Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Титовская средняя общеобразовательная школа «СОГЛАСОВАНО» Председатель профкома МБОУ Титовская СОШ __________ Решетникова Г.В. Протокол заседания профкома № __ от ______ 2022 г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ Титовской СОШ __________ Артамонов А.С. Приказ № 30 от 04.02. 2022г. Должностная инструкция учителя Центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» сл. Титовка 2022 г. 1. Общие положения 1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность учителя Центра «Точка роста» МБОУ Титовская СОШ (далее — Школа). 1.2. Учитель относится к категории специалистов. Назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом директором Школы. 1.3. В период отсутствия учителя (отпуска, болезни и пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением. 1.4. На должность учителя принимается лицо: - имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональной образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы; - не имеющее ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации; ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, развития несовершеннолетних; - прошедший обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. - прошедшее в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации. 1.5. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие качественно в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. 1.6. Учитель должен знать: - основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей школьного возраста; - Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных программ; - дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий; - особенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образования; - приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; 2 - Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования; - основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; - методику преподавания предмета, программы и учебники по преподаваемому предмету; - теорию и методы управления образовательными системами, методику учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средства обучения и их дидактические возможности; - педагогику, психологию, возрастную физиологию; - основы научной организации труда; - современные методы и педагогические технологии поликультурного, продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; - методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (законными представителями), коллегами по работе; - технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; - основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием. 1.6. Учитель должен уметь: - применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные; - проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик; - планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой; - разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение; организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую; - разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современности; - осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе; - использовать современные способы оценивания в условиях информационнокоммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся); - использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования; - владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; - устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными 3 представителями), другими педагогическими и иными работниками; - владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; - владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и т.п.; - объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей; - разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде; - организовывать проектную деятельность обучающихся по профилю центра; - владеть ИКТ-компетентностями. 1.7. В своей деятельности учитель руководствуется: - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»; - указами Президента Российской Федерации, нормативными актами Правительства Российской Федерации, правительства субъекта Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; - трудовым законодательством; - правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; - Уставом и локальными нормативными актами Школы; - Положением о деятельности Центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» на базе МБОУ Титовская СОШ; 1.8. Учитель подчиняется непосредственно руководителю Центра образования естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста». 1.9. Учитель относится к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников четвертого квалификационного уровня (Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н). 2. Функции 2.1. Участие в реализации основных общеобразовательных программ в части предметных областей «Технология», «Математика и информатика», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», в том числе обеспечение внедрения обновленного содержания преподавания основных общеобразовательных программ в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». 2.2. Реализация разно уровневых дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей, а также иных программ в рамках внеурочной деятельности обучающихся. 2.3. Обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета. 2.4. Обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. 4 3. Должностные обязанности 3.1. Учитель выполняет следующие должностные обязанности по общетрудовой функции "Обучение": - разрабатывает и осуществляет реализацию программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы; - осуществляет профессиональную деятельность в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования; - участвует в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды; - планирует и проводит учебные занятия; - систематически анализирует эффективность учебных занятий и подходов к обучению; - организует, осуществляет контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися; - формирует универсальные учебные действия; - формирует навыки, связанные с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ); - формирует мотивацию к обучению; - вовлекает обучающихся и педагогов в проектную деятельность; - объективно оценивает знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей. 3.2. Учитель выполняет следующие должностные обязанности по трудовой функции "Воспитание". - регулирует поведение обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды; - реализует современные, в том числе интерактивные, формы и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности; - становит воспитательные цели, способствующие развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера; - определяет и принимает четкие правила поведения обучающимися в соответствии с Уставом МБОУ Титовская СОШ и правилами внутреннего распорядка образовательной организации; - проектирует и реализует воспитательные программы; - проектировали ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка); - развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческих способностей, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни; - содействовать созданию и развитию общественного движения школьников, направленного на личностное развитие, социальную активность через проектную деятельность, различные программы дополнительного образования детей. 3.3. Учитель выполняет следующие должностные обязанности по трудовой функции "Развитие". 5 - выявляет в ходе наблюдения поведенческие и личностные проблемы обучающихся, связанные с особенностями их развития; - оценивает параметры и проектирует психологически безопасную и комфортную образовательную среду, разрабатывает программы профилактики различных форм насилия в школе; - применяют инструментарий и методы диагностики и оценивает показатели уровня и динамики развития ребенка; - осваивает и применяет психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные), необходимые для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети - сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперреактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью; - оказывает адресную помощь обучающимся; - взаимодействуют с другими специалистами в рамках психолого-медикопедагогического консилиума; - разрабатывает (совместно с другими специалистами) и реализует совместно с родителями (законными представителями) программы индивидуального развития ребенка; - осваивает и адекватно применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу; - развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни; - формировать и реализовать программы развитие универсальных учебных действий, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формировать толерантность и позитивные образцы поликультурного общения; - формировать систему регуляции поведения и деятельность обучающихся; - участвовать в деятельности педагогического и иных советов школы, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы; - соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики. 3.4. Учитель выполняет следующие должностные обязанности по педагогической деятельности по реализации программ начального, основного и среднего общего образования: - формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира; - определение на основе анализа учебной деятельности, обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития; - определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, социальный педагог и т.д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся; - планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса 6 и/или отдельных контингентов, обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования; - применение специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры, и развития навыков поликультурного общения; - совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения; - организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др.; 4. Права Учитель имеет право: - участвовать в обсуждении проектов решений руководства образовательного учреждения; - по согласованию с непосредственным руководителем привлекать к решению поставленных перед ним задач других работников; - запрашивать и получать от работников необходимую информацию, документы; - участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей; - требовать от руководства Школы оказания содействия в исполнении должностных обязанностей; - свободно выбирать и использовать педагогически обоснованные формы, средства, методы обучения и воспитания; - участвовать в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, методических материалов и иных компонентов образовательных программ; - бесплатно пользоваться образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность; - на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников. 5. Ответственность Учитель привлекается к ответственности: - за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации; - за выполнение не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, расписанием и графиком учебного процесса. - за нарушение Устава МБОУ Титовская СОШ; - за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося; - за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, в порядке, Установленном действующим административным, уголовным законодательством Российской Федерации; 7 - за причинение ущерба образовательному учреждению в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации; - за нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации образовательного процесса. 6. Взаимоотношения. Связи по должности Учитель: - работает в режиме выполнения объема учебной нагрузки в соответствии с расписанием учебных занятий, участия в обязательных плановых общешкольных мероприятиях и самопланирования обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки; - в период каникул, не совпадающих с отпуском, привлекается администрацией школы к педагогической, методической или организационной работе в пределах времени, не превышающего учебной нагрузки до начала каникул; график работы учителя в каникулы утверждается приказом директора школы; - получает от директора школы и руководителя Центра образования естественно научной и технологической направленностей «Точка роста» информацию нормативноправового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами; - систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы. 7. Заключительные положения 7.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе: - профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10. 2013 № 544н; - Федерального закона от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»; - единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26.08.2010 (в редакции от 31.05.2011). - распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации от 01 марта 2019 года № Р-23 «Об утверждении методических рекомендаций к обновлению материальнотехнической базы, с целью реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического, общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, и дистанционных программ обучений определенных категорий обучающихся, в том числе на базе сетевого взаимодействия». 7.2. Должностная инструкция не должна противоречить трудовому соглашению, заключенному между работником и работодателем. В случае противоречия, приоритет имеет трудовое соглашение. 7.3. Должностная инструкция изготавливается в двух идентичных экземплярах и утверждается директором Школы. 8 7.4. Каждый экземпляр данного документа подписывается всеми заинтересованными лицами и подлежит доведению до работника под роспись. 7.5. Один из полностью заполненных экземпляров подлежит обязательной передаче работнику для использования в трудовой деятельности. 7.6. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора) или при внесении в нее изменений (в т.ч. замене должностной инструкции). 7.7. Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается в экземпляре должностной инструкции, хранящейся у работодателя. С инструкцией ознакомлены: 9