.2024

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

48

Главные правила взаимоотношений
членов общества: доброта,
справедливость, честность, уважение к
чужому мнению

1

01.03.2024

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

49

Безопасное пользование Интернетом. Ты
и твои друзья

1

05.03.2024

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

50

Правила поведения при пользовании

1

12.03.2024

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

компьютером: посадка, время отдыха,
обязательность отдыха и другие
51

Правила безопасного поведения
пассажира наземного транспорта. Мы —
пассажиры

1

15.03.2024

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

52

Знаки безопасности на общественном
транспорте

1

19.03.2024

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

53

Правила безопасного поведения
пассажира метро. Знаки безопасности в
метро

1

22.03.2024

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

54

Родословная. Родословное древо, история
семьи. Предшествующие поколения

1

05.04.2024

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

55

Модели Земли - глобус, карта, план.
Практическая работа

1

1

09.04.2024

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

56

Карта мира. Материки и океаны.
Практическая работа

1

1

12.04.2024

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

57

Ориентирование на местности по
местным природным признакам и с
использованием компаса. Практическая
работа

1

1

16.04.2024

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

58

Резервный урок. Формы земной
поверхности

1

19.04.2024

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

59

Животные и их потомство. Размножение
животных. Стадии развития насекомого,
земноводных

1

23.04.2024

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

60

Москва ‒ столица России. Строительство
Московского Кремля. Московский
Кремль и Красная площадь Герб Москвы

1

26.04.2024

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

61

Достопримечательности Москвы:
Большой театр, МГУ, Московский цирк,
Театр кукол имени С.В. Образцова.
Путешествие по Москве

1

03.05.2024

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

62

Санкт-Петербург ‒ северная столица.
Достопримечательности города

1

07.05.2024

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

63

Кустарники нашего края: узнавание,
название, краткое описание

1

14.05.2024

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

64

Травы нашего края: многообразие.
Внешний вид, условия жизни (называние,
краткое описание)

1

17.05.2024

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

65

Годовой ход изменений в жизни
животных. Жизнь животных весной и
летом. Явления природы. В гости к весне.
Впереди лето

1

21.05.2024

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

66

Резервный урок. Тематическая
проверочная работа по итогам 2 класса

1

1

24.05.2024

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

66

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

4

4 КЛАСС
Количество часов

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

1

01.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

Солнце - звезда

1

05.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

3

Планеты Солнечной системы. Луна –
спутник Земли

1

08.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414eca

4

Смена дня и ночи на Земле как результат
вращения планеты вокруг своей оси
(практические работы с моделями и
схемами)

1

1

12.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

5

Обращение Земли вокруг Солнца как
причина смены сезонов (практические
работы с моделями и схемами). Общая
характеристика времён года

1

1

15.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414eca

6

Историческое время. Что такое «лента
времени»?

1

19.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2

7

Экологические проблемы взаимодействия
человека и природы

1

22.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415118

8

Всемирное культурное наследие России

1

26.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415b9a

9

Природные и культурные объекты
Всемирного наследия в России

1

29.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841580c

10

Природные и культурные объекты
Всемирного наследия за рубежом

1

03.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415b9a

11

Знакомство с Международной Красной
книгой

1

06.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415636

№
п/п

Тема урока

1

Как человек изучает окружающую природу?

2

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

12

Всемирное культурное наследие

1

10.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415b9a

13

Охрана историко-культурного наследия

1

13.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2

14

О вредных для здоровья привычках

1

17.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415da2

15

Правила цифровой грамотности при
использовании Интернет

1

20.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415f50

16

Планирование маршрутов с учётом
транспортной инфраструктуры населённого
пункта

1

24.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416306

17

Правила поведения в общественных местах:
зонах отдыха, учреждениях культуры и
торговых центрах

1

27.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84164be

18

Безопасное поведение при езде на
велосипеде и самокате. Дорожные знаки

1

07.11.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180

19

Равнины России: Восточно-Европейская,
Западно-Сибирская (название, общая
характеристика, нахождение на карте)

1

10.11.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416996

20

Горные системы России: Урал, Кавказ,
Алтай (краткая характеристика, главные
вершины, место нахождения на карте)

1

14.11.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416b58

21

Водоёмы Земли, их разнообразие.
Естественные водоёмы: океан, море, озеро,
болото. Примеры водоёмов в России

1

17.11.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416cfc

22

Река как водный поток

1

21.11.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416fae

23

Крупнейшие реки России: название,
нахождение на карте

1

24.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416fae

24

Характеристика природных зон России:
арктическая пустыня. Связи в природной
зоне

1

28.11.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417b34

25

Характеристика природных зон России:
тундра. Связи в природной зоне

1

01.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417d1e

26

Характеристика природных зон России:
тайга. Связи в природной зоне

1

05.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417f08

27

Характеристика природных зон России:
смешанный лес. Связи в природной зоне

1

08.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84181ce

28

Характеристика природных зон России:
степь и полупустыня. Связи в природной
зоне

1

12.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84185ac

29

Формы земной поверхности (на примере
родного края)

1

15.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417526

30

Водоёмы и реки родного края

1

19.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417b34

31

Использование рек и водоёмов человеком
(хозяйственная деятельность, отдых).
Охрана рек и водоёмов

1

22.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417d1e

32

Защита и охрана природных богатств
(воздуха, воды, полезных ископаемых,
флоры и фауны)

1

26.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417f08

33

Искусственные водоёмы: водохранилища,
пруды (общая характеристика)

1

29.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84181ce

34

Резервный урок. Проверочная работа по
теме "Формы земной поверхности и
водоёмы"

1

1

09.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84185ac

35

Резервный урок. Проверочная работа по
теме "Природные зоны"

1

1

12.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417526

36

Человек - творец культурных ценностей

1

16.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54

37

Труд и быт людей в разные исторические
времена

1

19.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54

38

Резервный урок. Новое время

1

23.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54

39

Резервный урок. Новейшее время: история
продолжается сегодня

1

26.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54

40

Государство Русь. Страницы общественной
и культурной жизни

1

30.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419894

41

Города России. Древние города России.
Страницы истории

1

02.02.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54

42

Государство Русь. Человек - защитник
своего Отечества

1

06.02.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54

43

Московское государство. Страницы
общественной и культурной жизни в
Московском государстве

1

09.02.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419894

44

Образование и культура в Московском
государстве

1

13.02.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b284

45

Страницы истории Российской империи.
Пётр I

1

16.02.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b284

46

Страницы Российской империи.
Преобразования в культуре, науке, быту

1

20.02.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b284

47

Образование в Российской империи

1

27.02.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b4aa

48

Развитие культуры в Российской империи
Российская империя: развитие культуры
XVIII века (архитектура, живопись, театр)

1

01.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b284

49

«Золотой век» русской культуры. Великие
поэты и писатели, композиторы и
художники XIX века

1

05.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b284

50

Первая Отечественная война: 1812 год.
Защита Родины от французских
завоевателей

1

12.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b4aa

51

Страницы истории России ХХ века

1

15.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c56c

52

Великая Отечественная война 1941-1945 гг:
как все начиналось…

1

19.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c56c

53

Великая Отечественная война 1941-1945 гг:
главные сражения

1

22.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c800

54

Всё для фронта – всё для победы

1

05.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c9f4

55

Взятие Берлина. Парад Победы.

1

09.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c56c

56

Мы живём в Российской Федерации

1

12.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dac0

57

Государственное устройство РФ (общее
представление). Конституция РФ.
Президент РФ. Политико-административная
карта России

1

16.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d188

58

Родной край. Знаменитые люди родного
края

1

19.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c56c

59

ВПР

1

23.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d8ea

60

Взаимоотношения людей в обществе:
доброта и гуманизм, справедливость и
уважение

1

26.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d336

61

Права и обязанности гражданина
Российской Федерации. Права ребёнка.

1

03.05.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dc50

62

Государственные праздники России.
Праздник в жизни общества и человека

1

07.05.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d188

63

Наша малая Родина: главный город.
Праздники и памятные даты своего региона

1

14.05.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c56c

64

Малая Родина гражданина России.
Достопримечательности родного края

1

17.05.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d8ea

65

Города России. Города-герои. Страницы
истории

1

21.05.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d336

66

Резервный урок. Проверочная работа по
теме "История Отечества"

1

24.05.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dc50

1

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

66

4

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебник Окружающий мир (в 2 частях), 2 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»;
Учебник Окружающий мир (в 2 частях), 4 класс /Плешаков А.А., Крючкова Е.А.,Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»;

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
О.И.Дмитриева. Поурочные разработки по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР к УМК "Школа России"

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://yandex.ru/video/
https://uchi.ru/teachers/hometasks
https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
https://uchitelya.com


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».