Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Титовская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО
Управляющим советом
МБОУ Титовской СОШ
протокол № 2 от 27.12.2024
Председатель УС
___________ Шумаева О.А.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Титовской СОШ:
____________Артамонов А.С.
приказ № 173 от 27.12.2024
Положение об организации инклюзивного
образования детей-инвалидов и детей с
ограниченными возможностями здоровья в
МБОУ Титовской СОШ
сл. Титовка
2024 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации инклюзивного
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), детей-инвалидов в МБОУ Титовской СОШ.
1.2. Положение разработано в соответствии со следующими нормативными
документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
1.11.2024 № 763 «Об утверждении Положения о психолого-медикопедагогической комиссии»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (в действующей редакции);
- Приказом министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (в действующей редакции);
- Письмом Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей
Министерства просвещения Российской Федерации от 14.06.2023 № 07-3287 (+
приложение к письму);
- Приказом Минпросвещения России № 115 от 22.03.2021 «Об утверждении
порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- Инструктивно-методическим письмом №03-28-3907/17-0-0 от 11.07.2017 года
«Об инклюзивном образовании обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья в образовательных организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по образовательным программам начального общего, основного
общего, и (или) среднего общего образования»;
- Уставом МОУ Титовской СОШ
1.3. В положении используются следующие понятия:
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом
развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Инвалид (ребенок-инвалид - лицо до 18 лет) - лицо, которое имеет
нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма,
обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами,
приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость
его социальной защиты.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию
для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей.
Адаптированная основная образовательная программа (далее - АООП) образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, с
учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния
здоровья и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития
и социальную адаптацию указанных лиц.
Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение
АООП на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и
образовательных потребностей конкретного обучающегося. Индивидуальный
учебный план является составной частью АООП.
1.4. Цель инклюзивного образования — реализация права на получение общего
образования
в
соответствии
с
Федеральными
государственными
образовательными стандартами и удовлетворение особых образовательных
потребностей воспитанников, обучающихся с ОВЗ и/или детей - инвалидов на
основе гуманистических ценностей и принципов социальной модели понимания
инвалидности; создание специальных образовательных условий для коррекции
нарушений в их развитии и социальной адаптации, индивидуализация
образовательного процесса на основе специальных педагогических подходов,
форм и методов обучения.
1.5. Задачи инклюзивного образования:
освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии
с
федеральными государственными образовательными стандартами;
создание эффективной системы психолого-педагогического и социального
сопровождения воспитанников, обучающихся с ОВЗ и/или детей - инвалидов с
целью создания специальных образовательных условий, коррекции
особенностей их психофизического развития, эмоционально-волевой сферы,
активизации познавательной деятельности, формирования социальных навыков
и компетенций;
индивидуализация образовательного процесса на основе специальных
педагогических подходов, форм и методов обучения;
формирование у детей с ОВЗ и у детей, не имеющих таких ограничений
позитивного, опыта социального взаимодействия в урочной и внеурочной
деятельности;
формирование у всех участников образовательного процесса толерантного
отношения к проблемам детей с ОВЗ и детей - инвалидов.
2. Прием на обучение
2.1. Зачисление ребенка с ОВЗ в образовательную организацию
регламентируется:
Приказом Министерства просвещения РФ от 2 сентября 2020 г. № 458 "Об
утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с
изменениями и дополнениями);
Приказом Министерства просвещения РФ от 6 апреля 2023 г. № 240 "Об
утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной
организации,
осуществляющей
образовательную
деятельность
по
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную
деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и
направленности"
2.2. Прием в образовательную организацию ребенка с ОВЗ обучение по АООП в
рамках общеобразовательного класса осуществляется с согласия родителей
(законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
Родители (законные представители) в обязательном порядке в письменной форме
дают согласие на обучение по адаптированной основной образовательной
программе после ознакомления с ней.
2.3. Зачисление ребенка осуществляется на основании:
заключения и рекомендаций ПМПК по созданию специальных условий
В приеме в образовательную организацию может быть отказано только по
причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, когда при
приеме в нее установлены особые требования (творческие или интеллектуальные
испытания при
конкурсном отборе, требования к состоянию здоровья).
2.4 Родители вправе представить в образовательную организацию заключение
ПМПК, полученное как в территориальной психолого-медико-педагогической
комиссии так и другого субъекта Российской Федерации.
2.5. Заключение ПМПК содержит:
- обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка
особенностей
в
физическом и(или) психическом развитии и(или) отклонений в поведении и
наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения
ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации
на основе специальных педагогических подходов;
- рекомендации по определению образовательной программы, которую
ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической
помощи, созданию специальных условий для получения образования.
2.6. Заключение ПМПК действительно для представления в исполнительные
органы государственной власти, образовательные организации, иные органы
и организации в течение календарного года с даты его подписания.
Заключение ПМПК, как и ИПРА ребенка-инвалида, для родителей
(законных представителей) носит рекомендательный характер. Родители
(законные представители) ребенка имеют право не представлять указанные
документы в образовательные и иные организации.
При непредставлении родителями (законными представителями) ребенка
заключения ПМПК и(или) ИПРА ребенку оказываются образовательные
услуги на общих основаниях.
3. Организация инклюзивного образования
3.1. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в
образовательной организации являются:
- создание адаптивной образовательной среды, учитывающей особые
образовательные потребности детей с ОВЗ и/или инвалидностью;
- создание специальных образовательных условий;
- деятельность
службы психолого-педагогического, логопедического,
дефектологического и социального сопровождения детей с ОВЗ и/или
инвалидностью и их семей;
- повышение квалификации педагогических работников и администрации
образовательной организации в области инклюзивного образования.
3.2. Образовательная организация реализует процесс инклюзивного
образования на основе специально созданной образовательной среды,
специальных педагогических подходов, а также наиболее подходящих для
лиц с ОВЗ и/или инвалидностью методов и способов обучения и воспитания
путем организации совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и/или
инвалидностью и детей, не имеющих таких ограничений.
3.3. Решение об оптимальной форме организации образовательного процесса
ребенка с ОВЗ и/или инвалидностью при поступлении в образовательную
организацию и в течение всего периода воспитания и обучения принимает
Психолого-педагогический консилиум образовательной организации (далее ППк) совместно с родителями (законными представителями) ребенка на
основании данных психолого – педагогического обследования, с учетом
рекомендаций ПМПК, индивидуальным планом реабилитации (далее ИПР/ИПРА) ребенка - инвалида.
3.4. В целях создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные
условия для обучения, воспитания и социальной адаптации детей с особыми
образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием
соматического и нервно- психического здоровья могут быть созданы
классы/группы для инклюзивного, совместного обучения, воспитания детей с
ОВЗ и/или инвалидностью и детей, не имеющих таких особенностей
(инклюзивные классы/группы).
3.5. По уровню включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс возможны
следующие модели инклюзии:
полная инклюзия, при которой обучающиеся с ОВЗ (самостоятельно или в
сопровождении ассистента, либо тьютора) посещают классно-урочные занятия в
очной форме совместно со сверстниками, не имеющими особенностей развития,
обучаются по адаптированной основной образовательной программе в
соответствии с учебным планом класса, в том числе, планом внеурочной
деятельности. В этом случае коррекционная помощь детям с ОВЗ оказывается
посредством организации индивидуальных и групповых занятий на основе
заключения ПМПК о создании специальных условий обучения; программы
коррекционной работы адаптированной основной образовательной программы, а
также на основе дифференцированного подхода при организации
образовательного процесса;
частичная инклюзия - обучающиеся с ОВЗ обучаются по адаптированной
основной образовательной программе по индивидуальным учебным планам,
совмещая совместное обучение по ряду учебных предметов (по отдельным видам
организованной образовательной деятельности с индивидуальными/групповыми
занятиями по другим предметам образовательных областей индивидуального
учебного плана (нелинейное расписание). Коррекционная помощь оказывается
посредством организации групповых и индивидуальных коррекционноразвивающих занятий в соответствии с заключением ПМПК, программой
коррекционной работы адаптированной основной образовательной программы .
Обучающиеся с ОВЗ участвуют в занятиях и мероприятиях дополнительного
образования, внеурочной деятельности, культурно - досуговых мероприятиях,
совместно с детьми, не имеющими отклонений в развитии, если это не
препятствует совместному образовательному и воспитательному процессу и не
противоречит рекомендациям психолого-педагогического консилиума школы;
социальная инклюзия - при которой обучающиеся с ОВЗ обучается по
индивидуальному учебному плану, преимущественно в индивидуальной форме, и
включается в коллектив сверстников, не имеющих особенностей развития, на
внеурочных, культурно-досуговых мероприятиях (праздниках, экскурсиях, и
т.д.), на некоторых занятиях внеурочной деятельности.
3.6. При реализации индивидуального учебного плана временной режим
обучения детей с ОВЗ определяется образовательной организацией с учетом
особенностей здоровья обучающихся и по согласованию с родителями
(законными представителями) ребенка. Возможно составление как линейного, так
и нелинейного расписания, при котором коррекционно-развивающие курсы могут
проводиться в первой половине дня и чередоваться с учебными дисциплинами.
При организации специального или инклюзивного обучения, учитывая
особенности психофизического развития и состояния здоровья обучающегося,
возможно изменение формы обучения с очной на очно-заочную или заочную, а
также изменение формата: вместо традиционного - дистанционный.
3.7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, успешно
усваивающие адаптированные основные общеобразовательные программы, по
решению педагогического совета переводятся в следующий класс.
3.8. Содержание общего образования и условия организации обучения и
воспитания детей - инвалидов определяется в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации инвалида. Образовательная организация предоставляет
возможность для участия воспитанников и обучающихся с ОВЗ и/или
инвалидностью, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в
воспитательных, культурно развлекательных, спортивно-оздоровительных и
иных мероприятиях.
4. Организация образовательной деятельности при инклюзивном
образовании
4.1. Общая
наполняемость
класса/групп
и
количество
обучающихся/воспитанников с ОВЗ в условиях инклюзии, а также численность
обучающихся/воспитанников в малокомплектном классе/группе для
обучающихся
с
ОВЗ
определяются
исходя
из
категории
обучающихся/воспитанников с ОВЗ в соответствии с установленными
требованиями СанПиН в отношении предельной наполняемости
классов/групп.
4.2. Содержание общего образования и условия организации обучения
обучающихся/воспитанников с ОВЗ определяются адаптированной основной
общеобразовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида (ИПРА).
4.3. Адаптированная основная общеобразовательная программа реализуется с
учетом образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья на основе специально разработанных
учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение
образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с
учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного
обучающегося. Адаптированная основная образовательная программа школы
реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности.
Обязательным разделом адаптированной основной общеобразовательной
программы является программа коррекционной работы. Коррекционноразвивающая работа в школе проводится как в рамках урочной, так и внеурочной
деятельности. При реализации образовательных программ используются
различные образовательные технологии, в том числе дистанционные
образовательные технологии, электронное обучение.
Адаптированные основные общеобразовательные программы могут
реализовываться образовательной организацией как самостоятельно, так и
посредством сетевой формы реализации.
4.4. Режим работы при организации инклюзивного образования определяется
образовательной организацией самостоятельно с соблюдением норм СанПиН.
Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием
учебных занятий и занятий внеурочной деятельности, которое определяется
образовательной организацией в соответствии с установленными требованиями
СанПиН.
4.5. Обучение детей с ОВЗ осуществляется по учебникам, включенным в
утвержденный федеральный перечень учебников и соответствующим
программам обучения.
4.6. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся
с ОВЗ осуществляется в соответствии с требованиями законодательства и
локальными нормативными актами образовательной организации.
4.7. Государственная итоговая аттестация выпускников образовательной
организации, обучавшихся по адаптированным основным образовательным
программам, проводится в соответствии с федеральным законодательством.
Лицам
с
ОВЗ,
обучавшимся
по
адаптированным
основным
общеобразовательным программам и успешно прошедшим государственную
итоговую аттестацию, выдается документ об образовании установленного
образца.
4.8. Лицам с ОВЗ, не имеющим основного общего и среднего общего
образования и обучавшимся по адаптированным основным образовательным
программам обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), выдается свидетельство об обучении.
5. Обязательная
образования
5.1. Заключение ПМПК
документация
по
организации
инклюзивного
5.2. Приказ учреждения об организации инклюзивного образования для детей с
ОВЗ, в котором должна быть указана аудиторная учебная нагрузка на
обучающегося инклюзивно, сопровождение и (или) присутствие родителей
(законных представителей) во время учебного процесса (при необходимости),
часы дополнительного образования (если оно рекомендовано ПМПК),
организация психолого-педагогического сопровождения, а также возложение
ответственности за жизнь и здоровье обучающегося на педагогических и (или)
административных работников учреждения.
5.1.Индивидуальный учебный план с полной учебной нагрузкой (с учетом
индивидуального обучения на дому, инклюзивного образования, дистанционного
образования (при наличии).
6. Порядок принятия и срок действия Положения
6.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом,
принимается на Управляющем совете школы и утверждается (либо вводится
в действие) приказом директора организации, осуществляющей
образовательную деятельность.
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
6.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 6.1.
настоящего Положения.
6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений некоторых
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
теряет силу.