Положение о психологической службе и психолого-педагогическом сопровождении

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Титовская средняя общеобразовательная школа

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ Титовская СОШ
Протокол от 30.08.2022 № 1
Председатель ПС
_____________ Артамонов А.С.

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
МБОУ Титовской СОШ
___________ Артамонов А.С.
приказ № 147 от 31.08.2022 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о школьной психологической службе
и психолого-педагогическом сопровождении

сл. Титовка
2022 г.

1. Общие положения
Положение о психолого-педагогическом и социальном сопровождении
воспитательно-образовательного процесса (далее - «настоящее Положение»)
регулирует деятельность Службы психолого-педагогического и социального
сопровождения (далее «Служба сопровождения») МБОУ Титовской СОШ (далее
«Школы») и является обязательным к исполнению.
1.1.

1.2.
1.3.

1.4.

1.5.

Настоящее Положение определяет цели, задачи, направления работы,
организационные структуры, направленные на достижение поставленных
целей, организационно - методическое обеспечение деятельности Службы
сопровождения.
Настоящее положение имеет два приложения, регламентирующих работу по
каждой из организационно-информационных структур.
Служба сопровождения школы работает в тесном контакте с учреждениями
и организациями образования, здравоохранения, органами внутренних дел
местного самоуправления, общественными и др. организациями,
оказывающими помощь в воспитании и развитии детей с особыми
образовательными потребностями.
В своей деятельности Служба сопровождения руководствуется
международными актами в области защиты прав детей, законом РФ об
образовании, решениями, распоряжениями соответствующих органов
управления образования, настоящим Положением.
Настоящее Положение разработано на основе следующих документов:
• Конвенцией о правах ребёнка. Федеральным законом от 24 июля 1998 г.
№124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации
• Федеральный закон об образовании. Приказ Минобрнауки РФ от 29.12.12
№ 273;
• Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) "Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних"
• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 22 декабря 2014 г. № 1601 г. Москва "О
продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической
работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о
порядке определения учебной нагрузки педагогических работников,
оговариваемой в трудовом договоре",
• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 11 мая 2016 г. № 536 г. Москва" Об утверждении
Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических
и иных работников организаций, осуществляющих образовательную
деятельность";
• Письмом Министерства образования российской федерации от 24 декабря
2001 года № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога
психолога образовательного учреждения»;

Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 (далее - СП 2.4.364820);
• Уставом МБОУ Титовской СОШ.
•

2. Цели деятельности Службы сопровождения
Цель деятельности Службы сопровождения - создание необходимых
условий для осуществления воспитательно-образовательного процесса, охраны
здоровья обучающихся, развития, обучения, коррекции и социализации
обучающихся и воспитанников.
3. Задачи деятельности Службы сопровождения
3.1. Создание безопасной, психологически благополучной и развивающей
образовательной среды.
3.2. Личностная и социальная адаптация детей и подростков в процессе обучения
в школе, социально-психологическое обеспечение индивидуализации и
гуманизации педагогического процесса, способствующих личностному
развитию, саморазвитии и социализации ребенка.
3.3. Создание здоровьесозидающей образовательной среды, функционирующей
на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование
здорового образа жизни, и организацию здоровьесозидающего уклада жизни
образовательного учреждения.
3.4. Популяризация среди обучающихся, родителей (законных представителей) и
педагогов альтернативных способов разрешения конфликтов, развитие культуры
диалога; помощь в разрешении конфликтных ситуаций на основе принципов
медиации; создание альтернативы административному способу реагирования на
конфликты, содействие снижению количества административных обращений;
повышение
уровня
психологической
компетентности
участников
образовательного процесса, в том числе в сфере эффективной коммуникации в
конфликте.
3.5. Реализации структурного подхода в выполнении задач, связанных с
обучением и воспитанием учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
3.6. Организации взаимодействия в процессе разработки, изменения,
индивидуализации, образовательного маршрута, учащегося.
4. Направлении работы службы сопровождении
4.1. Диагностическое направление.
4.2. Консультативное направление.
4.3. Профилактическое направление.
4.4. Просветительское направление.

4.5. Коррекционно-развивающее направление (индивидуальная и (или)
групповая).
4.6 Информационно-методическое направление.
4.7. Организация взаимодействия участников образовательного процесса с целью
решения задач сопровождения.
5. Состав Службы сопровождения
5.1. Специалисты сопровождения. Специалистами службы сопровождения
являются социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, учительдефектолог.
5.2. Участники сопровождения: классные руководители, учителя, воспитатели,
прочие педагогические работники.
6. Уровни сопровождения
6.1. На уровне школы ведущая роль принадлежит специалистам Службы
сопровождения, выявляющим проблемы в развитии учащихся, воспитанников, и
оказывающим первичную помощь в преодолении трудностей в обучении,
взаимодействии со сверстниками, учителями, родителями. На данном уровне с
помощью участников Службы сопровождения, реализуются профилактические
программы, охватывающие значительные группы учащихся, ведется
просветительская работа с родителями, учителями, учащимися, а также
реализуются коррекционно-развивающие программы
(индивидуальные и групповые). Стратегии сопровождения определяются
Педагогическим советом.
6.2. Уровень класса. Ведущую роль в сопровождении играют участники
сопровождения и, прежде всего, классные руководители, работающие в тесном
контакте с учителями - предметниками, специалистами службы сопровождения,
воспитателями, педагогами дополнительного образования, родителями, что
обеспечивает необходимую поддержку учащимся Школы в процессе их
обучения, воспитания, развития. Основные задачи участников сопровождения на
данном уровне: развитие самостоятельности учащихся, воспитанников в
решении проблемных ситуаций; предотвращение дезадаптации ребенка и
возникновения проблемных ситуаций. Классный руководитель отслеживает
реализацию решений, принятых на совещаниях специалистов, консилиумах, а
также рекомендаций специалистов.
7. Организационно-информационное обеспечение деятельности Службы
сопровождения
7.1 Организационная структура Службы сопровождения основана на
структурном подходе в решении задач, связанных с обучением и воспитанием
учащихся.
7.2 Руководство службой сопровождения возлагается на заместителей директора
по УВР и ВР.
7.3
Основными
организационными
структурами,
обеспечивающими
функционирование службы сопровождения, являются:

Служба психолого-педагогического сопровождения (организация
работы представлена в приложении №1);
• Служба социально-психологического сопровождения (организация
работы представлена в приложении №2);
• Служба медиации (организация работы представлена в Положении о
Службе школьной медиации)
7.4 Основными организационными структурами, обеспечивающие обмен
информацией и взаимодействие специалистов и участников сопровождения,
являются:
• административные совещания
• психолого-педагогический
консилиум
(организация
работы
представлена в Положении о психолого-педагогическом консилиуме);
7.5 Административные совещания проводятся с целью формирования планов
работ по каждому из направлений работы, внесению изменений в случае
возникновения такой необходимости, а также согласования с планом
воспитательной работы Школы на текущий учебный год. В работе
административных совещаний принимают участие заместители директора по
УВР, а также: специалисты сопровождения, приглашенные классные
руководители, другие участники сопровождения.
7.6 Психолого-педагогические консилиумы проводятся в соответствии с
планом работы на текущий учебный год, а также по мере необходимости. В
работе консилиума принимают участие: специалисты сопровождения, классные
руководители, приглашенные участники сопровождения и родители.
•

8. Обеспечение конфиденциальности информации о ребёнке и его
семье
8.1 В своей профессиональной деятельности специалисты и участники
Службы сопровождения исходят из интересов ребёнка и действуют в
рамках своих должностных обязанностей.
8.2 Информация о ребёнке и его семье, получаемая специалистами и
участниками службы сопровождения, должна быть определённым
образом защищена (Конвенция о правах ребёнка ст. 16: Право на личную
жизнь).
8.3 Обсуждение информации, полученной от родителей и учащихся
допускается только в соответствии с решаемыми задачами
сопровождения и только с теми лицами, которые ясно представляют
границы обсуждения этой информации.
9.
9.1

Контроль, эффективность деятельности Службы сопровождения.
Руководство деятельностью службы осуществляет заместитель директора
школы. Руководитель службы организует планирование деятельности
службы, обеспечивает включенность основных мероприятий по
сопровождению в план школы. Взаимодействуя с администрацией,

обеспечивает выполнение плана, активное участие специалистов и
участников
сопровождения в разработке и реализации программ
сопровождения, своевременному составлению отчетной документации
специалистов сопровождения.
9.2 Контроль деятельности Службы сопровождения осуществляется
заместителями директора по УВР и ВР в ходе административных проверок.
9.3 Эффективность деятельности
Службы
сопровождения оценивается
по специальным показателям:
• наличие положительной динамики по результатам коррекционноразвивающей работы педагога-психолога, учителя-логопеда, учителядефектолога;
• творческие достижения учеников, воспитанников;
• удовлетворенность школой учащимися и родителями;
• снижение количества конфликтных ситуаций между участниками
образовательных отношений.
9.4. Данное положение имеет два приложения (Приложение № 1 «Организация
работы службы психолого-педагогического сопровождения», Приложение № 2
«Организация работы службы социально-психологического сопровождения»),
являющихся неотъемлемой его частью.
Приложение № 1

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СЛУЖБЫ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
1. Общие положения
1.1. Служба психолого-педагогического сопровождения (далее - СППС)
организационная форма взаимодействия педагогических работников МБОУ
Титовской СОШ (далее «Школы»), являющаяся направлением работы школьной
службы сопровождения, направленной на создание специальных условий
обучения и воспитания, учитывающих особые образовательные потребности
учащихся с задержкой психического развития (ЗПР), в соответствии с
заключениями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии
(далее ТПМПК), требованиями индивидуальной программы реабилитации
ребенка- инвалида (далее - ИПРА) и решениями школьного Психологопедагогического консилиума (далее - ШППк).
2. Цель и задачи СППС
2.1. Цель: создание специальных условий обучения и воспитания,
позволяющих учитывать особые образовательные потребности учащихся для
успешного освоения адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования и адаптированной основной

общеобразовательной программы основного общего образования вариант 7.2
(далее АООП НОО и АООП ООО) МБОУ Титовской СОШ
2.2. Задачи:
•
своевременное выявление детей с трудностями адаптации,
обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
•
определение особых образовательных потребностей детей с
ограниченными возможностям и здоровья, детей -инвалидов;
•
определение особенностей организации образовательного процесса в
соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой
нарушения развития и степенью его выраженности;
•
создание условий, способствующих освоению детьми с
ограниченными возможностями здоровья AOOП;
•
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с
учётом особенностей психического и (или) физического развития,
индивидуальных возможностей детей (на основании заключений ТПМПК.
требований ИПРА ребенка-инвалида, рекомендаций ШППк); • разработку и
реализацию
индивидуальных
маршрутов
психолого-педагогического
сопровождения, организацию индивидуальных и (или) групповых занятий;
•
обеспечение
возможности
получения
дополнительных
коррекционных занятий со специалистами Службы сопровождения;
•
реализацию системы мероприятий по социальной адаптации детей с
ограниченными возможностями здоровья;
•
оказание консультативной и методической помощи родителям
(законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по
психолого-педагогическим и медицинским вопросам.
3. Организация работы СППС
3.1. Состав СППС формируется из педагогических работников Школы;
3.2. СППС реализует следующие направления работы:
•
диагностическое (комплексное обследование учащихся с целью
выявления
особых образовательных потребностей и выработка рекомендаций по
организации психолого- педагогического сопровождения, в рамках работы ППк
образовательного учреждения);
коррекционно-развивающее (своевременная специализированная
помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в
психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в
условиях Школы; способствует формированию
универсальных учебных
действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных);
•
консультативное (консультативная помощь родителям (законным
представителям) по вопросам специальных условий обучения, воспитания,
коррекции, развития и социализации, обучающихся с ограниченными
•

возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями), с целью
выработки единой системы сопровождения, обучения и воспитания, как в
условиях Школы, так и за ее пределами;
•
информационно-просветительское (разъяснительная деятельность по
вопросам особенностей развития, обучения и воспитания детей, с
родителями/законными представителями и педагогическими работниками).
3.3. В СППС Школы входят такие категории педагогических работников как:
педагог - психолог, социальный педагог, (далее - Специалисты).
3.4. Коррекционно-развивающие занятия специалистов проводятся по
расписанию, утвержденному директором Школы.
3.5. Комплектования групп происходит на основе диагностики, проводимой в
начале и конце учебного года. В группы объединяются обучающиеся со
сходной структурой нарушения высших психических функций или
сходными трудностями в освоении АООП.
3.6. Коррекционные занятия проводятся на основе диагностики уровня
развития обучающихся и выявления индивидуальных пробелов в знаниях.
Диагностика проводится в начале учебного года, по итогам первого
полугодия и в конце учебного года.
4. Организация работы специалистов СППС
4.1. Организация работы педагога-психолога.
4.1.1. Целью работы педагога-психолога является: создание психологической
основы для успешного усвоения AOOII, с учетом развития и формирования
познавательной и эмоционально- волевой сфер, личностных особенностей
обучающегося, а также организация взаимодействия между всеми участниками
образовательных отношений.
4.1.2. Диагностическая деятельность педагога-психолога направлена на оценку
особенностей развития ребенка: поведения, критичности, адекватности в
ситуации; уровня развития коммуникативной, регуляторной, когнитивной и
эмоционально-волевой сфер в соответствии с возрастом; потенциальных
возможностей в развитии ребенка: особенностей работоспособности и темпа
деятельности, возможностей социально-эмоциональной адаптации в детском
коллективе и образовательной организации в целом.
4.1.3. Коррекционное направление деятельности педагога-психолога направлено
на формирование, развитие и коррекцию предметно-практической деятельности,
игровой деятельности, конструктивной деятельности, развитие мелкой моторики;
формирование элементарных алгоритмов действий с предметами, формирование
навыков элементарной деятельности по образцу или показу, или инструкции;
формирование, развитие и коррекция коммуникативных навыков и продуктивного
взаимодействия; развитие навыков саморегуляции; формирование учебной
мотивации; формирование адаптивных форм поведения, элементов учебного

поведения; коррекцию и развитие эмоциональной сферы; оказание помощи в
социальной и школьной адаптации; профориентация обучающихся.
4.1.4. Содержание организационно-методической деятельности педагогапсихолога:
создание индивидуально ориентированного диагностического инструментария,
разработка коррекционно-развивающих программ, взаимодействие в рамках
заседаний ППк.
4.1.5. Основной формой организации учебно-коррекционной работы являются
групповые и индивидуальные занятия, продолжительность которых определяется
в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями на основании
Постановления главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и составляет:
•
групповые с обучающимися 1-х классов – 35-40 минут,
•
групповые с обучающимися 2-4х классов – 40 минут
•
индивидуальные занятия – 20 минут.
4.1.6. Результативность работы педагога-психолога определяется положительной
динамикой в развитии познавательных процессов (мышление, память, внимание),
эмоционально- волевой. мотивационной и личностной сфер.
4.1.7. Педагогом-психологом разрабатываются рекомендации родителям и
педагогам в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими
особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья;
проводятся индивидуальные консультации и тематические родительские
собрания, выступления на методических объединениях педагогов.
4.1.8. Проведение консультаций с педагогами и родителями педагогомпсихологом проводится в рамках часов консультационной работы.
4.1.9. Документация педагога-психолога: перспективный план работы на каждый
учебный год; журнал консультаций обучающихся, родителей, педагогов,; анализ
работы за год; коррекционно-развивающие программы (индивидуальной или
подгрупповой работы); аналитическая справка по итогам диагностики.
5. Общее руководство и контроль деятельности СППС
5.1. Служба сопровождения Школы в своей деятельности руководствуется
Уставом МБОУ Титовской СОШ, договором между школой и родителями
(законными представителями) обучающегося, должностной инструкцией и
настоящим Положением. При составлении рабочих программ и другой рабочей
и отчетной документации Специалисты руководствуются локальными актами
МБОУ Титовской СОШ.
5.2. Общее руководство СППС возлагается на заместителя директора
МБОУ Титовской СОШ по учебно-воспитательной работе.
5.3. Руководитель СППС несет ответственность за организацию, контроль
работы, обоснованность рекомендаций, конфиденциальность полученных при

обследовании материалов, соблюдение прав и свобод личности ребенка, ведение
документации и ее сохранность.
6. Права н обязанности СППС 6.1.
Специалисты СППС имеют право:
• самостоятельно выбирать средства, оптимальные формы и методы работы с
детьми и взрослыми, решать вопросы приоритетных направлений своей
деятельности;
• обращаться к педагогическим работникам, администрации школы,
родителям (законным представителям) для координации коррекционной работы
с обучающимися, воспитанниками;
• проводить индивидуальную и групповую диагностику обучающихся,
согласно утвержденного плана работы на год;
• вести просветительскую деятельность по пропаганде психолого-медикопедагогических знаний;
• обобщать и распространять опыт своей работы, выпускать буклеты,
методические разработки, рекомендации.
6.2. Специалисты СППС обязаны:
•
рассматривать вопрос и принимать решения строго в рамках своей
профессиональной компетенции;
•
в решении вопросов исходить из интересов ребенка, задач его обучения,
воспитания и развития, работать в соответствии с профессионально-этическими
нормами, обеспечивая полную конфиденциальность получаемой информации;
•
принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность
нанесения вреда здоровью, чести и достоинству обучающихся, воспитанников,
родителей (законных представителей), педагогических кадров;
•
оказывать помощь администрации, педагогическому коллективу школы,
родителям (законным представителям) в решении проблем, связанных с
обеспечением полноценного психического развития, эмоционально-волевой
сферы детей и индивидуального подхода к ребенку;
•
разрабатывать индивидуальные программы коррекционно-развивающей
работы с обучающимися;
•
осуществлять профилактику физических, интеллектуальных и психических
нагрузок, эмоциональных срывов.
7. Ответственность специалистов СППС
7.1. Руководитель СППС несет ответственность за организацию и
контроль работы деятельности СППС, обоснованность рекомендаций,
конфиденциальность полученных при обследовании материалов, соблюдение
прав и свобод личности ребенка, ведение документации и ее сохранность.
7.2. Специалисты СППС несут ответственность за адекватность
используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность
рекомендаций, конфиденциальность полученных при обследовании материалов,

соблюдение прав и свобод личности ребенка, ведение документации и ее
сохранность.

Приложение №2
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СЛУЖБЫ
СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ
1. Общие положения
1.1. Служба социально-психологического сопровождения (далее ССПС) - организационная форма взаимодействия педагогических работников
МБОУ Титовской СОШ (далее «Школа»), являющаяся направлением работы
школьной службы сопровождения, направленной на сохранение психологического
здоровья школьника и обеспечение полноценного социального его развития и
социальной адаптации в процессе обучения в школе.
2. Цель и задачи
2.1. Целью деятельности ССПС является личностная и социальная
адаптация детей и подростков в процессе обучения в школе, социальнопсихологическое
обеспечение
индивидуализации
и
гуманизации
педагогического
процесса,
способствующих
личностному
развитию,
саморазвитии и социализации ребенка.
2.2. Задачами деятельности социально - психологической службы
являются:
обеспечение социально-психологических условий для успешного
обучения и развития личности ребенка, ее социализации и профессионального
становления;
осуществление
профилактики
возникновения
социальнопсихологической дезадаптации, создание правового пространства школы;
адекватное определение проблемы обучающегося и правильная
ориентировка в ней ребёнка, его семьи;
обеспечение условий для решения проблемы обучающегося и его
семьи, создание условий для защиты подростка от влияния агрессивной
социальной среды;
помощь семье в создании у подростка мотивации к учению;
сохранение учебного потенциала и потенциала развития учащегося; обеспечение
всех участников образовательного процесса информацией о естественных
склонностях и способностях ребёнка;
осуществление социальной
опеки
и
защиты
прав
и
интересов несовершеннолетних, которые находятся в трудной
жизненной ситуации;

содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между
субъектами образовательного процесса;
содействие развитию индивидуальных интересов и потребностей
детей, способствующих их нравственному становлению, как социальнозначимой личности; содействие в профессиональной ориентации детей и
молодежи;
внедрение в деятельность школы психолого-педагогических
технологий по обучению и воспитанию учащихся с трудностями школьной и
личностной адаптации;
оказание консультативной помощи ребенку, его родителям или лицам,
их заменяющих, и педагогам по разрешению конфликтных ситуаций в семейной
и школьной среде;
проведение
консультативно-просветительской работы
среди
учащихся, педагогических работников, родителей;
консультации по правовым вопросам, связанным с охраной
психического здоровья детей.
-

3. Основные направления ССПС
3.1. Направления:
•
Социально-педагогическое. Выявление социальных и личностных проблем
детей всех возрастов.
•
Социально-правовое. Защита прав ребенка.
•
Социально-психологическое. Психолого-педагогическое просвещение с
целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье, в социуме.
•
Социально-профилактическое. Раннее выявление и
предупреждение
факторов отклоняющего поведения у обучающихся.
Социально-диагностическое.
Установление
причин
отклоняющего
поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия семьи.
•
Социально-информационное.
Повышение
педагогической
и
законодательной грамотности.
3.2.1. Основные направления деятельности социального педагога:
• Просветительская и профилактическая
- формирование у учащихся установки на позитивную жизнедеятельность,
обучение приемам бесконфликтной коммуникации;
- содействие формированию способностей к самостоятельному принятию
решений;
- анализ
психологических и возрастных особенностей детей, их
микросоциума, круга общения, условий жизни с целью профилактики разного
рода проблем социализации учащихся;
- поддержка развития учащихся в различных социокультурных средах (семья,
класс, школа, круг общения);
- организация социально-значимой деятельности учащихся.
•

• Диагностическая
анализ психологических и возрастных особенностей детей, их
микросоциума, круга общения, условий жизни с целью выявления "грудных"
подростков;
выявление положительных и отрицательных факторов социализации
личности учащегося, его психологических и медицинских проблем (совместно с
психологом и медработником);
диагностика семей с целью выявления неблагополучия для
обеспечения защиты интересов детей;
исследование по социальному составу семей учащихся (составление
социального паспорта);
диагностика
ученического коллектива (состояние,
интересы,
рейтинг предметов, потребности, перспективы);
социальная диагностика педагогического коллектива.
• Коррекционная
оказание социальной помощи нуждающимся в ней детям, в основном
"трудным" подросткам;
социальная защита и поддержка учащихся в различных
социокультурных средах, преодоление социальной дезадаптации учащихся;
социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
• Консультативная
- консультации
учащихся (индивидуальные, групповые), педагогов,
родителей по вопросам социального развития, социальной помощь учащимся;
- консультации учащихся по вопросам профессионального самоопределения.
3.3.1. Основные направления деятельности педагога-психолога:
• Просветительская и психопрофилактическая работа:
формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих,
общей психологической культуры, желания использовать психологические
знания в работе с детьми или в интересах собственного развития;
подготовка
совместно
с
социальным
педагогом
планов
индивидуальной работы с учащимися, которые в этом нуждаются;
выработка
рекомендаций
для
создания
благоприятного
психологического микроклимата в школе через оптимизацию форм общения
педагога с детьми, педагогов с коллегами и родителями, консультирование
работников школы по широкому кругу проблем.
• Психодиагностическая работа:
психолого-педагогическое исследование учащихся на протяжении
всего периода школьного возраста, выявление индивидуальных особенностей и
потенциальных возможностей их развития;
психологическое обследование учащихся с целью определения хода
их психологического развития, соответствия развития возрастным нормам;

изучение психологических особенностей учащихся, их интересов,
способностей и склонностей с целью ранней диагностики. Консультирование по
вопросам индивидуального подхода к каждому ребенку, помощи в
профессиональном и жизненном самоопределении;
диагностика
психологических
причин
отклонений
в
интеллектуальном и личностном развитии детей разного возраста, причин
нарушения поведения, уровня овладения необходимыми навыками и умениями;
диагностика общения детей со взрослыми и сверстниками, выявление
психологических причин нарушения общения.
• Психокоррекционная работа:
активное воздействие на процесс формирования личности ребенка.
Особое место в данном направлении занимает работа по преодолению
отклонений в развитии, нарушений в общении и поведении детей и подростков;
разработка и осуществление программ, направленных на
формирование
личности с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;
разработка и осуществление программ коррекции, направленных на
устранение отклонений в психическом развитии.
• Консультативная работа:
консультирование администрации, педагогов, родителей, лиц. их
заменяющих по проблемам обучения и воспитания детей;
консультирование детей, родителей, лиц, их заменяющих по вопросам
выбора учебного заведения (колледжи, лицеи) после окончания школы;
проведение индивидуальных и групповых консультаций детей по
проблемам обучения, развития, общения детей со сверстниками, самовоспитания
и другим.
3.4. Взаимодействие внутри службы: Основное взаимодействие
социального педагога и педагога-психолога идет по направлениям:
профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности учащихся,
наркопрофилактика, просвещение, работа е "трудными" детьми. Социальный
педагог оказывает информационную и правовую помощь учащимся, родителям
и педагогам. Психолог оказывает помощь в консультировании учащихся,
родителей и педагогов по вопросам психологических особенностей, учащихся
различных возрастных категорий.
-

4.
Организация деятельности ССПС
4.1. Организация работы социального педагога:
4.1.1. Главной сферой деятельности социального педагога является социум
(сфера ближайшего окружения личности и сфера человеческих отношений). При
этом приоритетному (особенно в современных условиях) является сфера
отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства.
Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по
возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить

причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного
рода негативных явлений (нравственного, физического, социального и т. п.
плана), отклонений в поведении.
Документация социального педагога: Социальный паспорт школы;
Программа социально-педагогической деятельности; План работы на текущий
год; Рабочая программа на текущий год; Журнал консультаций и бесед с
педагогами и обучающимися; Протоколы бесед с родителями обучающихся;
Документация по Совету Профилактики правонарушений (Положение, план
работы на текущий год, протоколы заседаний, выписки); Личные дела
обучающихся и семей состоящий на ВШК (обучающиеся/семьи СОП;
профилактические учеты в УМВД, ООП, ЦПСиД); База обучающихся по
категориям (многодетные, малоимущие, беженцы, мигранты, опекаемые, дети,
оставшиеся без попечения родителей (центры содействию семейному
воспитанию), инвалиды, дети с поведенческими проблемами); База ИПС ППН и
отчетность по Фрунзенскому району (скрытый отсев, семьи СОП – ежемесячно);
Папка входящей и исходящей документации по взаимодействию с другими
учреждениями системы профилактики.
4.2. Организация работы педагога-психолога:
4.2.1. Психолог работает с учащимися по формированию навыков
конструктивного взаимодействия, развитию познавательных процессов,
уверенности; снижению школьной тревожности, развитию стремлений к успеху.
Функциональные обязанности специалистов определяются руководителем
образовательного учреждения. Эффективностью
5. Принципы деятельности социально - психологической службы
5.1. Принцип взаимодействия, заключающийся в целенаправленном и
постоянном сотрудничестве специалистов ССПС с другими педагогическими
работниками Школы по разрешению социально-психологических проблем,
конфликтных ситуаций и созданию личностно- ориентированной среды в
образовательном учреждении, налаживанию связей и координации деятельности
со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации
учащейся молодежи;
5.2. Личностно-ориентированный подход - признание личности ребенка высшей
социальной ценностью. Принятие его таким, какой он есть, отсутствие попытки
переделать его. умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний
вообще и о данном человеке в частности;
5.3. Позитивное восприятие личности, означающее поиск в каждой личности
положительных качеств, опираясь на которые возможно формирование других
более значимых свойств личности, основывается на оптимизме и вере в
возможности и способности личности;
5.4. Конфиденциальность, предусматривающая установление отношений
открытости, уверенности в надежности получаемой информации и сохранении
профессиональной тайны. Предполагает конфиденциальность отношений между

работниками социально-психологической службы и учащимися, родителями,
педагогами.
6. Общее руководство и контроль деятельности ССПС

6.1.ССПС Школы в своей деятельности руководствуется Уставом
образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением
и родителями (законными представителями) обучающегося и настоящим
Положением.
6.2.Общее руководство ССПС возлагается на заместителя директора Школы по
воспитательной работе.
6.3.Руководитель ССПС несет ответственность за организацию, контроль
работы, обоснованность рекомендаций, конфиденциальность полученных при
обследовании материалов, соблюдение прав и свобод личности ребенка, ведение
документации и ее сохранность.
Специалисты социально - психологической службы имеют право
7.1. Принимать участие в Педагогических советах, психолого-педагогических
консилиумах, заседаниях и т. д.
7.2. Посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия с целью
проведения наблюдений за поведением и деятельностью учащихся.
7.3. Знакомиться с необходимой для работы педагогической
документацией.
7.4. Проводить плановые групповые и индивидуальные социальные и
психологические исследования и по заданию вышестоящих органов.
7.5. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научнопопулярных изданиях, а также на мероприятиях различного уровня.
8. Ответственность специалистов ССПС
7.

8.1. Руководителя ССПС несет ответственность за организацию и контроль
работы деятельности ССПС, обоснованность рекомендаций, конфиденциальность
полученных при обследовании материалов, соблюдение прав и свобод личности
ребенка, ведение документации и ее сохранность.
8.2. Специалисты ССПС несут ответственность за адекватность используемых
диагностических и коррекционных методов, обоснованность рекомендаций,
конфиденциальность полученных при обследовании материалов, соблюдение прав
и свобод личности ребенка, ведение документации и ее сохранность.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
9.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором школы по
предложению социально - психологической службы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».