Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Титовская средняя общеобразовательная школа РАССМОТРЕНО Педагогическим советом МБОУ Титовской СОШ протокол № 4 от 27.12.2024 Председатель ПС ___________ Артамонов А.С. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Титовской СОШ: ____________Артамонов А.С. приказ № 173 от 27.12.2024 ПОЛОЖЕНИЕ о разработке, структуре, содержании и утверждении АООП НОО, АОП ООО сл. Титовка 2024 1. Общие положения 1.1.Данное положение разработано на основе: - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020 г., а также с изменениями от 19.12.2023г, 08.08.2024г. вступ. в силу с 01.03.2024г.). - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020 г., а также с изменениями от 19.12.2023г, 08.08.2024г. вступ. в силу с 01.03.2024г.). - ФЗ РФ от 03.05. 2012г. №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»; - СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28); - Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 N 72654); -СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10 июля 2015 №26 - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. №1598 с изменением и дополнением); -Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021г. №286, зарегистрирован 05.07.2021 № 64100, с изменениями во ФГОС НОО от 18.07.2022г. №569, зарегистрирован 17.08.2022 № 69676); - Приказ Министерства просвещения РФ №31 от 22.01.2024 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки РФ и Министерства просвещения РФ, касающиеся ФГОС НОО и ООО» (зарегистрирован 22.02.2024 №77330) - Приказ Минпросвещения РФ от 18.05.2023 №372 «Об утверждении ФОП НОО» зарегистрирован 12.07.2023г. с поправками и изменениями, вступающими в силу с 01.09.2024/25у.г.) - Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г. №761 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные 2 характеристики должностей работников образования» (с изменениями и дополнениями); - Приказ Министерства просвещения РФ от 17.07.2024 №495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных программ» (зарегистрирован 15.08.2024 №79163); - Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. - Примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации (утверждено Распоряжением Министерства просвещения РФ от 09.09.2019г. №Р- 93); -Устава МБОУ Титовской СОШ; – Основной образовательной программы ООО МБОУ Титовской СОШ; – АООП ООО для обучающихся с ОВЗ МБОУ Титовской СОШ. 1.2 Адаптированная образовательная программа (АОП)-внутренний нормативно-правовой документ школы, обязательный для выполнения в полном объеме который описывает содержание образования и механизм реализации ФГОС для детей с ОВЗ. Все требования ФГОС для детейинвалидов должны быть отражены в адаптированной образовательной программе. Адаптированная образовательная программа (АОП)образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с ивалидностью), с учетом особенностей их психического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (273-ФЗ, ст.2). 1.3 АОП разрабатывается на базе федеральной адаптированной образовательной программы, основной общеобразовательной программы. Адаптированная рабочая программа составляется на основе программ по отдельным учебным предметам и авторских программ к линиям учебников, входящих в федеральный перечень УМК, рекомендованных Минпросвещения РФ к использованию в образовательном процессе; 1.4. Цель адаптированной рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенному учебному предмету, курсу для детей с ОВЗ. 1.5.Задачи программы: - адаптировать, определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебновоспитательного процесса обучающихся с ОВЗ. 3 1.6. Функции адаптированной рабочей программы: - нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме; - целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область; - определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности; - процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения; - оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся. 2. Технология разработки адаптированной рабочей программы. 2.1. Основанием для разработки Рабочей программы являются заключение ПМПК и заявление родителей (законных представителей) о переводе на обучение по АООП; 2.2. Заключение ПМПК и заявление родителей (законных представителей) о переводе на обучение по адаптированной основной образовательной программе рассматривается на ППк и определяются сроки составления рабочей программы (до 10 рабочих дней). При необходимости, составляется индивидуальный учебный план (ИУП); 2.3. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета (курса) осуществляется самостоятельно каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины (образовательной области). 2.4. При создании РП для обучающихся с ОВЗ педагог следует рекомендациям в соответствии со структурой адаптированной рабочей программы, изложенной в данном положении. 2.5. Учитель в РП по предмету (курсу) распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на учебный план к АООП, используемые учебно-методические комплекты и индивидуальные особенности обучающихся с ОВЗ. 2.6. Рабочая программа разрабатывается на уровень образования и выкладывается на официальный сайт МБОУ Титовской СО в виде электронного документа в составе образовательной программы. 2.7. Рабочая программа рассматривается на заседании психологопедагогического консилиума. Программа ежегодно утверждается в начале учебного года (до первого сентября текущего года) приказом руководителя образовательного учреждения или внепланово в течение года. 4 2.8. Все дополнения в РП рассматриваются на заседании психологопедагогического консилиума и утверждаются руководителем СОШ. Педагог оставляет за собой право незначительной правки программы по ходу реализации работы. 3. Структура адаптированной рабочей программы. 3.1. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (пункт 2.9.5.), ФГОС ООО и ФАОП, программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения АООП обучающимися с ОВЗ. Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов разрабатываются на основе: – требований к результатам освоения АООП НОО и АООП ООО; – программы формирования универсальных (базовых) учебных действий. Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов должны содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели при получении НОО или ООО с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса; 2) общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса; 3) описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане; 4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; 5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, коррекционного курса (в зависимости от варианта АООП НОО программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов должны содержать только личностные и предметные результаты, указанные в приложениях № 1-8 стандарта); 6) содержание учебного предмета, коррекционного курса; 7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; 8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения АООП НОО или АООП ООО обучающихся с ОВЗ. Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения АООП НОО и АООП ООО с учётом основных направлений программ, включённых в структуру ФАОП. 9) 3.2. В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (пункт 2.9.5.): Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью. Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов разрабатываются на основе: – требований к личностным и предметным результатам (возможным 5 результатам) освоения АООП; – программы формирования базовых учебных действий. Программы учебных предметов, коррекционных курсов должны содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса; 2) общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися; 3)описание места учебного предмета в учебном плане; 4)личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса; 5)содержание учебного предмета, коррекционного курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; 7)описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности. 3.3. Структура адаптированной рабочей программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно- методического материала, и включает в себя следующие элементы: Элементы рабочей программы Титульный лист Содержание элементов рабочей программы полное наименование образовательного учреждения; -гриф утверждения программы (рассмотрение на заседании школьного методического объединения, согласование с заместителем директора по УВР и утверждение директором школы с указанием даты); - название учебного предмета (курса), для изучения которого написана программа с указанием вида адаптированной программы, класс; - фамилию, имя и отчество составителя программы (одного или нескольких), квалификационная категория; - название населенного пункта; - год разработки программы - Примечание Название АООП (вариант) согласно заключению ПМПК. Название отдельного предмета (курса) согласно учебного плана к АООП. 6 1.Пояснительна – нормативные акты и учебноя записка методические документы, на основании которых разработана рабочая программа (ФГОС, ФАОП, примерная программа по учебному предмету, авторская программа); -психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ; - описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;– общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, курса, категории обучающихся с ОВЗ; – роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы (указывается направленность программы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного предмета, курса), а также решения задач коррекции развития; - обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету, формируемой участниками образовательных отношений/компонента образовательной организации. 2.Общая В данном разделе необходимо раскрыть характеристи роль и значимость предмета с точки зрения ка учебного целей образования категории обучающихся предмета, с ОВЗ (с опорой на концепцию курса Стандартов специального образования), современных требований к результатам освоения АООП. Показывается преемственность при изучении данного предмета, курса в начальной и основной школе, расставляются акценты в осуществлении связи обучения по предмету с практикой и Адаптированные основные образовательные программы начального общего, основного общего образования детей с нарушениями (https://fgosreestr.ru /), Федеральная адаптированная образовательная программаФАОП. ФГОС с ОВЗ. Дифференцирован ные требования к вариантам АООП НОО приведены в приложениях № 1 – 8 кнастоящему Стандарту 7 с актуальными проблемами социализации и дальнейшей социальной адаптации лиц с ОВЗ. 3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Данный раздел предполагает указание классов, в которых планируется освоение данной рабочей программы, и количества часов, выделенных на освоение программы, а также разделение на инвариантную и вариативную (формируемую участниками образовательных отношений/ компонент образовательной организации) части. Возможна разбивка общего количества часов по неделям и годам обучения в табличном виде. Количество учебных занятий по предметным областям за 4 учебных года не может составлять более 3 039 часов, за 5 учебных лет - более 3 821 часа, за 6 учебных лет - более 4 603 часов 4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ при получении образования должна содержать описание ценностных ориентиров содержания образования на каждом уровне образования. Учебный план включает предметные области в зависимости от вариантов АООП НОО, указанных в приложениях № 1 - 8 к настоящему Стандарту. А также от вариантов АООП ООО. Обязательным элементом структуры Учебного плана является "Коррекционноразвивающая область", реализующаяся через содержание коррекционных курсов, указанных в приложениях №1 – 8 настоящему Стандарту. https://fgosreest r.ru/ АООП на сайте ОО. 8 5.Личностные, метапредметн ые, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса В рабочие программы необходимо https://fgosreestr.r включать не обобщенные требования к u/ АООП на результатам, сформулированные в сайте ОО. соответствующем ФГОС, а формулировки В зависимости от результатов из ФАОП. В данном варианта АООП разделе отражаются личностные, НОО программа метапредметные и предметные формирования результаты освоения учебного универсальных предмета, курса (далее третьего и учебных действий четвертого вариантов АООП НОО и заменяется вариантов АООП образования программой обучающихся с умственной базовых учебных отсталостью – только личностные и действий, предметные), согласующиеся с указанных в поставленными ранее целями освоения приложениях № 1 рабочей программы. Результаты -8 к отражают как общие (общественные и настоящему государственные), так и особые (для Стандарту. данной категории обучающихся с ОВЗ) АООП ОООобразовательные потребности, ПФУУДООО сформулированые в деятельностной форме, (программа что позволяет затем разрабатывать формирования необходимые контрольно-измерительные УУД ООО и материалы для оценки степени достижения ФАОП). запланированных результатов. Необходимо показать связь планируемых образовательных результатов с достижением коррекционных целей образования в ходе освоения содержанияучебного предмета обучающимися с ОВЗ. В данном разделе могут фиксироваться элементы общей стратегии, направления и технологии, а также специальные требования к условиям формирования УУД (БУД) у обучающихся с ОВЗ, раскрыты ожидаемые результаты сформированности УУД (БУД) в учебном предмете, курсе. Кроме того, в данном разделе рабочих программ педагогам рекомендуется представить особенности содержания индивидуально ориентированной работы, определенные программой развития УУД (БУД) образовательной организации. 9 6.Содержани - наименование разделов учебной е учебного программы и характеристику основных предмета, содержательных линий; курса – перечень планируемых видов деятельности, экскурсий; – направления проектной деятельности обучающихся; – использование резерва учебного времени. Проектирование содержания (порядок изучения разделов и тем) учебного предмета, количество часов на изучение каждой темы осуществляется в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФАОП, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью индивидуально учителем (автором или коллективом авторов рабочей программы) с учётом используемого УМК, особенностей образовательной организации и категории обучающихся с ОВЗ. 7. – разделы программы (должны Тематическое совпадать с наименованиями разделов, планирование указанными в предыдущем с компоненте рабочей программы определением «Содержание учебного предмета»); основных – темы, входящие в данный раздел; видов – основное содержание по темам; учебной – характеристику основных видов деятельности деятельности ученика (на уровне обучающихся учебных действий). Тематическое планирование, как и вся рабочая программа, составляется на уровень образования или на учебный год по предмету. Указывается разбивка содержания образования по часам и годам обучения. https://fgosreestr. ru/ ФАОП Название отдельного предмета (курса), количество часов согласно учебного плана к АООП 10 8.Описание материальнотехнического обеспечения образователь ного процесса печатные пособия (учебники указываются с теми годами издания, которые имеются в школьной библиотеке и будут выданы обучающимся для освоения тем и разделов рабочей программы по учебному предмету); – экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде); – технические средства обучения (средства ИКТ); – цифровые и электронные образовательные ресурсы; – учебно-практическое и учебнолабораторное оборудование; – натуральные объекты; – демонстрационные пособия; – музыкальные инструменты; – натуральный фонд. – https://fgosreestr.ru/ Описать систему созданных специальных условий реализации программы в соответствии СанПиН для обучающихся с ОВЗ (по заключению ПМПК), Методическое пособие по оптимизации системы оценивания и улучшению организации психологопедагогической помощи обучающимся с нарушениями чтения и письма (письмо от 10 апреля 2020 г. n 07-2627) 9. Могут быть оформлены в Приложение отдельной папке и включать к программе следующие материалы: - контрольно-измерительные материалы (КИМы) или ссылки на методическую литературу, их содержащую; - темы проектов; - темы творческих работ; - примеры работ и т.п.; - методические рекомендации и др. 3.4. Результаты освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) и система их оценки – отражает индивидуальные, общественные и государственные потребности, сформулированные с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; определяет систему оценки планируемых результатов, индивидуальных достижений обучающихся в формах и видах контроля, контрольно-измерительных материалах, в показателях уровня успешности учащихся (хорошо/отлично, рейтинг, 11 портфолио и др.), особенности оценивания индивидуального проекта и др. 4. Оформление адаптированной рабочей программы. 4.1. Требования к оформлению: шрифт Times New Roman размером 12 для основного текста и размером 11 для приложений, одинарный межстрочный интервал. Отступы сверху и снизу – 1,5 см, слева – 3 см, справа – 1,5 см; таблицы заполняются кегль 12,переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,5 см. Готовая программа прошивается (брошюруется). Титульный лист считается первым, не подлежит нумерации, также как и листы приложения. Список литературы строится в алфавитном порядке, допускается оформление списка литературы по основным разделам каждой образовательной области. 4.2. Рабочая программа в электронном виде выкладывается на сайт ОО как приложение к АООП. Вариант РП распечатывается в одном экземпляре с добавлением контрольно-измерительных материалов, прошивается и находится у педагога; 4.3. Хранятся документы в течение всего периода обучения ребенка в ОО и в течение 5 лет по окончании им ОО. По истечению сроков хранения документы подлежат уничтожению. 4.4. Если количество часов в учебном плане образовательного учреждения не совпадает с количеством часов в примерной (авторской) программе (более чем на 6 часов в год) вне зависимости от количества учебных недель в общеобразовательном учреждении, то производится корректировка авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем. 5. Заключительные положения 5.1. Настоящее ПОЛОЖЕНИЕ о разработке, структуре, содержании и утверждении АООП НОО, АОП ООО является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность. 5.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 5.3. Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.5.1. настоящего Положения. 5.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений некоторых пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически теряет силу. 12