Положение об организации об образовательной деятельности с использованием сетевых форм

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Титовская средняя общеобразовательная школа

РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
МБОУ Титовской СОШ
протокол № 4 от 27.12.2024
Председатель ПС
___________ Артамонов А.С.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Титовской СОШ:
____________Артамонов А.С.
приказ № 173 от 27.12.2024

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации образовательной деятельности
с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ обучения лиц с
инвалидностью и ОВЗ
в МБОУ Титовской СОШ

сл. Титовка
2024

1.

Общие положения

1.1.
Настоящее Положение разработано с целью Реализации образовательных
программ профессионального обучения лиц с инвалидностью и ограниченными
возможностями здоровья с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий, в соответствии с нормативноправовыми документами:
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании
Российской Федерации»;
- Порядок

применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ (утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23
августа 2017 г. № 816);

- Письмо Минпросвещения России от 11 февраля 2019 г. № 05-108 «О

профессиональном обучении лиц с различными формами умственной
отсталости» (вместе с «Разъяснениями по вопросам организации
профессионального
обучения
лиц
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
- Приказ Минпросвещения России от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении

временного порядка сопровождения реализации образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного
образовательных технологий»,

обучения

и

дистанционных

- Методические

рекомендации по реализации образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного
обучения
и
дистанционных
образовательных
технологий
(письмо
Минпросвещения России от 19 марта 2020 г. № ГД- 39/04 «О направлении
методических рекомендаций»),

1.2.
Организация дистанционного обучения обучающихся с инвалидностью и
лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ставит задачу освоения
образовательных программ, которые временно не могут обучаться в
образовательной организации.
1.3.
Из общепедагогических технологий наиболее перспективными при
организации образовательного процесса для лиц c инвалидностью и ОВЗ
выступают личностно-ориентированная образовательная технология и
адаптивная педагогическая технология.
2

2.
Реализация программ обучения лиц с инвалидностью, ограниченными
возможностями здоровья с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.
2.1.
Целью обучения с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий обучающихся с инвалидностью и лиц с
ограниченными возможностями здоровья является предоставление возможности
получения образования в полном объёме.
2.2.
МБОУ Титовская СОШ самостоятельно определяет набор электронных
ресурсов и приложений, которые допускаются в учебно-воспитательном
процессе для лиц с инвалидностью и ОВЗ, а также корректирует расписание
занятий с учетом ресурсов, необходимых для реализации программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий, и создания специальных условий для обучающихся с
инвалидностью и ОВЗ разных нозологических групп.
2.3.
При создании или выборе готовой обучающей среды в школе
предусмотрена определенная вариативность средств и форм представления
информации
адаптированной к ограничениям здоровья и восприятия
информации обучающимися: для лиц с нарушениями опорно-двигательного
аппарата:
-в форме электронного документа;
-в форме аудио- или видеофайла.
- для лиц с нервно-психическими нарушениями (расстройства аутистического
спектра, нарушения психического развития) рекомендуется использовать текст с
иллюстрациями, мультимедийные материалы.
2.4.
Для обеспечения
процесса дистанционного обучения
обучающихся с инвалидность и лиц с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) используются следующие средства дистанционного
обучения: электронные учебно-методические комплексы, включающие
электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные
программы, компьютерные лабораторные
практикумы,
контрольнотестирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи, иные
материалы (далее – учебно-методический комплекс), предназначенные для
передачи по телекоммуникационным и иным каналам связи посредством
комплектов компьютерной техники, цифрового учебного оборудования,
оргтехники и программного обеспечения, адаптированнымис учетом
специфики нарушений развития детей с ограниченными возможностями
здоровья.
2.5.
Дистанционные образовательные технологии также должны обеспечивать
возможности коммуникаций не только с преподавателем, но и с другими
обучаемыми, сотрудничество в процессе познавательной деятельности. Важно
3

проводить учебные мероприятия, способствующие сплочению группы,
направленные на совместную работу, обсуждение, принятие группового
решения.
2.6.
На официальном сайте школы размещены инструкции для обучающихся,
их родителей (законных представителей) и педагогических работников по
организации работы в «виртуальных» и «совместных» группах. Подбор и
разработка учебных материалов для обеспечения учебного процесса инвалидов и
лиц с ОВЗ производится с учетом формы нозологии, способностей, особенностей
восприятия и готовности к освоению учебного материала.
2.7.
Образовательный процесс для обучающихся (слушателей), в условиях
дистанционного обучения должен быть ориентирован на их особые
образовательные потребности, индивидуальные возможности развития и
компенсаторные способности, позволяющие преодолевать первичную и
вторичную дисфункциональность, а также достичь максимально возможного
уровня адаптации в условиях экстремальных и кризисных ситуаций.
Принципами организации образовательной деятельности выступают:
- максимальная доступность, простота и последовательность изложения учебного
материала;
- визуализация преподаваемого учебного контента посредством использования
видеолекций, обучающих роликов, слайдов и т.д.;
- опора на сильные стороны личности обучающегося;
- четкая временная и содержательная структуризация учебного процесса с

наличием нескольких небольших перерывов в течение занятий (по 10-15 мин),
дающих возможность удерживать у обучающихся различных нозологических
групп концентрацию внимания в условиях дистанционного режима обучения;
- дозирование выдаваемого информационного материала;
- тесная корреляция непосредственно учебной деятельности и предоставления при

необходимости
социально-психологического,
сопровождения в онлайн формате.
2.8.
При организации
учитывать:

процесса

а

дистанционного

также

тьюторского

обучения

необходимо


Необходимость привлечения
родителей (законных представителей)
к процессу дистанционного обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ;

Возможность дублирования информации с использованием разны
ресурсов, задания размещаются на сайте школы.

Ограничения
устанавливаются.

по

дате, времени

выполнения

задания

не


В случае онлайн-занятий, требующих присутствия в строго
определенное время, организация предварительной связи (по телефону, в чате
4

Сферум и др.) перед началом проведения (за 20 минут);

Выполненное задание загружается в любом формате (возможно, даже
фото с выполненным заданием) на онлайн-платформе, направляется на
электронную почту или Сферум и др.
2.9.

Рекомендации к использованию учебно-методических ресурсов:

- четкое соблюдение алгоритма занятия и заданий для самостоятельной работы
(называние темы, сообщение и запись плана, выделение основных понятий,
указание видов деятельности обучающихся и способов проверки усвоения
материала, словарная работа);
- наличие четкой системы и алгоритма организации самостоятельных работ с

обязательной корректировкой и комментариями;
- увеличение доли видеоматериалов;
- увеличение доли конкретного материала;
- наличие

пошаговой
инструкции, прописывающей последовательность
выполнения действий с опорой на наглядный материал (картинки, таблицы и
т.д.);

- применение наглядных средств при объяснении нового материала, переход к

словесным методам осуществляется только при закреплении знаний;
- наличие системы заданий, обеспечивающих систематизацию вербального

материала, его схематизацию, перевод в таблицы, схемы, опорные тексты,
глоссарий;
- наличие

наглядного сопровождения изучаемого материала (изображения
изучаемых объектов/ситуаций, образцы материалов/деталей, рисунки, опорные
конспекты);

- разделение изучаемого материала на небольшие логические блоки;
- адаптация текста лекции/практического занятия: отказ от длинных фраз и

предложений, разбивка текста на части, выделение опорных смысловых пунктов;
- применение различных видов повторений материала в зависимости от этапа

работы (изучение нового, закрепление): письменный опрос, тренировочные
упражнения и др.;
- наличие вариантов кейсов заданий, позволяющих осуществлять тренировку и

повторение материала;
- особый речевой режим работы (немногословность педагога, четкость изложения,

отсутствие лишних слов);
- увеличение

времени на устный/письменный ответ (при необходимости
использовать вопросы, требующие коротких ответов);

- по возможности, замена устных/письменных развернутых ответов на тестовые
5

задания (выбор, соотнесение, последовательность и др.);
- сочетание на занятиях всех видов речевой деятельности (говорения, слушания,

чтения, письма)
Обязательным этапом организации занятий является проверка выполнения
домашних заданий преподавателями, мастерами производственного обучения и
осуществление обратной связи с родителями, общение с которыми может
происходить через удобные для них средства связи (Сферум, переписка по
почте, личное общение и др.).
Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и
государственной итоговой аттестации техникум создает фонды оценочных
средств, адаптированные для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ,
позволяющие оценивать достижение ими результатов обучения и уровень
сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной
программой. Формы проведения текущей и промежуточной аттестации
обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ устанавливаются с учетом
индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге,
письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости
обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при
прохождении аттестации.
3.
Организация деятельности специалистов службы сопровождения
процесса образования и обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ при переходе
на
электронное
обучение
с
использованием
дистанционных
образовательных технологий.
3.1.
Задачи
психолого-педагогического
сопровождения
субъектов
дистанционного образовательного процесса: участие в адаптации материалов,
используемых в процессе дистанционного обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ,
с учетом особенностей их психофизического развития, анализ эффективности
использования электронных ресурсов, а также конкретного контента; оценка
состояния обучающихся и определение необходимости оказания им
дополнительной медико-психолого- педагогической помощи, привлечение при
необходимости других специалистов; обеспечение возможности освоения
обучающимися образовательной программы на доступном им уровне; создание
условий для успешной социализации обучающихся в условиях дистанционного
обучения.
3.2. Деятельность педагога - психолога при осуществлении дистанционного
обучения:
- Психолог работает напрямую с участниками образовательного процесса (по
переписке, в чате, в скайпе / зуме, по телефону).
- Психолог работает через посредника (мастера производственного обучения,
тьютора и др.), не вступая в прямой контакт с обучающимися с ОВЗ и
6

инвалидностью, а получая от него материалы по данному запросу, анализируя
содержание, результаты обследований, предлагая рекомендации. Основные
методы психологического сопровождения в условиях дистанционного обучения:
онлайн-тестирование и анкетирование (например, через google-формы),
тренинги и коррекционные занятия в онлайн-режиме (ZOOM, Skype, webinar),
профилактические занятия в форме вебинаров, онлайн-консультирование.
4.

Кадровое обеспечение

4.1. Образовательный процесс при переходе на электронное обучение с
использованием дистанционных образовательных технологий осуществляется:
- педагогическими работниками школы, которые создают и актуализируют

ЭУМК, размещают их на сайте школы, в социальных сетях (в чате) и др.,
осуществляют опосредованные взаимодействия и проводят различные виды
учебных занятий с обучающимися (слушателями) независимо от места их
нахождения.
- административно-управленческим

и учебно-вспомогательным персоналом
колледжа, осуществляющим учебно-методическое и организационнотехническое обеспечение учебного процесса.
5. Заключительные положения

5.1. Настоящее Положение об организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ обучения
лиц с инвалидностью и ОВЗ в МБОУ Титовской СОШ является локальным
нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и
утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации,
осуществляющей образовательную деятельность.
5.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
5.3. Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану
принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению
принимаются в порядке, предусмотренном п.5.1. настоящего Положения.
5.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений некоторых
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
теряет силу.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».