Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Титовская средняя общеобразовательная школа «УТВЕРЖДАЮ» директор МБОУ Титовской СОШ: _____________ Артамонов А.С. Приказ № 139 от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии Уровень общего образования: среднее общее, 11 класс 2023 -2024 учебный год Количество часов – 65 Учитель Вильховченко Виктория Викторовна Программа разработана на основе «Программы для общеобразовательных школл, лицеев, гимназий. Математика 5-11 классы», Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк и др. сл. Титовка 2023 год 1. Пояснительная записка Рабочая программа по геометрии разработана на основе: − Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г. − Приказа Минобразования РФ от 5 марта 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями). − авторской программы «Геометрия, 10 – 11», авт. Л.С. Атанасян и др. − Учебного плана школы на 2023-2024 учебный год. − Годового календарного учебного графика на 2023-2024 учебный год. − Положения о рабочей программе учителя МБОУ Титовской СОШ, утвержденного приказом № 99 от 03.08.2016г. (с изменениями от 7.08.2019 г., приказ № 114) Рабочая программа ориентирована на использование УМК: − Л.С.Атанасян и др. «Геометрия 10-11кл.».-М., «Просвещение»2019г. − Л.С.Киселева, В.В.Пикан «Методические рекомендации к курсу геометрии 10-11кл.».- М., «Просвещение»; − Б.Г.Зив «Дидактические материалы по геометрии 10-11кл.».- М., «Просвещение»; Для продуктивной деятельности в современном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства. Значимость математической подготовки в общем образовании современного человека повлияла на определение целей изучения математики на уровне среднего общего образования. Цели Изучение математики на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей: • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики; • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе; • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки; • воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры По учебному плану на 2023-2024 учебный год на изучение предмета геометрия в 11 классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю, 1 час в неделю - из федерального компонента и 1 час за счет использования школьного компонента. В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями 9.05.2024г рабочая программа по геометрии в 11 классе на 2023 – 2024 учебный год будет выполнена за 65 часов. 2. Планируемые результаты освоения предмета геометрия ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения геометрии на базовом уровне ученик должен знать/понимать • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе; • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии; • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; уметь • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями; • описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении; • анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве; • изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач; • строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды; • решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы; • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; • вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике. 1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике. Ответ оценивается отметкой «5», если: ➢ работа выполнена полностью; ➢ в рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; ➢ в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала). Отметка «4» ставится в следующих случаях: ➢ работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); ➢ допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки). Отметка «3» ставится, если: ➢ допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме. Отметка «2» ставится, если: ➢ допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере. Отметка «1» ставится, если: ➢ работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий. 2.Оценка устных ответов обучающихся по математике Ответ оценивается отметкой «5», если ученик: ➢ полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; ➢ изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности; ➢ правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу; ➢ показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания; ➢ продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; ➢ отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя; ➢ возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя. Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: ➢ в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа; ➢ допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя; ➢ допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя. Отметка «3» ставится в следующих случаях: ➢ неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике); ➢ имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; ➢ ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; ➢ при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. Отметка «2» ставится в следующих случаях: ➢ не раскрыто основное содержание учебного материала; ➢ обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; ➢ допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. Отметка «1» ставится, если: ➢ ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу. 3. Общая классификация ошибок. При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты. 3.1. Грубыми считаются ошибки: • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения; • незнание наименований единиц измерения; • неумение выделить в ответе главное; • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач; • неумение делать выводы и обобщения; • неумение читать и строить графики; • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками; • потеря корня или сохранение постороннего корня; • отбрасывание без объяснений одного из них; • равнозначные им ошибки; • вычислительные ошибки, если они не являются опиской; • логические ошибки. 3.2. К негрубым ошибкам следует отнести: • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными; • неточность графика; • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными); • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой; • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде. 3.3. Недочетами являются: • нерациональные приемы вычислений и преобразований; • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков 3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ГЕОМЕТРИИ 11 КЛАССА Метод координат в пространстве. (15 часов) Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Формула расстояния от точки до плоскости. Векторы. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Длина вектора в координатах, угол между векторами в координатах. Коллинеарные векторы, коллинеарность векторов в координатах. Цилиндр. Конус. Шар. (16 часов) Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию. Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере. Объемы тел. (23 часа) Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел. Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы. Повторение (11 часов) Тематическое планирование 11 класс № п/п Наименование разделов и тем Всего часов 1 Метод координат в пространстве. Цилиндр. Конус. Шар. Объемы тел. Повторение. ИТОГО: 15 2 3 4 16 23 11 65 В том числе на: Формы уроки Контрольные самостоятельной работы учащихся работы 14 1 ПСР-4 15 21 10 61 1 2 4 ПСР-2,ОСР-3 ПСР-6,ОСР-4 КИМы Календарно-тематическое планирование № урока 1 2 3 Тема урока Метод координат в пространстве Прямоугольная система координат в пространстве Координаты вектора Координаты вектора Количес тво часов 15 1 Дата проведения По плану Фактически 5.09 1 1 7.09 12.09 4 Связь между координатами векторов и координатами точек 1 14.09 5 Простейшие задачи в координатах 1 19.09 6 Простейшие задачи в координатах 1 21.09 7 8 Угол между векторами Скалярное произведение векторов 1 1 26.09 28.09 9 Вычисление углов между прямыми и плоскостями Вычисление углов между прямыми и плоскостями Решение задач по теме «Скалярное произведение векторов» Осевая и центральная симметрия 1 3.10 1 5.10 1 10.10 1 12.10 Осевая и центральная симметрия Урок обобщающего повторения по теме "Метод координат в пространстве" Контрольная работа № 1 по теме "метод координат в пространстве" Цилиндр. Конус. Шар. 1 1 17.10 19.10 1 23.10 16 16 Понятие цилиндра 1 26.10 17 Площадь поверхности цилиндра 1 7.11 18 Решение задач по теме "Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра" Понятие конуса Площадь поверхности конуса 1 9.11 1 1 14.11 16.11 Усеченный конус Конус. Решение задач Сфера и шар. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы Решение задач по теме "Сфера" 1 1 1 21.11 23.11 28.11 1 1 30.11 5.12 10 11 12 13 14 15 19 20 21 22 23 24 25 26 Решение задач на многогранники, цилиндр, шар и конус 1 7.12 27 Решение задач на многогранники, цилиндр, шар и конус 1 12.12 28 Решение задач на многогранники, цилиндр, шар и конус Решение задач на многогранники, цилиндр, шар и конус Контрольная работа № 2 по теме "Цилиндр, конус, шар" 1 14.12 1 19.12 1 21.12 Урок обобщающего повторения по теме "Цилиндр, конус и шар" Объемы тел. Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда Объем прямоугольного параллелепипеда Решение задач по теме "Объем прямоугольного параллелепипеда" Объем прямой призмы Объем цилиндра Вычисление объемов тем с помощью определенного интеграла Вычисление объемов тел с помощью определенного интеграла Объем наклонной призмы Объем пирамиды Объем пирамиды 1 26.12 23 1 28.12 1 9.01 1 11.01 1 1 1 16.01 18.01 23.01 1 25.01 1 1 1 30.01 1.02 602 1 1 1 1 8.02 13.02 15.02 20.02 1 22.02 1 1 27.02 29.02 1 1 1 5.03 7.03 13.03 1 14.03 1 19.03 1 21.03 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 Решение задач по теме "Объем конуса" Объем конуса Решение задач по теме "Объем конуса" Урок обобщающего повторения по теме "Объем пирамиды и конуса" Контрольная работа № 3 по теме "Объемы тел" Объем шара Объем шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора Объем шара и его частей. Решение задач Площадь сферы Решение задач на многогранники, цилиндр, конус, шар. Решение задач на многогранники, цилиндр, конус, шар. Урок обобщающего повторения по теме "Объем шара и площадь сферы" Контрольная работа № 4 по теме "Объем шара и площадь сферы" Повторение 11 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 Повторение по теме "Параллельность прямых и плоскостей" Повторение по теме "Перпендикулярность прямых и плоскостей" Повторение по теме "Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей" Повторение по теме "Декартовы координаты и векторы в пространстве" Повторение по теме "Декартовы координаты и векторы в пространстве" Повторение по теме "Площадь и объемы многогранников" Повторение по теме "Площадь и объемы тел вращения" Решение задач ЕГЭ Решение задач ЕГЭ Решение задач ЕГЭ Решение задач ЕГЭ СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ Титовской СОШ от 30 августа 2023 года № 1 ___________ Тютюнникова А.М.. 1 4.04 1 9.04 1 11.0 1 16.04 1 18.04 1 23.04 1 25.04 1 1 1 1 2.05 7.05 14.05 16.05