положение службы медиации

УТВЕРЖДЕНО
Приказом МБОУ Титовская СОШ
от «2» сентября 2020г. № 141
Директор МБОУ Титовская СОШ
________________ А.С.Артамонов

ПОЛОЖЕНИЕ
о Службе школьной медиации
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
Титовской средней общеобразовательной
школы

I. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Семейным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Конвенцией о правах ребенка;
- Конвенцией о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге
1980, 1996, 2007 годов;
- Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной
процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре
медиации)».
1.2.Служба медиации является добровольной самоуправляемой общественной
организацией, которая объединяет учащихся, педагогов и других участников
образовательных отношений, заинтересованных в разрешении конфликтов и
развитии практики восстановительной медиации в образовательной
организации.
1.3. Служба медиации является альтернативой другим способам реагирования
на споры, конфликты, противоправное поведение или правонарушения
несовершеннолетних.
1.4. Служба медиации является приоритетным способом реагирования, то
есть сторонам конфликта предлагается, в первую очередь, обратиться в
службу медиации, а при их отказе или невозможности разрешить конфликт
путем переговоров и медиации образовательная организация может
1.5. Служба осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с
областным ресурсным Центром, с органами государственной и
муниципальной власти, учреждениями социальной защиты, здравоохранения
и образования, правоохранительными органами.
1.6. Служба функционирует в соответствии с планом работы службы на год,
положением о службе школьной медиации.
II. Цели и задачи службы школьной медиации
2.1. Целями службы медиации являются
2.1.1. распространение среди участников образовательных отношений
цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная

медиация, переговоры и другие способы);
2.1.2. помощь участникам образовательных отношений в разрешении споров
и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии
восстановительной медиации;
2.1.3. организация в образовательном учреждении не карательного
реагирования на конфликты, проступки, противоправное поведение и
правонарушения несовершеннолетних на основе принципов и технологии
восстановительной медиации.
2.2.Задачами службы медиации являются:
2.2.1. создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного
подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов
детей всех возрастов и групп, включая детей, попавших в трудную жизненную
ситуацию и находящихся в социально опасном положении, детей из
неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно опасным)
поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния и
освободившихся из мест лишения свободы;
2.2.3. создание с использованием процедуры медиации и восстановительного
подхода системы профилактической и коррекционной работы с детьми,
попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально
опасном положении, детьми из неблагополучных семей, детьми с девиантным
(общественно опасным) поведением, детьми, совершивших общественно
опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы;
2.2.4. внедрение новых форм, технологий и методов работы, в том числе
обеспечение досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних,
вступивших в конфликт с законом.
2.2.5. интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс
и систему воспитания, создание служб школьной медиации в школе для
обеспечения возможности доступа к медиации для каждой семьи и каждого
ребенка;
2.2.6. повышение эффективности социальной, психологической и
юридической помощи, оказываемой детям, в первую очередь относящимся к
группам риска, существующими органами и организациями по работе с
детьми, доведение стандартов их работы до уровня, отвечающего европейским
стандартам, а также потребностям современного общества, оптимизация
системы таких органов и организаций;
2.2.7. повышение квалификации педагогических работников школы по
вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической
практике;
2.2.7. обеспечение открытости в деятельности по защите прав и интересов
детей, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание
условий для привлечения общественности в решение стоящих в этой сфере
проблем и задач;

Ш. Принципы деятельности службы медиации
3.1. Деятельность службы медиации основана на следующих принципах:
3.1.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие
учащихся в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон,
вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.
Допускается направление сторон конфликта и их законных представителей на
предварительную встречу с медиатором, после которой стороны могут
участвовать или не участвовать в программе восстановительного разрешения
конфликта.
3.1.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы
медиации не разглашать полученные в процессе медиации сведения за
исключением примирительного договора (по согласованию с участниками
встречи и подписанный ими). Также исключение составляет ставшая
известная медиатору информация о готовящемся правонарушении.
3.1.3 Принцип нейтральности, запрещающий службе медиации принимать
сторону какого-либо участника конфликта (в том числе администрации).
Нейтральность предполагает, что служба медиации и примирения не выясняет
вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является
независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти
решение.
Если медиатор понимает, что не может сохранять нейтральность из-за
личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он должен
отказаться от медиации или передать ее другому медиатору
IV. Содержание деятельности службы школьной медиации
4.1. Деятельность служб школьной медиации направлена на формирование
безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых,
путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в
различных конфликтных ситуациях.
4.2. В основе деятельности служб школьной медиации лежит:
4.2.1. разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов,
возникающих в школе, проведение просветительской работы среди коллег и
родителей;
4.2.2. предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их
эскалации;
4.2.3. обеспечение формирования и обучения «групп равных» («группы
равных» – это группы детей, которые объединены для обучения процедуре
медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих
знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди
сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и
опыта среди сверстников, младших и старших школьников);

4.2.4. координация действий участников «групп равных» в их работе по
распространению знаний о медиации и основ позитивного общения среди
младших и средних школьников;
4.2.5. обеспечение помощи при разрешении участниками «групп равных»
конфликтов между сверстниками, а также участие в роли медиатора при
разрешении конфликтов между взрослыми и детьми;
4.2.6. использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике
безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения,
правонарушений несовершеннолетних;
4.2.7. использование медиативного подхода в рамках работы с детьми и
семьями, находящимися в социально опасном положении;
4.2.8. использование медиативного подхода в рамках работы по воспитанию
культуры конструктивного поведения в конфликтной ситуации и созданию
условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях
напряжения и стресса;
4.2.9. применение медиативного подхода, а также технологий позитивного
общения
в
коррекционной
работе
с
несовершеннолетними
правонарушителями, в том числе в общении с работниками
правоохранительных органов и представителями комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав;
4.2.10. использование медиативного подхода как основы для сохранения
коммуникации и возможности передачи главных общечеловеческих духовнонравственных ценностей.
V. Порядок формирования службы медиации.
5.1. В состав службу медиации входят: руководитель (куратор),
педагогические работники в количестве 3 человек, учащиеся 8-11 классов -3
человека. Учащиеся могут участвовать в работе службы в качестве
волонтеров.
5.2. Руководителем (куратором) службы может быть любой работник
образовательной организации, на которого возлагаются обязанности по
руководству службой медиации приказом директора образовательного
учреждения.
5.3. Родители дают согласие на участие своего ребенка в примирительных
встречах.
VI. Порядок работы службы медиации.
6.1. Служба медиации может получать информацию о случаях конфликтного
или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации
образовательной организации, членов службы медиации, родителей.
6.2. Служба медиации принимает решение о возможности или невозможности
примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в
том числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта.
При необходимости о принятом решении информируются должностные лица
образовательной организации.

6.3.Программы
восстановительного
разрешения
конфликтов
(восстановительная
медиация,
«круг
сообщества»,
«школьная
восстановительная
конференция»,
«семейная
восстановительная
конференция») проводится только в случае согласия конфликтующих сторон
на участие. При несогласии сторон им могут быть предложены
психологическая помощь или другие существующие в образовательной
организации формы работы.
6.4. В случае, если конфликтующие стороны не достигли возраста 16 лет,
примирительная программа проводится с согласия родителей или лиц их
заменяющих.
6.5. Служба медиации самостоятельно определяет сроки и этапы проведения
программы в каждом отдельном случае.
6.6. В случае, если в ходе примирительной программы конфликтующие
стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться
в письменном примирительном договоре или устном соглашении.
6.7. Служба медиации помогает определить способ выполнения обязательств,
взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет
ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении
обязательств, служба медиации может проводить дополнительные встречи
сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их
преодоления.
6.8. При необходимости служба медиации информирует участников
примирительной программы о возможностях других специалистов
(социального педагога, психолога, специалистов учреждений социальной
сферы, социально-психологических центров).
6.9. Деятельность службы медиации фиксируется в журналах и отчетах,
которые являются внутренними документами службы.
6.10. Руководитель (куратор) службы медиации обеспечивает мониторинг
проведенных программ на соответствие их деятельности принципам
восстановительной медиации.
VII. Компетентность
7.1. Ключевыми индикаторами уровня благоприятной, гуманной и безопасной
среды для развития и социализации личности являются:
7.1.1. снижение деструктивного влияния неизбежно возникающих конфликтов
между участниками образовательного процесса за счет обучения взрослых
основам медиации, а также обучению детей медиативному подходу и
технологиям позитивного общения в «группах равных»;
7.1.2. снижение уровня агрессивных, насильственных и асоциальных
проявлений среди детей;
7.1.3.
сокращение
количества
правонарушений,
совершаемых
несовершеннолетними;
7.1.4. формирование условий для предотвращения неблагополучных
траекторий развития ребенка;

7.1.5. повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех
участников образовательного процесса.
7.2. Служба имеет право:
7.2.1. привлекать к сотрудничеству специалистов других организаций для
улучшения качества работы;
7.2.3. принимать участие в конференциях, семинарах по профилю
деятельности Службы;
7.2.4. вносить предложения администрации школы по улучшению качества
работы Службы.
7.3. Служба обязана:
7.3.1. соблюдать Устав и правила внутреннего распорядка учреждения,
организовывать свою деятельность в соответствии с данным Положением;
7.3.2. знать и использовать в своей деятельности законодательные и правовые
акты социального обслуживания несовершеннолетних и их семей;
7.3.3. по мере необходимости заниматься подготовкой информации и отчетов
о деятельности Службы для различных ведомств, учреждений и организаций;
7.3.4. соблюдать конфиденциальность в отношении неразглашения
информации о детях.
VIII. Заключительные положения.
8.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
8.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором образовательной
организации по предложению Службы медиации, управляющего совета или
органов самоуправления.
8.3. Вносимые изменения не должны противоречить стандартам
восстановительной медиации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».