Положение о разработке, структуре АООП

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Титовская средняя общеобразовательная школа

РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
МБОУ Титовской СОШ
протокол № 4 от 27.12.2024
Председатель ПС
___________ Артамонов А.С.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Титовской СОШ:
____________Артамонов А.С.
приказ № 173 от 27.12.2024

ПОЛОЖЕНИЕ
о разработке, структуре, содержании
и утверждении АООП НОО, АОП ООО

сл. Титовка
2024

1. Общие положения
1.1.Данное положение разработано на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020 г.) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.09.2020 г., а также с изменениями от 19.12.2023г, 08.08.2024г. вступ. в силу
с 01.03.2024г.).
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020 г.) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.09.2020 г., а также с изменениями от 19.12.2023г, 08.08.2024г. вступ. в силу
с 01.03.2024г.).
- ФЗ РФ от 03.05. 2012г. №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах
инвалидов»;
- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи» (Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28);
- Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1023 «Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 N 72654);
-СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья" от 10 июля 2015 №26
- Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. №1598 с
изменением и дополнением);
-Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021г.
№286, зарегистрирован 05.07.2021 № 64100, с изменениями во ФГОС НОО от
18.07.2022г. №569, зарегистрирован 17.08.2022 № 69676);
- Приказ Министерства просвещения РФ №31 от 22.01.2024 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки РФ и
Министерства просвещения РФ, касающиеся ФГОС НОО и ООО»
(зарегистрирован 22.02.2024 №77330)
- Приказ Минпросвещения РФ от 18.05.2023 №372 «Об утверждении ФОП
НОО» зарегистрирован 12.07.2023г. с поправками и изменениями,
вступающими в силу с 01.09.2024/25у.г.)
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
26.08.2010г. №761
«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные
2

характеристики должностей работников образования» (с изменениями и
дополнениями);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 17.07.2024 №495 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
адаптированных
программ»
(зарегистрирован 15.08.2024 №79163);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 №115 «Об утверждении
Порядка организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным общеобразовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования.
- Примерного
Положения о психолого-педагогическом консилиуме
образовательной организации (утверждено Распоряжением Министерства
просвещения РФ от 09.09.2019г. №Р- 93);
-Устава МБОУ Титовской СОШ;
– Основной образовательной программы ООО МБОУ Титовской СОШ;
– АООП ООО для обучающихся с ОВЗ МБОУ Титовской СОШ.
1.2 Адаптированная
образовательная
программа
(АОП)-внутренний
нормативно-правовой документ школы, обязательный для выполнения в
полном объеме который описывает содержание образования и механизм
реализации ФГОС для детей с ОВЗ. Все требования ФГОС для детейинвалидов должны быть отражены в адаптированной образовательной
программе.
Адаптированная
образовательная
программа
(АОП)образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья (в том числе с ивалидностью), с
учетом особенностей их психического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных лиц (273-ФЗ, ст.2).
1.3 АОП
разрабатывается
на
базе
федеральной
адаптированной
образовательной программы, основной общеобразовательной программы.
Адаптированная рабочая программа составляется на основе программ по
отдельным учебным предметам и авторских программ к линиям учебников,
входящих в федеральный перечень УМК, рекомендованных Минпросвещения
РФ к использованию в образовательном процессе;
1.4. Цель адаптированной рабочей программы - создание условий для
планирования, организации и управления образовательным процессом по
определенному учебному предмету, курсу для детей с ОВЗ.
1.5.Задачи программы:
- адаптировать, определить содержание, объем, порядок изучения учебной
дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебновоспитательного процесса обучающихся с ОВЗ.
3

1.6. Функции адаптированной рабочей программы:
- нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в
полном объеме;
- целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения
которых она введена в ту или иную образовательную область;
- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов
содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму
содержания), а также степень их трудности;
- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность
усвоения элементов содержания, организационные формы и методы,
средства и условия обучения;
- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания,
объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
2. Технология разработки адаптированной рабочей программы.
2.1. Основанием для разработки Рабочей программы являются заключение
ПМПК и заявление родителей (законных представителей) о переводе на
обучение по АООП;
2.2. Заключение ПМПК и заявление родителей (законных представителей) о
переводе на обучение по адаптированной основной образовательной
программе рассматривается на ППк и определяются сроки составления
рабочей программы (до 10 рабочих дней). При необходимости, составляется
индивидуальный учебный план (ИУП);
2.3. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного
предмета (курса) осуществляется самостоятельно каждым педагогом в
соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским
видением дисциплины (образовательной области).
2.4. При создании РП для обучающихся с ОВЗ педагог следует
рекомендациям в соответствии со структурой адаптированной рабочей
программы, изложенной в данном положении.
2.5. Учитель в РП по предмету (курсу) распределяет часы по разделам и
темам самостоятельно, ориентируясь на учебный план к АООП,
используемые учебно-методические комплекты и индивидуальные
особенности обучающихся с ОВЗ.
2.6. Рабочая программа разрабатывается на уровень образования и
выкладывается на официальный сайт МБОУ Титовской СО в виде
электронного документа в составе образовательной программы.
2.7. Рабочая программа рассматривается на заседании психологопедагогического консилиума. Программа ежегодно утверждается в начале
учебного года (до первого сентября текущего года) приказом руководителя
образовательного учреждения или внепланово в течение года.
4

2.8. Все дополнения в РП рассматриваются на заседании психологопедагогического консилиума и утверждаются руководителем СОШ. Педагог
оставляет за собой право незначительной правки программы по ходу
реализации работы.
3. Структура адаптированной рабочей программы.
3.1. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (пункт
2.9.5.), ФГОС ООО и ФАОП, программы отдельных учебных предметов,
курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения
АООП обучающимися с ОВЗ.
Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов
разрабатываются на основе:
– требований к результатам освоения АООП НОО и АООП ООО;
– программы формирования универсальных (базовых) учебных действий.
Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов должны
содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели при
получении НОО или ООО с учетом специфики учебного предмета,
коррекционного курса;
2) общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса;
3) описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане;
4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
конкретного учебного предмета, коррекционного курса (в зависимости от
варианта АООП НОО программы отдельных учебных предметов,
коррекционных курсов должны содержать только личностные и предметные
результаты, указанные в приложениях № 1-8 стандарта);
6) содержание учебного предмета, коррекционного курса;
7) тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся;
8) описание материально-технического обеспечения образовательного
процесса. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны
обеспечивать достижение планируемых результатов освоения АООП НОО
или АООП ООО обучающихся с ОВЗ. Программы отдельных учебных
предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам
освоения АООП НОО и АООП ООО с учётом основных направлений
программ, включённых в структуру ФАОП.
9)
3.2. В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (пункт 2.9.5.): Программы отдельных учебных
предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых
результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной
отсталостью. Программы отдельных учебных предметов, коррекционных
курсов разрабатываются на основе:
– требований к личностным и предметным результатам (возможным
5

результатам) освоения АООП;
– программы формирования базовых учебных действий.
Программы учебных предметов, коррекционных курсов должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели
образования с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса;
2) общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса с
учетом особенностей его освоения обучающимися;
3)описание места учебного предмета в учебном плане;
4)личностные и предметные результаты освоения учебного предмета,
коррекционного курса;
5)содержание учебного предмета, коррекционного курса;
6) тематическое
планирование с
определением
основных видов
учебной
деятельности обучающихся;
7)описание
материально-технического
обеспечения
образовательной
деятельности.
3.3. Структура адаптированной рабочей программы является формой
представления учебного предмета (курса) как целостной системы,
отражающей внутреннюю логику организации учебно- методического
материала, и включает в себя следующие элементы:
Элементы
рабочей
программы
Титульный
лист

Содержание элементов рабочей
программы
полное
наименование
образовательного учреждения;
-гриф
утверждения
программы
(рассмотрение на заседании школьного
методического
объединения,
согласование
с
заместителем директора по УВР и
утверждение директором школы с
указанием даты);
- название учебного предмета (курса),
для изучения которого написана
программа
с
указанием
вида
адаптированной программы, класс;
- фамилию,
имя
и
отчество
составителя программы (одного или
нескольких),
квалификационная
категория;
- название населенного пункта;
- год разработки программы
-

Примечание

Название АООП
(вариант)
согласно
заключению
ПМПК. Название
отдельного
предмета (курса)
согласно учебного
плана к АООП.

6

1.Пояснительна
– нормативные акты и учебноя записка
методические документы, на основании
которых разработана рабочая программа
(ФГОС, ФАОП, примерная программа по
учебному
предмету,
авторская
программа);
-психолого-педагогическая
характеристика обучающихся с ОВЗ;
- описание особых образовательных
потребностей обучающихся с ОВЗ;–
общие цели образования с учетом
специфики учебного предмета, курса,
категории обучающихся с ОВЗ;
– роль учебного курса, предмета в
достижении обучающимися с ОВЗ
планируемых результатов освоения
основной образовательной программы
школы
(указывается направленность программы
на формирование личностных,
метапредметных и предметных
результатов освоения конкретного
предмета, курса), а также решения задач
коррекции развития;
- обоснование выбора содержания части
программы по учебному предмету,
формируемой
участниками
образовательных отношений/компонента
образовательной
организации.
2.Общая
В данном разделе необходимо раскрыть
характеристи
роль и значимость предмета с точки зрения
ка учебного
целей образования категории обучающихся
предмета,
с ОВЗ (с
опорой
на
концепцию
курса
Стандартов
специального
образования),
современных
требований к результатам освоения
АООП. Показывается преемственность при
изучении данного предмета, курса в
начальной
и
основной
школе,
расставляются акценты в осуществлении
связи обучения по предмету с практикой и

Адаптированные
основные
образовательные
программы
начального
общего, основного
общего
образования детей
с нарушениями
(https://fgosreestr.ru
/), Федеральная
адаптированная
образовательная
программаФАОП. ФГОС с
ОВЗ.

Дифференцирован
ные требования к
вариантам АООП
НОО приведены
в приложениях № 1
– 8 кнастоящему
Стандарту

7

с актуальными проблемами
социализации
и
дальнейшей
социальной адаптации лиц с ОВЗ.
3.Описание
места учебного
предмета,
курса в
учебном плане

Данный раздел предполагает указание
классов, в которых планируется освоение
данной рабочей программы, и количества
часов,
выделенных
на
освоение
программы,
а также разделение на инвариантную и
вариативную (формируемую участниками
образовательных отношений/ компонент
образовательной организации) части.
Возможна разбивка общего количества
часов по неделям и годам обучения в
табличном виде.
Количество
учебных
занятий
по
предметным областям за 4 учебных года
не может составлять более 3 039 часов, за
5 учебных лет - более 3 821 часа, за 6
учебных лет - более 4 603 часов

4.Описание
ценностных
ориентиров
содержания
учебного
предмета

Программа
формирования
универсальных учебных действий у
обучающихся с ОВЗ при получении
образования должна содержать
описание ценностных ориентиров
содержания образования на каждом
уровне образования.

Учебный план
включает
предметные
области в
зависимости от
вариантов АООП
НОО, указанных в
приложениях № 1
- 8 к настоящему
Стандарту.
А также от
вариантов АООП
ООО.
Обязательным
элементом
структуры
Учебного плана
является
"Коррекционноразвивающая
область",
реализующаяся
через содержание
коррекционных
курсов, указанных
в приложениях
№1 – 8
настоящему
Стандарту.
https://fgosreest
r.ru/ АООП на
сайте ОО.

8

5.Личностные,
метапредметн
ые,
предметные
результаты
освоения
конкретного
учебного
предмета,
курса

В рабочие программы необходимо https://fgosreestr.r
включать не обобщенные требования к u/ АООП на
результатам, сформулированные
в сайте ОО.
соответствующем ФГОС, а формулировки В зависимости от
результатов из ФАОП. В данном
варианта АООП
разделе отражаются
личностные, НОО программа
метапредметные
и
предметные формирования
результаты освоения учебного
универсальных
предмета, курса (далее третьего и учебных действий
четвертого вариантов АООП НОО и заменяется
вариантов
АООП
образования программой
обучающихся
с
умственной базовых учебных
отсталостью – только личностные и
действий,
предметные), согласующиеся с
указанных в
поставленными ранее целями
освоения приложениях № 1
рабочей программы. Результаты
-8 к
отражают как общие (общественные и настоящему
государственные), так и особые (для Стандарту.
данной категории обучающихся с ОВЗ) АООП
ОООобразовательные
потребности, ПФУУДООО
сформулированые в деятельностной форме, (программа
что
позволяет
затем
разрабатывать формирования
необходимые
контрольно-измерительные УУД ООО и
материалы для оценки степени достижения ФАОП).
запланированных результатов. Необходимо
показать
связь
планируемых
образовательных результатов с достижением
коррекционных целей образования в ходе
освоения содержанияучебного
предмета
обучающимися с ОВЗ. В данном разделе
могут фиксироваться элементы общей
стратегии, направления и технологии, а также
специальные требования к условиям
формирования УУД (БУД) у обучающихся с
ОВЗ, раскрыты ожидаемые результаты
сформированности УУД (БУД) в учебном
предмете, курсе. Кроме того, в данном
разделе рабочих программ педагогам
рекомендуется представить особенности
содержания
индивидуально
ориентированной
работы, определенные программой развития
УУД (БУД) образовательной организации.

9

6.Содержани - наименование разделов учебной
е учебного
программы и характеристику основных
предмета,
содержательных линий;
курса
–
перечень
планируемых
видов
деятельности, экскурсий;
–
направления проектной
деятельности обучающихся;
– использование
резерва учебного
времени. Проектирование содержания
(порядок изучения разделов и тем)
учебного предмета, количество часов на
изучение каждой темы осуществляется
в соответствии с ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ, ФАОП, ФГОС
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
индивидуально учителем (автором или
коллективом авторов рабочей
программы) с учётом используемого
УМК, особенностей образовательной
организации и категории обучающихся
с ОВЗ.
7.
– разделы
программы
(должны
Тематическое совпадать с наименованиями разделов,
планирование указанными
в
предыдущем
с
компоненте рабочей программы
определением «Содержание учебного предмета»);
основных
– темы, входящие в данный раздел;
видов
– основное содержание по темам;
учебной
– характеристику
основных видов
деятельности деятельности ученика (на уровне
обучающихся учебных действий).
Тематическое планирование, как и вся
рабочая программа, составляется на
уровень образования или на учебный
год по предмету. Указывается разбивка
содержания образования по часам и
годам обучения.

https://fgosreestr.
ru/ ФАОП

Название
отдельного
предмета
(курса),
количество
часов согласно
учебного плана к
АООП

10

8.Описание
материальнотехнического
обеспечения
образователь
ного
процесса

печатные
пособия
(учебники
указываются с теми годами издания,
которые имеются в школьной
библиотеке
и
будут
выданы
обучающимся для освоения тем и
разделов рабочей программы по
учебному предмету);
– экранно-звуковые пособия (могут
быть в цифровом виде);
– технические
средства обучения
(средства ИКТ);
– цифровые
и
электронные
образовательные ресурсы;
– учебно-практическое и учебнолабораторное оборудование;
– натуральные
объекты;
–
демонстрационные пособия;
– музыкальные инструменты;
– натуральный фонд.
–

https://fgosreestr.ru/
Описать систему
созданных
специальных
условий реализации
программы в
соответствии
СанПиН для
обучающихся с ОВЗ
(по заключению
ПМПК),
Методическое
пособие по
оптимизации
системы оценивания
и улучшению
организации
психологопедагогической
помощи
обучающимся с
нарушениями чтения
и письма (письмо от
10 апреля 2020 г. n
07-2627)

9.
Могут быть оформлены в
Приложение отдельной папке и включать
к программе следующие материалы:
- контрольно-измерительные
материалы (КИМы) или ссылки на
методическую
литературу,
их
содержащую;
- темы проектов;
- темы творческих работ;
- примеры работ и т.п.;
- методические рекомендации и др.
3.4. Результаты освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) и
система их оценки – отражает индивидуальные, общественные и
государственные потребности, сформулированные с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся; определяет систему оценки
планируемых результатов, индивидуальных достижений обучающихся в
формах и видах контроля, контрольно-измерительных материалах, в
показателях уровня успешности учащихся (хорошо/отлично, рейтинг,
11

портфолио и др.), особенности оценивания индивидуального проекта и др.
4. Оформление адаптированной рабочей программы.
4.1. Требования к оформлению: шрифт Times New Roman размером 12 для
основного текста и размером 11 для приложений, одинарный межстрочный
интервал. Отступы сверху и снизу – 1,5 см, слева – 3 см, справа – 1,5 см;
таблицы заполняются кегль 12,переносы в тексте не ставятся, выравнивание
по ширине, абзац 1,5 см. Готовая программа прошивается (брошюруется).
Титульный лист считается первым, не подлежит нумерации, также как и
листы приложения. Список литературы строится в алфавитном порядке,
допускается оформление списка литературы по основным разделам каждой
образовательной области.
4.2. Рабочая программа в электронном виде выкладывается на сайт ОО как
приложение к АООП. Вариант РП распечатывается в одном экземпляре с
добавлением контрольно-измерительных материалов, прошивается и
находится у педагога;
4.3. Хранятся документы в течение всего периода обучения ребенка в ОО и в
течение 5 лет по окончании им ОО. По истечению сроков хранения
документы подлежат уничтожению.
4.4. Если количество часов в учебном плане образовательного учреждения не
совпадает с количеством часов в примерной (авторской) программе (более
чем на 6 часов в год) вне зависимости от количества учебных недель в
общеобразовательном учреждении, то производится корректировка
авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их
изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем.
5. Заключительные положения
5.1. Настоящее ПОЛОЖЕНИЕ о разработке, структуре, содержании и
утверждении АООП НОО, АОП ООО является локальным нормативным
актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается
(либо вводится в действие) приказом директора организации,
осуществляющей образовательную деятельность.
5.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
5.3. Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану
принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.5.1. настоящего
Положения.
5.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений некоторых
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция
автоматически теряет силу.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».