Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Титовская средняя общеобразовательная школа РАССМОТРЕНО Педагогическим советом МБОУ Титовской СОШ протокол № 4 от 27.12.2024 Председатель ПС ___________ Артамонов А.С. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Титовской СОШ: ____________Артамонов А.С. приказ № 173 от 27.12.2024 ПОЛОЖЕНИЕ о деятельности психологической службы и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в МБОУ Титовская СОШ сл. Титовка 2024 г 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Настоящее положение определяет основу деятельности службы психологопедагогического сопровождения в образовательном учреждении (далее – Служба сопровождения, СППС) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 06.02.2023, Федеральными государственными стандартами начального общего образования и основного общего образования, утвержденными Приказами Минпросвещения Российской Федерации № 286 и № 287 от 31..05.2021 с изменениями от18.07.2022 года, Федеральным государственным стандартом среднего общего образования, утвержденным Приказом Минпросвещения Российской Федерации № 413 от 17.05.2012 с изменениями от 12.08.2022 года; Приказом Минтруда России от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 № 38575). Распоряжением Минпросвещения от 28 декабря 2020 г. № Р-193 «Обутверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях», с учетом СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а также в соответствии с Уставом МБОУ Титовская СОШ 1.1. 1.2. Деятельность Службы сопровождения позволяет: - реализовать особый вид помощи ребенку в обеспечении эффективного развития, социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков в условиях образовательного процесса; - организовывать процесс создания специальных условий обучения обучающихся сограниченными возможностями здоровья, деьей-инвалидов; оказывать содействие в разработке и реализации программ развития образовательного учреждения с учетом создания более благоприятных условий для развития и воспитания детей; - создавать комплексные, профилактические и коррекционноразвивающие программы, направленные на преодоление психологопедагогических и социальных проблем обучающихся. взаимодействовать со всеми участниками образовательных отношений в целях создания более благоприятных условий для развития и воспитания обучающихся. 1.3. - Основными принципами работы Службы ППСС являются: принцип приоритета интересов ребенка; принцип целостности и системности; принцип синтеза эффективного опыта и инноваций; принцип корпоративности психологического сообщества; принцип открытости и сотрудничества. 2 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ 2.1. Целью деятельности Службы сопровождения является психологическое обеспечение и повышение эффективности педагогического процесса, защита психологического здоровья и социального благополучия всех участников образовательного процесса, а также оказание психологической (психологической поддержки), социально-педагогической, логопедической, дефектологической помощи и поддержки участникам образовательных отношений. 2.2. Основными задачами службы психолого-педагогического сопровождения являются: 2.2.1. психолого-педагогические и социально-психологические мониторинги, позволяющие планировать и педагогическое сопровождение; осуществлять эффективное психолого- 2.2.2. исследование и анализ особенностей адаптации и социализации обучающихся, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения; 2.2.3. сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей); 2.2.4. обеспечение психологической образовательной среды; безопасности и комфортности 2.2.5. создание специальных образовательных условий для обучающихся в соответствии с заключениями психолого-медико-педагогической комиссии; 2.2.6. создание условий для повышения психологической культуры и психологической компетентности всех участников образовательных отношений; 2.2.7. обеспечение комплексной профилактики социальной дезадаптации и негативных явлений в образовательной среде, в том числе девиантного, аддиктивного и суицидального поведения; 2.2.8. психолого-педагогическое сопровождение процесса воспитания, обеспечение психологических условий для формирования достойной жизненной перспективы, профориентации, самореализации в социально позитивных видах деятельности в соответствии с их возрастными и личностными потребностями и потенциалами. 3. 3.1. ФУНКЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Сопровождение образовательного процесса: 3.1.1. обеспечение пространства; психологической безопасности образовательного 3.1.2. сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся, содействие их личностному, интеллектуальному, социальному развитию, самопознанию и самореализации. 3.2.Диагностическая функция: 3 3.2.1. мониторинговое и углубленное изучение социально-психологопедагогических особенностей обучающихся на протяжении всего периода обучения; 3.2.2. определение индивидуальных особенностей и склонностей, потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и источников нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации; 3.2.3. выявление и поддержка обучающихся, нуждающихся в создании специальных образовательных условий, социальной защите, опеке и попечительстве с целью защиты законных прав и интересов несовершеннолетних, в т. ч. приоритетного права ребенка на жизнь и воспитание в семье. 3.2.4. диагностика проводится специалистами в соответствии с их профилем деятельности как индивидуально в соответствии с планом работы на год. 3.3.Коррекционно-развивающая функция: активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, проведение психолого- педагогических мероприятий с целью устранения нарушений в психофизическом и интеллектуальном развитии и поведении; 3.3.1. склонности к зависимостям и правонарушениям, социальнозначимой жизненной перспективы; 3.3.2. осуществляется на основе совместной психологов,логопедов, дефектологов, педагогов. формирование деятельности педагогов- 3.4.Профилактическая функция: 3.4.1. своевременное предупреждение отклонений в психофизическом развитии и формировании личности, межличностных взаимоотношений, предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся; 3.4.2. разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития. 3.5.Просветительская функция: 3.5.1. формирование у обучающихся, и их родителей (законных представителей),у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психолого-педагогических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; 3.5.2. создание условий для полноценного личностного самоопределения обучающихся, на каждом возрастном этапе; развития и 3.6.Консультативная функция: 3.6.1. оказание представителям), помощи обучающимся, их родителям педагогическим работникам и другим (законным участникам 4 образовательных отношений в вопросах развития, воспитания и обучения посредством консультирования; 3.6.2. анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка рекомендаций по его совершенствованию; 3.6.3. участие в деятельности консилиума, совета по профилактике правонарушений, заседаниях методических объединений, семинарах, конференциях по проблемам воспитания развития и социализации обучающихся. 4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ 4.1.В состав Службы сопровождения входят специалисты: педагоги- психологи, учителя- логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги, которые взаимодействуют с учителя-предметниками и администрацией организации. 4.2.Нагрузка специалистов Службы: рабочее время определяются на основе требований нормативных документов для каждого специалиста по профилю его профессиональной деятельности, в соответствие с режимом работы, установленном в образовательной организации, правилами внутреннего распорядка, планом работы Службы сопровождения. 4.3. Деятельность специалистов осуществляется в соответствиис должностными инструкциями. 4.4.Специалисты Службы самостоятельно: 4.4.1. определяют приоритетные направления своей работы, исходя из цели изадач деятельности службы; 4.4.2. разрабатывают программы психолого-педагогического сопровождения; 4.4.3. принимают участие в работе конференций, совещаний, семинаров, собраний, советов по вопросам психологии, социальной педагогики, логопедии и другим профессиональным профилям; 4.4.4. обеспечивают использование и проведение различных форм психологопедагогической, социальной работы с педагогами, обучающимися и родителями; 4.4.5. регулярно повышают свою квалификацию. 4.5.Междисциплинарное взаимодействие специалистов в образовательной организации осуществляется в формате психолого-педагогического консилиума (ППк), который является первичным элементом Службы. Состав, задачи и порядок деятельности школьного консилиума определяется локальным актом – Положением о школьном психолого-педагогическом консилиуме. 4.6. Деятельность Службы должна происходить в тесном взаимодействии с администрацией, педагогами, классными руководителями, педагогами дополнительного образования. 4.7. Решение о сопровождении ребенка и его семьи может приниматься 5 специалистами службы сопровождения самостоятельно с уведомлением руководителя службы сопровождения, на заседании психолого-педагогического консилиума. 4.8. Деятельность Службы должна происходить в тесном взаимодействии с родителями обучающихся. 4.8.1. Родители (законные представители ребенка) имеют право: давать согласие на индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка/отказываться от индивидуального психологопедагогического сопровождения ребенка; - принимать участие, высказывать свое мнение при обсуждении результатов психолого- педагогического обследования ребенка; - присутствовать на заседаниях психолого-педагогического консилиума (ППк) школы, посвященных их ребенку; - участвовать в создании специальных образовательных условий для их детей (дети с ОВЗ и инвалидностью) и разработке программы индивидуальной комплексной помощи, направлений коррекционной работы (в соответствии с ИПРА рекомендациями ПМПК); - получать консультации специалистов Службы сопровождения по вопросам обследования, сопровождения, обучения, в том числе информацию о своих правах и правах детей в рамках деятельности психологопедагогического консилиума (ППк); 4.8.2. Родители (законные представители) обязаны: - следовать рекомендациям специалистов Службы и решениям ППк (в ситуации согласия на психолого-педагогическое сопровождение ребенка); - обеспечивать присутствие ребенка на занятии, в случае необходимости приводить ребенка на занятия в соответствии с согласованным расписанием, не допускать пропусков занятий детьми без уважительной причины, выполнять рекомендации специалистов ППк; - обеспечивать выполнение ребенком упражнений для закрепления навыков, задаваемых специалистами на дом. 5. РУКОВОДСТВО СЛУЖБОЙ 5.1. Общее руководство сопровождения. службой выполняет руководитель 5.2. Руководитель Службы сопровождения назначается увольняется с должности приказом директора. 5.3. Руководитель Службы сопровождения подчиняется заместителю директора по воспитательной работе. 5.1. на Службы должность и непосредственно Руководитель Службы сопровождения выполняет следующие функции: 6 5.1.1. организует текущее и перспективное планирование деятельности, координирует работу специалистов Службы по выполнению плана деятельности, коррекционно-развивающих программ и других мероприятий; 5.1.2. отслеживает, анализирует и обобщает, и доводит до сведения администрации результаты деятельности Службы сопровождения, прогнозирует пути ее развития, представляет справки и отчеты о работе Службы сопровождения заместителям директора, вышестоящим инстанциям и службам; 5.1.3. осуществляет контроль качества и эффективности оказываемой участникам образовательного процесса психолого-педагогической и социальной помощи; 5.1.4. организует и осуществляет контроль за созданием образовательных условий в соответствии с заключением ПМПК; специальных 5.1.5. оказывает помощь обучающимся, родителям, педагогическому коллективу в решении конкретных проблем по направлению деятельности Службы сопровождения; 5.1.6. взаимодействует с административным составом школы по вопросам, связанным с психоло-педагогическим обеспечением образовательного процесса; 5.1.7. участвует в работе общих административных совещаний, педагогических советов, в решении общих административных вопросов; 5.1.8. создает условия для повышения психологической культуры в школе у обучающихся, педагогов и родителей; 5.1.9. принимает участие в разработке инновационных программ и технологий и оказывает помощь педагогическим работникам в их усвоении; 5.1.10. разрабатывает программы деятельности Службы по различным направлениям; 5.1.11. организует просветительскую работу в форме семинаров, вебинаров, мастер-классов, практических занятий и тренингов в области социальной и педагогической психологии; 5.1.12. проводит анализ психолого-педагогических и социально- психологических мониторингов различного профиля и предназначения; 5.1.13. организует учет и хранение результатов проводимых исследований; 6. РАБОЧАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ 6.1. Документация Службы сопровождения включает: годовой план работы; годовой отчет (аналитический и статистический); - приказ о создании специальных образовательных условий у обучающихся; - графики работы специалистов; - планы работы специалистов; - рабочие программы специалистов Службы и другая служебная документация, 7 которая ведется специалистами Службы согласно должностным инструкциям; - папка обучающегося с ОВЗ, включающая: - индивидуальные образовательные маршруты обучающихся с ОВЗ; - заявление родителей на оказание психолого-педагогическогосопровождения; - копии заключений ПМПК; - копии свидетельства об инвалидности, ИПРА; 6.2. Планы работы на год, графики работы специалистов согласовываются с руководителем Службы сопровождения и утверждаются директором МБОУ Титовская СОШ. 6.3. Документы, относящиеся к деятельности Службы, хранятся у руководителя Службы и/или специалистов. 6.4. В целях повышения качества взаимодействия специалисты Службы имеют равные права доступа к рабочей документации при соблюдении принципа обязательной конфиденциальности данных. 7. 7.1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОТРУДНИКА СППС. Сотрудники Службы имеют право: 7.2.1. вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными должностной инструкцией обязанностями; 7.2.2. определять приоритетные направления работы, выбирать формы и методы работы; 7.2.3. знакомиться с документацией учебно-воспитательного процесса, необходимой для качественного выполнения своих обязанностей, обращаться с запросами к администрации, педагогам, специалистам; 7.2.4. присутствовать на уроках и мероприятиях, проводимых другими педагогическими работниками в пределах своей компетенции; 7.2.5. повышать свою квалификацию в установленном порядке; 7.2.6. проходить аттестацию в установленном порядке; 7.2.7. участвовать в рассмотрении спорных вопросов, касающихся всех участников образовательных отношений; 7.2.8. обращаться в случае необходимости через администрацию с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи школьнику; 7.2.9. работники службы психолого-педагогического сопровождения могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение социальной, психологической и педагогической деятельности осуществляется работниками службы психолого- педагогического сопровождения только на добровольной 8 основе при наличии соответствующей квалификации. 7.3. Сотрудники службы психолого-педагогического сопровождения обязаны: 7.3.1. руководствоваться настоящим Положением деятельность Службы; соответствующими нормативными документами, и другими документами, регламентирующими 7.3.2. рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции; 7.3.3. знать новейшие достижения науки, применять современные методы работы; 7.3.4. работать в тесном контакте с руководством образовательного учреждения, оказывать необходимую помощь администрации; 7.3.5. выполнять распоряжения руководителя Службы сопровождения и администрации образовательного учреждения; 7.3.6. представлять руководителю Службы сопровождения для согласования: план работы, отчет о работе, график работы иные документы, относящиеся к профессиональной деятельности; 7.3.7. сохранять конфиденциальность сведений; 7.3.8. защищать права и интересы детей и их родителей (законных представителей). 8 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 8.1. Настоящее Положение о деятельности психологической службы и психологопедагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в МБОУ Титовская СОШ является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность. 8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 8.3. Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1. настоящего Положения. 8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений некоторых пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически теряет силу. 9