Рабочая программа по алгебре 8 класс 2023-2024 уч год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Титовская средняя общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ»
директор МБОУ Титовской СОШ:
____________ Артамонов А.С.
Приказ № 139 от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по алгебре
Уровень общего образования: основное общее, 8 класс
2023-2024 учебный год
Количество часов – 99
Учитель Вильховченко Виктория Викторовна
Программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений: Математика. Сборник
рабочих программ. 7-9 классы. Составитель Т.А. Бурмистрова, издательство Просвещение, 2011 г.

сл. Титовка
2023 год

1.Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана на основе:
− Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.
− Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,(приказ Минпросвещения России от 31 мая
2021 года №287, зарегистрирован Минюстом России 5.07.2021.года, регистрационный № 64101),
− Приказом Минпросвещения России от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»
− Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Титовской средней общеобразовательной школы
− Учебного плана школы на 2023-2024 учебный год.
− Годового календарного учебного графика на 2023-2024 учебный год.
− Положения о рабочей программе учителя МБОУ Титовской СОШ, утвержденного приказом № 99 от 03.08.2016г.( с изменениями от
7.08.2019.г приказ №114)
Программа является типовой и построена на основе линейного подхода.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Алгебра: Учеб.для 8 кл. общеобразоват. Организаций /А 45 [Ю.М. Колягина
, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин .]; . – 9-е изд. - М.: Просвещение, 2021.
Цели обучения математике:
• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных
дисциплин, продолжения образования.
• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе,
свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиция, логического мышления,
элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования
явлений и процессов.
• воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в
общественном развитии.
• развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с
простейшими пространственными телами и их свойствами;
• получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях
выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
Место предмета в учебном плане
По учебному плану на 2020-2021 учебный год на изучение предмета «Алгебра» отводится 105 часов из расчета 3 часа в неделю, 3 часа
в неделю – из федерального компонента.
В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями 23.02.24г, 8.03.2024г, 1,05.2024, 10,05.2024г
рабочая программа по алгебре в 8 классе на 2023-2024 учебный год будет выполнена за 99 часов
.

2. Планируемые результаты по алгебре в 8 классе и система их оценки.
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и
умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами
деятельности, приобретали опыт:
• планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
• решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
• исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
• ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики
(словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации,
аргументации и доказательства;
• проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
• поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая
учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В курсе алгебры 8 класса систематизируются знания обучающихся о числовых выражениях; вводятся понятия: неравенство, система
неравенств, арифметический квадратный корень, квадратное уравнение и неравенство, квадратичная функция. Вырабатываются умения:
• выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять
разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
• применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих
квадратные корни;
• решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним;
• решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
• находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению
функции, заданной графиком или таблицей;
• определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
• описывать свойства изученных функций, строить их графики.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора,
компьютера; устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
-интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и
явлений;
-выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной
формулы в справочных материалах;
-моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
-описания зависимостей между физическими величинами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;

-выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
-распознавания логически некорректных рассуждений;
-записи математических утверждений, доказательств;
-анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
-решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин,
площадей, объемов, времени, скорости;
-решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
-сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях,
сопоставления модели с реальной ситуацией; понимания статистических утверждений.
Оценка письменных контрольных работ.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания
учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось
специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись
специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает
обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком
математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные
обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
Оценка устных ответов.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической
последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений
и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания
учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания
учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание
вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после
нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного
уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в
выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
3. Общая классификация ошибок
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов
обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
потеря корня или сохранение постороннего корня;
отбрасывание без объяснений одного из них;
равнозначные им ошибки;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или
заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
неточность графика;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных
вопросов второстепенными);

нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
нерациональные приемы вычислений и преобразований; небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
3.Содержание учебного предмета
Неравенства (20 часов)
Положительные и отрицательные числа. Числовые неравенства, их свойства. Сложение и умножение неравенств. Строгие и нестрогие
неравенства. Неравенства с одним неизвестным. Система неравенств с одним неизвестным.
Основные цели:
• формирование представлений о числовых неравенствах, о неравенстве с одной переменной, о модуле действительного числа, о
положительных и отрицательных числах, о числовых промежутках;
• формирование умений использования свойств числовых неравенств, неравенства одинакового смысла, неравенства противоположного
смысла, неравенства одинакового знака, строгих неравенств, нестрогих неравенств;
• овладение умением решения линейного неравенства с переменной, системы линейных неравенств, используя теоремы о сложении и
умножении неравенств;
• овладение навыками решения линейных неравенств, содержащих переменную величину под знаком модуля.
Квадратные корни (14 часов)
Понятие арифметического квадратного корня. Действительные числа. Квадратный корень из степени, произведения и дроби.
Основные цели:
• формирование представлений о квадратном корне из неотрицательного числа, о рациональных, иррациональных и действительных
числах, о квадратном корне из степени, произведения и дроби;
• формирование умений вычисления арифметического корня из степени, произведения и дроби, использовать алгоритм извлечения
квадратного корня из любого неотрицательного числа;
• овладение умением преобразовывать выражения, содержащие операцию извлечения квадратного корня, применяя свойства квадратных
корней;
• овладение навыками решения уравнений, содержащих радикал.
Квадратные уравнения (25 час)
Квадратное уравнения и его корни. Неполные квадратные уравнения. Метод выделения полного квадрата. Решение квадратных
уравнений. Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета. Уравнения, сводящиеся к квадратным. Решение задач с помощью квадратных
уравнений. Решение простейших систем, содержащих уравнение второй степени.
Основные цели:
• формирование представлений о полном, приведенном, неполном квадратном уравнении, о дискриминанте квадратного уравнения, о
формулах корней квадратного уравнения, о теореме Виета;
• формирование умений решать приведенное квадратное уравнение, применяя обратную теорему Виета;
• овладение умением разложения квадратного трехчлена на множители, решения квадратного уравнения по формулам корней
квадратного уравнения;
• овладение навыками решения рациональных уравнений как математических моделей реальных ситуаций.

Квадратичная функция (14 часов)
Определение квадратичной функции. Функции у = х2, у = ах2, у = ax2+bx+c. Построение графика
Основные цели:
• формирование представлений о функциях у = кх2, у = х2, у = ах2 + Ьх + с, о перемещении графика
по координатной плоскости;
• формирование умений построения графиков функций у = кх2, у = ах2 +Ьх + с и описания их
свойств;
• овладение умением использования несколько способов графического решения уравнения,
алгоритма построения графика функции у = f(x + l) + m;
• овладение навыками решения квадратных уравнений графическим способом, построения дробнолинейной функции.
Квадратные неравенства (11 часов)
Квадратное неравенство и его решение. Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции.
Основные цели:
• формирование представлений о квадратном неравенстве с одной переменной, о частном и общем решениях, о равносильности, о
равносильных преобразованиях, о методе интервалов;
• формирование умений решения квадратных неравенств с помощью графика квадратичной функции;
• овладение умением решения квадратных неравенств методом интервалов;
• овладение навыками исследования квадратичной функции по ее коэффициентам, по дискриминанту и графику функции.
Приближенные вычисления (8 часов)
Приближенные значения величин. Погрешность приближения. Оценка погрешности. Округление чисел. Относительная погрешность.
Простейшие вычисления на калькуляторе. Стандартный вид числа. Вычисления на калькуляторе степени числа и числа. Обратного
данному. Последовательность выполнения нескольких операций на калькуляторе. Вычисления на калькуляторе с использованием ячеек
памяти.
Основные цели:
• формирование представлений о приближенном значении по недостатку, по избытку, округлении чисел, о погрешности приближения,
об абсолютной и относительной погрешности, о правиле округления;
• формирование умений вычислять на микрокалькуляторе степени, числа, обратные данному числу, с использованием ячейки памяти;
• овладение навыками давать оценку абсолютной и относительной погрешности, если известны приближения с избытком и
недостатком;
• овладение умением решить прикладную задачу на вычисление абсолютной и относительной погрешности.
Повторение (7 часов)
Основные цели:
• обобщить и систематизировать курс алгебры за 8 класс, решая задания повышенной сложности;
• формирование понимания возможности использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной
жизни.

4. Учебно-тематическое планирование алгебра 8 класс
№ п/п Наименование разделов и тем

Всего
часов

В том числе на:

Неравенства
Квадратные корни
Квадратные уравнения
Квадратичная функция
Квадратное неравенство
Приближенные вычисления
Итоговое повторение
ИТОГО:

1
2
3
4
5
6
7

20
14
25
14
11
8
7
99

уроки

Контрольные работы

18
13
23
13
10
7
6
90

2
1
1, полугод. КР -1
1
1
1
годовая КР -1
9

5. Календарно- тематическое планирование
№ урока

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Тема урока

Кол-во часов

Дата
по плану

Глава 4. Неравенства

20

Повторение курса математики 7 класса
Положительные и отрицательные числа
Числовые неравенства
Свойства числовых неравенств
Свойства числовых неравенств
Сложение и умножение числовых неравенств
Строгие и нестрогие неравенства
Контрольная работа №1 «Числовые неравенства и их свойства.»
Анализ контрольной работы
Неравенства с одним неизвестным
Решение неравенств с одной переменной
Решение неравенств с одной переменной

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1.09
4.09
6.09
8.09
11.09
13.09
15.09
18.09
20.09

Системы неравенств с одним неизвестным. Числовые промежутки.

1
1
1

22.09
25.09
27.09

Системы неравенств с одним неизвестным. Числовые промежутки.
Решение систем неравенств
Решение систем неравенств
Решение систем неравенств
Модуль числа. Уравнения и неравенства содержащие
Модуль числа. Уравнения и неравенства содержащие

1
1
1
1
1
1

29.09
2.10
4.10
6.10
9.10
11.10

фактически

19
20

Модуль числа. Уравнения и неравенства содержащие
Контрольная работа №2:"Неравенства с одной переменной и их системы "

1
1

13.10
16.10

14

Глава 2. Квадратные корни
21
22
23
24
25

Квадратные кони. Арифметический квадратный корень
Квадратные кони. Арифметический квадратный корень
Действительные числа
Действительные числа
Квадратный корень из степени

1
1
1
1
1

18.10
20.10
23.10
25.10
27.10

26

1

8.11

27

Квадратный корень из степени
Квадратный корень из произведения

1

10.11

28

Квадратный корень из произведения

1

13.11

29
30
31

Квадратный корень из дроби
Квадратный корень из дроби
Преобразование корней

1
1
1

15.11
17.11
20.11

32

Преобразование корней

1

22.11

33

Преобразование корней

1

24.11

34

Контрольная работа № 3: "Квадратные корни"

1

27.11

Глава 3. Квадратные уравнения

25

Анализ контрольной работы.
Определение квадратного уравнения.
Неполные квадратные уравнения
Неполные квадратные уравнения
Метод выделения полного квадрата
Решение квадратных уравнений
Решение квадратных уравнений
Решение квадратных уравнений
Решение квадратных уравнений
Решение квадратных уравнений
Приведённое квадратное уравнение. Теорема Виета
Приведённое квадратное уравнение. Теорема Виета
Полугодовая контрольная работа
Приведённое квадратное уравнение. Теорема Виета

1

29.11

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1.12
4.12
6.12
8.12
11.12
13.12
15.12
18.12
20.12
22.12
25.12
27.12

35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47

48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59

60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79

Уравнения сводящиеся к квадратным
Уравнения сводящиеся к квадратным
Уравнения сводящиеся к квадратным

Решение задач с помощью квадратных уравнен
Решение задач с помощью квадратных уравнен
Решение задач с помощью квадратных уравнен
Решение задач с помощью квадратных уравнен
Решение задач с помощью квадратных уравнен
Решение простейших систем, содержащих уравнение второй степени
Решение простейших систем, содержащих уравнение второй степени
Решение простейших систем, содержащих уравнение второй степени
Контрольная работа №5 по теме
« Квадратные уравнения»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

29.12
10.01
12.01
15.01
17.01
19.01
22.01
24.01
26.01
29.01
31.01
2.02

Глава 4. Квадратичная функция

14

Функции. Основные понятия
Определение квадратичной функции
Функция у = х2
Функция у = а х2
Функция у = а х2
Функция у = ах2 +вх+ с
Функция у = ах2 +вх+ с
Функция у = ах2 +вх+ с
Построение графика квадратичной функции
Построение графика квадратичной функции
Построение графика квадратичной функции
Построение графика квадратичной функции
Построение графика квадратичной функции
Контрольная работа № 6 по теме «Квадратичная функция»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Глава 5. Квадратное неравенство

11

Квадратное неравенство и его решение
Квадратное неравенство и его решение
Решение
квадратного неравенства с помощью графика
функции
Решение
квадратного неравенства с помощью графика
функции
Решение
квадратного неравенства с помощью графика
функции
Метод интервалов

квадратичной

1
1
1

13.03
15.03
18.03

квадратичной

1

20.03

квадратичной

1

22.03

1

3.04

5.02
7.02
9.02
12.02
14.02
16.02
19.02
21.02
26.02
28.02
1.03
4.03
6.03
11.03

Метод интервалов
Метод интервалов
Метод интервалов
Решение задач по теме «Квадратное неравенство»
Контрольная работа № 7 по теме «Квадратное неравенство»

1
1
1
1
1

Глава 6. Приближенные вычисления.

8

Приближенные значения величин. Погрешность приближения
Оценка погрешности
Округление чисел
Относительная погрешность
Простейшие вычисления на микрокалькуляторе
Стандартный вид числа.
Решение задач
Контрольная работа № 8 по теме « Приближенные вычисления»

1
1
1
1
1
1
1
1

Итоговое повторение

7

93
94

Повторение темы «Неравенства»
Повторение темы «Квадратные корни»

1
1

8.05

95

Повторение темы « Квадратные уравнения»

1

15.05

96

Повторение темы « Квадратичная функция»

1

17.05

97

Повторение темы «Квадратное неравенство»

1

20.05

98

Годовая контрольная работа

1

22.05

99

Повторение курса 8 класса

1

24.05

80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ Титовской СОШ
от 30 августа 2023 года № 1
___________ Тютюнникова А.М..

5.04
8.04
10.04
12.04
15.04
17.04
19.04
22.04
24.04
26.04
27.04
3.05
6.05

13.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».