Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Титовская средняя общеобразовательная школа Утверждаю Директор МБОУ Титовской СОШ ________Артамонов А.С. Приказ №184 от 18. 10.2023 Положение о волонтерском отряде 2023 I. Общие положения 1.1.Волонтёрский отряд - это подростковое объединение добровольцев, участвующих в творческой, социально полезной, социально значимой деятельности. Школьный отряд волонтеров создаётся с целью создания условий для развития и реализации организаторского, творческого и интеллектуального потенциала социально-активных подростков. 1.2.Отряд создан и действует на основании добровольности, самоуправления и равноправности его членов. 1.3.Участником отряда может стать обучающийся 1 - 11 класса, который поддерживает цели и задачи отряда и ориентирован на ценности общества. 1.4.Член отряда может оставить членство по собственному желанию, или быть исключенным по решению общего собрания волонтерского отряда за действия, которые несовместимы с идеями и принципами добровольчества. 1.5. Работа волонтерского движения осуществляется в свободное от учебного процесса время учащихся. 1.6. Ключевые понятия, используемые в положении: Волонтерство (добровольчество) - это добровольное принятие обязанностей по оказанию безвозмездной помощи. Волонтеры (добровольцы) - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах общества. II. Цели и задачи Цели: формирование ценностей в молодежной культуре, направленных на неприятие социально опасных привычек, ориентацию на здоровый образ жизни и оказание социальной помощи. Задачи: • Развитие высоких нравственных качеств путём пропаганды идей добровольного труда на благо общества. • Привлечение учащихся к решению социально значимых проектов. • Профилактика вредных привычек, наркомании. • Развитие позитивной мотивации учащихся к ведению ЗОЖ и повышение уровня культуры здоровья участников педагогического процесса. • Внедрение социальных проектов, социальных программ, мероприятий, акций и участие в них. • Взаимодействие и сотрудничество со всеми заинтересованными лицами и организациями в вопросах добровольчества, сохранения, укрепления и формирования здоровья школьников. • Подготовка лидеров для работы в среде сверстников. • Формирование социальных навыков. • Организация досуга учащихся как одного из звеньев профилактической работы. • Получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в сфере пропаганды здорового образа жизни. III. Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом: На внешкольном уровне: участие школьников в организации культурных, спортивных, развлекательных мероприятий районного и городского уровня от лица школы (в работе курьерами, встречающими лицами, помогающими сориентироваться на территории проведения мероприятия, ответственными за техническое обеспечение мероприятия и т.п.); участие школьников в организации культурных, спортивных, развлекательных мероприятий, проводимых на базе школы (в том числе районного уровня); посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям, проживающим в селе; привлечение школьников к совместной работе с учреждениями социальной сферы (сельская библиотека, учреждения здравоохранения и дополнительного образования) – в проведении культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, в помощи по благоустройству территории данных учреждений; участие школьников (с согласия родителей или законных представителей) к сбору помощи для нуждающихся, в том числе военнослужащих в регионах стихийных бедствий, военных конфликтов, чрезвычайных происшествий. На уровне школы: участие школьников в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями школы; участие школьников в работе с младшими ребятами: проведение для них праздников, утренников, тематических вечеров; участие школьников к работе на прилегающей к школе территории (благоустройство клумб, уход за деревьями и кустарниками на территории школы и села, уход за детскими площадками дошкольных групп и села, за памятником погибшим воинам в Великой отечественной войне). III. Ведущие принципы деятельности отряда • Добровольность - никто не может быть принужден действовать в качестве добровольца, добровольцы действуют только по доброй воле. • Безвозмездность - труд добровольцев не оплачивается, добровольцы оказывают безвозмездную помощь и осуществляют безвозмездную работу. • Ответственность - добровольцы, взявшие на себя ту или иную работу принимают на себя личную ответственность за ее качественное выполнение и доведение до конца. • Уважение - добровольцы уважают достоинство, особенности и культуру всех людей. • Равенство - добровольцы признают равные возможности участия каждого в коллективной деятельности. • Самосовершенствование - добровольцы признают, что добровольческая деятельность способствует их личному совершенствованию, приобретению новых знаний и навыков, проявлению способностей и возможностей, самореализации. • Нравственность - следуя в своей деятельности морально-этическим нормам, добровольцы, личным примером содействуют формированию и распространению в обществе духовно-нравственных и гуманистических ценностей. IV. Основные направления деятельности • Просветительская • Профилактическая • Социальная • Шефская • Спортивная • Информационно-рекламная V. Виды добровольческой деятельности • Проведение профилактической работы с детьми и молодёжью из «группы риска» (беседы, тренинги, тематические игры, дискуссии, акции). • Оказание конкретной помощи учащимся, незащищённым слоям населения, охрана окружающей среды. • Разработка и реализация социальных проектов, мероприятий и акций. • Развитие проектов, направленных на пропаганду идей здорового образа жизни среди молодежи, профилактику курения, алкоголизма, употребления наркотиков. • Пропаганда здорового образа жизни. • Участие в проектах, направленных на решение проблем местных сообществ. • Информирование населения, в том числе через средства массовой информации о деятельности волонтёрского движения. • Привлечение новых единомышленников к участию в профилактической работе. VI. Права и обязанности волонтёров 6.1. Волонтер имеет право: • Добровольно вступать в волонтерское движение. • Добровольно выходить из состава участников волонтерского движения. • Самостоятельно планировать свою деятельность и проявлять инициативу, свободно выражать личное мнение. • Осуществлять свою деятельность исходя из своих устремлений, способностей и потребностей, если она не противоречит Конвенции по правам человека, Конвенции по правам ребенка, интересам школы и данному Положению. • Вносить предложения при обсуждении форм и методов осуществления волонтерской деятельности в отряде, организации, с которой он сотрудничает. • Участвовать в управлении добровольческим отрядом через деятельность в органах самоуправления. • Пользоваться атрибутикой и символикой отряда, утвержденной в установленном порядке. 6.2. Волонтер обязан: • Знать и соблюдать цели, задачи и принципы своего отряда и укреплять его авторитет. Поддерживать и развивать основные идеи движения. • Иметь собственную устойчивую, отрицательную позицию к употреблению психоактивных веществ, алкоголя, табака и другим негативным явлениям, при необходимости уметь доказывать её значимость. • Добросовестно выполнять порученную работу. VII Ожидаемые результаты: Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности. Владеть знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму: увеличено количество детей и подростков, привлеченных к общественно значимой деятельности; уменьшено количество несовершеннолетних состоящих на внутришкольном учете и учете в ПДН; создана модель детского и родительского волонтерского движения внутри VIII. Основные принципы руководства отрядом 7.1. Волонтёрским отрядом руководит командир, избранный на общем собрании, который: • Представляет отряд перед всеми государственными органами и учреждениями, общественными и иными организациями. • Организует деятельность волонтерского отряда. • Ведет документацию отряда и отчитывается о своей работе перед общим собранием. • Способствует формированию позитивного морально-психологического климата в отряде. • Способствует личностному творческому росту волонтеров; развитию и максимальной реализации их общественной активности; формированию социально ориентированной внутриотрядной организационной культуры. • Осуществляет информационное обеспечение жизнедеятельности волонтерского отряда. • Организует продуктивный, творческий досуг членов отряда и их взаимодействие во внеурочное время. 7.2. Командир волонтёрского отряда несет ответственность за психологический климат и безопасность членов отряда. IX. Поощрение волонтёра • Объявление благодарности приказом по школе. • Награждение грамотой. X. Порядок регистрации волонтёров. Регистрация в качестве волонтера осуществляется молодым гражданином самостоятельно в сети Интернет. По итогам регистрации присваивается личный идентификационный номер (ID), на основании которого выдается «Личная книжка волонтера». «Личная книжка волонтера» содержит сведения о трудовом стаже волонтера, его поощрениях и дополнительной подготовке.