Рабочая программа по русскому языку 8 кл.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Титовская средняя общеобразовательная школа

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ Титовской СОШ:
_____________ Артамонов А.С.
Приказ от 30.08.2023 г. № 139

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Уровень общего образования: основное общее, 8 класс
2023-2024 учебный год
Количество часов – 101
Учитель Осипчук Татьяна Николаевна
Программа разработана на основе
Программы для общеобразовательных учреждений: Русский
язык. 5-9 кл.,10-11 кл./сост. Е.И.Харитонова. – 4-е изд.,
стереотип. - М.: Дрофа, , 2011г.

сл. Титовка
2023 год

Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе:
-Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» №273-ФЗ от
29.12.2012г.
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. №1897,
зарегистрирован в Минюсте России 1 февраля2011г., регистрационный №19644);
- Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл./
сост. Е.И.Харитонова. – 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011..;
-учебного плана школы на 2023-2024 учебный год;
-годового календарного учебного графика на 2023-2024 учебный год;
-Положения о рабочей программе учителя МБОУ Титовской СОШ, утвержденного
приказом №99 от 3.08.2016г.( с изменениями от 7.08.2019г. приказ № 114)
- учебника: Русский язык. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.М.
Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А.
Леканта. – 16-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018г.
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса детализирует и раскрывает
содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития
учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского
языка, которые определены стандартом.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое
место, потому что является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как
средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие
- интеллектуальных и творческих способностей ребенка,
- развивает его абстрактное мышление, память и воображение,
- формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и
самореализации личности.
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих
целей:
⚫
развитие и воспитание школьника, его социализация, развитие интеллектуальных
качеств; формирование ценностной ориентации – осознание русского языка как
духовной ценности, его значимости в жизни современного общества; формирование
любви и уважения к русскому языку, развитие потребности к речевому
самосовершенствованию;
⚫
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни, учебной
деятельности; развитие способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
⚫ овладение русским языком как средством получения знаний по другим учебным
предметам;
⚫ освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании; обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; освоение стилистических
ресурсов русского языка, овладение его основными изобразительно-выразительными
средствами;
⚫
формирование
способности
опознавать,
анализировать,
сопоставлять,
классифицировать языковые и речевые явления и факты, оценивать их с точки зрения

нормативности,
соответствия
ситуации,
сфере
общения;
осуществлять
информационный поиск, извлекать, преобразовывать необходимую информацию,
работать с текстом, производить его информационную переработку;
⚫ приобретение компетентности в сфере русского языка и речевого общения:
речевая компетентность – овладение всеми видами речевой деятельности и основами
культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования
языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения;
языковая (лингвистическая) компетентность – овладение основами науки о языке,
основными умениями и навыками анализа явлений и фактов языка, формирование и/или
совершенствование способности учащихся употреблять слова, их формы и
синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать
синонимические ресурсы русского языка;
социокультурная компетентность – овладение единицами языка с национальнокультурным компонентом значения и русским речевым этикетом.
Задачи обучения:
•
формировать у учащихся научно-лингвистическое мировоззрение, вооружать их
основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развивать
языковой и эстетический идеал, т.е. представления о прекрасном в языке и речи;
• формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки (в пределах
программных требований);
•
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
•
обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с
одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их
использования;
•
совершенствовать рецептивно-аналитические текстовые умения, в частности
умение проводить различные виды анализа текста: содержательно-композиционный,
стилистический, типографический, анализ способов и средств связи предложений, полный и
комплексный анализ текста;
•
обучать умению
- связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- создавать тексты различных стилей и жанров с опорой на речеведческие знания;
• самостоятельно пополнять знания по русскому языку; воспитывать учащихся средствами
данного предмета.
Стержневая грамматическая тема в 8 классе сохраняется традиционная „Простое предложение". Теоретический материал подаётся в свете идей структурносемантического подхода, предписывающего рассматривать семантические явления в
единстве их значения, формы и функции. Поэтому особое внимание уделяется
функциональному и коммуникативному аспектам изучаемых синтаксических категорий.
Особое внимание в 8 классе уделяется интонационной стороне речи, поскольку
интонация является отличительной чертой, присущей предложению.
Особенности работы по развитию речи в 8 классе является то, что в качестве
единицы обучения используется целый текст - рассматривается структура жанра. Особое
внимание уделяется публицистическому стилю. Объясняется это тем, что разные жанры
публицистики имеют практическое значение для дальнейшей, взрослой жизни.
Поскольку, войдя в самостоятельную жизнь, бывший школьник должен уметь
ориентироваться в материале, предлагаемом средствами массовой информации.
Контроль знаний осуществляется через тестирование, контрольные
диктанты, изложения и сочинения.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе
компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и
развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и
культуроведческая компетенции.
Курс русского языка для основной школы направлен на достижение следующих
целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивнокоммуникативного деятельностного подходов к обучению родному языку:
• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как
явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и
навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных
сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных
сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных
нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере
общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию.
Цель предмета «Русский язык» в 8 классе:
❖ более глубокое осмысление языковых единиц и закономерностей языка, а также
пунктуационных правил;
❖ усиление речевой подготовки учащихся путём включения в курс родного языка
системы речеведческих понятий-стилей, типов речи, текста.
По учебному плану на 2023-2024 учебный год на изучение предмета «Русский язык»
отводится 105 часов из расчета 3 часа в неделю, 3 часа в неделю из федерального
компонента.
В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями 4
ноября, 8 марта,3,10, мая рабочая программа по русскому языку в 8 классе на 2023-2024
учебный год будет выполнена за 101 час.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения русского (родного) языка:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе
получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:

_ адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной
информации);
_ владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
_ адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными
видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
_ способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на
электронных носителях;
_ овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение
вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и
передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
_ умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:
_ способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
_ умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
_ умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с
учётом замысла, адресата и ситуации общения;
_ способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
_ владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
_ соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;
_ способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
_ осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки
зрения её содержа-ния, языкового оформления; умение находить грамматические и
речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать
собственные тексты;
_ выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом,
рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных
средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа

языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы
и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах,
обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.
Предметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального
языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в
жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании
в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и
речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация
речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой
стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического,
официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетанияи предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным
разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Универсальные учебные действия
Личностные
Приоритетное внимание уделяется формированию:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки.

Регулятивные
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать
условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный
способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного
управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение
поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и
познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или
предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в
различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения
целей.
Коммуникативные
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в
сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной
деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных
действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем,
участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и
диалогической формами речи;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и
сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности
другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на
нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в
процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между
членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам
проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и

эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Критерии оценивания.
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому
языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически
последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения,
правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое
оформление ответа.
Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт
правильное определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может
обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не
только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и
правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что
и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в
последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных
положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении
понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать
свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает
ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части
соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений
и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2"
отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к
успешному овладению последующим материалом.
Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку
подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за
сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при
условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась
проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой
орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных
ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок
при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х
орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4
пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7
пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается
выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках.
Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных
ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7
пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5
орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных
ошибок.
Оценка заданий
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Оценка сочинений и изложений.
Оценка «5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических
конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1
грамматическая ошибка.
Оценка «4»
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от
темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых
недочетов.
Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1
орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при
отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3
орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии
орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также
4 грамматические ошибки.
Оценка «2»
1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь
между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со
слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6
орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок,
8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Оценка «1»
В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.
Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических
ошибок.

Содержание учебного предмета русский язык в 8 классе.
Общие сведения о языке

Русский язык в кругу других славянских языков.
Язык и речь
Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование; выступление с
научным сообщением.
Диалог.
Текст
Текст и его основные признаки.
Особенности функционально-смысловых типов речи (повествование, описание,
рассуждение).
Информационная переработка текста: извлечение информации из различных источников;
использование лингвистических словарей; тезисы, конспект.
Функциональные разновидности языка
Официально-деловой стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности.
Жанры официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография,
характеристика).
Научный стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности.
Жанры научного стиля (реферат, доклад на научную тему). Сочетание различных
функциональных разновидностей языка в тексте, средства связи предложений в тексте.
Система языка
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
Синтаксис как раздел лингвистики.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Пунктуация. Функции знаков препинания.
Словосочетание
Основные признаки словосочетания.
Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные,
именные, наречные.
Типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление,
примыкание.
Синтаксический анализ словосочетаний.
Грамматическая синонимия словосочетаний.
Нормы построения словосочетаний.
Предложение

Предложение. Основные признаки предложения: смысловая и интонационная
законченность, грамматическая оформленность.
Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные,
побудительные) и по эмоциональной окраске (восклицательные, невосклицательные). Их
интонационные и смысловые особенности.
Употребление языковых форм выражения побуждения в побудительных предложениях.
Средства оформления предложения в устной и письменной речи (интонация, логическое
ударение, знаки препинания).
Виды предложений по количеству грамматических основ (простые, сложные).
Виды простых предложений по наличию главных членов (двусоставные, односоставные).
Виды предложений по наличию второстепенных членов (распространённые,
нераспространённые).
Предложения полные и неполные.
Употребление неполных предложений в диалогической речи, соблюдение в устной речи
интонации неполного предложения.
Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений со
словами да, нет.
Нормы построения простого предложения, использования инверсии.
Двусоставное предложение
Главные члены предложения
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
Способы выражения подлежащего.
Виды сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное) и
способы его выражения.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Нормы согласования сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием,
сложносокращёнными словами, словами большинство — меньшинство,
количественными сочетаниями.
Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения, их виды.
Определение как второстепенный член предложения. Определения согласованные и
несогласованные.
Приложение как особый вид определения.
Дополнение как второстепенный член предложения.
Дополнения прямые и косвенные.
Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств (места,
времени, причины, цели, образа действия, меры и степени, условия, уступки).

Односоставные предложения
Односоставные предложения, их грамматические признаки.
Грамматические различия односоставных предложений и двусоставных неполных
предложений.
Виды односоставных предложений: назывные, определённо-личные, неопределённоличные, обобщённо-личные, безличные предложения.
Синтаксическая синонимия односоставных и двусоставных предложений.
Употребление односоставных предложений в речи.
Простое осложнённое предложение
Предложения с однородными членами
Однородные члены предложения, их признаки, средства связи. Союзная и бессоюзная
связь однородных членов предложения.
Однородные и неоднородные определения.
Предложения с обобщающими словами при однородных членах.
Нормы построения предложений с однородными членами, связанными двойными
союзами не только… но и, как… так и.
Нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами,
связанными попарно, с помощью повторяющихся союзов (и... и, или... или, либo...
либo, ни... ни, тo... тo).
Нормы постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при
однородных членах.
Нормы постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях с союзом и.
Предложения с обособленными членами
Обособление. Виды обособленных членов предложения (обособленные определения,
обособленные приложения, обособленные обстоятельства, обособленные дополнения).
Уточняющие члены предложения, пояснительные и присоединительные конструкции.
Нормы постановки знаков препинания в предложениях со сравнительным оборотом;
нормы обособления согласованных и несогласованных определений (в том числе
приложений), дополнений, обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и
присоединительных конструкций.
Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями
Обращение. Основные функции обращения. Распространённое и нераспространённое
обращение.
Вводные конструкции.
Группы вводных конструкций по значению (вводные слова со значением различной
степени уверенности, различных чувств, источника сообщения, порядка мыслей и их
связи, способа оформления мыслей).
Вставные конструкции.

Омонимия членов предложения и вводных слов, словосочетаний и предложений.
Нормы построения предложений с вводными словами и предложениями, вставными
конструкциями, обращениями (распространёнными и нераспространёнными),
междометиями.
Нормы постановки знаков препинания в предложениях с вводными и вставными
конструкциями, обращениями и междометиями.

Учебно-тематическое планирование по русскому языку в 8 классе.

V.
VI.
VII.

Двусоставное предложение. Главные и
второстепенные члены предложения.
Односоставные предложения.
Предложения с однородными членами.

Предложения с обращениями,
вводными конструкциями.
VIII. Предложения с обособленными
членами.
Я зык и речь
IX.
Текст
X.
Функциональные разновидности языка
XI.
XII. Повторение
Итого:

уроки р/р

кол-во контр. работ

соч.

III.
IV.

В том числе на:

изл.

II.

Введение.
Повторение и обобщение изученного в
5-7 классах.
Словосочетание и предложения.

Всего
часов

тест

I.

Наименование разделов и тем

дитт.

№
п/п

1

1

-

-

-

-

-

9

6

2

1

-

-

-

6
17

5
11

4

1

1

12
12
9

10
6
6

1
4
2

1

18

13

3

1

3
4
5
5
101

3
3
4
5
73

1
17

4

1

1

1
1
1

1
3

2

2

Формы самостоятельной
работы уч-ся

Работа со словарями и справочниками;
работа с учебником:
- заучивание правил;
- выполнение упражнений учебника;
- составление устного и письменного
сообщения на лингвистическую тему;
- озвучивание таблиц и схем;
работа с раздаточным материалом:
- анализ текстов;
- озвучивание таблиц и схем;
- выполнение тестовых заданий;
- подготовка к творческой работе.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 8 классе.
№
п/п

Раздел, тема

Кол-во Дата
часов
план

I.

Введение. 1 час

1.

Русский язык в
семье
славянских
народов.

II.

Повторение и обобщение изученного в 5-7 классах. 9часов(6+2р/р+1к)

2.
Р/р
(1)

Разновидности
речи. Стили
речи.

1

6.09

3.

Буквы н-нн в
суффиксах
прилагательных,
причастий и
наречий.

1

7.09

4.

Слитное и

1

12.09

1

5.09

Дата
факт.

Требования к уровню
подготовки

Языковая
компетенция

Коммуникативная
компетенция

Правописная
компетенция

Знать роль русского языка как
национального языка русского
народа, отражение в языке культуры
и истории народа.
Уметь объяснить с помощью
словаря значение слов с
национально-культурным
компонентом.

Роль русского языка в
семье славянских
народов.

Строить небольшое
рассуждение на данную
лингвистическую тему.

Закрепление
орфографических
навыков.

Стили речи, средства
выразительности в
художественной речи.

Формирование и
закрепление умения
определять стиль речи,
тему и основную мысль
текста. Формирование
умения составлять
лингвистический рассказ
с опорой на таблицу.

Закрепление
орфографических
навыков.

Буквы н-нн в суффиксах
прилагательных,
причастий и наречий.

Устные сообщения на
лингвистическую тему о
правописании н-нн в
суффиксах
прилагательных,
причастий и наречий.

Контроль знаний
теоретических
положений о написании
н-нн.

Слитное и раз-дельное

Устные сообщения на

Выполнение

Знать основные признаки
стилей речи, признаки текста и
его функциональносмысловых типов; основные
нормы русского
литературного языка .Уметь
различать стили речи;
определять тему, основную
мысль текста; анализировать
структуру и языковые
особенности текста.
Знать основные признаки
частей речи. Уметь
анализировать яз-ковой
материал закрепить умение
различать части речи, в
особенности прилагательное и
причастие.
Знать основные правила

раздельное
написание не и
ни с разными
частями речи.

написания не с разными
частями речи. Уметь
аргументировать выбор
написания; Соблюдать в
практике письма основные
правила орфографии.

5.

Слитное и
раздельное
написание не и
ни с разными
частями речи.

1

13.09

6.

Слитное и
раздельное
написание не и
ни с разными
частями речи

1

14.09

7.

Употребление
дефиса.

1

19.09

8.

Слитное,
дефисное и
раздельное
написание
наречий и
соотносимых с
ними словоформ
других частей

1

20.09

Знать основные правила
написания не с разными
частями речи. Уметь
аргументировать выбор
написания; Соблюдать в
практике письма основные
правила орфографии.
Знать основные нормы
русского литературного языка
(грамматические и
орфографические)
Уметь опознавать языковые
единицы, проводить различные
виды их анализа; соблюдать в
практике письма основные
правила орфографии.
Знать основные нормы
русского лит. языка. Уметь
определять условия выбора
нужной орфограммы;
соблюдать в практике письма
основные правила орфографии.
Знать основные нормы
русского литературного языка.
Уметь определять условия
выбора нужной орфограммы;
соблюдать в практике письма
основные правила орфографии

написание не с
глаголами,
деепричастиями,
именами
существительными,
прилагательными и
наречиями; не с
причастиями
Написания НЕ-НИ.
Написания
омонимичных
конструкций

лингвистическую тему о
слитном и раздельном
написании не с
различными частями
речи.

упражнений учебника и
заданий к ним. Работа с
таблицей.

Слитное и раздельное
написание НЕ и НИ с
местоимениями и
наречиями.

Закрепление навыка
написания НЕ-НИ.
Закрепление
орфоэпических навыков.

Различение на письме
приставки ни-частицы
ни.

Устные сообщения на
лингвистическую тему о
правописании частицы
ни.

Производить
морфологический
разбор частицы. Работа
с раздаточным
материалом.

Дефисное написание
слов.

Устные сообщения на
лингвистическую тему о
написании дефиса.
Работа со словарями.

Выполнение
упражнений учебника
и заданий к ним.

Слитные, раздельные,
дефисные написания
слов.

Устные и письменные
сообщения на
лингвистическую тему о
слитном, раздельном,
дефисном написании
слов.

Выполнение
упражнений учебника и
заданий к ним.
Работа с раздаточным
материалом.

речи.
9.
Р/р
(2)

Типы речи.
Способы
и средства связи
предложений в
тексте.

1

21.09

10.
К.р.

Контрольная
работа №1
по теме
«Повторение и
обобщение
изученного в
5-7 классах».

1

26.09

III.

Словосочетание и предложения. 6 часов

11.

Словосочетание.

1

27.09

12.

Виды связи слов в
словосочетании.

1

28.09

13.

Виды связи слов в
словосочетании.

1

3.10

Знать признаки текста и его
функционально смысловых
типов; принцип построения
текста. Уметь извлекать
информацию из различных
источников; осуществлять
выбор
и организацию языковых
средств в соответствии с темой,
целями.
Знать основные нормы
русского литературного языка.
Уметь применять изученные
орфограммы; соблюдать
основные правила орфографии.

Знать основные единицы
языка, их признаки; виды
подчинительной связи. Уметь
определять способ
подчинительной связи по
вопросу; проводить различные
виды их анализа.
Знать строение
словосочетаний, отношения
между компонентами
словосочетания; отличие от
слова и предложения; способы
выражения.
Уметь вычленять
словосочетание из
предложения; словосочетаний.
Знать строение
словосочетаний, отношения

Текст. Смысловые части
и основные средства
связи между ними.

Устные сообщения на
лингвистическую тему о
способах и средствах
связи предложений в
тексте.

Постановка знаков
препинания в
предложениях с
однородными членами.

Повторение и обобщение
изученного материала в
5-7 классах

Правильное написание
текста, читаемого
учителем.

Виды орфограмм и
условия постановки
знаков препинания.

Словосочетание и
предложение как
единицы синтаксиса.

Уделить особое
внимание разграничению
слова и словосочетания.

Учить формировать
важное умение –
устанавливать
смысловую и
грамматическую связь в
словосочета-нии,.

Виды связи слов в
словосочетании:
согласование,
управление,
примыкание.

Устные сообщения на
лингвистическую тему о
видах связи слов в
словосочетании.

Закрепление умения
вычленять
словосочетания из
предложения и
объяснять орфографию,
зависящую от
синтаксической
конструкции.

Виды связи слов в
словосочетании:

Устные сообщения на
лингвистическую тему о

Закрепление умения
вычленять

Синтаксический
разбор
словосочетания.

между компонентами
словосочетания; отличие от
слова и предложения; способы
выражения.
Уметь вычленять
словосочетание из
предложения; подбирать
синонимичные словосочетания
как средство выразительности
речи; делать разбор
словосочетаний.
Знать строение
словосочетаний, отношения
между компонентами
словосочетания; отличие от
слова и предложения; способы
выражения. Уметь вычленять
словосо-четания из предложений; находить в тексте
цельные словосочетания,
давать толкование;
использовать в устной и
письменной речи.
Знать основные единицы
языка, их признаки. Уметь
осознавать предложения как
основную единицу языка,
средство выражения мысли,
чувств; употреблять в речи
предложения, разные по цели
высказывания.
Знать понятия об интонации и
ее элементах. умения
правильно читать фразы в
соответствии с пометами,
составлять лингвистический
рассказ об интонации.

согласование,
управление,
примыкание.

видах связи слов в
словосочетании.

словосочетания из
предложения и
объяснять орфографию,
зависящую от
синтаксической
конструкции.

Употребление словосочетаний в речи.

Устные сообщения на
лингвистическую тему
об употреблении
словосочетаний. Работа
со словарями.

Закрепление умения
вычленять
словосочетания из
предложения.
Формирование умения
правильного
словоупотребления.

Типы предложений.

Устные сообщения на
лингвистическую тему о
видах предложения.

Закрепление умения
орфоэпически
правильного
употребления терминов.
Формирование умения
характеризо-вать
предложение.

Введение понятия об
интонации и её
элементах.

Правильно читать
предложения в
соответствии с
пометами. Работа со
словарями.

14.

Употребление
словосочетаний в
речи.

1

4.10

15.

Предложение и его
типы.

1

5.10

16.

Интонация
простого
предложения.

1

10.10

IV.

Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения. 17 часов(11+4р/р+2к)

17.

Подлежащее и
способы его
выражения.

1

11.10

18.

Подлежащее и
способы его
выражения.

1

12.10

19.

Способы сжатия
текста.

1

17.10

Сжатое изложение. 1

18.10

Сказуемое и
способы его
выражения.
Простое и
составное
глагольное
сказуемое.

1

Сказуемое и
способы его
выражения.
Составное именное
сказуемое.

1

Р/р
(3)
20.
Р/р
(4)
21.

22.

Знать основные единицы
языка, их признаки.
Уметь находить главные члены
предложения.
Знать основные единицы
языка, их признаки.
Уметь находить подлежащее в
предложении, определять
способ его выражения;
согласовывать подлежащее со
сказуемым.

Главные члены
предложения.

Составлять
лингвистический рассказ
о главных членах
предложения.
Составлять
лингвистический рассказ
о подлежащем.

Формирование умения
выделять и
характеризовать главные
члены предложения.
Формирование умения
выделять и
характеризовать главные
члены предложения.

Знать признаки текста и его
функционально-смысловые
типы. Уметь определять тему,
основную мысль текста,
функционально-смысловой тип
и стиль речи; соблюдать
нормы построения текста,
применять способы сжатия
текста

Стили речи. Типы речи.
Тема, основная мысль
текста.
Микротема. Опорные
слова. План текста.

Сохранение в изложении
характерных для
художественного стиля
языковых средств.

Закрепление
орфографических и
пунктуационных
навыков.

19.10

Знать основные признаки
выражения сказуемого.
Уметь стилистически
различать простые и составные
глагольные сказуемые.

Способы выражения
сказуемого.

Устные сообщения на
лингвистическую тему о
способах выражения
сказуемого.

Синтаксический разбор.

24.10

Знать основные признаки
выражения сказуемого.
Уметь стилистически
различать простые и составные
глагольные сказуемые;
определять способы
выражения именной части

Способы выражения
сказуемого.

Устные сообщения на
лингвистическую тему о
способах выражения
сказуемого.

Синтаксический разбор.

Подлежащее и способы
его выражения.

23.

Тире между
подлежащим и
сказуемым.

1

25.10

24.

Правила
согласования
главных членов
предложения.

1

26.10

25.

Практикум по теме
«Главные члены
предложения».

1

26.

Определение.
Приложениеразновидность
определения.

1

составного именного
сказуемого.
Знать основные нормы
русского литературного языка.
Уметь находить подлежащее и
сказуемое; ставить знаки
препинания между ними.

Правило постановки
тире между подлежащим
и сказуемым.

Устные сообщения на
лингвистическую тему о
правилах постановки
тире между подлежащим
и сказуемым.

Конструирование
предложений.

Знать правила согласования
главных членов предложения.
Уметь согласовывать главные
члены предложения.

Согласование главных
членов предложения.

Формирование умения
согласовывать главные
члены предложения.

Конструирование
предложений по схемам.

7.11

Знать основные нормы
русского литературного языка.
Уметь находить подлежащее и
сказуемое; ставить знаки
препинания между ними.

Правило постановки
тире между подлежащим
и сказуемым.

8.11

Уметь распознавать
приложения среди других
членов предложения.

Приложениеразновидность
определения.

Синтаксический разбор.

Формирование умения
употреблять приложения
в речи.

Синтаксический разбор
предложения.

27.

Дополнение.

1

9.11

Знать определения всех
членов предложения, их
признаки, отличия.
Уметь отличать
второстепенные члены
предложения друг от друга,
ставить вопрос, находить в
тексте; определять способ
выражения и роль в
предложении.

Формирование умения
находить в предложении
и характеризовать
дополнение.

Лингвистический рассказ
о дополнении.

Пунктуационный и
орфографический
повтор.

28.

Обстоятельство.

1

14.11

Обстоятельство в
предложении и способы
его выражения.

Сообщение об
обстоятельстве.

Орфографическое и
пунктуационное
повторение.

29.

Обстоятельство,
выраженное
сравнительным
оборотом.

1

15.11

Формирование умения
узнавать сравнительный
оборот и ставить
запятые.

Закрепление умения
определять
синтаксическую роль
слов.

Закрепление умения
различать
синтаксические
конструкции с союзом
КАК.

30.

Порядок слов в
предложении.

1

16.11

Формирование умения
характеризо-вать
порядок слов в
предложении.

Правильно читать и
составлять предложения.

Пунктуационный и
орфографический
повтор.

31.

Контрольная
работа №2
по теме «Главные и

1

21.11

Знать основные нормы
русского литературного языка
(грамматические,
орфографические,
пунктуационные).
Уметь применять изученные
правила, пользоваться
определенными способами по
их применению.
Знать основные нормы
русского литературного языка
(грамматические,
орфографические,
пунктуационные).
Уметь применять изученные
правила, пользоваться
определенными способами по
их применению.
Знать, что такое прямой
порядок слов в предложении,
для чего он используется; уметь
составлять предложения с
прямым порядком слов.
Знать основные нормы
русского литературного языка
(орфографические и

К.р.

Главные и
второстепенные члены
предложения.

второстепенные
члены
предложения».

пунктуационные).
Уметь применять изученный
материал, находить в работе
ошибки.
Знать основные понятия о
репортаже как о жанре. Уметь
отличать репортаж от других
жанров, созда-вать репортажа.

32.
Р/р
(5)
33.
Р/р
(6)

Репортаж как жанр
публицистики.

1

22.11

Репортажповествование.

1

23.11

V.

Односоставные предложения. 12часов(10+1р/р+1к)

34.

Виды
односоставных
предложений.

1

28.11

35.

Определенноличные
предложения.

1

36.

Неопределенноличные
предложения.

37.

Неопределенноличные

Представление о
репортаже как о жанре.
Формирован. умения
отличать репортаж от др.
жанров.

Формирование умения
сжатия текста.

Пунктуационный и
орфографический
повтор.

Знать основные единицы
языка, их признаки.
Уметь опознавать языковые
единицы; различать виды
односоставных предложений.

Введение понятия об
односоставных
предложениях.

Работа с текстом.

Конструирование
предложений.

29.11

Уметь находить односоставные
предложения, определять их
вид.

Формирование умения
находить определеннолич-ные предложения.

Ставить знаки
препинания в сложных
предложениях.

1

30.11

Отличие неопределённо- личных
предложений от
определённо- личных.

1

5.12

Знать различие между
односоставными и
двусоставными
предложениями; признаки
неопределенно-личных
предложений.
Уметь находить, использовать
неопределенно-личные
предложения в различных
стилях речи.
Знать различие между
односоставными и
двусоставными

Формирование умения
находить, употреблять в
речи определенноличные предложения.
Формирование умения
находить, употреблять и
правильно понимать в
речи неопределенноличные предложения.

Формирование умения
находить, употреблять и
правильно понимать в

Синтаксический разбор.

Отличие неопределённоличных предложений от
определён-но- личных.

Синтаксический разбор.

предложения.

38.

Обобщенноличные
предложения.

1

6.12

39.

Обобщенноличные
предложения.

1

7.12

40.

Безличные
предложения.

1

12.12

41.

Безличные
предложения.

1

13.12

предложениями; признаки
неопределенно-личных
предложений.
Уметь заменять двусоставные
предложения аналогичными
односоставными определенноличными.
Знать различие между
односоставными и
двусоставными
предложениями.
Уметь находить обобщенноличные предложения в тексте;
использовать их в различных
стилях речи; заменять
двусоставные предложения
односоставными определенноличными.
Знать различие между
односоставными и
двусоставными
предложениями; признаки
обобщенно-личных
предложений.
Уметь находить обобщенноличные предложения в тексте;
использовать их в различных
стилях речи.
Знать различие между типами
односоставных предложений;
признаки
безличногопредложения
Уметь находить безличные
предложения в тексте по
значению и структурным
особенностям.
Знать различие между типами
односоставных предложений;
признаки безличного
предложения.

речи неопрееленноличные предложения.

Предложения
двусоставные и
односоставные.

Формирование
умения создавать
лингвистические тексты
по плану и схеме.

Пунктуационный и
орфографический
повтор.

Предложения
двусоставные и
односоставные.

Закрепление умения
создавать
лингвистические тексты
по плану и схеме.

Пунктуационный и
орфографический
повтор.

Предложения
двусоставные и
односоставные.

Закрепление умения
создавать
лингвистические тексты
по плану и схеме.

Синтаксический разбор.

Предложения
двусоставные и
односоставные.

Закрепление умения
создавать
лингвистические тексты
по плану и схеме.

Синтаксический разбор.

42.

Назывные
предложения.

1

14.12

43.

Неполные
предложения.

1

19.12

44.
К.р.

Полугодовая
контрольная
работа.

1

20.12

45.
Р/р

Статья в газету.

1

21.12

Уметь находить безличные
предложения в тексте по
значению и структурным
особенностям; употреблять
безличные предложения для
передачи состояния природы и
окружающей среды.
Знать различие между типами
односоставных предложений;
признаки назывных
предложений.
Уметь находить назывные
предложения в текстах
художественных
произведений; определять роль
назывных предложений в
художественной литературе;
пользоваться в описании для
обозначения места и времени.
Знать особенности и функции
неполных предложений.
Уметь находить их в тексте;
заменять неполные
предложения синонимичными
полными, различать назывные
предложения и неполные
двусоставные предложения;
проводить синтаксический и
пунктуационный разборы
предложений.
Знать основные нормы
русского литературного
языка(орфографические,
пунктуационные).
Уметь применять изученный
материал при решении
грамматических задач.
Знать признаки текста и его
функционально-смысловых
типов (повествование,

Предложения
двусоставные и
односоставные.

Закрепление умения
использовать
односоставные
предложения в речи.

Пунктуационный и
орфографический
повтор.

Предложения полные и
неполные.

Составление текстов с
использованием
односоставных
предложений.

Формирование умения
постановки знаков
препинания в неполном
предложении и в
сложном, одна часть
которого –
односоставное
предложение.

Двусоставные предложения. Односоставные
предложения.

Правильное написание
текста, читаемого
учителем.

Виды орфограмм и
условия постановки
знаков препинания

Введение понятия о
статье как жанре.

Владение
монологической и
диалогической речью.

Орфографический и
пунктуационный повтор.

(7)

описание, рассуждение).
Уметь работать с газетной
статьей, свободно излагать свои
мысли в устной и письмен.
форме.

VI.

Предложения с однородными членами. 12часов(6+4р/р+2к)

46.

Какие члены
предложения
являются
однородными.

1

26.12

Знать основные единицы
языка, их признаки.
Уметь опознавать языковые
единицы, проводить различные
виды их анализа; правильно
ставить знаки препинания;
соблюдать перечислительную
интонацию.

Формирование понятия
об однородности.

Формирование умения
составлять опорный
конспект и рассказывать
по нему.

Конструирование
предложений, анализ.

47.

Какие члены
предложения
являются
однородными.

1

27.12

Знать основные единицы
языка, их признаки.
Уметь опознавать языковые
единицы, правильно ставить
знаки препинания.

Формирование понятия
об однород-ности.

Формирование умения
составлять опорный
конспект и рассказывать
по нему.

Конструирование
предложений, анализ.

48.

1

28.12

Тема, основная мысль,
тип речи,
изобразительные
средства языка.

Орфографический и
пунктуационный повтор.

49.

Как связаны между

1

9.01

Уметь определять способы и
средства связи предложений в
тексте; пользоваться при
построении текста цепной или
параллельной связью; свободно
излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
совершенствовать и
редактировать собственный
текст.
Знать правила постановки
знаков препинания при

Формирование умения
писать сочинение расуждение

Р/р
(8)

Контрольное
сочинениерассуждение
«Природа и
человек».

Связь между
однородными членами

Формирование умения
составлять

Уметь правильно писать
пред-ложения с

собой однородные
члены
предложения.

50.

Пунктуация при
однородных
членах.

1

10.01

51.

Однородные и
неоднородные
определения.

1

11.01

52.

Однородные и
неоднородные
определения.

1

16.01

однородных членах, связанных
союзами.
Уметь правильно ставить знаки
препинания при однородных
членах, связанные союзами;
определять стилистическую
окраску союзов в предложении
с однородными членами.
Знать правила постановки
знаков препинания при
однородных членах, связанных
союзами.
Уметь правильно ставить знаки
препинания при однородных
членах, связанные союзами;
определять стилистическую
окраску союзов в предложении
с однородными членами.
Знать правила постановки
знаков препинания между
однородными и
неоднородными
определениями и отсутствие
знаков при неоднородных
определениях.
Уметь составлять схемы
предложений с однородными
определениями; различать
однородные и неоднородные
определения.
Знать правила постановки
знаков препинания между
однородными и
неоднородными
определениями и отсутствие
знаков при неоднородных
определениях.
Уметь составлять схемы
предложений с однородными
определениями; различать

предложения.

лингвистический рассказ
по материалу опорного
конспекта.

однородными членами.

Пунктуация при
однородных членах.

Формирование умения
составлять
лингвистический рассказ
по материалу опорного
конспекта.

Уметь правильно писать
пред-ложения с
однородными членами.

Введение понятия об
однородности и
неоднородности
определений

Формирование умения
употреблять в речи
однородные и
неоднородные
определения.

Закрепление умения
ставить запятые в
предложениях с
однородными членами.
Закрепление умения
работать с
индивидуальным
конспектом.

Однородность и
неоднородность
определений

Формирование умения
употреблять в речи
однородные и
неоднородные
определения.

Закрепление умения
ставить запятые в
предложениях с
однородными членами.

53.
Р/р
(9)

Сжатое изложение.

1

17.01

54.

Обобщающие
слова при
однородных членах
предложения.

1

18.01

55.

Обобщающие
слова при
однородных членах
предложения.

1

23.01

56.

Обобщающий урок
по теме:
«Однородные

1

24.01

однородные и неоднородные
определения.
Знать основные нормы
русского литературного языка.
Уметь применять изученный
материал при решении
грамматических задач;
осуществлять самоконтроль;
находить грамматические
ошибки; передавать в сжатом
виде лексические и
синтаксические особенности
текста.
Знать правила постановки
знаков препинания при
обобщающих словах с
однородными членами.
Уметь правильно ставить
знаки препинания; составлять
схемы предложений с
обобщающими словами при
однородных членах.
Знать правила постановки
знаков препинания при
обобщающих словах с
однородными членами.
Уметь правильно ставить
знаки препинания; составлять
схемы предложений с
обобщающими словами при
однородных членах; различать
предложения с обобщающими
словами при однородных
членах и предложениях с
именными составными
сказуемыми.
Знать правила постановки
знаков препинания в
предложениях с однородными
членами.

Формирование умения
употреблять в речи
однородные члены
предложения.

Закрепление умения
различать при письме
однородные и
неоднородные
определения.

Изучение правила с
опорой на схему.

Формирование умения
употреблять в речи
обобщающие слова.

Работа по схемам,
составление схем,
синтаксических
конструкций.

Изучение правила с
опорой на схему.

Формирование умения
употреблять в речи
обобщающие слова.

Работа по схемам,
составление синтаксических конструкций.

Знаки препинания в
предложениях с
однородными членами.

Выполнение
упражнений учебника и
заданий к ним. Работа с
раздаточным

члены
предложения».

Уметь разбирать такие
предложения по членам,
находить в тексте, составлять
самостоятельно предложения с
однородными членами.
Знать основные нормы
русского литературного языка
(орфография и пунктуация).
Уметь применять изученный
материал при решении
грамматических задач;
осуществлять самоконтроль.

материалом;
выполнение тестовых
заданий.

57.
К.р.

Контрольная
работа №4
по теме
«Предложения с
однородными
членами».

VII.

Предложения с обращениями, вводными конструкциями. 9часов(6+2р/р+1к)

58.

Предложения с
обращениями.

1

30.01

59.

Предложения с
обращениями.

1

31.01

60.
Р/р
(10)

Сжатое изложение.

1

1.02

61.

Предложения с
вводными
конструкциями.

1

6.02

1

25.01

Уметь находить обращения в
художественных произведениях
XIX–XX вв., определять их
роль. Знать функции
обращения в речи: звательная,
оценочная и изобразительная.
Уметь находить обращения в
художественных произведениях
XIX–XX вв., определять их
роль. Знать функции
обращения в речи.
Знать основные нормы
русского литературного языка.
Уметь применять изученный
материал при решении
грамматических задач;
передавать в сжатом виде
лексические и синтаксические
особенности текста.
Знать основные единицы
языка, их признаки; вводные
слова и предложения.
Уметь правильно ставить
знаки препинания при вводных

Предложения с
однородными членами.

Знаки препинания в
предложениях с
однородными членами.

Обращение.

Формирование умения
видеть в тексте и
правильно произносить
обращения.

Анализ текста,
пунктуационный анализ
предложений.

Обращение.

Формирование умения
видеть в тексте и
правильно произносить
обращения.

Анализ текста,
пунктуационный анализ
предложений.

Формирование умения
употреблять в речи
однородные члены
предложения.

Закрепление умения
различать при письме
однородные и
неоднородные
определения.

Формирование умения
выразительного чтения с
интонацией водности.

Постановка знаков
препинания в
предложениях с
вводными
конструкциями.

Вводность как речевая
категория.

Предложения с
вводными
конструкциями.
Предложения с
вставными
конструкциями.

1

7.02

словах.

1

8.02

Знать основные единицы
языка, их признаки.
Уметь правильно ставить
знаки препинания; находить в
тексте; использовать
выразительные интонации.

Вставные
конструкциями, знаки
препинания при них.

Формирование умения
выразительно читать
предложения с
вставными
конструкциями.

Формирование умения
пунктуационно
оформлять на письме
предложения с
вставными
конструкциями.

64.

Предложения с
междометиями и
словами да, нет

1

13.02

Знать основные единицы
языка, их признаки.
Уметь правильно ставить
знаки препинания;
использовать выразительные
интонац.

Дать понятие о
предложениях с
междометиями и
словами ДА,НЕТ, знаках
препинания при них.

Формирование умения
выразительно читать
предложения с
междометиями.

Формирование умения
пунктуаци-онно
оформлять предложения
с междометиями.

65.

Обобщающий урок
по теме:
«Обращение,
вводные слова и
конструкции».

1

14.02

Обращение, вводные,
вставные слова и
конструкции

Устные сообщения на
лингвистическую тему
«Обращение, вводные
слова и конструкции»

Работа с раздаточным
материалом;
выполнение тестовых
заданий.

66.
Прак
тикум

Практикум
по теме: «Вводные
слова и
конструкции».

1

15.02

Знать основные единицы
языка, их признаки; вводные
слова и предложения как
средство выражения
субъективной оценки
высказывания.
Уметь выражать определенные
отношения к высказываниям с
помощью вводных
конструкций.
Знать правила постановки
знаков препинания в
предложениях с вводными
словами и конструкциями.
Уметь производить
синтаксический и
пунктуационный разборы.

62.

63.

Вводные, вставные слова
и конструкции

VIII. Предложения с обособленными членами. 18часов(13+3р/р+2к)

Знаки препинания в
предложениях с
вводными словами и
конструкциями.

67.

Обособление
второстепенных
членов
предложения.

1

20.02

Знать основные единицы
языка, их признаки.
Уметь опознавать языковые
единицы, правильно ставить
знаки препинания.

Дать понятие об
обособлении.

Устные сообщения на
лингвистическую тему о
второстепенных членах
предложения.

Орфографический
контроль.

68.

Обособленные
определения и
приложения.

1

21.02

Дать понятие об
обособлении
определений.

Формирование умения
создавать свой текст как
ответ на проблемный
вопрос.

Закрепление умения
ставить запятые при
обособленных
определениях.
Орфографический
контроль.

69.

Обособленные
определения и
приложения.

1

22.02

Знать основные единицы
языка, их признаки.
Уметь опознавать языковые
единицы, правильно ставить
знаки препинания; выделять
интонационно обособленные
члены.
Знать правила обособления
согласованных определений.
Уметь правильно обособлять
определения интонационно и
на письме.

Обособление одиночных
и несогласованных
определений.

Устные сообщения на
лингвистическую тему
об обособлении
одиночных и
несогласованных
определениях.

Закрепление умения
обособлять определения,
выраженные
причастным оборотом.

70.

Обособленные
определения и
приложения.

1

27.02

Обособление
приложений.

Формирование умения
употреблять в речи
обособленные
приложения.

71.

Практикум по
теме
«Обособление
определений и
приложений».

1

28.02

Знать правила обособления
приложений.
Уметь выявлять условия
обособления; правильно
обособлять определения
интонационно и на письме.
Знать правила постановки
знаков препинания в
предложениях с
обособленными членами.
Уметь производить
синтаксический и
пунктуационный разбор.

Обособление
определений и
приложений.

Работа с различными
видам словарей.

Закрепление умения
правильного
пунктуационного
оформления
обособленных
приложений.
Закрепление умения
правильного
пунктуационного
оформления
обособленных
определений и
приложений.

72.

Анализ. Работа над
ошибками.

1

29.02

73.
Р/р
(11)

Сжатое изложение.

1

5.03

Знать основные нормы
русского литературного языка.
Уметь применять изученный
материал при решении
грамматических задач;
передавать в сжатом виде
лексические и синтаксические
особенности текста.

74.

Обособленные
обстоятельства.

1

6.03

75.

Обособленные
обстоятельства.

1

7.03

Знать правила обособления
обстоятельств, выраженных
существительными с
предлогами.
Уметь выявлять условия
обособления обстоятельства;
интонационно прави-льно
произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и
причины.

76.
Р/р
(12)

Подготовка к
сочинению –
рассуждению
«Слово делом
крепи».

1

12.03

Уметь писать сочинениерассуждение, соединять в
создаваемом тексте различные
типы речи.

Формирование умения
употреблять в речи
однородные члены
предложения.

Закрепление умения
различать при письме
однородные и
неоднородные
определения.

Обособление
обстоятельств.

Закрепление умения
пересказывать текст,
сохраняя его лексические
и синтаксические
особенности.
Закрепление умения
выразительно читать
предложения с
обособлением

Закрепление умения
ставить знаки
препинания при
деепричастных оборотах
и деепри-частиях.
Закрепление умения
ставить запятые при
обособлении
обстоятельства.

Тема текста, основная
мысль; микротемы ;
абзацное членение
текста. Составление

Написание и
редактирование
чернового варианта
собственного текста.

Орфограммы корня;
правописание самостоятельных и
служебных частей речи.

77.
Р/р
(13)

Сочинение рассуждение
«Слово делом
крепи».

1

13.03

78.

Обособленные
обстоятельства,
выраженные
существительными
в косвенных
падежах с
предлогом.

1

14.03

79.

Обособленные
обстоятельства,
выраженные
наречиями.

1

19.03

80.

Уточняющие
члены
предложения.

1

20.03

плана сочинения.

Знать правила обособления
обстоятельств, выраженных
существительными с
предлогами.
Уметь выявлять условия
обособления обстоятельства;
правильно произносить
предложения с обособленными
обстоятельствами уступки и
причины, выраженные
существительными с
предлогом.
Знать правила обособления
обстоятельств, выраженных
существительными с
предлогами.
Уметь выявлять условия
обособления обстоятельства;
интонационно правильно
произносить предложения с
обособленными
обстоятельствами.
Знать правила обособления
уточняющих членов
предложения.
Уметь выявлять условия
обособления уточняющих

Обособление
обстоятельств.

Закрепление умения
выразительно читать
предложения с
обособлением.

Закрепление умения
ставить знаки
препинания при
деепричастных оборотах
и деепричастиях.

Обособление
обстоятельств.

Закрепление умения
пересказывать текст,
сохраняя его лексические
и синтаксические
особенности.

Закрепление умения
ставить знаки
препинания при
деепричастных оборотах
и деепричастиях.

Дать понятие об
уточнении.

Устные сообщения на
лингвистическую тему
об уточняющих членах
предложения.

Орфографический и
пунктуационный повтор.

81.

Уточняющие
члены
предложения.

1

21.03

членов предложения;
выразительно читать
предложения с уточняющими
членами.

82.
К.р.

Контрольная
работа № 5
по теме
«Предложения с
обособленными
членами».

1

3.04

Предложения с
обособленными членами.

Правильное написание
текста, читаемого
учителем.

Виды орфограмм и
условия постановки
знаков препинания.

83.

Анализ
контрольной
работы. Работа над
ошибками.

1

4.04

Предложения с
обособленными членами.

Работа с различными
видам словарей.

Орфографический и
пунктуационный повтор.

84.
Р/р
(14)

Портретный очерк.

1

9.04

Знать основные нормы
русского литературного
языка(орфографические,
пунктуационные).
Уметь применять изученный
материал при решении
грамматических задач,
осуществлять самоконтроль.
Знать правила постановки
знаков препинания в
предложениях с
обособленными членами.
Уметь производить
синтаксический и
пунктуационный разборы;
находить в тексте, графически
обозначать условия
обособления.
Знать основные элементы
портретного очерка.
Уметь создавать текст
публицистического стиля.

Основные жанры
публицистического
(очерк) стиля.

Уметь пользоваться
словарем и составлять
словарные статьи.

Орфографический и
пунктуационный повтор.

IX.

Язык и речь. 3 часа

85.

Язык и речь. Виды
речи. Монолог и
диалог. Их
разновидности

. Владеть различными видами

создание текстов
различных стилей и
функциональносмысловых типов речи.

Адекватно понимать
информацию устного и
письменного
сообщения

овладение навыками
смыслового чтения
текстов в соответствии
с целями и задачами,
составлять тексты в

1

10.04

монолога и диалога

Закрепление умения
работать с текстом.

устной и письменной
формах.

86.

Монолог-описание,
монологповествование

1

11.04

Владеть различными видами
монолога и диалога

Адекватно понимать
информацию устного и
письменного
сообщения

Адекватно понимать
информацию устного и
письменного
сообщения

87.

Диалог.

1

16.04

Знать , что такое диалог,
каково его строение; знать
правила постановки знаков
препинания в предложениях с
прямой речью, разорванной
словами автора, и при
диалогах. Уметь находить
диалог в тексте, объяснять
знаки препинания,
конструировать предложения.

Диалог. Знаки
препинания при диалоге.
Способы передачи чужой
речи.

Формирование умения
правильно произносить
предложения в форме
диалога. Формирование
умения правильно
строить предложения с
косвенной речью.

Закрепление умения
пунктуационного
оформления
предложений с прямой
речью и диалогом.
Закрепление умения
ставить знаки
препинания в простом
осложненном
предложении

X.

Текст. 4 часа (3+1р/р)

88.

Текст и его основные
признаки

1

17.04

Читать тексты разных
стилей и жанров

89.

Функциональносмысловые типы речи
(повествование,
описание,
рассуждение), их
особенности

1

18.04

выполнять свою часть
работы, достигать
качественный результат
по своему направлению
и координировать свои
действия с действиями
других членов
команды;

Информационная
переработка текста:
извлечение
информации из
различных
источников

1

в ходе
диалога/дискуссии
задавать вопросы по
существу обсуждаемой
темы и высказывать
идеи, нацеленные на
решение задачи и
поддержание
благожелательности
общения;
выявлять дефицит
информации текста,
необходимой для
решения поставленной
учебной задачи;

90.
Р/р
(15)

Текст как речевое
произведение. Смысловая и
композиционная
целостность текста.

23.04

Стили и функциональносмысловые типы речи.

Средства связи
предложений в тексте.
Определять тему,
основную мысль

Извлекать информацию
из различных
источников

в ходе
диалога/дискуссии
задавать вопросы по
существу обсуждаемой
темы и высказывать
идеи, нацеленные на
решение задачи и
поддержание
благожелательности
общения;

91.
Р/р
(16)

Сжатое изложение.

XI.

Функциональные разновидности языка. 5часов(4+1к)

92.

Функциональные
разновидности языка.
Официально-деловой
стиль. Сфера
употребления,
функции, языковые
особенности

1

Жанры официальноделового стиля
(заявление,
объяснительная
записка,
автобиография,
характеристика)

1

Научный стиль. Сфера
употребления,
функции, языковые
особенности

1

Годовая
контрольная
работа.

1

93.

94.

95.
К.р.

1

24.04

25.04

2.05

7.05

8.05

Знать основные нормы
русского литературного языка.
Уметь применять изученный
материал при решении
грамматических задач;
передавать в сжатом виде
лексические и синтаксические
особенности текста.

Стили и функциональносмысловые типы речи.

Стили и функциональносмысловые типы речи.

Стили и функциональносмысловые типы речи.

Знать основные нормы
русского литературного языка
(орфографические,
пунктуационные).

Формирование умения
употреблять в речи
однородные члены
предложения.

Закрепление умения
различать при письме
однородные и
неоднородные
определения.

Определять тему,
основную мысль текста,
функциональносмысловой тип текста
или его фрагмента

Различать разговорную
речь, научный стиль,
официально-деловой

Определять тему,
основную мысль текста,
функциональносмысловой тип текста
или его фрагмента

Различать разговорную
речь, научный стиль,
официально-деловой

Определять тему,
основную мысль текста,
функциональносмысловой тип текста
или его фрагмента

Различать разговорную
речь, научный стиль,
официально-деловой

понимать намерения
других, проявлять
уважительное
отношение к
собеседнику и в
корректной форме
формулировать свои
возражения;
понимать намерения
других, проявлять
уважительное
отношение к
собеседнику и в
корректной форме
формулировать свои
возражения;
понимать намерения
других, проявлять
уважительное
отношение к
собеседнику и в
корректной форме
формулировать свои
возражения;

Орфографические,
пунктуационные нормы
русского литературного
языка

Выполнение тестовых
заданий.

стиль,

стиль,

стиль,

Орфографический и
пунктуационный повтор.

96.

Анализ
контрольной
работы.

1

14.05

Уметь применять изученный
материал при решении
грамматических задач,
осуществлять самоконтроль.
Выявить и устранить пробелы в
знаниях.

Работа над ошибками.

Составление
индивидуальной
картотеки ошибок

XII. Повторение. 5 часов.
97.

98.

99.

100.

101.

Повторение по
теме
«Словосочетание».
Повторение по
теме «Простое
предложение».
Повторение по
теме
«Односоставное
предложение»
Повторение по
теме
«Обособленные
члены
предложения».
Повторение по
теме
«Обособленные
члены
предложения».

1

15.05

Обобщить материал, изученный
за год.

Составление таблиц и
опорных конспектов.

1

16.05

Обобщить материал, изученный
за год.

Составление таблиц и
опорных конспектов.

1

21.05

Обобщить материал, изученный
за год.

Составление таблиц и
опорных конспектов.

1

22.05

Обобщить материал, изученный
за год.

1

23.05

Обобщить материал, изученный
за год.

СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета
МБОУ Титовской СОШ
от 30 августа 2023 года № 1 ___________ Тютюнникова А.М.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».