Положение о деятельности психологической службы и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Титовская средняя общеобразовательная школа

РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
МБОУ Титовской СОШ
протокол № 4 от 27.12.2024
Председатель ПС
___________ Артамонов А.С.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Титовской СОШ:
____________Артамонов А.С.
приказ № 173 от 27.12.2024

ПОЛОЖЕНИЕ
о деятельности психологической службы
и психолого-педагогического
сопровождения обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов
в МБОУ Титовская СОШ

сл. Титовка
2024 г

1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящее положение определяет основу деятельности службы психологопедагогического сопровождения в образовательном учреждении (далее – Служба
сопровождения, СППС) разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с
изменениями от 06.02.2023, Федеральными государственными стандартами
начального общего образования и основного общего образования, утвержденными
Приказами Минпросвещения Российской Федерации № 286 и № 287 от 31..05.2021
с изменениями от18.07.2022 года, Федеральным государственным стандартом
среднего общего образования, утвержденным Приказом Минпросвещения
Российской Федерации № 413 от 17.05.2012 с изменениями от 12.08.2022 года;
Приказом Минтруда России от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 № 38575). Распоряжением
Минпросвещения от 28 декабря 2020 г. № Р-193 «Обутверждении методических
рекомендаций по системе функционирования психологических служб в
общеобразовательных организациях», с учетом СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», а также в соответствии с Уставом МБОУ
Титовская СОШ
1.1.

1.2.

Деятельность Службы сопровождения позволяет:

- реализовать особый вид помощи ребенку в обеспечении эффективного
развития, социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и
подростков в условиях образовательного процесса;
- организовывать процесс создания специальных условий обучения
обучающихся сограниченными возможностями здоровья, деьей-инвалидов;
оказывать содействие в разработке и реализации программ развития
образовательного учреждения с учетом создания более благоприятных условий для
развития и воспитания детей;
- создавать комплексные, профилактические и коррекционноразвивающие программы, направленные на
преодоление
психологопедагогических
и социальных
проблем обучающихся.
взаимодействовать со всеми участниками образовательных отношений в
целях создания более благоприятных условий для развития и воспитания
обучающихся.
1.3.

-

Основными принципами работы Службы ППСС являются:
принцип приоритета интересов ребенка;
принцип целостности и системности;
принцип синтеза эффективного опыта и инноваций;
принцип корпоративности психологического сообщества;
принцип открытости и сотрудничества.
2

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
2.1. Целью деятельности Службы сопровождения является психологическое
обеспечение и повышение эффективности педагогического процесса, защита
психологического здоровья и социального благополучия всех участников
образовательного процесса, а также оказание психологической (психологической
поддержки), социально-педагогической, логопедической, дефектологической
помощи и поддержки участникам образовательных отношений.
2.2. Основными задачами службы психолого-педагогического сопровождения
являются:
2.2.1. психолого-педагогические и социально-психологические мониторинги,

позволяющие планировать и
педагогическое сопровождение;

осуществлять

эффективное

психолого-

2.2.2. исследование

и анализ особенностей адаптации и социализации
обучающихся, выявление основных проблем и определение причин их
возникновения, путей и средств их разрешения;
2.2.3. сохранение

и укрепление психологического здоровья обучающихся,
педагогов и родителей (законных представителей);
2.2.4. обеспечение

психологической
образовательной среды;

безопасности

и

комфортности

2.2.5. создание специальных образовательных условий для обучающихся в

соответствии с заключениями психолого-медико-педагогической комиссии;
2.2.6. создание

условий для повышения психологической культуры и
психологической компетентности всех участников образовательных отношений;
2.2.7. обеспечение комплексной профилактики социальной дезадаптации и

негативных явлений в образовательной среде, в том числе девиантного,
аддиктивного и суицидального поведения;
2.2.8. психолого-педагогическое

сопровождение
процесса
воспитания,
обеспечение психологических условий для формирования достойной жизненной
перспективы, профориентации, самореализации в социально позитивных видах
деятельности в соответствии с их возрастными и личностными потребностями и
потенциалами.
3.
3.1.

ФУНКЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сопровождение образовательного процесса:

3.1.1. обеспечение
пространства;

психологической

безопасности

образовательного

3.1.2. сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся,
содействие их личностному, интеллектуальному, социальному развитию,
самопознанию и самореализации.
3.2.Диагностическая функция:
3

3.2.1. мониторинговое и углубленное изучение социально-психологопедагогических особенностей обучающихся на протяжении всего периода
обучения;
3.2.2. определение
индивидуальных
особенностей
и
склонностей,
потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в
профессиональном самоопределении, а также выявление причин и источников
нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
3.2.3. выявление и поддержка обучающихся, нуждающихся в создании
специальных образовательных условий, социальной защите, опеке и
попечительстве с целью защиты законных прав и интересов несовершеннолетних,
в т. ч. приоритетного права ребенка на жизнь и воспитание в семье.
3.2.4. диагностика проводится специалистами в соответствии с их профилем
деятельности как индивидуально в соответствии с планом работы на год.
3.3.Коррекционно-развивающая функция:
активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и
сохранение ее индивидуальности, проведение психолого- педагогических
мероприятий с целью устранения нарушений в психофизическом и
интеллектуальном развитии и поведении;
3.3.1. склонности к зависимостям и правонарушениям,
социальнозначимой жизненной перспективы;
3.3.2. осуществляется на основе совместной
психологов,логопедов, дефектологов, педагогов.

формирование

деятельности

педагогов-

3.4.Профилактическая функция:
3.4.1. своевременное предупреждение отклонений в психофизическом
развитии и формировании личности, межличностных взаимоотношений,
предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся;
3.4.2. разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам,
родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах
воспитания, обучения и развития.
3.5.Просветительская функция:
3.5.1. формирование у обучающихся, и их родителей (законных
представителей),у педагогических работников и руководителей образовательных
учреждений потребности в психолого-педагогических знаниях, желания
использовать их в интересах собственного развития;
3.5.2. создание условий для полноценного личностного
самоопределения обучающихся, на каждом возрастном этапе;

развития

и

3.6.Консультативная функция:
3.6.1. оказание
представителям),

помощи
обучающимся,
их
родителям
педагогическим
работникам
и
другим

(законным
участникам
4

образовательных отношений в вопросах развития, воспитания и обучения
посредством консультирования;
3.6.2. анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка рекомендаций
по его совершенствованию;
3.6.3. участие в деятельности консилиума, совета по профилактике
правонарушений,
заседаниях
методических
объединений,
семинарах,
конференциях по проблемам воспитания развития и социализации обучающихся.
4.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

4.1.В состав Службы сопровождения входят специалисты: педагоги- психологи,
учителя- логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги, которые
взаимодействуют с учителя-предметниками и администрацией организации.
4.2.Нагрузка специалистов Службы: рабочее время определяются на основе
требований нормативных документов для каждого специалиста по профилю его
профессиональной деятельности, в соответствие с режимом работы, установленном
в образовательной организации, правилами внутреннего распорядка, планом
работы Службы сопровождения.
4.3. Деятельность специалистов осуществляется в соответствиис должностными
инструкциями.
4.4.Специалисты Службы самостоятельно:
4.4.1. определяют приоритетные направления своей работы, исходя из цели
изадач деятельности службы;
4.4.2. разрабатывают программы психолого-педагогического сопровождения;
4.4.3. принимают участие в работе конференций, совещаний, семинаров,
собраний, советов по вопросам психологии, социальной педагогики, логопедии и
другим профессиональным профилям;
4.4.4. обеспечивают использование и проведение различных форм психологопедагогической, социальной работы с педагогами, обучающимися и родителями;
4.4.5. регулярно повышают свою квалификацию.
4.5.Междисциплинарное взаимодействие специалистов в образовательной
организации осуществляется в формате психолого-педагогического консилиума
(ППк), который является первичным элементом Службы. Состав, задачи и порядок
деятельности школьного консилиума определяется локальным актом –
Положением о школьном психолого-педагогическом консилиуме.
4.6. Деятельность Службы должна происходить в тесном взаимодействии с
администрацией,
педагогами,
классными
руководителями,
педагогами
дополнительного образования.
4.7.

Решение о сопровождении ребенка и его семьи может приниматься
5

специалистами службы сопровождения самостоятельно с уведомлением
руководителя службы сопровождения, на заседании психолого-педагогического
консилиума.
4.8. Деятельность Службы должна происходить в тесном взаимодействии с
родителями обучающихся.
4.8.1. Родители (законные представители ребенка) имеют право:
давать
согласие
на
индивидуальное
психолого-педагогическое
сопровождение ребенка/отказываться
от
индивидуального
психологопедагогического сопровождения ребенка;
- принимать участие, высказывать свое мнение при обсуждении результатов
психолого- педагогического обследования ребенка;
- присутствовать на заседаниях психолого-педагогического консилиума (ППк)
школы, посвященных их ребенку;
- участвовать в создании специальных образовательных условий для их детей
(дети с ОВЗ и инвалидностью) и разработке программы индивидуальной
комплексной помощи, направлений коррекционной работы (в соответствии с
ИПРА рекомендациями ПМПК); - получать консультации специалистов Службы
сопровождения по вопросам обследования, сопровождения, обучения, в том числе
информацию о своих правах и правах детей в рамках деятельности психологопедагогического консилиума (ППк);
4.8.2. Родители (законные представители) обязаны:
- следовать рекомендациям специалистов Службы и решениям ППк (в ситуации
согласия на психолого-педагогическое сопровождение ребенка);
- обеспечивать присутствие ребенка на занятии, в случае необходимости
приводить ребенка на занятия в соответствии с согласованным расписанием, не
допускать пропусков занятий детьми без уважительной причины, выполнять
рекомендации специалистов ППк;
- обеспечивать выполнение ребенком упражнений для закрепления навыков,
задаваемых специалистами на дом.
5.

РУКОВОДСТВО СЛУЖБОЙ

5.1. Общее руководство
сопровождения.

службой

выполняет

руководитель

5.2. Руководитель Службы сопровождения назначается
увольняется с должности приказом директора.
5.3. Руководитель Службы сопровождения
подчиняется
заместителю директора по воспитательной работе.
5.1.

на

Службы

должность

и

непосредственно

Руководитель Службы сопровождения выполняет следующие функции:
6

5.1.1. организует

текущее и перспективное планирование деятельности,
координирует работу специалистов Службы по выполнению плана деятельности,
коррекционно-развивающих программ и других мероприятий;
5.1.2. отслеживает,

анализирует и обобщает, и доводит до сведения
администрации результаты деятельности Службы сопровождения, прогнозирует
пути ее развития, представляет справки и отчеты о работе Службы сопровождения
заместителям директора, вышестоящим инстанциям и службам;
5.1.3. осуществляет контроль качества и эффективности оказываемой участникам

образовательного процесса психолого-педагогической и социальной помощи;
5.1.4. организует

и осуществляет контроль за созданием
образовательных условий в соответствии с заключением ПМПК;

специальных

5.1.5. оказывает помощь обучающимся, родителям, педагогическому коллективу

в решении конкретных проблем по направлению деятельности Службы
сопровождения;
5.1.6. взаимодействует с административным составом школы по вопросам,

связанным с психоло-педагогическим обеспечением образовательного процесса;
5.1.7. участвует в работе общих административных совещаний, педагогических

советов, в решении общих административных вопросов;
5.1.8. создает условия для повышения психологической культуры в школе у

обучающихся, педагогов и родителей;
5.1.9. принимает участие в разработке инновационных программ и технологий и

оказывает помощь педагогическим работникам в их усвоении;
5.1.10. разрабатывает

программы

деятельности

Службы

по

различным

направлениям;
5.1.11. организует просветительскую работу в форме семинаров, вебинаров,

мастер-классов, практических занятий и тренингов в области социальной и
педагогической психологии;
5.1.12. проводит анализ психолого-педагогических и социально- психологических

мониторингов различного профиля и предназначения;
5.1.13. организует учет и хранение результатов проводимых исследований;

6. РАБОЧАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
6.1. Документация Службы сопровождения включает:
годовой план работы;
годовой отчет (аналитический и статистический);
- приказ о создании специальных образовательных условий у обучающихся;
- графики работы специалистов;
- планы работы специалистов;
- рабочие программы специалистов Службы и другая служебная документация,
7

которая ведется специалистами Службы согласно должностным инструкциям;
- папка обучающегося с ОВЗ, включающая:
- индивидуальные образовательные маршруты обучающихся с ОВЗ;
- заявление родителей на оказание психолого-педагогическогосопровождения;
- копии заключений ПМПК;
- копии свидетельства об инвалидности, ИПРА;
6.2. Планы работы на год, графики работы специалистов согласовываются с
руководителем Службы сопровождения и утверждаются директором МБОУ
Титовская СОШ.
6.3. Документы, относящиеся к деятельности Службы, хранятся у руководителя
Службы и/или специалистов.
6.4. В целях повышения качества взаимодействия специалисты Службы имеют
равные права доступа к рабочей документации при соблюдении принципа
обязательной конфиденциальности данных.
7.
7.1.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОТРУДНИКА СППС.
Сотрудники Службы имеют право:

7.2.1. вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с
предусмотренными должностной инструкцией обязанностями;
7.2.2. определять приоритетные направления работы, выбирать формы и методы
работы;
7.2.3. знакомиться с документацией учебно-воспитательного процесса,
необходимой для качественного выполнения своих обязанностей, обращаться с
запросами к администрации, педагогам, специалистам;
7.2.4. присутствовать на уроках и мероприятиях, проводимых другими
педагогическими работниками в пределах своей компетенции;
7.2.5. повышать свою квалификацию в установленном порядке;
7.2.6. проходить аттестацию в установленном порядке;
7.2.7. участвовать в рассмотрении спорных вопросов, касающихся всех
участников образовательных отношений;
7.2.8. обращаться в случае необходимости через администрацию с
ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с
оказанием помощи школьнику;
7.2.9. работники службы психолого-педагогического сопровождения могут
осуществлять
педагогическую
деятельность.
Совмещение
социальной,
психологической и педагогической деятельности осуществляется работниками
службы психолого- педагогического сопровождения только на добровольной
8

основе при наличии соответствующей квалификации.
7.3.

Сотрудники службы психолого-педагогического сопровождения обязаны:

7.3.1. руководствоваться
настоящим Положением
деятельность Службы;

соответствующими нормативными документами,
и другими документами, регламентирующими

7.3.2. рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей
профессиональной компетенции;
7.3.3. знать новейшие достижения науки, применять современные методы
работы;
7.3.4. работать в тесном контакте с руководством образовательного учреждения,
оказывать необходимую помощь администрации;
7.3.5. выполнять распоряжения руководителя Службы сопровождения и
администрации образовательного учреждения;
7.3.6. представлять руководителю Службы сопровождения для согласования:
план работы, отчет о работе, график работы иные документы, относящиеся к
профессиональной деятельности;
7.3.7. сохранять конфиденциальность сведений;
7.3.8. защищать права и интересы детей и их родителей (законных
представителей).
8 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
8.1. Настоящее Положение о деятельности психологической службы и психологопедагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов в МБОУ Титовская СОШ является локальным
нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и
утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации,
осуществляющей образовательную деятельность.
8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются
в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
8.3. Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану
принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению
принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1. настоящего Положения.
8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений некоторых пунктов
и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически теряет силу.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».