Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Титовская средняя общеобразовательная школа РАССМОТРЕНО Педагогическим советом МБОУ Титовской СОШ протокол № 4 от 27.12.2024 Председатель ПС ___________ Артамонов А.С. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Титовской СОШ: ____________Артамонов А.С. приказ № 173 от 27.12.2024 ПОЛОЖЕНИЕ об организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ в МБОУ Титовской СОШ сл. Титовка 2024 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано с целью Реализации образовательных программ профессионального обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в соответствии с нормативноправовыми документами: -Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании Российской Федерации»; - Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816); - Письмо Минпросвещения России от 11 февраля 2019 г. № 05-108 «О профессиональном обучении лиц с различными формами умственной отсталости» (вместе с «Разъяснениями по вопросам организации профессионального обучения лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), - Приказ Минпросвещения России от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного образовательных технологий», обучения и дистанционных - Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (письмо Минпросвещения России от 19 марта 2020 г. № ГД- 39/04 «О направлении методических рекомендаций»), 1.2. Организация дистанционного обучения обучающихся с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ставит задачу освоения образовательных программ, которые временно не могут обучаться в образовательной организации. 1.3. Из общепедагогических технологий наиболее перспективными при организации образовательного процесса для лиц c инвалидностью и ОВЗ выступают личностно-ориентированная образовательная технология и адаптивная педагогическая технология. 2 2. Реализация программ обучения лиц с инвалидностью, ограниченными возможностями здоровья с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 2.1. Целью обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий обучающихся с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья является предоставление возможности получения образования в полном объёме. 2.2. МБОУ Титовская СОШ самостоятельно определяет набор электронных ресурсов и приложений, которые допускаются в учебно-воспитательном процессе для лиц с инвалидностью и ОВЗ, а также корректирует расписание занятий с учетом ресурсов, необходимых для реализации программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, и создания специальных условий для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ разных нозологических групп. 2.3. При создании или выборе готовой обучающей среды в школе предусмотрена определенная вариативность средств и форм представления информации адаптированной к ограничениям здоровья и восприятия информации обучающимися: для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: -в форме электронного документа; -в форме аудио- или видеофайла. - для лиц с нервно-психическими нарушениями (расстройства аутистического спектра, нарушения психического развития) рекомендуется использовать текст с иллюстрациями, мультимедийные материалы. 2.4. Для обеспечения процесса дистанционного обучения обучающихся с инвалидность и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) используются следующие средства дистанционного обучения: электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольнотестирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи, иные материалы (далее – учебно-методический комплекс), предназначенные для передачи по телекоммуникационным и иным каналам связи посредством комплектов компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения, адаптированнымис учетом специфики нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья. 2.5. Дистанционные образовательные технологии также должны обеспечивать возможности коммуникаций не только с преподавателем, но и с другими обучаемыми, сотрудничество в процессе познавательной деятельности. Важно 3 проводить учебные мероприятия, способствующие сплочению группы, направленные на совместную работу, обсуждение, принятие группового решения. 2.6. На официальном сайте школы размещены инструкции для обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников по организации работы в «виртуальных» и «совместных» группах. Подбор и разработка учебных материалов для обеспечения учебного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ производится с учетом формы нозологии, способностей, особенностей восприятия и готовности к освоению учебного материала. 2.7. Образовательный процесс для обучающихся (слушателей), в условиях дистанционного обучения должен быть ориентирован на их особые образовательные потребности, индивидуальные возможности развития и компенсаторные способности, позволяющие преодолевать первичную и вторичную дисфункциональность, а также достичь максимально возможного уровня адаптации в условиях экстремальных и кризисных ситуаций. Принципами организации образовательной деятельности выступают: - максимальная доступность, простота и последовательность изложения учебного материала; - визуализация преподаваемого учебного контента посредством использования видеолекций, обучающих роликов, слайдов и т.д.; - опора на сильные стороны личности обучающегося; - четкая временная и содержательная структуризация учебного процесса с наличием нескольких небольших перерывов в течение занятий (по 10-15 мин), дающих возможность удерживать у обучающихся различных нозологических групп концентрацию внимания в условиях дистанционного режима обучения; - дозирование выдаваемого информационного материала; - тесная корреляция непосредственно учебной деятельности и предоставления при необходимости социально-психологического, сопровождения в онлайн формате. 2.8. При организации учитывать: процесса а дистанционного также тьюторского обучения необходимо Необходимость привлечения родителей (законных представителей) к процессу дистанционного обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ; Возможность дублирования информации с использованием разны ресурсов, задания размещаются на сайте школы. Ограничения устанавливаются. по дате, времени выполнения задания не В случае онлайн-занятий, требующих присутствия в строго определенное время, организация предварительной связи (по телефону, в чате 4 Сферум и др.) перед началом проведения (за 20 минут); Выполненное задание загружается в любом формате (возможно, даже фото с выполненным заданием) на онлайн-платформе, направляется на электронную почту или Сферум и др. 2.9. Рекомендации к использованию учебно-методических ресурсов: - четкое соблюдение алгоритма занятия и заданий для самостоятельной работы (называние темы, сообщение и запись плана, выделение основных понятий, указание видов деятельности обучающихся и способов проверки усвоения материала, словарная работа); - наличие четкой системы и алгоритма организации самостоятельных работ с обязательной корректировкой и комментариями; - увеличение доли видеоматериалов; - увеличение доли конкретного материала; - наличие пошаговой инструкции, прописывающей последовательность выполнения действий с опорой на наглядный материал (картинки, таблицы и т.д.); - применение наглядных средств при объяснении нового материала, переход к словесным методам осуществляется только при закреплении знаний; - наличие системы заданий, обеспечивающих систематизацию вербального материала, его схематизацию, перевод в таблицы, схемы, опорные тексты, глоссарий; - наличие наглядного сопровождения изучаемого материала (изображения изучаемых объектов/ситуаций, образцы материалов/деталей, рисунки, опорные конспекты); - разделение изучаемого материала на небольшие логические блоки; - адаптация текста лекции/практического занятия: отказ от длинных фраз и предложений, разбивка текста на части, выделение опорных смысловых пунктов; - применение различных видов повторений материала в зависимости от этапа работы (изучение нового, закрепление): письменный опрос, тренировочные упражнения и др.; - наличие вариантов кейсов заданий, позволяющих осуществлять тренировку и повторение материала; - особый речевой режим работы (немногословность педагога, четкость изложения, отсутствие лишних слов); - увеличение времени на устный/письменный ответ (при необходимости использовать вопросы, требующие коротких ответов); - по возможности, замена устных/письменных развернутых ответов на тестовые 5 задания (выбор, соотнесение, последовательность и др.); - сочетание на занятиях всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма) Обязательным этапом организации занятий является проверка выполнения домашних заданий преподавателями, мастерами производственного обучения и осуществление обратной связи с родителями, общение с которыми может происходить через удобные для них средства связи (Сферум, переписка по почте, личное общение и др.). Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации техникум создает фонды оценочных средств, адаптированные для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ, позволяющие оценивать достижение ими результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой. Формы проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ устанавливаются с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации. 3. Организация деятельности специалистов службы сопровождения процесса образования и обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ при переходе на электронное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. 3.1. Задачи психолого-педагогического сопровождения субъектов дистанционного образовательного процесса: участие в адаптации материалов, используемых в процессе дистанционного обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ, с учетом особенностей их психофизического развития, анализ эффективности использования электронных ресурсов, а также конкретного контента; оценка состояния обучающихся и определение необходимости оказания им дополнительной медико-психолого- педагогической помощи, привлечение при необходимости других специалистов; обеспечение возможности освоения обучающимися образовательной программы на доступном им уровне; создание условий для успешной социализации обучающихся в условиях дистанционного обучения. 3.2. Деятельность педагога - психолога при осуществлении дистанционного обучения: - Психолог работает напрямую с участниками образовательного процесса (по переписке, в чате, в скайпе / зуме, по телефону). - Психолог работает через посредника (мастера производственного обучения, тьютора и др.), не вступая в прямой контакт с обучающимися с ОВЗ и 6 инвалидностью, а получая от него материалы по данному запросу, анализируя содержание, результаты обследований, предлагая рекомендации. Основные методы психологического сопровождения в условиях дистанционного обучения: онлайн-тестирование и анкетирование (например, через google-формы), тренинги и коррекционные занятия в онлайн-режиме (ZOOM, Skype, webinar), профилактические занятия в форме вебинаров, онлайн-консультирование. 4. Кадровое обеспечение 4.1. Образовательный процесс при переходе на электронное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий осуществляется: - педагогическими работниками школы, которые создают и актуализируют ЭУМК, размещают их на сайте школы, в социальных сетях (в чате) и др., осуществляют опосредованные взаимодействия и проводят различные виды учебных занятий с обучающимися (слушателями) независимо от места их нахождения. - административно-управленческим и учебно-вспомогательным персоналом колледжа, осуществляющим учебно-методическое и организационнотехническое обеспечение учебного процесса. 5. Заключительные положения 5.1. Настоящее Положение об организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ в МБОУ Титовской СОШ является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность. 5.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 5.3. Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.5.1. настоящего Положения. 5.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений некоторых пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически теряет силу. 7