Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Титовская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕН
Управляющим советом
МБОУ Титовской СОШ,
протокол № 5 от 28.08.2025 г.
председатель УС:
_____________ О.А. Шумаева
ОБСУЖДЕН
и рекомендован к утверждению
ПС МБОУ Титовской СОШ,
протокол № 1 от 29.08.2025 г.
председатель ПС:
__________ А.С. Артамонов
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ Титовской СОШ
___________ А.С. Артамонов
приказ № 103 от 23.08.2025 г.
НЕДЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
МБОУ Титовской СОШ
на 2025 – 2026 учебный год
сл. Титовка
2025 г.
Пояснительная записка к недельному учебному плану
МБОУ Титовская СОШ
на 2025-2026 учебный год
1. МБОУ Титовская СОШ реализует общеобразовательные программы начального
общего, основного общего и среднего общего образования.
Учебный план образовательных организаций, реализующих основные образовательные
программы начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее –
учебный план, общеобразовательная организация), обеспечивает реализацию требований
федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее –
ФГОС), федеральных основных общеобразовательных программ (далее – ФООП), фиксирует
максимальный аудиторный объем нагрузок обучающихся в соответствии с требованиями к
организации образовательной деятельности к учебной нагрузке при 5-дневной учебной неделе,
предусмотренными Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - Гигиенические нормативы),
и Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - Санитарно-эпидемиологические требования), состав и
структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по
классам и учебным предметам.
Основные положения учебного плана
В 2025-2026 учебном году реализуются обновленные федеральные государственные
образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего
образования (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО) в 1-11 классах.
Недельный учебный план в соответствии с федеральными требованиями фиксирует
максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, перечень обязательных учебных
предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию по классам (годам)
обучения; определяет часть, формируемую участниками образовательных отношений
(компонент образовательного учреждения).
Недельный учебный план для 1-4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок
освоения образовательных программ начального общего образования, 5-9 классов - на 5-летний
нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования, 10-11
классов - на 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего
образования.
Учебные занятия в 1 – 11 классах проводятся по 5-дневной учебной неделе в одну смену.
Продолжительность учебного года для обучающихся 1 класса составляет 33 учебные
недели; для обучающихся 2-11 классов – 34 учебные недели.
В 1 классах используется «ступенчатый» режим обучения, а именно: в сентябре, октябре по 3 урока в день, с ноября - по 4 урока в день.
Учебный план школы отражает особенности МБОУ Титовской СОШ, учитывает
социальный заказ учащихся и родителей на образовательные услуги.
Учебный план реализует основные цели и задачи, стоящие перед школой:
• получение учащимися качественного базового образования;
• сохранение психического, нравственного, физического здоровья обучающихся;
• формирование целостного мировоззрения;
• подготовку учащихся к восприятию и освоению современных реалий жизни, в которой
ценностями являются самостоятельное действие и предприимчивость, соединенные с
ценностью солидарной ответственности за общественное благосостояние.
При формировании учебного плана школы учитывались результаты изучения
образовательного спроса учащихся, их родителей, особенности образовательной программы
школы, возраст обучающихся. Содержание и логика построения учебного плана отражают
задачи и цели образовательной программы школы, создают возможности для развития
способностей каждого ребенка с учетом интересов и их психологических особенностей.
Особенности учебного плана по ступеням обучения
Уровень начального общего образования
На уровне начального общего образования реализуется обновленный ФГОС НОО.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области:
«Русский язык и литературное чтение»
Предметная область «Русский язык и литература» включает обязательные учебные
предметы «Русский язык» и «Литературное чтение».«Русский язык» в 1-4 классах представлен
в объеме 5 часа в неделю, «Литературное чтение» в 1-4 классах – 4 часа в неделю.
«Иностранный язык»
Предметная область «Иностранный язык» включает обязательный учебный предмет
«Иностранный язык» (английский) во 2-4 классах в объеме 2 часов в неделю.
«Математика и информатика»
Предметная область «Математика и информатика» представлена обязательным учебным
предметом «Математика» в 1-4 классах (4 часа в неделю).
«Обществознание и естествознание»
Интегрированный учебный предмет «Окружающий мир» в 1-4 классах изучается как
обязательный по 2 часа в неделю. В его содержание дополнительно введены развивающие
модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ
безопасности жизнедеятельности.
«Основы религиозных культур и светской этики»
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее –
ОРКСЭ) реализуется как обязательный в объеме 1 часа в 4 классе. Родителями обучающихся
выбран модуль «Основы православной культуры».
«Искусство»
В предметную область «Искусство» включены обязательные учебные предметы «Музыка»
и «Изобразительное искусство» (по 1 часу в неделю).
«Технология»
Обязательная предметная область «Технология» представлена обязательным учебным
предметом «Труд (технология)» (1 час в неделю).
«Физическая культура»
Обязательный учебный предмет «Физическая культура» в 4 классе изучается в объеме 2-х
часов в неделю.
С целью удовлетворения биологической потребности в движении в 1 - 3 классе
дополнительно введено по 1 часу на учебный предмет «Физическая культура».
Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста
обучающихся третий час физкультуры в 4 классе реализован во внеурочной деятельности.
Уровень основного общего образования
В 2025-2026 учебном году в 5 - 9 классах реализуется обновленный ФГОС ООО.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области:
«Русский язык и литература»
Предметная область «Русский язык и литература» включает обязательные учебные
предметы «Русский язык» и «Литература». В 5,7,8 классах введен дополнительный час из части,
формируемой участниками образовательных отношений, на изучение предмета русский язык,
что позволит обучающимся более глубоко овладеть языковой культурой. В 9 классе введено
дополнительно 0,5 часа на изучение русского языка для усиления базового уровня и подготовки
обучающихся к ОГЭ. В целях развития читательской грамотности в 6 классе из части,
формируемой участниками образовательных отношений, на изучение предмета литература
выделено дополнительно 0,5 часа в 1 полугодии. В рамках функционирования центра
естественно-научной и технической направленности «Точка роста» в 6 классе вводится
элективный курс «Занимательная биология» - 0,5 часа во 2 полугодии, который направлен на
проектно-исследовательскую деятельность обучающихся.
«Иностранный язык»
Предметная область «Иностранный язык» включает обязательный учебный предмет
«Иностранный язык» (английский) в 5-9 классах в объеме 3 часов в неделю.
«Математика и информатика»
В предметную область «Математика и информатика» включены обязательные учебные
предметы «Математика» (5-6 классы), «Алгебра» и «Геометрия» (7-9 классы), «Вероятность и
статистика» (7-9 классы), «Информатика» (7-9 классы).
Обязательный учебный предмет «Вероятность и статистика» изучается начиная с 7 класса.
«Общественно-научные предметы»
Предметная область «Общественно-научные предметы» состоит из обязательных
учебных предметов «История» (5-9 классы), «Обществознание» (8-9 классы), «География» (5-9
классы).
В связи с реализацией модуля «Введение в Новейшую историю России» в курсе «История
России» в 9 классе количество часов на изучение учебного предмета увеличено до 2,5 часов в
неделю, 0,5 часа из части, формируемой участниками образовательных отношений.
«Естественно-научные предметы»
В предметную область «Естественнонаучные предметы» включены обязательные
учебные предметы «Физика» (7-9 классы), «Химия» (8-9 классы), «Биология» (5-9 классы). Из
части, формируемой участниками образовательных отношений, в рамках функционирования
центра естественно-научной и технической направленности «Точка роста» в 8 классе добавлен 1
час на предмет «Химия», который направлен на проектно-исследовательскую деятельность
обучающихся, овладение методами научного познания
и формирования поисковых,
коммуникативных, познавательных умений.
«Искусство»
В предметную область «Искусство» входят обязательные учебные предметы «Музыка»
(5-8 классы) и «Изобразительное искусство» (5-7 классы при 5-дневной учебной неделе).
«Технология»
Обязательная предметная область «Технология» включает обязательный учебный
предмет «Труд (технология)» (5-9 классы). Учебный предмет «Труд (технология)» в 5-7 классах
изучается по 2 часа в неделю, в 8-9 классах – по 1 часу в неделю.
«Основы безопасности и защиты Родины»
Обязательная предметная область «Основы безопасности и защиты Родины»
представлена обязательным учебным предметом «Основы безопасности и защиты Родины».
«Основы безопасности и защиты Родины» изучается в 8-9 классах в объеме 1 часа в неделю (для
обучающихся 8 классов проводятся 3-х дневные учебные сборы).
Учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины» в 5 – 7 классах включается в
учебный план школы, исходя из часов, предусмотренных в части, формируемой участниками
образовательных отношений, из расчета один час в неделю. Подготовка подрастающего
поколения в области безопасности жизнедеятельности основывается на комплексном подходе к
формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной
системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического
поведения.
«Физическая культура»
Предметная область «Физическая культура» представлена обязательными учебными
предметами «Физическая культура» (5-9 классы).
Обязательный учебный предмет «Физическая культура» в соответствии с ФГОС ООО
при 5-дневной учебной неделе в 5-9 классах изучается 2 часа в неделю.
Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста
обучающихся третий час физкультуры в 5-9 классах реализован во внеурочной деятельности.
Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе в 5 классах
составляет 29 часов, в 6 классах - 30 часов, в 7 классах - 32 часа, в 8-9 классах - 33 часа.
При составлении учебного плана на 2025 – 2026 учебный год учитывались
образовательные потребности обучающихся и их родителей (законных представителей),
материально – техническая база школы, прохождение курсовой подготовки учителями, а также
необходимость развития индивидуальных способностей обучающихся, подготовка к
государственной итоговой аттестации.
Уровень среднего общего образования
В 2025-2026 учебном году в 10-11 классах МБОУ Титовской СОШ реализуются
обновленные ФГОС СОО.
Федеральные рабочие программы по учебным предметам «Русский язык», «Литература»,
«История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности и защиты Родины»
применяются непосредственно при реализации обязательной части образовательной программы
среднего общего образования.
МБОУ Титовская СОШ продолжает реализацию учебного плана универсального профиля
обучения с изучением 2 учебных предметов (история и география) в 11 классе на углубленном
уровне.
Образовательный процесс в 10 классе осуществляется по социально-экономическому
профилю.
Социально-экономический
профиль
ориентирует
на
профессии,
связанные
с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, управлением,
предпринимательством и другими. В данном профиле для изучения на углубленном уровне
выбираются учебные предметы преимущественно из предметных областей «Математика и
информатика», «Общественно-научные предметы». На углубленно уровне изучаются
следующие предметы: алгебра и начала анализа, геометрия, вероятность и статистика,
обществознание.
Обучающийся имеет право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе
на ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке,
установленном локальными актами общеобразовательной организации; выбор учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого общеобразовательной
организацией; изучение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по
осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), преподаваемых в общеобразовательной организации в установленном ею порядке, а
также реализуемых в сетевой форме учебных предметов, курсов (модулей).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего
реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей),
педагогического коллектива, обеспечивает реализацию социального образовательного заказа и
индивидуальное развитие обучающихся. В учебный план включены элективные курсы «Русский
язык: теория и практика» (10-11 классы) и «Теория и практика написания сочинений» (11 класс).
Промежуточная аттестация учащихся - это совокупность мероприятий, позволяющих
установить соответствие индивидуальных образовательных достижений учащихся планируемым
результатам освоения основной образовательной программы начального общего, основного
общего или среднего общего образования на момент окончания учебного года.
Промежуточная аттестация в Организации проводится на основе принципов объективности,
беспристрастности. Оценка результатов освоения учащимися образовательных программ
осуществляется в зависимости от достигнутых учащимся результатов.
Текущий контроль успеваемости обучающихся первого класса в течение учебного года
осуществляется без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий. Основной
формой текущего контроля успеваемости является мониторинг образовательных достижений
обучающихся на выявление индивидуальной динамики от начала учебного года к его концу с
учетом личностных особенностей и индивидуальных достижений обучающегося за текущий и
предыдущие периоды.
Промежуточная аттестация проводится для всех обучающихся школы со второго класса.
Промежуточная аттестация обязательна для обучающихся всех форм обучения, в том числе
обучающихся по индивидуальному учебному плану.
Промежуточная аттестация - проводится во 2-11 классах по каждому учебному предмету,
курсу, дисциплине, модулю по итогам учебного года. Промежуточная аттестация проводится в
форме выставления годовой оценки на последнем уроке учебного года на основе результатов
четвертных (полугодовых) оценок, и представляет собой результат четвертной (полугодовой)
оценки в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался обучающимся в
срок одной четверти (полугодия), либо среднее арифметическое результатов четвертных
(полугодовых) оценок в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался
обучающимся в срок более одной четверти (полугодия). Округление результата проводится по
правилам математического округления.
Недельный учебный план МБОУ Титовской СОШ
начального общего образования (1-4 классы) на 2025-2026 учебный год
(5-дневная учебная неделя)
Учебные предметы
Количество часов в неделю
Предметные
Всего
1 класс 2 класс 3 класс
4
области
Классы
класс
Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
5
5
5
5
20
литературное
Литературное чтение
4
4
4
4
16
чтение
Иностранный
–
2
2
2
6
язык
Английский язык
Математика и
4
4
4
4
16
информатика
Математика
Обществознание и
естествознание
2
2
2
2
8
(Окружающий
мир)
Окружающий мир
Основы
религиозных
–
–
–
1
1
культур и
Основы православной
светской этики
культуры
Изобразительное
1
1
1
1
4
искусство
Искусство
Музыка
1
1
1
1
4
Технология
Труд (технология)
1
1
1
1
4
Физическая
3
3
3
2
11
культура
Физическая культура
Итого
21
23
23
23
90
Учебные недели
33
34
34
34
135
Всего часов
653
782
782
782
2999
Максимально допустимая недельная
нагрузка, предусмотренная действующими
21
23
23
23
90
правилами и гигиеническими нормативами
Недельный учебный план МБОУ Титовской СОШ
основного общего образования (5-9 классы) на 2025-2026 учебный год
(5-дневная учебная неделя)
Предметные
области
Учебные предметы
Классы 5 класс
Количество часов
в неделю
6 класс 7 класс 8 класс
9 класс
Всего
Обязательная часть
Русский язык
и литература
Иностранные
языки
Математика и
информатика
Общественнонаучные предметы
Русский язык
Литература
Английский язык
Математика
Алгебра
Геометрия
Вероятность и
статистика
Информатика
История
5
3
3
5
3
6
3
3
5
3
4
2
3
3
2
3
2
3
3
3
3
3
2
3
2
21
13
15
10
12
6
1
1
1
3
1
3
1
1
2
2
3
13
1
1
2
2
2
2
2
2
3
2
2
8
7
4
7
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Изобразительное
искусство
Музыка
Труд (технология)
Основы безопасности
и защиты Родины
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
2
Физическая культура
2
2
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
27
2
Русский язык
История
ОБЗР
Химия
Занимательная биология
Учебные недели
Всего часов
Максимально допустимая недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) в
соответствии с действующими
санитарными правилами и нормами
1
Естественнонаучные предметы
Искусство
Технология
Основы
безопасности и
защиты Родины
Физическая
культура
3
1
1
1
4
8
1
1
2
2
2
2
10
28
30
31
32
148
2
2
2
1
9
1
1
0,5
0,5
1
1
34
986
1
34
1020
34
1088
34
1122
34
1122
3,5
0,5
3
1
0,5
170
5338
29
30
32
33
33
157
1
1
Недельный учебный план МБОУ Титовской СОШ
среднего общего образования 10 класс (Социально-экономический профиль)
на 2025-2026 учебный год
Предметная область
Учебный предмет
Уровень
Количество
часов в неделю
Русский язык и
литература
Русский язык
Б
2
Литература
Б
3
Иностранные языки
Иностранный язык
Б
3
Математика и
информатика
Алгебра и начала математического анализа
У
4
Геометрия
У
3
Вероятность и статистика
У
1
Информатика
Б
1
Физика
Б
2
Химия
Б
1
Биология
Б
1
Б
2
У
4
География
Б
1
Основы безопасности
и защиты Родины
Основы безопасности и защиты Родины
Б
1
Физическая культура
Физическая культура
Б
2
Обязательная часть
Естественно-научные
предметы
Общественно-научные История
предметы
Обществознание
Индивидуальный проект
1
ИТОГО
32
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
2
Русский язык: теория и практика
1
Физическая культура
1
Учебные недели
34
Всего часов
1156
Максимально допустимая недельная нагрузка в соответствии с
действующими санитарными правилами и нормами
34
Недельный учебный план МБОУ Титовской СОШ
среднего общего образования 11 класс
на 2025-2026 учебный год
Предметная область
Русский язык
и литература
Иностранные языки
Математика и информатика
Учебные предметы
Уровень
Русский язык
Б
Литература
Б
Английский язык
Б
Алгебра и начала
Б
Геометрия
Б
Вероятность и статистика
Б
Информатика
Б
Естественно-научные
Физика
Б
предметы
Химия
Б
Биология
Б
Общественно-научные
История
П
предметы
Обществознание
Б
География
П
Основы безопасности и
Основы безопасности и
Б
защиты Родины
защиты Родины
Физическая культура
Физическая культура
Б
Индивидуальный проект
Б
Геометрия
Русский язык: теория и
практика
Теория и практика написания
сочинений
Учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе:
11 класс
2
3
3
3
1
1
1
2
1
1
4
2
3
1
3
1
1
1
34
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ ООО
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР
МБОУ Титовской СОШ на 2025-2026 учебный год (вариант 7)
МБОУ Титовская СОШ является общеобразовательным учреждением, ориентированным на
получение всеми учащимися основного общего образования в соответствии с их интересами,
способностями, потребностями, а также в соответствии с запросами родителей.
Учебный план основного общего образования для учащихся МБОУ Титовской СОШ,
реализующей АООП ООО для учащихся с ЗПР, является основным организационным
механизмом реализации АООП ООО обучающихся с ОВЗ.
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки
учащихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время,
отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания
образования, требований к его усвоению и организации образовательной деятельности, а также
выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебный план составлен в соответствии со следующими документами и на основе методических
рекомендаций:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с
изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.05.2021 г. № 287 (с
изменениями и дополнениями);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодежи»;
- Приказ Минпросвещения России от 28.08.2020 г. № 442 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г.
№ 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Программа для детей с ОВЗ определяет содержание образования, организацию образовательной
деятельности и обеспечивает:
- образовательный уровень учащихся в соответствии с образовательными стандартами
с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;
- формирование общей культуры, духовно-нравственной личности учащихся;
- создание основы для реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную
успешность, осознанный выбор и последующее освоения профессиональных программ;
- создание условий для удовлетворения и развития интересов и способностей учащихся,
самореализацию их личности;
- коррекцию и компенсацию дефектов учащихся с нарушением интеллекта, психологопедагогическая реабилитация;
- обеспечение охраны и укрепления здоровья учащихся, формирование здорового образа жизни.
Программа направлена на реализацию образования учащихся с ЗПР.
Учебный план как составная часть организационного раздела АООП ООО
МБОУ Титовской СОШ утверждается приказом директора школы.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений. Обязательные предметные области учебного
плана и учебные предметы соответствуют ФГОС ООО.
В учебном плане представлены девять предметных областей и коррекционно-развивающая
область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области,
обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и
возможностей учащихся с ЗПР.
Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции
недостатков психофизического развития учащихся. В соответствии с ФГОС
ООО обучающихся с ОВЗ на коррекционную работу отводится не менее 2 часов в неделю на
одного обучающегося в зависимости от его потребностей.
Сроки освоения АООП ООО учащимися с ЗПР составляют 5 лет.
1.Продолжительность учебного года на уровне основного общего образования составляет 34
недели.
2. Продолжительность учебной недели –5 дней – 5-9 классы (при соблюдении гигиенических
требований к максимальным величинам недельной образовательной
нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.2821-10).
3. Продолжительность учебных занятий 40 минут.
4. Между началом коррекционных, внеклассных, факультативных занятий, кружков, секций и
последним уроком перерыв продолжительностью не менее 20 минут.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного основного образования:
- формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное
окружение;
- формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для учащихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей
каждого учащегося.
Коррекционно-развивающая область обеспечивает удовлетворение особых образовательных
потребностей учащихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков в психическом и/или
физическом развитии, формируется на основании рекомендаций ПМПК и представлена
следующим курсом:
«Психокоррекционные занятие» - 2 ч. в неделю.
Время, отведённое на коррекционно-развивающую область, не учитывается при определении
максимально допустимой учебной недельной нагрузки обучающихся.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме во
внеурочное время.
Содержание и порядок проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется по четвертям.
Промежуточная аттестация учащихся проводится в формах, определенных учебным планом.
Формами промежуточной аттестации являются: контрольная работа, диктант, списывание
текста, чтение текста, зачет, сдача нормативов.
Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется по пятибалльной системе.
Четвертные, годовые отметки выставляются за два дня до окончания четверти, учебного года.
Классные руководители итоги аттестации и решение Педагогического совета о переводе
учащегося обязаны довести до сведения учащихся и их родителей (законных представителей), а
в случае неудовлетворительных результатов учебного года – в письменном виде за подписью
родителей (законных представителей) учащегося с указанием даты ознакомления.
Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения
о результатах промежуточной аттестации учащихся как посредством заполнения
предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник учащегося,
электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей) учащихся.
Педагогические работники в рамках работы с родителями (законными представителями)
учащихся обязаны прокомментировать результаты промежуточной аттестации учащихся в
устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об
итогах промежуточной аттестации учащегося в письменной форме в виде выписки из
соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю.
Недельный учебный план МБОУ Титовской СОШ
основного общего образования (5-9 классы) на 2025-2026 учебный год
(5-дневная учебная неделя)
Учебные предметы
Предметные области
Обязательная часть
Русский язык
и литература
Иностранные языки
Математика и
информатика
Общественно-научные
предметы
Классы
Количество часов в
неделю
6 класс
Русский язык
Литература
Английский язык
Математика
Алгебра
Геометрия
Вероятность и
статистика
Информатика
6
3
3
5
История
3
Обществознание
1
Естественнонаучные предметы
Искусство
Технология
Основы безопасности и
защиты Родины
Физическая культура
География
Физика
Химия
Биология
Изобразительное
искусство
Музыка
Труд (технология)
Основы безопасности
и защиты Родины
Физическая культура
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Занимательная биология
ОБЗР
Психокоррекционные занятие
1
1
1
2
2
27
2
1
1
2
Индивидуальный учебный план основного общего образования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Для развития потенциала тех обучающихся с ЗПР, которые в силу особенностей
психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, а
также с целью обеспечения различных интересов обучающихся, могут разрабатываться с
участием родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках
которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов,
модулей, формы образования).
Индивидуальный учебный план (далее ИУП) предназначен для индивидуализации содержания
образования обучающегося с ЗПР в соответствии с его особыми образовательными
потребностями и с учетом индивидуальных особенностей.
Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного обучающегося или группы
обучающихся на основе учебного плана образовательной организации в соответствии с АООП
ООО обучающихся с ЗПР. ИУП фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающегося, название и структуру предметной области, распределяет
учебное время, отводимое на их освоение по учебным предметам.
Порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану определяется
образовательной организацией самостоятельно, а реализация индивидуального учебного плана
осуществляется в пределах осваиваемой образовательной программы и составляется на
определенный срок.
Особые условия обучения:
- продолжительность академического часа – 40 минут;
- перерывы между занятиями – 15 минут;
- предельно допустимая ежедневная нагрузка – 5 уроков;
- условия организации индивидуального обучения – на основании Договора.
Содержание самостоятельной работы обучающегося определяется в соответствии с рабочей
программой по учебному предмету и выполняется по заданию педагогического работника, под
его руководством, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, в целях
реализации интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей),
педагогического коллектива ОУ, отведена на увеличение учебных часов, предусмотренных на
изучение отдельных учебных предметов обязательной части учебного плана.
Индивидуальный учебный план
для учащихся на дому с задержкой психического развития
(вариант 7) в 2025-2026 учебном году
Количество часов в неделю
Учебные предметы
Предметные
области
Русский язык
и литература
Иностранные
языки
Математика и
информатика
Классы
Русский язык
Литература
Английский язык
Математика
Алгебра
Геометрия
Вероятность и
статистика
6 класс
8 класс
обяза
тельн
ая
нагру
зка
для
самостоят
ельного
изучения
обяза
тельн
ая
нагру
зка
3
2
1
4
3
1
2
1
3
2
0
для
самосто
ятельног
о
изучени
я
0
0
3
2
1
1
1
1
1
Информатика
Общественнонаучные предметы
Естественнонаучные предметы
Искусство
Технология
Основы
безопасности и
защиты Родины
История
1
2
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Изобразительное
искусство
Музыка
Труд (технология)
1
0
1
0
0,5
0,5
0,25
0,25
0,75
1.75
ОБЗР
Физическая
культура
1
1
1
1
1
0,5
0,5
1
1
1,5
1,5
1
0
0
1
1
1
0
освоб
ожде
2
н
14
12
16
31
Итого
Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающие курсы)
Физическая
культура
Психокоррекционные занятия
Спортивные игры
Россия – мои горизонты
2
2
1
1
Индивидуальный учебный план для обучающихся
с умственной отсталостью (вариант 9.1)
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Индивидуальный учебный план составлен на основании следующих нормативных
документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья утверждена приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года №1023.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (утв. постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81 «О
внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
Учебный план МБОУ Титовской СОШ (далее ― Учебный план), реализующей АООП для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий
объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по
классам и учебным предметам.
Учебный план направлен на реализацию целей и задач программ начального общего
образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант
9.1)); обеспечение выполнения требований ФГОС НОО ОВЗ обучающимися с ОВЗ; образование
через индивидуализацию образовательного процесса; интеграцию детей с ОВЗ в общество, их
социальную адаптацию; формирование личностных характеристик выпускника.
Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму
образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях» и предусматривает 4-5- летний срок освоения образовательных программ
начального общего образования для I – IV классов.
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая
область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области,
имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете
особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью
коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного
плана входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое
на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное
окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях.
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
необходимую
коррекцию
недостатков
в психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой в младших
классах. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя
из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы
реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области,
не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное,
социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью
образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные организации
предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на
их развитие.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно
осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов,
предусмотренных примерным учебным планом (4 часа).
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет
образовательная организация.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают
трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их
родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых
формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей,
темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ
сопровождается тьюторской поддержкой.
Для формирования положительной мотивации к обучению и созданию благоприятных и
комфортных условий, для коррекции и развития познавательной и эмоционально-личностной
сферы детей рекомендуется осуществлять текущий и итоговый контроль с индивидуальным и
дифференцированным подходом.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными)
компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки
- оценка результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов);
- школьный психолого-педагогический консилиум.
Система оценки распространяется на личностные и предметные результаты освоения АООП
(вариант 9.1).
Оценка результатов начинается со второго полугодия 2-го класса, когда у обучающихся уже
должны быть сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Во время
обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса используется
качественная оценка деятельности обучающегося через словесное и эмоциональное поощрение.
Оценка достижения предметных результатов базируется на следующих принципах:
- индивидуального подхода;
- дифференцированного подхода.
Балльная оценка свидетельствует о качестве усвоенных знаний и ориентирована на
следующие критерии:
- соответствие/несоответствие усвоения научных знаний и использование их в практике
(полнота и надежность знаний);
- «верно»/«неверно» усвоенные предметные результаты с точки зрения достоверности,
свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их
появления, способах их предупреждения или преодоления;
- прочность усвоения знаний (удовлетворительные; хорошие и очень хорошие (отличные);
- самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия/отсутствия
помощи и ее видов;
- задание выполнено полностью самостоятельно;
- выполнено по словесной инструкции;
- выполнено с опорой на образец;
- задание не выполнено при оказании различных видов помощи. Результаты овладения
АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного
решения:
- по способу предъявления (устные, письменные, практические);
- по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие). К
репродуктивным заданиям относятся, например, решение арифметических задач знакомых
видов, нахождение значения выражений на основе изученных вычислительных приемов и т. п.
От обучающейся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной
ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений. К продуктивным
заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Обучающейся приходится
применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложные
мыслительные действия (например, поисковые, преобразующие), создавать новый продукт
(составлять задачи, равенства или неравенства и т.п.).
Формы контроля и учета достижений обучающейся
Обязательные формы и методы контроля
Иные формы учета достижений
Текущий контроль
Промежуточная
Урочная
Внеурочная
аттестация
деятельность
деятельность
- устный опрос;
- письменная
- анализ динамики
- участие в
-письменный опрос; контрольная работа текущей
выставках,
- письменная
по предмету;
успеваемости
конкурсах,
самостоятельная
- тестирование;
соревнованиях,
работа;
- практическая
- творческий отчет.
- практическая
контрольная работа
работа;
по предмету.
- контрольное
списывание;
- тестирование;
- контрольная
работа.
№
1
2
3
Мониторинг итоговой оценки достижения планируемых результатов в реализации
АООП (вариант 9.1)
Балл
Характеристика продвижений
«удовлетворительно» (3)
если обучающийся верно выполнил от 35% до 50%
заданий.
«хорошо» (4)
если обучающийся верно выполнил от 51% до 65%
заданий.
«очень хорошо»,
если обучающийся верно выполнил от 35%
отлично» (5)
Отметки 1,2 в промежуточной аттестации не выставляются, так как такие баллы не
приемлемы в обучении ученика с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Педагог подбирает задание в соответствии с интеллектуальными возможностями обучающегося.
При оценке итоговых предметных результатов из всего спектра оценок выбираются такие,
которые стимулируют учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывают
положительное влияние на формирование жизненных компетенций. В ходе обучения ребенка с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОУ не дает цензового образования,
ее основной задачей является всесторонняя педагогическая поддержка ребенка с
интеллектуальной недостаточностью. Педагоги мотивируют обучающегося на ситуацию успеха,
создают комфортную обстановку, сберегают психологическое здоровье детей, стимулируют и
поощряют работу обучающегося независимо от степени усвоения учебного материала.
Содержательный контроль и оценка предметных результатов обучающегося с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает выявление индивидуальной
динамики качества усвоения предмета обучающимся и не допускает сравнения его с другими
детьми.
ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ
Обучение на дому осуществляется по индивидуальному учебному плану
учащегося, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, медицинских
рекомендаций, рекомендаций ПМПК, который согласовывается с родителями (законными
представителями) и является приложением к родительскому договору.
Организация образовательного процесса может иметь свои особенности в
зависимости от психофизического развития и возможностей обучающихся. Этими
особенностями могут быть:
- разные сроки освоения образовательных программ (возможно их увеличение по сравнению
с общеобразовательной школой)
- вариативность организации занятий с обучающими (занятия могут проводиться в
учреждении, на дому и комбинированно (часть занятий в школе, часть занятий дома).
- гибкость моделирования учебного плана.
Это способствует созданию условий для адаптации и социализации учащихся,
формированию у них коммуникативных навыков.
При желании родителей (законных представителей) учащийся может посещать занятия по
внеурочной деятельности.
Важнейшая составляющая организации обучения на дому – самостоятельная работа
учащегося на дому. В индивидуальном учебном плане предусматриваются часы инклюзивной
(или самостоятельной) работы, которые включаются в максимальную недельную нагрузку
обучающегося. Содержание самостоятельной работы учащегося включается в рабочую
программу учителя по предмету и направлено на расширение и углубление практических знаний
и умений по данному предмету, на усвоение межпредметных связей. Самостоятельная работа
выполняется учащимися на дому по заданию педагогического работника.
Индивидуальный учебный план (АООП для обучающегося с умственной
отсталостью) 3 класс
Предметные области
Количество часов в неделю
Учебные предметы
Учебный
Индивидуа Часы
план
льные
самостоятел
занятия с ьной работы
учителем
1. Язык и речевая 1.1.Русский язык
3
2
1
практика
1.2.Чтение
4
2
2
1.3.Речевая практика
2
1
1
2. Математика
2.1.Математика
4
2
2
3. Естествознание
3.1.Мир природы и человека
1
0,5
0,5
4. Искусство
4.1. Музыка
1
0,25
0,75
4.2. Изобразительное искусство 1
0,25
0,75
5. Физическая культура
5.1. Физическая культура
6. Технологии
6.1. Ручной труд
Итого
Коррекционно-развивающая область (коррекционные
занятия)
Внеурочная деятельность
3
0,5
2,5
1
20
2
0,5
9
0,5
11
1
Недельный учебный план внеурочной деятельности
МБОУ Титовской СОШ
начального общего образования (1-4 классы) на 2025-2026 учебный год
наименование курса
Разговор о важном
Функциональная грамотность
Тропинка в профессию
Орлята России
Занимательная информатика
Шахматы
Здоровейка
Школьный театр
Подвижные игры
ИТОГО недельная нагрузка
1 класс
1
0,25
0,25
0,5
1
1
1
1
2 класс
1
0,25
0,25
0,5
1
1
1
1
3 класс
1
0,25
0,25
0,5
1
1
1
1
6
6
6
4 класс
1
0,25
0,25
0,5
1
1
1
1
6
Недельный учебный план внеурочной деятельности
МБОУ Титовской СОШ
основного общего образования (5-9 классы) на 2025-2026 учебный год
наименование курса
Разговор о важном
Функциональная грамотность
Медиаграмотность
Робототехника
Русский язык и культура речи
Спортивные игры
Школа безопасности
Россия – мои горизонты
ИТОГО недельная нагрузка
5 класс
1
1
6 класс
1
1
1
1
1
1
5
7 класс
1
1
1
8 класс
1
1
1
9 класс
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
5
1
5
1
5
Недельный учебный план внеурочной деятельности
МБОУ Титовской СОШ
среднего общего образования (10-11 классы) на 2025-2026 учебный год
наименование курса
Разговор о важном
Школа волонтера
Семьеведение
Функциональная грамотность
Россия – мои горизонты
Юнармия
ИТОГО недельная нагрузка
10 класс
1
1
1
1
1
5
11 класс
1
1
1
1
1
5